Золотое сечение исскуство нужное.ppt
- Количество слайдов: 20
«Золотое сечение в живописи» Работа ученицы 3(7) А класса Марты Смирновой
Содержание: 1. 2. 3. 4. Введение Понятие золотого сечения Золотое сечение в искусстве, «Божественная пропорция» и законы красоты 5. Золотое сечение в живописи на примере работ великих художников 6. Золотое сечение вокруг нас 7. Заключение
Введение • Вопрос «Как вычислить идеальную формулу красоты? » волновал человечество с самых древних времен. Принято считать, что ответ на него впервые дал Пифагор (VI в. до н. э. ) введя в научный обиход понятие о золотом сечении. • И хоть сейчас существует предположение, что это знание великий математик позаимствовал у египтян и вавилонян, мы хотим поговорить не о том кто и когда придумал «Золотое сечение» , а о другом насколько широко оно распространились за границами математики - в искусстве!
Золотое сечение или золотая пропорция, — это деление величины (например, длины отрезка) на две части таким образом, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению всей величины к её большей части. • Так отрезок АВ так относится к его большей части AD, как эта большая часть AD относится к его меньшей части DB. • Иначе говоря, точка D делит отрезок AB в «золотой пропорции» . • Приблизительная величина золотого сечения равна 1, 6180339887.
Попробуйте нарисовать пейзаж и проведите на листе бумаги – будущей картине – линию горизонта. Почему вы и многие другие художники проводят ее именно там? . • А потому, что отношение высоты картины к расстоянию от верхнего края до линии горизонта равно отношению расстояния от верхнего края до линии горизонта к расстоянию от линии горизонта до нижнего края • Это и есть отношение золотого сечения и его пропорции часто используются художниками не только при проведении линии горизонта, но и в отношениях между другими элементами картины. .
Золотое сечение в искусстве Особый интерес к правилу «Золотого сечения» стали проявлять в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи находил это отношение в пропорциях человеческого тела. Он даже начал писать книгу по геометрии, но оставил свою затею, так как его опередил его собственный друг - монах Лука Пачоли с которым художник познакомился при дворе герцога Моро в Милане, где тот читал лекции по математике, а Леонардо писал портрет хозяев. Теперь именно Пачоли считают творцом начертательной геометрии. В 1509 г. в Венеции была издана его книга “Божественная пропорция” с блестяще выполненными иллюстрациями (полагают, это вклад в геометрию Леонардо да Винчи). Эта книга и по сей день считается восторженным гимном золотому сечению.
Божественная пропорция и законы красоты Разумеется, среди многих достоинств золотой пропорции монах Пачоли не преминул назвать ее “божественную суть”- выражение триединства - бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого). • Но главное достижение труда Пачоли – выявление объективных законов красоты и двух ее фундаментальных принципов: качественного принципа гармонии и количественного принципа симметрии. • И гармония и симметрия – воплощают в природе и искусстве идею порядка. Таким образом в «Божественой пропорции» из чисто геометрического понятие «Золотое сечение» превращается в фундаментальное - это не только то, что можно видеть глазами, • Золотое сечение – вокруг нас и в основе всего.
«Золотое сечение» в работах великих художников: .
Законы красоты в живописи Леонардо да Винчи (1452 -1519 г. г. ) Переходя к примерам «золотого сечения» в живописи, мы снова возвращаемся к великому Леонардо. Его личность – одна из загадок истории. Сам да Винчи говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды» . Нет сомнений Да Винчи был великим художником, это признавали уже его современники, но его личность и деятельность, как ученого остается тайной, так как Леонардо оставил потомкам лишь «обрывки» своих идей, многочисленные рукописные наброски и заметки, в которых говорится «обо всем на свете» . .
Даже знаменитый портрет Моны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на «золотых» треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. «Поистине живопись – наука …» говорил да Винчи
В картине Рафаэля Санти "Избиение младенцев" просматривается другой элемент золотой пропорции - золотая спираль На подготовительном эскизе Рафаэля проведены линии, идущие от смыслового центра композиции - точки, где пальцы воина сомкнулись вокруг лодыжки ребенка - вдоль фигур ребенка, женщины, прижимающей его к себе, воина с занесенным мечом и затем вдоль фигур такой же группы в правой части эскиза. До сих пор неизвестно, строил ли Рафаэль золотую спираль или чувствовал ее.
Сандро Ботичелли «Рождение Венеры» (около 1485 г). Присмотритесь к картине великогоо Ботичелли - пропорции его Венеры тоже выполнены в золотом сечении!
Приблизительно в то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами, что и итальянские художники эпохи Ренессанса трудился знаменитый Альбрехт Дюрер, создавая наброски введения к первому варианту своего трактата о пропорциях. Дюрер пишет. “Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать”. Судя по одному из писем Дюрера, он даже встречался с Лукой Пачоли, автором «Божественной пропорции» во время пребывания в Италии. Дюрер подробно разработал теорию пропорций человеческого тела. Важное место в этой системе уделено золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица– делится ртом.
Пропорциональный циркуль Дюрера.
Также пропорция золотого сечения проявляется в картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» . Тут с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Взгляд умело направлен на контрастный выразительный центр. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали.
• • • Модулор Ле Корбюзье . Даже пионер модернизма – художник и архитектор Ле Корбюзье считал, что пропорции идеальной фигуры человека, должны подчиняться золотому сечению. «Человеку, сведущему в геометрии и работающему с нею, становятся доступны все те высшие наслаждения, которые называются наслаждениями математического порядка… Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Стоит поразмыслить о прошлом, вспомнить то, что было ранее, и мы будем ошеломлены, видя, что окружающий нас мир – это мир геометрии, чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия» . считал Ле Корбюзье Именно он разработал Модуло р — систему пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых, как в архитектуре, так и в механике.
А в картине сюрреалиста Сальвадора Дали «Тайная вечеря» заключен не только глубокий религиозный смысл, - тут не обошлось и без золотого сечения: Бог – отец в версии Дали «оберегает» вселенную, имеющую форму додекаэдра - двенадцатигранника, составленного из двенадцати правильных пятиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трех правильных пятиугольников. . Тут 12 граней додекаэдра это 12 апостолов Христа, а не просто совпадение.
Золотое сечение вокруг нас: С В Золотой прямоугольник А 1 D Многие современные издания имеют форму граней, близкую к «золотому сечению» .
Заключение: • Как видите, красота имеет четкую математическую основу.
Золотое сечение исскуство нужное.ppt