Любопытство не порок или Искусство интервью 2.pptx
- Количество слайдов: 25
Зимняя школа журналистики 2010
Основные вопросы (открытые/закрытые; прямые/непрямые) Второстепенные (уточняющие, развивающие, контрольные и др. )
Влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием Примеры: o «Доктор, в чем, по вашему мнению, причина резкой вспышки этого заболевания? » ; o «Господин профессор, в чем вы видите основной результат вашего эксперимента? »
Преимущества: Дают собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события Ориентируют человека на размышления, анализ своих поступков, стимулируют рождение мыслей Ставит журналиста перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать
Недостатки: Могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени Способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы Могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания Таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы
Технология ведения интервью в форме открытых вопросов стоит на шести «китах» — шести вопросительных местоимениях, которые оформляют вопросительные предложения. Назовем их еще раз: кто? что? где? когда? как? почему? В англоязычной журналистике - формула 5 W + Н по первым буквам вопросов — who? what? where? when? why? how?
Требуют утвердительного или отрицательного ответа. Их используют, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника, например, подтвердить или опровергнуть факт. Примеры: «Вы думаете, эта команда выйдет в полуфинал? » «Вас действительно пытались шантажировать? »
Преимущества: Позволяют репортеру получить конкретную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника Экономят драгоценное время, так как предполагают быструю реакцию и краткие ответы Дают возможность «разогреть» собеседника, не требуя от него серьезной работы ума
Недостатки: Не стимулируют развитие диалога Большинство закрытых вопросов биполярны, т. е. предполагают всего два предсказуемых варианта ответа — «да» или «нет» , не всегда подразумевая объяснения и аргументацию Нередко оказываются слишком примитивными для серьезных, мыслящих собеседников Не всегда экономят время, потому что влекут за собой череду дополнительных вопросов
Желательно задавать после неясного или двусмысленного ответа на основной Формы: ü Перефразировать сказанное собеседником, если его ответ непонятен: «Простите, правильно ли я вас понял…» . ü Запросить пример для иллюстрации или прояснения сказанного: «Что-то я не совсем понимаю вас. Объясните еще раз, пожалуйста. . . » . ü Запросить дополнительную информацию или данные
В вопросе, как эхо, используется предыдущее высказывание героя: «Почему же вы так уверены в положительных результатах голосования? » ; «Вы сказали, что нет смысла выставлять свою кандидатуру. Почему? » . Призваны способствовать расширению поля беседы в сторону уточнения деталей, эмоциональных переживаний героя, включая ее в более широкий контекст
Журналист может задавать их в ситуации, когда у него нет объективных подтверждений того, что было сказано собеседником. При этом у него нет и возможности перепроверить сообщаемую информацию, прибегнув к объективным источникам Разновидность – уличающие вопросы
Это особая вопросная форма, когда спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое. Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы или возможных последствиях его действий
«Вопросы-мосты» или «вопросы- переключатели» Служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему: «Господин режиссер, в начале беседы вы упомянули, как сложно было найти средства для съемок этого фильма. Давайте поговорим об экономической части производства картины. Сколько она стоила? » .
Это фактически даже и не вопросы, а вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор. Это сигналы, воодушевляющие собеседника продолжать диалог. Этому способствует и мимика — выражение лица, жесты, телодвижения. Однако их следует избегать во время эфирных интервью.
Риторические вопросы: Не содержат необходимого вопросительного компонента и тем самым вызывают у собеседника пассивную реакцию Активной стороной оказывается журналист, нарушая сразу два правила интервью: получение новой информации вообще и получение новой информации от вопрошаемой стороны Примеры: «Разве можно так поступать? » ; «Это ли не решение всех проблем? » .
Подсказывающие (упреждающие) вопросы. Вопросы такого типа уже содержат ожидаемый ответ Подталкивают собеседника к неполноценному ответу — журналист подсказал ему возможный вариант Собеседник может воспринять их как манипулятивный прием ( «Он отвечает за меня!» )
Формы: Включают в себя избыточные слова. Например, в вопросе «Расскажите, пожалуйста, все о человеке в темном пальто, которого вы видели в день ограбления» Содержат лимитированное количество вариантов ответа. Например: «Вы женаты или живете один? » Включают оценочный компонент. Например: «Что вы скажете об этом прекрасном фильме? »
Льстивые вопросы, в которых гиперболизированы достоинства или поступки собеседника. Например, «Господин музыкант, вы самый великий исполнитель классической музыки, вы — лауреат всех возможных премий, ваше творчество вызывает восхищение у людей всех возрастов и наций и т. д. , и т. п. , как вам удается поддерживать такую хорошую творческую форму? »
Два вопроса в одном. Нельзя перегружать вопросы избыточной информацией или ненужным эмоциональным или модальным содержанием. Это затрудняет отвечающего. Например, «Вы видели, как взорвался самолет? В котором часу это произошло? » ; «Неужели было сделано все возможное, чтобы спасти экипаж? »
Глупые вопросы. Неуместные, неподходящие, не относящиеся к делу вопросы. Банальности вроде такой: «Любите ли вы своих детей? » Неуместный уточняющий вопрос. Зачем, к примеру, спрашивать Никиту Михалкова, большой ли у него опыт режиссуры. Всем и так известно, что огромный.
Неуместный переходный вопрос, которые прерывают мысль собеседника в самом интересном месте и рано уводят разговор в другую сторону. «Заумный» вопрос, который не может понять герой, и тогда ему приходится задавать встречный: «Простите, я вас не понял, что вы имели в виду? »
Повторные вопросы. Особенно, когда вопрос начинают разъяснять, не упрощая, а все более усложняя. «Господин редактор, скажите, вы когданибудь испытывали давление со стороны владельца газеты? Я имею в виду, вам когда-нибудь приходилось по его приказу прибегать к искажению фактов или печатать нелицеприятную информацию о его врагах? »
Подготовить два материала в жанре «интервью» (портретное и интервьюанкета) Портретное интервью: герой – руководитель вуза, участник, ведущий мастер-класса, лидер молодежной организации
Не нужно путать интервью с исповедью… А. Пугачева