Скачать презентацию Жорж Пьер Сёра 1859 1891 Жорж Скачать презентацию Жорж Пьер Сёра 1859 1891 Жорж

ЖОРЖ Сёра (1859 - 1891).ppt

  • Количество слайдов: 76

Жорж Пьер Сёра (1859 – 1891) Жорж Пьер Сёра (1859 – 1891)

Жорж Пьер Сёра родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько Жорж Пьер Сёра родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Отец лишь изредка появлялся на бульваре Мажента; в глазах маленького Жоржа он не мог не быть посторонним человеком. Мать проводила время за вязанием, погруженная в свои думы и печали.

Жорж рисует с тех пор, как он научился держать в руке карандаш. Ему было Жорж рисует с тех пор, как он научился держать в руке карандаш. Ему было около семи лет, когда он нарисовал два рисунка, изображающие: один — собаку с взрослым человеком, другой — собаку с ребенком. Дядя Поль Омонте, деверь его матери, художник-любитель, считает, что ребенок не лишен способностей, и всячески поощряет мальчика к занятиям рисованием. Поэтому Сёра — а ему вот-вот исполнится пятнадцать лет — поступает в муниципальную школу рисунка, расположенную в двух шагах от родительского дома. Преподавал там средней руки скульптор Жюстен Лекьен, который обучал своих учеников основам рисунка и перспективы, заставляя копировать гипсовые слепки, копии античных произведений, архитектурные орнаменты. Сёра умело выполняет эти ученические работы.

Работы 1880 -1883 годов Работы 1880 -1883 годов

Ж. Сера. Лист с этюдами солдат, фигур и кисти руки 1880 Ж. Сера. Лист с этюдами солдат, фигур и кисти руки 1880

Ж. Сера. Этюд фигур. 1880 Ж. Сера. Этюд фигур. 1880

Ж. Сера Лес в Понтобере (Ионна) 1881. Ж. Сера Лес в Понтобере (Ионна) 1881.

Ж. Сера. Каменотесы. 1882 Ж. Сера. Каменотесы. 1882

Ж. Сёра. Крестьянин с мотыгой. 1882 Ж. Сёра. Крестьянин с мотыгой. 1882

Ж. Сёра. Дробильщики камня. 1882 Ж. Сёра. Дробильщики камня. 1882

Ж. Сёра. Сборщики колосьев. Ж. Сёра. Сборщики колосьев.

Ж. Сёра. Мужчина, облокотившийся на парапет. 1881 - 1882 Ж. Сёра. Мужчина, облокотившийся на парапет. 1881 - 1882

Ж. Сёра. Запряженная лошадь. 1882 Ж. Сёра. Запряженная лошадь. 1882

Ж. Сера Пейзаж с лошадью. 1882 Ж. Сера Пейзаж с лошадью. 1882

Ж. Сёра. Барбизон. 1883. Ж. Сёра. Барбизон. 1883.

Ж. Сёра. Лейка. 1883 Ж. Сёра. Лейка. 1883

Ж. Сёра. Портрет Эрнестины Сера. 1883 Ж. Сёра. Портрет Эрнестины Сера. 1883

Жорж-Пьер Сёра очень любил своих родителей. Особенно часто он рисовал портреты своей матери. В Жорж-Пьер Сёра очень любил своих родителей. Особенно часто он рисовал портреты своей матери. В этот раз он изобразил её за вышиванием. Пожилая женщина всегда найдёт себе занятие по душе. К сожалению, на рисунке не видно, что именно она шьёт, но это и не было основной задачей художника. Ему было важно показать сам образ матери и в общих чертах то, чем она занята. Она увлечённо шьет, возможно, она это делает для него, в то время как он делает первые наброски для будущего рисунка. Получилась великолепная идиллия. Она шьет и позирует одновременно, а он любуется ею и одновременно пишет её портрет.

Ж. Сёра. Эдмон. Франсуа Аман-Жан. 1883 Ж. Сёра. Эдмон. Франсуа Аман-Жан. 1883

Аман-Жан встретился с Сера в художественной школе Жюсте-на Лекьена. Вскоре молодые люди подружились. Позже Аман-Жан встретился с Сера в художественной школе Жюсте-на Лекьена. Вскоре молодые люди подружились. Позже они «на пару» снимали студию и вращались в одних и тех же художественных кругах — условно говоря, модернистских. Поначалу Аман-Жан был более удачливым художником, чем Сера. Одна из его работ «пробилась» в Салон 1879 года, несколько его портретов получили очень благожелательные отзывы критики. После того как Сера примкнул к «независимым» , пути бывших приятелей разошлись. Аман-Жан сохранил близость к символистам. В частности, его творчество хвалил Пюви де Шаванн, который, будучи членом жюри Салона 1885 года, «пробил» для Аман-Жана стипендию в размере четырех тысяч франков, позволившую художнику совершить путешествие в Италию.

