Московский телеграф.ppt
- Количество слайдов: 17
ЖУРНАЛ Н. А. ПОЛЕВОГО «МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ» «…Был решительно лучшим журналом в России от начала журналистики» В. Г. Белинский
"Московский телеграф" — знаменитый журнал, издававшийся в Москве с 1825 по 1834 г. , по две книжки в месяц, Николаем Полевым. Это был первый русский научнолитературный журнал, знакомивший русскую публику со всеми отраслями наук и искусств не только в России, но и за границей. Журнал должен был служить "зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический".
Журнал издавался раз в 2 недели. Объем издания был от 4 -5 печатных листов (более 120 листов формата А 4). В 1830 -е годы тираж журнала растет. Сначала идет критика торгового направления, затем поддерживает Вяземского, потом вновь уходит в поддержку торгового направления. Журнал закрыт в 1834 году, предлогом послужила рецензия Полевого на пьесу Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» . Полевой раскритиковал данную пьесу, указывая на её льстивый характер.
В первые годы литературный отдел находился в руках русских писателей во главе с П. А. Вяземским, руководившим литературной критикой. В журнале печатались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, Ф. Н. Глинка и др. «Московский телеграф» резко выступал против нормативной эстетики классицизма и отстаивал под общим, весьма неопределенным названием романтизма право писателя на новые литературные формы, на свое понимание и изображение жизни, продиктованное требованиями современности.
Романтические тенденции определили круг иностранных писателей, чьи переводы печатались в «Московском телеграфе» : Э. Т. А. Гофман, А. де Виньи, Б. Констан, П. Мериме, Ф. Купер, В. Скотт и др.
"Журнал Н. А. Полевого с первых же книжек изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком, наконец, верностью в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению. Такой журнал не мог быть не замеченным и в толпе хороших журналов; но среди мертвой, вялой, бесцветной, жалкой журналистики этого времени он был изумительным явлением. Первая мысль, которую тотчас же начал он развивать с энергиею и талантом, была мысль о необходимости умственного движения, улучшаться, идти вперед, избрать неподвижности и застоя как главной причины гибели просвещения, образования, литературы. Полевой показал первый, что литература — не детская забава, что искание истины есть ее главный предмет» (В. Г. Белинский)
Не повторяя ни одного из существующих типов изданий, «Московский телеграф» включал в себя следующие отделы, в иных сочетаниях уже известные русской периодике: «Науки и искусства» , «Словесность» , «Библиография и критика» , «Известия и Смесь» , «Моды» .
Некоторые журналы заимствовали эту структуру. Н. Полевой признавал в 1839 г. : «. . . почти все брали форму и манер с моего журнала, которая перешла потом в самую „Библиотеку для чтения" и нынешние „Отечественные записки"» . В первые полтора-два года с момента образования «Московский телеграф» имел научно-литературный характер, а затем стал энциклопедическим благодаря усилению общественно-экономической проблематики, разнообразию и популярности изложения материала, интересу к практическим знаниям.
Типологическое родство «Московского телеграфа» с «Revue Encyclopedique» отмечал секретарь редакции французского журнала Э. Геро. Перечислив названные выше отделы издания Полевого, он сделал вывод: «Первая и вторая части походят на наше отделение: „Записки и известия". . . третья представляет, в меньшем объеме, наши два отделения „Разборы и библиографический бюллетень". . . четвертая часть соответствует нашему отделению — ученых и литературных новостей» . В заключение своего отзыва, перепечатанного в 1827 г. «Московским телеграфом» , Геро признал функциональную близость обоих изданий, которая открывала возможность французам делать «выгодные займы для пополнения картин сравнительного просвещения» .
Структура «Московского телеграфа» соответствовала его главной цели, заявленной Н. Полевым в официальном прошении об издании, — «сообщение отечественной публике статей, касающихся до нашей истории, географии, статистики и словесности, которые бы иностранцам показывали благословенное отечество наше в истинном его виде; сообщение также всего, что любопытного найдется в лучших иностранных журналах и новейших сочинениях или что неизвестно еще на нашем языке касательно наук, искусств, художеств вообще и словесности древних и новых народов» . Просветительская по своей сути программа была обширной, разнообразной и ориентированной на популяризацию научных знаний. В первом отделе журнала присутствовали история, археология, география, статистика, эстетика, изящные искусства. Во втором — новейшие произведения русских и иностранных писателей, переводы с арабского, китайского, английского и итальянского языков. В третьем — известия о новых русских и иностранных книгах, критические разборы и обозрения. В четвертом — коммерческие известия, научные открытия, заседания ученых обществ, жизнеописания знаменитых современников.
Нацеленность на новые знания и на их практическое применение нашла отражение в названии — «Московский телеграф» и в рисунке на обложке. В России телеграфа еще не существовало, на обложке журнала был изображен известный европейцам семафорный оптический телеграф в виде башни с сигнальным устройством, возвышающейся на скале вблизи озера.
«Московский телеграф» последовательно защищал пропагандировал и романтическое направление в литературе. В первые годы издания неизменно творчество вызывало Пушкина восторженные отклики на страницах «Телеграфа» . Эстетические взгляды Кс. А. Полевых и Н. А. и впоследствии определяли их отношение к Пушкину как к писателю-романтику, самому яркому представителю романтического периода русской литературы.
К концу 1820 -х гг. «Московский телеграф» становится на позиции резкого противостояния дворянской литературе. В 1829 г. , после публикации статьи Н. А. Полевого о Н. М. Карамзине (Ч. 27. № 12) и последовавшего за ней разрыва с журналом писателей пушкинского круга, «Московский телеграф» начинает полемику о так называемой «литературной аристократии» . Пушкин выступал в этой полемике против «Московского телеграфа» на страницах «Литературной газеты» . С конца 1820 -х гг. в журнале все чаще начинают появляться отрицательные отзывы о произведениях Пушкина. В то же время «Телеграф» продолжает следить за выходом его новых произведений, переводом их на иностранные языки, отзывами о поэте в зарубежной печати, выступать против подражателей Пушкина.
Долгое время драму правительство терпело «Московский телеграф, но резкая критика премьеры «Рука Всевышнего Отечество спасла» по пьесе Нестора Кукольника из истории Смутного времени чашу терпения переполнила. Спектакль, получивший от журнала критику, вызвал горячее одобрение Николая I, и это было всем известно.
Интересно, что начальник Третьего отделения императорской канцелярии граф А. Х. Бенкендорф пытался спасти журнал… А Пушкин, напротив, с пониманием отнесся к решению царя: «"Телеграф" достоин был участи сей; мудрено с большей наглостию проповедовать якобинизм под носом у правительства»
В бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» утверждает, что автором Хлестаков является «Московского телеграфа» : «Фрегат Надежда» , «Московский телеграф» … Всё это я написал» .
«Московский телеграф» выступал за преобразования отечественной экономики на буржуазных началах. Общественный прогресс и благоденствие России Полевой связывал с развитием промышленности, капитализацией государственного хозяйства. «Промышленность народная, — писал «Московский телеграф» в 1828 г. , — есть единое средство поддерживать и увеличивать силу государства; она есть тот оселок, на котором можно пробовать, настало ли для того или другого государства время свободной торговли. Промышленность ведет к богатству и просвещению, ибо они одно без другого не существуют» . Промышленный прогресс государства, по мнению издателя, органически связан с культурным. Экономическое развитие страны откроет «народу достаточные способы быть сыту, одету, иметь порядочные жилища, иметь средства сбыть внутри государства свои произведения» и позволит «образовать, просветить народ» .
Московский телеграф.ppt