Скачать презентацию Зигмунд Фрейд “Психология масс и анализ человеческого Я” Скачать презентацию Зигмунд Фрейд “Психология масс и анализ человеческого Я”

Зигмунд Фрейд.ppt

  • Количество слайдов: 16

Зигмунд Фрейд “Психология масс и анализ человеческого Я” Зигмунд Фрейд “Психология масс и анализ человеческого Я”

План выступления Введение 1. Описание массовой души у Лебона 2. Другие оценки коллективной душевной План выступления Введение 1. Описание массовой души у Лебона 2. Другие оценки коллективной душевной жизни 3. Внушение и либидо 4. Две искусственные массы: церковь и войско 5. Дальнейшие задачи и пути исследования 6. Идентификация 7. Стадный инстинкт 8. Масса и первобытная орда 9. Ступень личности 10. Дополнение

Введение n n n Противоположность между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), Введение n n n Противоположность между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), кажущаяся на первый взгляд весьма значительной, оказывается при тщательном исследовании не столь резкой психология масс занимается исследованием отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, института или как составной части человеческой толпы, организовавшейся в массу к определенному времени для определенной цели Психология масс, хотя и находящаяся в зачаточном состоянии, обнимает необозримое множество индивидуальных проблем и ставит перед исследователем необозримое множество задач, которые в настоящее время даже не обособлены еще вполне друг от друга

Описание массовой души у Лебона изолированный индивид отличается от индивида в толпе Чувство ответственности Описание массовой души у Лебона изолированный индивид отличается от индивида в толпе Чувство ответственности исчезает в толпе Зараза Восприимчивость к внушению Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Изменения: 1) Склонность к произволу, буйству, свирепости, но и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку. 2) Понижение интеллектуальной деятельности. 3) Масса не знает ни сомнений, ни колебаний. 4) Происходит повышение всех эмоциональных побуждений. 5) Человек становится словно загипнотизированным. Характеристики массы: 1) Возбуждается только чрезмерными раздражителями. 2) Личная выгода очень редко выступает на первый план. 3) Массы никогда не знали жажды истины. 4) Масса – это послушное стадо, не могущее жить без властелина.

Другие оценки коллективной душевной жизни Ш Ш Фрейд опирается на следующие положения Лебона и Другие оценки коллективной душевной жизни Ш Ш Фрейд опирается на следующие положения Лебона и Сигеле: положение о коллективном торможении интеллектуальной деятельности; положение о повышении аффективности в массе; при некоторых обстоятельствах нравственность массы может быть выше, чем нравственность составляющих ее индивидов только толпа способна на огромное бескорыстие и самопожертвование;

Другие положения: n n n общество является инстанцией, предписывающей индивиду нормы нравственности, в то Другие положения: n n n общество является инстанцией, предписывающей индивиду нормы нравственности, в то время как отдельный человек обычно отстает в каком-нибудь отношении от этих больших требований; в исключительных состояниях в толпе осуществляется феномен воодушевления, благодаря которому возможны прекрасные поступки масс; важнейшие результаты мыслительной работы, открытия, повлекшие за собой большие последствия, разрешение проблем -- все это доступно только индивиду, работающему в уединении. Но и массовая душа способна на гениальное духовное творчество (народная песня, фольклор); Для того, чтобы из случайно собравшихся участников человеческой толпы образовалось нечто вроде массы в психологическом смысле, необходимым условием является некоторая общность индивидов друг с другом; Толпу (Мак Дауголл) легко направлять и устрашать, у нее нет сознания виновности, самоуважения и чувства ответственности, но она готова перейти от сознания своей силы ко всяким преступлениям.

Мак Дауголл приводит 5 условий формирования массы: n n n определенная степень постоянства в Мак Дауголл приводит 5 условий формирования массы: n n n определенная степень постоянства в составе массы; у индивида в массе образуется определенное представление о природе, функции, деятельности и требованиях массы, результатом этого является чувство отношения к массе в целом; масса приходит в связь с другими, ей подобными массами, но отличающимися от нее во многих пунктах, так что она как бы соперничает с ними; масса имеет традиции, обычаи и установления, распространяющиеся на отношения ее соучастников друг к другу; в массе существует дифференциация, выражающаяся в разделении работы, выпадающей на долю индивида;

Внушение и либидо Внушение - первоначальный феномен, не поддающийся разложению, основной фактор душевной жизни Внушение и либидо Внушение - первоначальный феномен, не поддающийся разложению, основной фактор душевной жизни человека; А А А - Аффект А А

Либидо Энергия влечений (любовь) Себялюбие Любовь к родителям и детям Влечение между полами Дружба Либидо Энергия влечений (любовь) Себялюбие Любовь к родителям и детям Влечение между полами Дружба

