Жизни великих людей.pptx
- Количество слайдов: 28
Жизни великих людей Мать Мария Работа Учеников 11 «А» класса Кондратьева Дмитрия и Кудиной Елены
«На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят, накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме» - Мать Мария (Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу - Кузьмина-Караваева, по второму – Скобцова; 8 [20] декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) - русская поэтесса. Автор сборников стихов «Скифские черепки» (1912), «Руфь» (1916); автобиографической повести «Равнина русская» (1924). С 1919 года жила в эмиграции, в 1931 году постриглась в монахини. Участвовала в движении Сопротивления во Франции. Казнена фашистами в концлагере Равенсбрюк.
Мать Мария и Николай Бердяев 1930 год «М. Мария была одной из самых замечательных и одаренных русских женщин… была натурой очень активной, всегда увлеченной каким-либо делом, но никогда не удовлетворенной вполне…Она производила впечатление оптимистки. В ней был избыток жизни. Но когда вышел сборник ее стихов, то в них обнаружилось скорее пессимистическое и горькое чувство жизни… Ее религиозность не была спокойной, в ней было что-то трагическое, была борьба с Богом, порожденная человеческими страданиями… Была еще одна черта у м. Марии, которая играла огромную роль, и с которой связана ее гибель. У нее была страстная любовь к России и русскому народу…» - Николай Бердяев, «Памяти матери Марии»
«Кто я, Господи? Лишь самозванка, Расточающая благодать. Каждая царапинка и ранка В мире говорит мне, что я мать» - Мать Мария Жизнь этой замечательной женщины была разрублена пополам: первая половина – Россия, вторая – исход в 1921, эмиграция во Францию, с Россией в сердце. До 1924 г. Творчество Жизнь в эмиграции Памяти Матери Марии
Материал взят: Ø Ø Ø Ø Ø «Православие и мир» Википедия Мать Мария Ксения Кривошеина «…и вот я умерла» Сайт города Бежецк Историческая библиотека Мир тесен Русский Путь http: //www. regels. org/antichrist-and-humanism. htm
Елизавета Юрьевна Пиленко родилась в Риге 8 декабря 1891 года. Родители – Софья Борисовна и Юрий Дмитриевич Пиленко. Детство и отрочество будущей матери Марии прошло около Анапы, где у ее отца было небольшое имение. Зимой вся семья ездила к родным в Петербург. После смерти отца 17 июля 1906 года семья окончательно переселяется в Петербург, Лиза там поступает в частную гимназию Л. С. Таганцевой, затем переходит в гимназию М. Н. Стоюниной, которую заканчивает весной 1909 года с серебряной медалью и поступает на высшие Бестужевские курсы (философское отделение историко-филологического факультета). 1899 г. Лиза с братом на празднике 1903 г. Лиза, 11 лет
В Петербурге, как и во многих крупных городах России в то время зарождалось движение, которое позднее было названо Русским религиозным и интеллектуальным возрождением. В поисках себя, Елизавета начинает писать стихи и часто посещает модные салоны. В восемнадцать лет она выходит замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева, молодого юриста, который вводит ее в литературные круги. Однако, вскоре Лиза начинает понимать суетность дискуссий, которые ведутся на этих встречах. В начале 1913 года Елизавета и Дмитрий расходятся. Богемные литературные собрания отходят на второй план, молодая женщина продолжает свой путь в поисках веры. Дмитрий Кузьмин-Караваев 1904 г.
По благословению правящего митрополита Петербургского Елизавета, — первая женщина, — посещает богословские курсы при Духовной академии, по окончании которых успешно сдает экзамены и уезжает с дочерью Гаяной в родную Анапу. Как член партии эсеров после Февральской революции 1917 года стала городской головой. Тут она переживает начало революции и встречается со своим вторым мужем — Даниилом Скобцовым. Весной 1920 года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова с матерью и дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем семья эмигрировала в Константинополь, некоторое время жила в Сербии, где 4 декабря 1922 родилась дочь Анастасия, а в январе 1924 года переехала в Париж. 1923 г. Сербия Елизавета Юрьевна с детьми: Гаяной, Юрием и Настей Прибытие в Париж
В парижской эмиграции она встретилась с единомышленниками и старыми друзьями. Жить без общения с близкими по духу людьми было невозможно, и как бы ни тяготила бедность — Елизавета Юрьевна шла по пути предначертанному. Она продолжала писать и публиковать статьи и стихи, читать лекции и… учиться. Творение красоты для нее всегда было спасением в самые трудные периоды жизни. Именно здесь, на чужбине, Елизавета Юрьевна узнала о кончине Блока. По свидетельству ее матери, горе ее было беспредельным… Зимой 1925– 26 годов тяжело заболела маленькая Настя, а 7 марта 1926 года она скончалась. Судьба била мать Марию безжалостно. В 1935 году ее дочь Гаяна, не мыслившая себя без России, едет в СССР. Меньше чем через два года она умирает в Москве от дизентерии. Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева. Последняя фотография российского периода её жизни
В 1926 году она посещает богословские курсы на Сергиевском подворье в Париже, где близко знакомится с выдающимися богословами своего времени. Ее многое связывает с Н. А. Бердяевым, Г. П. Федотовым, К. В. Мочульским и И. И. Фондаминским. К этому времени относится ее духовное сближение с о. Сергием Булгаковым, вскоре она становится его духовной дочерью. Елизавета Юрьевна с отцом Сергием Булгаковым С 1930 она — разъездной секретарь РСХД(Русского студенческого христианского движения). Ей доверена работа по оказанию духовной и социальной помощи русским эмигрантам, таким же, как она и ее семья, рассеянным по всей Франции. Так приходит решение посвятить себя Богу через монашество. Чин пострига произошел 16 марта 1932 года на Сергиевском подворье в Париже, митрополит Евлогий напутствовал ее: «Нарекаю тебя в честь Марии Египетской: как та ушла в пустыню к диким зверям, так и тебя посылаю я в мир к людям, часто злым и грубым, в пустыню человеческих сердец» . Мать Мария, 30 -е гг.
