Скачать презентацию Зороастризм  Автор Шмелев Артем Вахви Скачать презентацию Зороастризм Автор Шмелев Артем Вахви

Зороастризм.pptx

  • Количество слайдов: 17

Зороастризм Презентация Автор: Шмелев Артем Зороастризм Презентация Автор: Шмелев Артем

 Вахви Даэна Маздаясна (в переводе с авестийского - Благая Вера почитания Мудрого), также Вахви Даэна Маздаясна (в переводе с авестийского - Благая Вера почитания Мудрого), также известная как зороастризм и маздеизм – древнейшая религия откровения, образованная арийским пророком Спитамой Заратуштрой и его последователями. Она берет начало от откровения, полученного Пророком от Бога Ахура Мазды на берегу реки Вахви Даитьи. Откровение запечатлено в Авесте – Священном Писании Благой Веры, частично сохранившейся до наших дней.

Ахура Мазда Единый Бог Творец, Всеблагой, Всесведующий, Всемогущий. Его имя состоит из слов Ахура(Властелин, Ахура Мазда Единый Бог Творец, Всеблагой, Всесведующий, Всемогущий. Его имя состоит из слов Ахура(Властелин, владыка бытия, Господь) и Мазда(Мудрый). Он пребывает в Гародмане (Доме Песни) в окружении язатов и Амешаспандов- Благих Созданий. Хотя Ахура Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом. Имя Ахура Мазда , записанное на авестийском языке Современный рисунок: Ахура Мазда попирает Ахримана

Язаты буквально - «почтенный, почитаемый, кому посвящается ясна» . В узком смысле: одни из Язаты буквально - «почтенный, почитаемый, кому посвящается ясна» . В узком смысле: одни из Благих Творений Ахура Мазды, Его помощники. Одними из наиболее почитаемых язатов являются Митра (покровитель договора), Анахита, олицетворяющая плодородие и Веретрагна (он же Варахран, Бахрам), покровитель победы. Язаты разделяются на духовных или небесных, и земных. Они не являются богами, а примерно соответствуют ангелам и архангелам в христианстве. В широком смысле слово “язат” имеет значение “небожитель” и включает в себя Бога Ахура Мазду, Амешаспандов и тд.

Амеша Спента Величайшие духовные творения, первотворения Ахура Мазды, Его Благие Качества. В связи с Амеша Спента Величайшие духовные творения, первотворения Ахура Мазды, Его Благие Качества. В связи с этим, могут рассматриваться, как Его эманации. Также- ступени самосовершенствования. Развивая эти свойства в себе и воплощая их вокруг себя, человек совершенствуется и обретает живую связь с Ахура Маздой. Их имена: • Аша Вахишта(“Истина Наилучшая”)-истина, честность, праведность • Воху Мано(“Благой Помысел”)-доброжелательность и благоразумие • Хшатра Ваирья(“Власть Желанная”)-власть, порядок, самообладание • Спента Армайти(“Святое Благочестие”)-благочестие, скромность, щедрость • Хаурватат(“Целостность”)-целостность, совершенство, знание • Амеретат(“Бессмертие”)-бессмертие, вечность

Аша и Друдж В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша и Друдж В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж. Аша - образцовый Порядок мироздания, происходящий от Ахура Мазды во благо и радость, развитие и процветание всех живых творений, Правду как соответствие мыслей, слов и дел этому порядку. Человек воплощает Ашу, следуя трём великим заповедям: хумата (благие мысли), хухта (благие слова), хваршта (благие дела). Друдж - это противоположность Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

Фраваши-благой дух-хранитель, соединяющий человека с духовным миром и Ахура Маздой. Он помогает человеку выбирать Фраваши-благой дух-хранитель, соединяющий человека с духовным миром и Ахура Маздой. Он помогает человеку выбирать добро и сражаться со злом для воплощения в мире Аши. Фраваши присущ каждой живой частице мироздания, в том числе человеку и самому Ахура Мазде, поскольку он сам есть начало жизни и сама жизнь. Ахура Мазда сотворил фраваши людей и спросил их об их выборе, и они ответили, что избирают быть воплощёнными в телесном мире, утверждать в нём добро и бороться со злом. В христианстве фраваши соответствует ангелхранитель. Символом фраваши является крылатый диск с фигурой человека-фравахар Фравахар- символ фраваши