Ж. Сёра. Прогулка. 1883 Ж. Сёра. Прогулка. 1883

На этом рисунке Жорж-Пьер Сёра изобразил молодую девушку на прогулке. Действие происходит, скорее всего, На этом рисунке Жорж-Пьер Сёра изобразил молодую девушку на прогулке. Действие происходит, скорее всего, летом, так как на ней широкополая шляпка, которая должна защищать её нежное лицо от солнечных лучей. В конце девятнадцатого века золотистый загар был не в моде. Быть бледной считалось хорошим тоном, и молодые модницы очень следили за своей кожей. Девушка изображена не четко, что говорит о знойной погоде, когда очертания расплываются на жаре. Но художнику удалось разглядеть её стройный стан и легкую походку. Такие ежедневные прогулки были частью жизни молодых и не бедных парижанок.

Ж. Сёра. Дама в черном. 1883 Ж. Сёра. Дама в черном. 1883

Видимо, эту даму художник увидел на улице осеннего Парижа. На улице скверная погода, дует Видимо, эту даму художник увидел на улице осеннего Парижа. На улице скверная погода, дует пронзительный, по-осеннему холодный ветер. Воротник её куртки приподнят, пытаясь защитить нежную шею. Красивое и модное платье выгодно подчёркивает её стройную фигуру. Чёрный цвет ей явно идёт. Он делает её более стройной и более женственной. Она наверняка знает об этом, и как каждая женщина, пользуется своими преимуществами. Этот образ так заворожил Сёра, что он тут же принялся за рисование. Такой образ можно долго хранить в своей памяти, но лучше, когда он будет храниться не в голове, а на листке бумаги.

Ж. Сёра. Женщина с зонтиком. 1883 Ж. Сёра. Женщина с зонтиком. 1883

1883 -1884 годы. «Купание в Аньере» «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» 1884 - 1883 -1884 годы. «Купание в Аньере» «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» 1884 - 1886

Ж. Сера. Два берега (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883 Ж. Сера. Два берега (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883

Ж. Сёра. Сидящий человек (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883 Ж. Сёра. Сидящий человек (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883

Ж. Сера. Купающийся мальчик. Ж. Сера. Купающийся мальчик.

Ж. Сёра. Одежда и шляпа (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883 - 1884 Ж. Сёра. Одежда и шляпа (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883 - 1884

Ж. Сёра. Лошадь и лодка (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883 - 1884 Ж. Сёра. Лошадь и лодка (этюд для «Купание а Аньере» ). 1883 - 1884

Ж. Сера «Купание в Аньере» 1883 -1884 Ж. Сера «Купание в Аньере» 1883 -1884

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами. На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном - за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Однако в отличие от них, Сера скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Но картина была отвергнута жюри Салона 1884 года, затем выставлена в Салоне независимых и, наконец, отправлена в запасник.

Ж. Сера. Остров Гран Жатт Ж. Сера. Остров Гран Жатт

Ж. Сера. Этюд для Гран- Жатт. Ж. Сера. Этюд для Гран- Жатт.

Ж. Сера. Этюды для Гран- Жатт. (Женщина с поднятой рукой. Обезьянка. ) Ж. Сера. Этюды для Гран- Жатт. (Женщина с поднятой рукой. Обезьянка. )

Ж. Сёра «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» 1884 - 1886 Ж. Сёра «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» 1884 - 1886

Сёра будет писать полотно и одновременно делать множество набросков, которые помогут ему лучше изучить Сёра будет писать полотно и одновременно делать множество набросков, которые помогут ему лучше изучить местность, уточнить выбор деталей, наметить расположение и позы персонажей. Зарисовки на Гранд-Жатт Сёра делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им пуантилистскую ("точечную") технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сёра поспешили объявить его "мессией нового искусства".

1885 – 1886 г. Гранкан. 1885 – 1886 г. Гранкан.

