kustaryova_ea_berlin_biennale.ppt
- Количество слайдов: 11
Значение политического контекста для биеннальных проектов: VII Берлинская биеннале современного искусства «Забыть о страхе» Кунстверке, Берлин. 27. 04. 2012 – 01. 07. 2012 Кураторы: Артур Жмиевский, Ионна Варша, петербургская фракция арт-группы «Война» Работу выполнила студентка магистратуры Екатерина Кустарёва 2016 г.
VII Берлинская биеннале (ББ 7) изначально была обречена сделаться событием неординарным и резонансным, так как во главу угла кураторы программы незамедлительно поставили эстетический и политический радикализм, развенчание базовых принципов репрезентации современного искусства и прославление идеалов политического активизма, демонстрацию протестного потенциала и зрелищной фактуры политизированного искусства. Кураторы открыто выразили разочарование современной тактикой художественных высказываний (см. манифест Артура Жмиевского «Забыть о страхе» ), декларативно отказались от устойчивых правил биеннальной экспозиции и вместо этого представили разрозненную мозаику протестных движений. Задавшись вопросами о политизации художественного дискурса, о бессилии транслируемых идей замкнутой системы современного искусства, опираясь на мощный контекст социально-политических реалий, они создали новый тип коммуникативного пространства, превратили биеннале в дискуссионный клуб, платформу для действий. Артур Жмиевский: «Искусство не действует. Оно не работает. Несмотря на то что у него есть огромный потенциал, чтобы замыслить и создать новую реальность или провести в жизнь политику, обычно оно не идет дальше представления идей, которые никто не намерен воплощать в жизнь» .
Политический контекст ББ 7: Художники стремились продемонстрировать, Артур Жмиевкий: «Меня больше насколько четко они отрефлексировали период интересуют не художники, а роста протестных настроений (начатый уличные бойцы» «арабской весной» и продолженный движением «Оккупируй Уолл-стрит» ), и спрогнозировать перспективы развития новых политических движений. Время проведения Берлинской биеннале совпало с переломным моментом, когда практически полностью прошло головокружение от успехов революций в Тунисе и Египте и подиссяк восторженный энтузиазм от невиданной консолидации протестных движений, успешно оккупировавших площади и парки мировых мегаполисов. Требования гражданских и политических свобод, озвученные на площади Тахрир в январе 2011 года или на Болотной площади – в декабре, быстро обернулись новыми законодательными ограничениями и ужесточением политики правящих режимов. 2010 -2011 – Белоруссия 2011 – 2013 – Россия 2011 – США 2010 -2011 – Ливия 2011 – Египет и др. Таким образом, Биеннале была обречена стать обобщающей диагностикой современности – не столько художественной программой, сколь проектом политических преобразований. Художникам было предложено использовать ее как повод для проявления прямой гражданской активности.
Экскурсия по основному проекту ББ 7: Весь первый этаж выставки был целиком предоставлен уличным политическим активистам (участникам движений indignados, «Оккупируй Берлин» , «Оккупируй Франкфурт» и «Оккупируй Уолл-стрит» и другим). Окруженные самодельными изделиями низового авангарда, активисты протестных движений готовили на полевой кухне и ночевали в палатках, специально разбитых для них прямо в здании Кунстверке. Каждый день активисты собирались на оживленные ассамблеи, где, следуя логике низовой демократии (обходящейся без выборных лидеров), любой из числа «оккупантов» или зрителей мог высказать свои претензии или соображения, а также оставить на стенах музея агитационную надпись, пропагандистский рисунок или задиристые граффити. Перенеся оккупацию публичного пространства в музей, куратор предложил зрителям не наслаждаться визуальной информацией, а пережить конститутивный опыт гражданского самосознания.
В зале на третьем этаже разместился коллективный проект «Braking the news» . На развешанных мониторах безостановочно транслировался документальный материал и кадры хроник, фиксирующие всевозможные ипостаси гражданского сопротивления и формы протестных движений в различных географических регионах. В проекте фигурировали противостояния палестинцев с израильскими солдатами в Секторе Газа (Дэвид Риб), акция украинской группы FEMEN в Софийском соборе в Киеве (Дэвид Рич), протест против закрытия Центра визуальной культуры (Алексей Радинский) и др.