Анхра Майнью и Спента Майнью Согласно зороастризму , существуют два изначальных духа - Анхра Анхра Майнью и Спента Майнью Согласно зороастризму , существуют два изначальных духа - Анхра Майнью(Ахриман)- злой дух и Спента Майнью - Святой Дух. Анхра Майнью- главный враг Ахура Мазды и Его мира, его Разрушитель и прежде всего губитель человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Ахриман не обладает творческой силой, как Ахура Мазда, но во всякое чистое и доброе творение Бога он может заронить зерно зла. Ахриман порождает Друдж «против вещественного мира, на гибель праведности миров» . Также Ахриман породил дэвов - злых духов, противоположных Благим Творениям Спента Майнью олицетворяет созидательную мощь Бога, творческий дух. Задача зороастрийца — следовать Спента Маинью и подобно своему творцу Ахура Мазде воплощать в своих деяниях Ашу и отвергать Друдж. Ахура Мазда борется с Анхра Майнью(Ахриманом)

Огонь и свет Свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться Огонь и свет Свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников» . Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. Иерархия огней: • • • Березасаванг (Высокоспасительный) — горящий перед Ахура Маздой в раю. Вохуфриян (Благодружественный) — горящий в телах людей и животных. Урвазишт (Приятственнейший) — горящий в растениях. Вазишт (Действеннейший) — огонь молнии. Спаништ (Святейший) — обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.

Священные огни В зороастрийских храмах, аташкадэ (дом огня), горит неугасимый огонь. Есть храмы, в Священные огни В зороастрийских храмах, аташкадэ (дом огня), горит неугасимый огонь. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Семья мобедов(священнослужителей), которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по его содержанию и его защите и материально не зависит от помощи верующих. Священные огни делятся на 3 ранга: • Шах Аташ Варахрам (Бахрам) — «Царь Победоносный Огонь» , Огонь высшего ранга. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры; • Аташ Адуран (Адаран) — «Огонь огней» , огонь второго ранга. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды. • Аташ Дадгах — «Законно установленный Огонь» , Огонь третьего ранга. Служить у него могут хирбады. В Сасанидском Иране существовало три величайших Аташ-Варахрама, соотносимых с тремя «сословиями» : • Адур-Гушнасп, огонь священников • Адур-Фарнбаг, огонь воинской аристократии и Сасанидов • Адур-Бурзен-Михр, огонь крестьян Из них сохранился только Адур Фарнбаг, горящий ныне в Йезде, куда зороастрийцы перенесли его в XIII в. Адур Фарнбаг

Священничество В зороастризме священнослужителями являются только мужчины, потомки первых учеников Заратуштры. Они составляют отдельное Священничество В зороастризме священнослужителями являются только мужчины, потомки первых учеников Заратуштры. Они составляют отдельное сословие. Священническая иерархия включает в себя следующие ступени: • Мобедъяр – помощник мобеда из числа мирян. Мобедъяр может совершать некоторые ритуалы в отсутствие мобеда и обучать религии других мирян. Мобедъяры не имеют права голоса в Анджомане Мобедов Ирана, и, как и все заратуштрийцы, подчиняются его решениям. • Хирбад – помощник или секретарь мобеда, происходящий из рода мобедов и желающий в будущем сам стать мобедом. Хирбады в отсутствие мобеда могут совершать службу у огня третьего ранга. Хирбады состоят в АМИ, но, пока не станут мобедами, не обладают правом голоса. • Дастур – опытный и религиозно образованный мобед, пользующийся авторитетом среди прихожан. Дастур возглавляет религиозное сообщество провинции, в его ведении находятся храмы огня, дахмы, пиры и т. д. Он имеет право давать опекаемым им заратуштрийцам и священнослужителям обязательные к исполнению указания в социальной и политической сферах. В случае если в одной провинции несколько храмов огня , в ней может быть несколько дастуров. • Сар-Мобед- дастур, наизусть знающий авестийские и пехлевийские священные тексты, а также комментарии к ним. Сар-мобед назначается Мобедан мобедом или АМИ. Сар-мобед – второй после Мобедан мобеда высший религиозный авторитет, его правая рука. Он может назначать или снимать с должности священников в опекаемой им провинции. Также сар-мобед может назначать кандидатуру на пост главы общины. Он вправе принимать решения о закрытии храмов, о перемещении священного огня , об изгнании человека из сообщества заратуштрийцев и т. п. вплоть до приказа об участии в боевых действиях. • Мобедан мобед (мобедов) – высший духовный авторитет, выбираемый АМИ или сар-мобедами. Его резиденция находится в Иране. Мобедан мобед может решать все важнейшие религиозные, социальные и политические вопросы; его решению подчиняются все заратуштрийцы. Решения по религиозным вопросам должны быть одобрены общим собранием мобедов или дастуров.