Синьяк предложил Сёра провести несколько недель на побережье Ла. Манша. Эта идея пришлась художнику Синьяк предложил Сёра провести несколько недель на побережье Ла. Манша. Эта идея пришлась художнику по вкусу, в нём ожили воспоминания о военной службе в Бресте. К тому же Сёра переутомился - сказывалось постоянное напряжение. Свой выбор он остановил на Гранкане, небольшом рыбацком порте на побережье Кальвадоса.

Ж. Сёра. Лодки в Гранкане. 1885 Ж. Сёра. Лодки в Гранкане. 1885

Ж. Сёра. Лодки, отлив в Гранкане. 1885 Ж. Сёра. Лодки, отлив в Гранкане. 1885

Ж. Сёра. Мыс Дю Ок в Гранкане. 1885 Ж. Сёра. Мыс Дю Ок в Гранкане. 1885

Ж. Сера. Вид форта Самсон в Гранкане. 1885 Ж. Сера. Вид форта Самсон в Гранкане. 1885

Ж. Сера. Гранкан, вечер. 1885 Ж. Сера. Гранкан, вечер. 1885

Гранкан и его окрестности не отличались особой живописностью. Небольшое селение с приземистыми постройками, портом, Гранкан и его окрестности не отличались особой живописностью. Небольшое селение с приземистыми постройками, портом, пе счаным пляжем приютилось среди скал, волнистый силуэт которых возвышался над берегом моря. Вглубь протянулись луга Бессена, разгороженные плетнями и перерезанные рядами ив или тополей. Вдоль побережья в сторону Пор-ан-Бессена и Арроманша петляла дорога; ещё одна вела через пастбища к Изиньи. Взявшись вскоре за работу, Сёра обошёл всё побережье, то тут, то там делая наброски; он и впрямь устроил себе каникулы, ибо, по его собственному признанию, эти небольшие этюды "прежде всего доставляли ему радость". Он прихватил с собой несколько чистых холстов того же размера, что и "Пейзаж на острове Гранд-Жатт", но он примется покрывать их красками позже, взволнованный тем или иным мотивом. Одновременно им начато полотно (опять-таки размером с "Пейзаж") под названием "Сена в Курбвуа", изображавшее даму, гуляющую с собачкой по берегу реки.

Ж. Сёра. Сена у Курбвуа 1886. Ж. Сёра. Сена у Курбвуа 1886.

1886 – 1887 г. Онфлер. «Натурщицы» . 1886 – 1887 г. Онфлер. «Натурщицы» .

Ж. Сёра. Берег Ба-Бютен, Онфлер. 1886 Ж. Сёра. Берег Ба-Бютен, Онфлер. 1886

Ж. Сера. В Онфлере. 1886 Ж. Сера. В Онфлере. 1886

Ж. Сёра. Гавань. 1886 Ж. Сёра. Гавань. 1886

Ж. Сёра. Маяк в Онфлере. 1886 Ж. Сёра. Маяк в Онфлере. 1886

Ж. Сёра. Устье Сены в Онфлере. 1886 Ж. Сёра. Устье Сены в Онфлере. 1886

Как и в прошлом году, Сёра проведёт некоторое время на нормандском побережье. В воскресенье Как и в прошлом году, Сёра проведёт некоторое время на нормандском побережье. В воскресенье 20 июня он отбыл в Онфлёр, о котором ему, возможно, рассказывал Анри де Ренье, уроженец тех мест. Он хотел бы привезти из Онфлёра достаточно большое количество полотен, и ему не терпится взяться за них. Но едва он начинает несколько марин, как возникают препятствия. Ещё одна неприятность: начав рисовать уголок гавани с судами у пристани, он через восемь дней вынужден оставить холст на стадии проработанного эскиза, потому что суда снялись с якоря. Всё это мешает его работе, но не прерывает её вовсе. Он начал с полдюжины полотен: "Вход в порт", "Часть мола" (в пасмурную погоду), "Берег Ба-Бютен", "Устье Сены" (в сумерки), этюд с изображением больницы Онфлёра и соседствующего с ней маяка. Сёра трудится то над одним, то над другим из этих полотен, "пуантилируя" с ещё большей точностью, чем раньше. На этих берегах или пристанях ни одного силуэта ни купальщика, ни моряка, ни прохожего. Единственные "живые" существа здесь - это несколько судов - парусники или пароходы. Линии набережных, молов, маяков и мачт вносят в композиции строгую геометрию, которая усиливает завораживающее своеобразие этих лишённых людей сцен.

