• Знание как стремление и знание как истина • Узнав истину, мы понимаем, что всегда уже знали ее. • «знание как припоминание»
• Афины эпохи Перикла: оживление политической жизни и необходимость образования для активного участия в общественных делах
• современники называли предлагающих такие знания учителей мудрецами или софистами (σοφοί, σοφιαταί). Обычно странствуя из города в город, они предлагали свое преподавание всем жаждущим знания и требовали за это довольно высокого вознаграждения
• Первый, кто называл себя софистом и публично выступал в качестве учителя добродетели (παιδευσεως καΐ αρετής διδάσκαλος), был, согласно Платону, Протагор из Абдер
• Родившись около 484 до н. э. , он, странствуя по всей Элладе, в течение сорока лет с блестящим успехом отдавался своей учебной деятельности, неоднократно бывал в Афинах, где его ценил и Перикл; • но под конец он был здесь обвинен в атеизме, должен был покинуть Афины и утонул на 70 -ом году жизни во время путешествия на Сицилию
• «человек есть мера всех вещей, существующих — для их существования, несуществующих — для их несуществования»
• Одновременно с ним развивал педагогическую деятельность леонтинец Гоρгий (родившийся в 484/3 г. до н. э. ) • Он преподавал сначала на Сицилии, с 427 г. также в Афинах и других среднегреческих городах; позднее он поселился в фессалийской Лариссе, где, по Аполлодору, умер в возрасте 109 лет.
• Доказательства Горгия сводились вкратце к следующему: • Ничего нет. • Если бы что-либо было, оно было бы или не -сущим, или сущим. • Не-сущим оно не может быть, ибо приписывать бытие не-сущему значит признавать его сущим, что есть противоречие.
• Если бы оно было сущим, то оно или возникало бы, или было невозникающим. • Если бы оно было невозникающим, то оно было бы вечным и, следовательно, бесконечным; бесконечное же не может ни во что вмещаться и потому не может быть. • Но оно не может и возникнуть — ни из небытия (ибо его нет), ни из бытия, ибо тогда первое бытие было бы иным, чем последнее, т. е. не было бы бытием
• Если не существует общеобязательной истины, то не может существовать и общеобязательного закона; • если для каждого истинно то, что кажется ему истинным, то для каждого и справедливо то, что ему нравится.
• естественное право есть только право сильнейшего, все положительные законы суть лишь произвольные установления, утвержденные каждым данным властителем в его собственных интересах; • если справедливость всеми восхваляется, то это происходит лишь от того, что масса народа находит ее полезной для себя, тогда как тот, кто чувствует в себе силу игнорировать законы, имеет и право на это.
• софисты выступали в качестве учителей красноречия, составляли руководства ораторскою искусства, произносили и писали образцовые речи и даже заставляли своих учеников учить их наизусть.
• наибольшее значение придавалось техническим средствам языка и изложения, а не логической и реальной правильности содержания. • Речи софистов изготовлялись напоказ, и прежде всего стремились производить впечатление искусным выбором своей темы, неожиданными оборотами, многообразием выражений, изысканным, изящным и цветущим языком.
• Протагор, по-видимому, первый различил роды имен существительных и прилагательных, времена глаголов и виды предложений; • Гиппий дал правила о размере слогов и о благозвучии;
• Продик своим различением синонимических слов положил начало лексическим исследованиям и развитию научной терминологии.
• Софисты устранили безусловное значение человеческих и божественных законов и тем уничтожили прежние основы нравственных убеждений, показали невозможность «науки» о нравственности и сформулировали «скептицизм» как философскую позицию
• Лучшее невидимо. • Необходимость отвлеченного (абстрактного) познания и диалектика как его метод
Сократ • «Я знаю, что я ничего не знаю» как программа позитивного, а не негативного философствования • «Душа, беседующая сама с собой» • «Этический переворот» Сократа
• Сократ родился в 470 г. до н. э. , умер в 399 • Его отец Софрониск был скульптором, его мать Фенарета — повивальной бабкой. Его юношеское образование, по-видимому, не шло далее обычного уровня; лишь позднейшие писатели говорят, что его учителем был Анаксагор
• Сократ был младшим современником Перикла, Еврипида, Геродота и Протагора. Пора его детства пришлась на то время, когда в Акрополе возводился Парфенон (он мог наблюдать строительство от начала до конца).
• Так как Сократ не оставил сам сочинений, то единственный источник для познания его учения суть сочинения его учеников, — для нас — сочинения Платона и Ксенофонта.
• Сократ, подобно софистам, не придает цены естественно-научным исследованиям и хочет ограничить науку вопросами, затрагивающими благо человека.
• Вместе с ними он требует, чтобы каждый, не обращая внимания на общепринятые и традиционные мнения, собственным размышлением составлял себе убеждения
• пифагорейцы касались лишь немногого, а именно лишь того, понятие чего они сводили к числам: рассматривали, например, вопрос, что такое благоприятный случай или право, или брак.