Спитама Заратуштра родился в семье Поурушаспы из священнического рода Спитама и его жены Дугдовы. Спитама Заратуштра родился в семье Поурушаспы из священнического рода Спитама и его жены Дугдовы. В момент своего рождения Заратуштра не заплакал, а засмеялся. Этот смех убил более тысячи дэвов. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у дэвов и их жрецов-карапанов. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен сиянием хварна и язатами. В 30 лет Заратуштра набирал в реке Даитье воду для хаомы. Там Воху Мано устроил ему встречу с Ахура Маздой, от которого Заратуштра получил откровение. После получение откровения он начал проповедовать, но на первой же проповеди был схвачен и чуть не убит. От смерти его спас богатый и уважаемый Аурват-дангха , который увидел в его словах истину. Заратуштра предложил ему принять Веру, но Аурват-гангха испугался потерять авторитет среди населения и , отказавшись, отпустил его. Далее Заратуштра направился в Бактрию, чтобы обратить в Веру Кави Виштаспу. Явившись в ставку к Виштаспе и увидев царя, просил его уверовать в Ахуру Мазду и проклясть дэвов. Виштаспа начал вслушиваться в его слова, но в разговор вмешался карапан Заяка, обвинил Заратуштру во лжи и пагубности речей и уговорили Виштаспу бросить пророка в темницу. Прибывая там, у него пропали зренияеи слух, о тнялись ноги. Когда прошло достаточно времени, чтобы любой человек погиб от истощения, Кави Виштаспа приказал посмотреть, что с ним стало. Его вынесли к царю, и случилось чудо: обессиливший от голода и заточения Заратуштра встал на ноги, его тело вдруг обрело прежнюю бодрость, появился слух, глаза прозрели – такова была мощь хварна Заратуштры и покровительство над ним язатов. Когда он начал говорить, язаты явились пред Виштаспой, дабы разрушить сомнения. Вскоре Кави Виштаспа принял Благую Веру. Вслед за ним Веру приняли его приближенные и вассалы. Заратуштра был назначен главным вероучителем страны. Но однажды, когда Заратуштра в возрасте 77 лет совершал молитву, карапан Брата-Увахш вонзмл ему в спину клинок и тут же сам испустил дух. Однако Заратуштра успел поведать всю полноту своего откровения и мудрости людям, у него было множество верных последователей и продолжателей Отныне Благая Вера утверждена на земле и никогда не прервется. Заратуштра свидетельствует Кави Виштаспой