На третьем этаже, с видом на второй этаж, где разместилась масштабная реплика статуи «Король Иисус» Мирослава Патецкого, оригинал которой возвышается на холме в польской деревне Свебодзин, посетителей шокировала скандальная работа Йонаса Стаала «Новый Всемирный Саммит» , представляющая флаги всемирных террористических организаций, а также произведения художницы Терезы Марголес и знаменитого бывшего мера города Багота Анастаса Мокуса. Их работы посвящены нарковойнам и их жертвам. В своей инсталляции «Кровавые узы» Анастас Мокус выставил замоченный в воде флаг Мексики – по задумке художника он должен был быть замоченным в крови – буквально «плавать в крови» , иллюстрируя метафору кровавых войн. Однако министерство здравоохранения Германии не позволило нахождение в публичном пространстве потенциального источника инфекций.
Инсталляция «РМ 2010» Терезы Марголес – это 313 обложек мексиканского журнала «PM» за 2010 год. На каждой обложке размещены два большие фото – проститутки, рекламирующей свои услуги, и очередной жертвы нарковойны, убитой в городке неподалеку границы со штатами, в центре наркотрафика. В темной комнате на четвертом этаже (а также на заднем дворике Кунстверке) разместились сотни саженцев берез из Аушвица – проект Лукаша Суровца «Берлин. Биркенау» , в рамках которого эти березы будут посажены в детских садах, школах и прочих государственных учреждениях в Берлине, а также в частных домах всех желающих. Кроме того, верхний этаж Кунстверке был заставлен пластиковыми горшочками с крошечными саженцами. Любой посетитель Биеннале мог захватить один из горшочков с собой — при условии, что будет заботиться о нем и беречь как живое напоминание о том ужасе, вместить который не способен ни один официозный монумент из камня, стекла или бетона.
Жмиевский разоблачает показушную риторику политической корректности и диктуемое ей стыдливое замалчивание исторических травм. Так, палестинский художник Халед Джаррар в рамках Биеннале изготовил штамп несуществующего палестинского государства и ставил его в паспорт всем желающим (заранее предупредив, что наличие такого штампа может привести к отказу во въезде на территорию Израиля или аннулированию паспорта). Немецкая почта выпустила около двух тысяч марок с изображением этого штампа, отныне беспрепятственно циркулирующего по миру и напоминающего о перипетиях борьбы палестинского народа за национальную и политическую независимость. В довершение вдоль лестницы и по всем этажам Кунстверке разместились иллюстрирующие борьбу против режима в Белоруссии изображения и текстовки газеты «Самоуправление» белорусской художницы Марины Напрушкиной, живущей в Берлине. Остальные работы можно найти на официальном сайте ББ 7.
В основе ББ 7 лежит не привычный формат экспозиции, а действие, акция, целый ряд событий, документально зафиксированных или происходящих на глазах у зрителей (пример ассамблей). Артур Жмиевский сознательно выстроил свою кураторскую тактику в достаточно нетрадиционном ключе. Он демонстативно отказался от включения в экспозицию завершенных и самостоятельных художественных проектов. Однако нетрадиционный формат биеннале, и ее радикальное содержание – это не эксцентричная кураторская выходка, а доведенное до логической точки развитие современного искусства. Ведь важно помнить, что современное искусство однажды избрало путь от прекрасного к критическому, а потому развивается в заданном направлении. Время нельзя повернуть вспять, и искусство, логически развиваясь, становится все более политичным, социальным, свободным от эстетических канонов и даже этических рамок. Сегодня подлинный бунт против художественной системы предписывает «забыть о страхе» и обратиться к художественной среде (или политической власти) с неудобными, раздражающими и прямолинейными вопросами. Вот поэтому политический контекст играет решающую роль в современном искусстве, которое не столько творит странные и непроницаемые произведения, сколько дает реальные инструменты, работающие в этом мире, подстрекает на действия, провоцирует споры и сталкивает полярные сферы общества.
Артур Жмиевский: «Художник, который отрицает политическую сознательность, – не более чем дизайнер» Артур Жмиевский и Ионна Варша
Список литературы: 1. Артур Жмиевски. Забыть о страхе. http: //os. colta. ru. 2. Официальный сайт VII Берлинской биеннале современного искусства. 3. Дмитрий Голынко-Вольфсон. Биеннале, которая перевернула мир современного искусства. http: //www. arterritory. com. 4. Анна Цыба. 7 -я Берлинская биеннале: За или против? artukraine. com. 5. Дарья Горшкова. Биеннале современного искусства в Берлине: искусство способно влиять на политику? https: //www. buro 247. ru. 6. Дмитрий Голынко-Вольфсон. Берлинская биеннале — исторический бунт против художественной системы. Художественный журнал № 85 Наше новое будущее. Часть 2. http: //permm. ru. 7. Ольга Копенкина. Искусство администрирования протеста. Художественный журнал № 85 Наше новое будущее. Часть 2. http: //permm. ru.
kustaryova_ea_berlin_biennale.ppt