• софисты отрицали объективную истину и общеобязательные законы, • Сократ, напротив, убежден, что ценность наших представлений и правомерность наших действий всецело зависит от их совпадения с тем, что само по себе истинно и справедливо.
• Его руководящая мысль есть реформа нравственной жизни через истинное знание; • «никто не может быть добровольно дурным»
• основным вопросом является для Сократа вопрос об условиях знания, • «ни об одном предмете нельзя ничего высказать, пока не знаешь его понятия, его общей, неизменно пребывающей сущности»
• философ обращается к другим, чтобы с их помощью приобрести недостающее ему знание, — форму общего, диалогического исследования (диалектика)
• В этом методе имеются преимущественно две стороны, • — он, во-первых, развивает всеобщее из конкретного случая и выявляет понятие, которое в себе существует в каждом сознании,
• во-вторых, разлагает застывшие, непосредственно воспринятые в сознание общие определения представления или мысли и приводит в замешательство собеседника посредством сопоставления этих общих определений с конкретными иллюстрациями,
• Собеседники Сократа наивно считают, что владеют каким-либо знанием, • Сократ же должен исследовать, как обстоит дело с этим предполагаемым знанием
• его деятельность состоит в испытании людей, — έξετάζειν εαυτόν και τους άλλους ( «испытывать себя самого и других» «Апология Сократа» ) • или в майевтике, как он это называет в «Теэтете» .
• Майевтика является искусством помогать мысли, уже содержащейся в самом сознании каждого человека, появляться на свет; а именно вывести из неопределенного представления понятие
• Ближайшим следствием этого приема может быть удивление по поводу того, что в знакомом заключается то, чего мысль в нем вовсе не искала.
• Это же несовпадение предварительного и обнаружившегося впоследствии Сократ именует иронией.
• Ирония состоит в том, чтобы внушать людям недоверие к их собственным предпосылкам, после того как их вера уже расшаталась, и заставлять людей искать в самих себе то, что есть.
• Кроме того, чтобы заставить других высказать эти представления, Сократ делает вид, что не знает ответа, и с видом человека, у которого нет задних мыслей, он задает вопросы своим собеседникам, как будто хочет учиться у них, а на самом деле выспрашивал их мнения.
• никто не может быть добровольно дурным. • Поэтому, чтобы сделать людей добродетельными, нужно только уяснить им, что есть добро; • добродетель возникает через обучение, и все добродетели состоят в знании
• Исходя из этого рассуждения, человеку не нужно исследовать ни в себе, ни в окружающем ничего иного, кроме самого лучшего и самого совершенного. • «Рассудивши так, я с удовольствием думал, что нашел в Анаксагоре учителя, который откроет мне причину бытия, доступную моему разуму,
• и прежде всего расскажет, плоская ли Земля или круглая, а рассказавши, объяснит необходимую причину — сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще. И если он скажет, что Земля находится в центре [мира], объяснит, почему ей лучше быть в центре.
• Но с вершины изумительной этой надежды, друг Кебет, я стремглав полетел вниз, когда, продолжая читать, увидел, что Ум у него остается без всякого применения и что порядок вещей вообще не возводится ни к каким причинам, но приписывается — совершенно нелепо — воздуху, эфиру, воде и многому иному.
• На мой взгляд, это все равно, как если бы кто сперва объявил, что всеми своими действиями Сократ обязан Уму, а потом, принявшись объяснять причины каждого из них в отдельности, сказал:
• "Сократ сейчас сидит здесь потому, что его тело состоит из костей и сухожилий и кости твердые и отделены одна от другой сочленениями, а сухожилия могут натягиваться и расслабляться и окружают кости — вместе с мясом и кожею, которая все охватывает.
• И так кости свободно ходят в своих суставах, сухожилия, растягиваясь и напрягаясь, позволяют Сократу сгибать ноги и руки. Вот по этой-то причине он и сидит теперь здесь, согнувшись".
• После того как Сократ в течение целого человеческого поколения действовал в Афинах, он был обвинен Мелетом, Анитом и Ликоном в том, что он развращает юношество, отрицая государственных богов и пытаясь ввести вместо них новые божества
• Бегство из темницы, в которой он провел тридцать дней до возвращения государственного судна из Делоса, он отверг как незаконное, и добровольно принял смерть, выпив яда цикуты
• Диоген Лаэрций: • ионийцы изобрели философию природы, • Сократ прибавил этику, • а Платон диалектику.
• преобладающим моментом в учении Сократа является субъективная сторона, мое убеждение и намерение, • Значение рефлексии. • Что я делаю, когда мыслю • Что я должен делать, чтобы поступать добродетельно
• случайно пришедшие на ум, ничем не обоснованные мысли изгоняются, • Подлинные мысли