6209609ea07e9c17e5ba18bd5a7cf0f5.ppt
- Количество слайдов: 62
Зрелое Средневековье Романский стиль XI - XII века
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все романское искусство. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
• Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. • Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, — ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.
• Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.
ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ Первый общеевропейский стиль, продолжает римские строительные традиции: облицовка тёсанным камнем, использование арок и цилиндрических сводов; все постройки носят оборонительный, крепостной характер: храм – крепость Бога, замок – крепость феодала, толстые стены, узкие окна, массивные башни. Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала. - оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени. -все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности; - в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами.
Эволюция рыцарского замка 1 - IX век 2 - нормандский замок XI века с пешеходным мостом на главную башню 3 – тип башни замка из кирпича, Х век 4 – англо-романский замок, конец ХI века 5 – замок на острове, XIII – XIV века
Замок Шато-Гайар на Сене (XII в. ) Построен английским королём Ричардом Львиное Сердце в 1196— 1198 гг.
Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль
город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII в. )
Характеристика стиля 1. Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами
2. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Донжо н (фр. donjon) — главная башня в европейских феодальных замках.
В центре архитектурной композиции высится массивная башня. Узкие, высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточной и западной стороны. Собор в Вормсе
3. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами.
ПОРТАЛ- вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками. Порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Сцена Страшного суда на тимпане
4. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Свод - тип перекрытия которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.
Арка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролета между двумя опорами (колоннами, устоями моста).
НЕРВЮРА – арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ – верхняя часть колонны с резьбой растительноорнаментального стиля.
Виды романских капителей
Атриум – внутренний двор, окружённый аркадами, пристройка к храму.
КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре Капелла кающихся грешников. Больё-сюр. Дордонь
ИНТЕРЬЕР - внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство. Характерные черты романского стиля: • Огромная высота интерьеров. • В украшении интерьера большое место принадлежит живописи- фрескам и витражам.
ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке.
Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке.
Роспись крипта базилики Святого Исидора в Леоне, Испания. Каталонская фреска.
ВИТРАЖ - картина или узор из цветного стекла
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА Почему ранее христианство не поощряло создание круглых скульптур? Важнейшая примета романской скульптуры – условность. Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а в передачи сути явления.
Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.
В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.
Тема добра и зла, выражена в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.
Внутреннее убранство, мебель романского замка
Одежда в романского периода
Женская одежда
Мужская одежда
Головные уборы, прически
Ювелирные изделия
Ландшафтная архитектура
Современный романский стиль
Русский романский стиль
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