Ж. Сера «Мост в Курбвуа» 1886 – 1887. Ж. Сера «Мост в Курбвуа» 1886 – 1887.

На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа, расположенного чуть выше по течению, чем На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа, расположенного чуть выше по течению, чем Аньер. Близость тем и географических "привязок" позволяет сравнить картину с «Купание в Аньере» . И тут, и там передний план очерчен диагональю речного берега, а удаленный мост подчеркивает линию горизонта. Кроме того, обе работы роднит атмосфера неподвижности, ощущение застывшего времени. Отличие их, если можно так выразиться, лишь "климатическое". В одном случае, это жаркий солнечный день, в другом - холодная прозрачная осень. Падающий свет по-прежнему бросает на траву длинные тени, но фигуры на полотне сведены к силуэтам. Для этой картины Сёра написал два этюда, изображающих мост и участок речного берега. Для верхней части картины, судя по всему, Сёра не делал предварительных набросков. В пользу этого предположения говорят следы переписки, которые можно здесь обнаружить.

Ж. Сёра. Натурщицы. 1887 -1888. Ж. Сёра. Натурщицы. 1887 -1888.

Для своей композиции Сёра избрал уголок собственной мастерской. Он изобразит на полотне молодую обнажённую Для своей композиции Сёра избрал уголок собственной мастерской. Он изобразит на полотне молодую обнажённую женщину в трёх положениях: стоящую в центре в фас, сидящую на подушке слева спиной к зрителю и сидящую справа на табурете в профиль. Три фигуры расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. На одной из двух стен, образующих угол комнаты, висит картина "Гранд-Жатт", однако видна лишь её часть. Как обычно, Сёра предварительно изучает в крокетонах и рисунках различные элементы полотна, которому даст название "Натурщицы", и в частности каждую из обнажённых фигур. Он так энергично работает над одним из своих крокетонов, изображающим стоящую натурщицу, что сможет показать его в марте на выставке независимых. Критикам ничего не останется, как умолкнуть.

1887 – 1889. «Парад» . 1887 – 1889. «Парад» .

Ж. Сера. Внешняя гавань в Пор-ан-Бессене. 1888 Ж. Сера. Внешняя гавань в Пор-ан-Бессене. 1888

Ж. Сера. Мост и набережная в Пор-ан-Бессене. 1888 Ж. Сера. Мост и набережная в Пор-ан-Бессене. 1888

Ж. Сера. Воскресенье, Пор-ан-Бессен 1888 Ж. Сера. Воскресенье, Пор-ан-Бессен 1888

Синьяк, завзятый ценитель лодок посоветовал Сёра отправиться летом на побережье Кальвадоса, в городок Пор-ан-Бессен, Синьяк, завзятый ценитель лодок посоветовал Сёра отправиться летом на побережье Кальвадоса, в городок Пор-ан-Бессен, куда он ездил в начале своей карьеры три года подряд - в 1882, 1883 и 1884 -м. В этом небольшом рыбачьем порту с малочисленным и трудолюбивым населением Сёра приступит к серьёзной работе: он использует теории Шарля Анри в серии пейзажей, пытаясь избежать поверхностного применения этих теорий. Он не намерен отступать ни от одного из положений учёного, но при этом попробует включить их в более сложную систему, сохраняющую глубину и перспективу в картине, не утрачивая при этом её декоративной ценности. Вызов, брошенный Сёра, поистине поразителен. Он ставит перед собой задачу - ни много ни мало, - с одной стороны, отнестись к картине как плоской поверхности с двумя измерениями, а с другой придать ей третье измерение, обусловленное наличием перспективы.

Ж. Сёра. Этюд к картине «Парад» . Ж. Сёра. Этюд к картине «Парад» .

Ж. Сёра. Парад. 1888 Ж. Сёра. Парад. 1888

Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Кореи. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк с целью привлечения зрителей. Композиция картины уже привычно выстраивается перекликающимися горизонталями и вертикалями. Ночная сцена залита светом газовых фонарей, напоминающих ряд стилизованных звездочек. Яркими манящими красками изображена внутренняя часть цирка, где зрителей ждут рукотворные чудеса. Усатое лицо инспектора манежа сближает его с дирижером на картине «Канкан» и укротителем зверей на картине Цирк» . «Обрезанные» фигуры зрителей формируют нижний край картины. Плоские смутные фигуры музыкантов делают их похожими на марионеток.