Две искусственные массы: церковь и войско высокоорганизованные, долго существующие, искусственные массы. отличается демократизмом потому, Две искусственные массы: церковь и войско высокоорганизованные, долго существующие, искусственные массы. отличается демократизмом потому, что перед Христом все равны, все пользуются в одинаковой мере его любовью. Однородность христианской общины сопоставляется с семьей, и верующие называют себя братьями во Христе, т. е. братьями по любви, уделяемой им Христом. главнокомандующий - это отец, одинаково любящий всех своих солдат, и в силу этого они объединены друг с другом товарищеской привязанностью. Войско отличается по структуре от церкви тем, что оно состоит из ступеней таких масс. Каждый командир является как бы начальником и отцом своей части, каждый унтер-офицер - своего взвода. каждый индивид привязан либидинозно, с одной стороны, к вождю (Христос, полководец), а с другой стороны - к остальным индивидам, входящим в массу. Паника возникает в том случае, если масса разлагается: участники массы перестают внимать приказанию начальника, и что каждый человек заботится о себе, не обращая внимания на других. Панический страх предполагает ослабление либидинозной структуры массы и является правильной реакцией на это ослабление

Дальнейшие задачи и пути исследования n n В массах господствуют двоякого рода эмоциональные привязанности: Дальнейшие задачи и пути исследования n n В массах господствуют двоякого рода эмоциональные привязанности: одна - к вождю, а вторая существует между индивидами в массе. Основной интерес представляет различие масс, имеющих вождя от не имеющих такового. Нужен ли вождь для массы? Также стоит задача изучения постоянных масс, составляющихся по своей воле; условий их возникновения и распада. Нетерпимость людей друг к другу исчезает при возникновении массы и в самой массе. До тех пор, пока масса существует, индивиды ведут себя в ее пределах так, как если бы они были одинаковы. Такое ограничение нарцисизма может быть порождено только одним моментом: либидонозной привязанностью к другим лицам. Другие механизмы эмоциональной привязанности, например, процессы идентификации, недостаточно изучены, они трудно поддаются изложению, но их исследование необходимо.

Идентификация самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку идентификация является самой первоначальной формой Идентификация самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку идентификация является самой первоначальной формой эмоциональной привязанности к объекту идентификация становиться путем регрессии заменою либидозной привязанности к объекту, как будто путем интроекции объекта в "Я" идентификация может возникнуть при каждой вновь подмеченной общности с лицом, не являющимся объектом полового влечения более трудные проблемы психозов генезис мужской гомосексуальности анализ меланхолии

n n Стадный инстинкт черты слабости интеллектуальной деятельности аффективной незаторможенности неспособности к обуздыванию и n n Стадный инстинкт черты слабости интеллектуальной деятельности аффективной незаторможенности неспособности к обуздыванию и к отсрочке склонность к переходу границ в проявлении чувств и к полному переходу этих чувств в действия Черты регрессии душевной деятельности (по Лебону) Trotter: • Стадо отрицает все новое, непривычное. • Стадный инстинкт является чем-то первичным, неподдающимся дальнейшему разложению. Стадный инстинкт должен часто противопоставляться другим инстинктам. Сознание виновности и чувство долга являются характерным достоянием стадного животного Особенности проявления стадного инстинкта в массе: • никто не должен иметь желания выдвинуться • каждый должен быть равен другому • все должны обладать одинаковыми ценностями • все участники массы должны быть равны между собою …но все они хотят, чтоб над ними властвовал вождь

Масса и первобытная орда n n n n n Первобытная форма человеческого общества - Масса и первобытная орда n n n n n Первобытная форма человеческого общества - орда, над которой неограниченно властвовал сильный самец. Из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орда. Участники массы нуждаются в иллюзии, что все они в одинаковой мере любимы вождем. Вождь принадлежит к породе властвующих, абсолютно нарцисичный, но самоуверенный и самостоятельный. Любовь создает преграду нарциссизму, она стала культурным фактором. При гипнозе - бессознательная установка на гипнотизера, однако сознательно человек фиксирует свое внимание на изменяющихся, неинтересных восприятиях. Жуткий, навязчивый характер массы, есть следствие ее происхождения от первобытной орды. Вождь массы - первобытный отец, которого продолжают бояться; он массовый идеал, который владеет вместо "Я"-идеала человеческим "Я" Масса хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть; она жаждет авторитета и подчинения. Гипноз есть масса, состоящей из двух человек; внушение - убеждение, основанное не на восприятии и мыслительной работе, а на эротической привязанности.

Ступень личности каждый индивид участвует во многих массовых душах, в душе своей расы, сословия, Ступень личности каждый индивид участвует во многих массовых душах, в душе своей расы, сословия, религии, государства отказ от своего идеала и замена его массовым идеалом, воплощающимся в вожде идентификация замена "Я"-идеала объектом отграничение "Я"-идеала от "Я" не может существовать долго и должно подвергаться по временам обратному развитию Когда в "Я" что-нибудь совпадает с "Я"-идеалом - ощущение триумфа Разногласие между "Я" и "Я"-идеалом - чувство вины, малоценности у маниакального больного "Я" сливается с "Я"-идеалом, и человек радуется отсутствию задержек, опасений и самоупреков

Дополнение Побочные пути исследования: n n Отличие между Дополнение Побочные пути исследования: n n Отличие между "Я"-идентификацией и заменой "Я"идеала объектом находит себе интересное объяснение в двух больших искусственных массах: в войске и в христианской церкви В духовном развитии человечества можно было бы указать момент, когда для индивидов произошел прогресс от массовой психологии к индивидуальной Большое значение здесь имеют прямые сексуальные влечения и заторможенные в смысле цели сексуальные влечения. Оценка с точки зрения либидинозной теории тех состояний, которые мы изучали: влюбленность, гипноз, массу и невроз