Авеста Собрание Священных текстов Благой Веры, в котором запечатлено Откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, Авеста Собрание Священных текстов Благой Веры, в котором запечатлено Откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, переданное пророком людям от Ахура Мазды и сохранённое его учениками и последователями, знания о духовном и телесном мирах, молитвы и благословения, обращённые к Ахура Мазде и его благим творениям. Спитама Заратуштра получил своё откровение, войдя в чистые воды реки Даитья. С момента получения пророком откровения началась Визаришн – эра разделения добра и зла. Авеста некоторое время существовала в устной традиции. Позже ее текст был записан золотыми чернилами на воловьих шкурах. Первым страшным ударом для зороастризма стало вторжение в Персию Александра Македонского в IV в. до н. э. , множество храмов было разрушено, множество священников было убито. Авеста была сожжена. Но благодаря устной традиции она смогла сохраниться на протяжении 500 лет. Возрождение Благой Веры начинается при парфянской династии Аршакидов. Этот процесс завершился при царе Шапуре II из династии Сасанидов в IV в. н. э. В его правление был послан Рату - защитник Веры Адурбад Мехраспанд. Он восстановил Авесту в виде канона из 21 -й книги (наска). Все наски были сгруппированы в три части, по семь насков в каждой. Первая часть- Гатик состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах. Гатик – основа откровения Заратуштры. Вторая часть называлась Датик– собрание социальных, политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества верующих. Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик– в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и Гатик, не могут быть изменены, так как они необходимы зороастрийцам для того, чтобы победить Ахримана и добиться преображения Мира в конце времён.

Второй, более страшный удар Благой Вере нанесли в VII в. н. э. арабы. Кочевники, Второй, более страшный удар Благой Вере нанесли в VII в. н. э. арабы. Кочевники, объединённые Мухаммедом под флагом ислама, с ещё большим ожесточением, чем воины Александра, начали искоренять веру пророка первого. Жестокость объяснялась тем, что война эта была религиозной, а не политической. После арабов по территории Ирана прошли монголы Чингисхана, тюрки Тимура, вырезавшие целые города. В результате уцелело только то, что удалось сберечь оставшимся в живых мобедам и общинам самых стойких благоверных. К настоящему времени Авеста сохранилась в составе следующих книг: Ясна– «Почитание» , литургия, центральной частью которого являются Гаты-песнопения пророка Заратуштры, в которых запечатлено его учение. Видэвдад – «Закон против дэвов» , содержит предписания, направленные против скверны, историю первых царей. Висперед – «Все владыки» , дополнение к литургии «Ясна» , включающее почитание всех хранителей благих творений. Хордэ Авеста – «Малая Авеста» , сборник повседневных молитв. Яшты – «Гимны» , посвящённые Ахура Мазде и его благим творениям.

Ритуалы • Ясна ( «почитание» ) Это основное зороастрийское богослужение, во время которого читается Ритуалы • Ясна ( «почитание» ) Это основное зороастрийское богослужение, во время которого читается одноимённая авестийская книга, совершаемое как по индивидуальному заказу мирян, так и (чаще всего) по случаю одного из шести гаханбаров — традиционных великих зороастрийских праздников. • Джашн (Джашан) - праздничная церемония. Совершается на малые зороастрийские праздники, важнейшим из которых является Новруз — встреча Нового года. • Седре-пуши(у парсов- навджот)- обряд принятия зороастризма, проводится обычно по достижении ребёнком 15 -ти лет. Во время обряда принимающий веру читает ясну 12, молитву Фраваране, надевает священную рубаху сэдрэ и мобед повязывает ему священный пояс кошти. • Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках — гахов. • Гавахгири- свадебный обряд в зороастризме. • Новзуди-обряд посвящения в сан мобеда. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане. • Барашнум-большой ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки в течение 9 дней. Ппроводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы.

Обряды погребения Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Обряды погребения Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении - дахме(круглой башне без крыши), для утилизации птицами и собаками. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако с 1970 -х гг. зороастрийцы Ирана хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах. Дахма Внутри дахмы. Индия

Зороастризм в наши дни В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране и в Зороастризм в наши дни В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране и в Индии(Парси и Ирани), также в результате эмиграции из обеих стран сложились общины прежде всего в США и Западной Европе. В Российской Федерации и странах СНГ также действует сообщество традиционных заратуштрийцев- Русский Анджоман. Согласно официальным данным по состоянию на 2012 год, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет менее 100 тысяч человек, около 70 тысяч из которых находится в Индии. 2003 год был объявлен годом 3000 -летия зороастрийской культуры.