1889 – 1990. Работа над «Канканом» и «Цирком» . 1889 – 1990. Работа над «Канканом» и «Цирком» .

Ж. Сёра. Канкан. 1889 - 1890. Ж. Сёра. Канкан. 1889 - 1890.

Приблизительно с 1887 года Сера начал делать зарисовки в парижских варьете. В результате считавшийся Приблизительно с 1887 года Сера начал делать зарисовки в парижских варьете. В результате считавшийся не слишком пристойным танец канкан стал темой одной из его работ. На находившийся неподалеку от студии художника. В этом произведении звучит отчетливое эхо «Парада» , где реальный зритель расположен чуть выше зрителей, присутствующих на картине, а главное событие происходит на приподнятой сцене. Светлые участки окружены на картине темной рамкой, усиливающей ощущение глубины и единства пространства. Веер танцовщицы повторяет угол наклона трости в руках сгорающего от вожделения зрителя, которая сама по себе является фаллическим символом. Флейта и гриф контрабаса написаны параллельно высоко поднятым ногам танцовщиц, что должно «удваивать» степень веселья Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз. Банты на туфлях танцовщиц направлены вверх - так же, как подолы их юбок и бретельки на плечах.

Ж. Сёра. Эйфелева башня. 1889. Ж. Сёра. Эйфелева башня. 1889.

В начале 1889 года Сёра первым из многочисленных художников, вдохновлявшихся позднее сооружением Эйфеля, отправился В начале 1889 года Сёра первым из многочисленных художников, вдохновлявшихся позднее сооружением Эйфеля, отправился на Марсово поле, чтобы запечатлеть на крокетоне силуэт еще не достроенной башни, которая, однако, уже поднялась до своего четвертого этажа.

Ж. Сёра. Пудрящаяся женщина. 1889 - 1890 Ж. Сёра. Пудрящаяся женщина. 1889 - 1890

Долгое время критики не могли прийти к единому мнению относительно этой странной картины, на Долгое время критики не могли прийти к единому мнению относительно этой странной картины, на которой изображена Мадлен Кноблох, возлюбленная Сера. Многие находили портрет почти сатирическим. Сама же Мадлен, по всей видимости, придерживалась другого мнения, поскольку позже, когда картины Сера резко подскочили в цене, решила оставить это полотно у себя. В первом варианте оно включало в себя и автопортрет Сера, с восторгом глядящего на Мадлен. Но автор прислушался к мнению одного из своих друзей, посчитавшего портрет в таком виде непристойным, и заменил себя цветочной вазой. Генеалогически картина восходит к будуарным сценам, популярным во французской живописи XVIII века. Как всегда, обращает на себя внимание непринужденное (а порой и странное) обращение Сера с деталями. Непонятно, что представляет собой элемент в левом верхнем углу картины. Кроме того, возникает впечатление, что под пышной юбкой Мадлен находится всего одна нога.

Ж. Сёра. Цирк. 18901891 Ж. Сёра. Цирк. 18901891

Вечерами он часто отправляется в цирк Фернандо и зарисовывает то наездницу, то мсье Луаяля, Вечерами он часто отправляется в цирк Фернандо и зарисовывает то наездницу, то мсье Луаяля, то странную шапочку клоуна (он изобразит его со спины на первом плане композиции). Набросав на дощечке в треть формата подготовительный и окончательный этюд композиции, Сёра принялся за саму картину. Его охватило странное нетерпение. Учитывая то обстоятельство, что очередная выставка независимых должна открыться в марте, успеет ли он закончить полотно? Весьма прохладный приём, оказанный прошлой весной "Канкану", очевидно, вызывал в нём желание взять реванш.

Жорж Сёра был еще менее понят своими современниками, нежели другие художники -реформаторы. По сути, Жорж Сёра был еще менее понят своими современниками, нежели другие художники -реформаторы. По сути, один лишь Поль Синьяк, его друг и последователь, развивал в искусстве идеи Сёра, утверждая его значение как основателя неоимпрессионизма. В критике рупором теоретических положений «нео» (как их сокращенно называли парижане) был сноб и эстет, изысканный ценитель живописи Феликс Фенеон. Однако интерпретация творческих достижений Сёра, которую дали его немногие друзья и единомышленники, была далеко не адекватной истинному содержанию его произведений.