В детском центре Рю де Лурмель Мать Мария (в центре), мать Евдокия (справа), мать Любовь (слева)
Начало 30 -х годов ознаменовалось во Франции суровым экономическим кризисом. В это время вокруг Матери Марии собралась группа единомышленников. Так возникло движение “Православное дело”. “Мы собрались вместе не для теоретического изучения социальных вопросов в духе православия. Среди нас мало богословов, мало ученых, и мы, тем не менее, хотим поставить нашу социальную идею и мысль в теснейшую связь с жизнью и работой. Мы помним, что ‘Вера без дел мертва’. ” Безработица среди русских эмигрантов приняла размеры настоящего бедствия и Мать Мария решила открыть дом, где будет принят как брат и сестра всякий, кем бы он ни был, пока остается еще хоть немного места. Денег на это начинание у нее не было, но беспредельная вера в помощь Божию окрыляла ее. Благодаря поддержке англиканских друзей, она сняла дом на Вилла де Сакс в Париже. Но очень быстро в нем становиться слишком тесно, и она перебирается в большой полуразрушенный дом на улице Лурмель в XV округе Парижа. Дом был настолько нежилым, что пришлось заниматься настоящей стройкой. Но и это не стало препятствием для матери Марии, она ни минуты не оставалась без дела: благоустройство дома, закупка продовольствия, поездки по стране, вышивки икон, стихи, статьи, организационная работа. . . всего не охватить.
Ее близкий друг и помощник профессор Мочульский вспоминает: “Комната, в которой живет мать Мария, – под лестницей, между кухней и прихожей. В ней большой стол, заваленный рукописями, письмами, счетами и множеством самых неожиданных предметов. На нем стоит корзинка с разноцветными мотками шерсти, большая чашка с недопитым холодным чаем. В углу – темная икона. . . Комната не отапливается. Дверь всегда открыта. Иногда м. Мария не выдерживает, запирает дверь на ключ, падает в кресло и говорит: ‘Больше не могу так, ничего не соображаю. Устала, устала. Сегодня было около сорока человек, и каждый со своим горем, со своей нуждой. Не могу же я их прогонять. ’ Но запирание на ключ не помогает. Начинается непрерывный стук в дверь, она отворяет и говорит мне: ‘Видите, так я живу’"
О. Дмитрий Клепинин. Сентябрь 1939 И. А. Кривошеин При помощи Кривошеина был организован комитет, в который помимо м. Марии, Кривошеина и С. Ф. Штерна, вошли о. Димитрий Клепинин, С. В. Медведева и Р. С. Клячкина. На протяжении периода 1941 -42 гг. комитетом были отправлены сотни посылок семьям заключенных и нуждающимся, французский Красный Крест предоставил для перевоза посылок грузовик. Самый опасный период для “Православного дела” наступил в 1942 году. С 7 июня во Франции вступил в силу указ гитлеровской канцелярии о необходимости всем евреям носить “желтую звезду Давида”. Практически с июля месяца начались массовые аресты евреев. В доме на ул. Лурмель уже не хватало места для всех нуждающихся, а с возникновением новой проблемы – помощь евреям – работы только прибавилось. Кривошеин говорил, что “вопрос стоял уже не только о материальной помощи. Нужно было доставать для евреев поддельные документы, помогать им бежать в еще не оккупированную зону Франции, укрывать их и устраивать детей, родители которых были уже арестованы”.
8 февраля 1943 года – обыск на ул. Лурмель, разгром гестаповцами “Православного дела”. Арестован сын м. Марии Юрий Скобцов. 9 февраля мать Мария и о. Димитрий Клепинин и Ф. Пьянов арестованы гестапо, заключены в пересыльную тюрьму – форт Роменвиль. 27 апреля м. Мария в числе 213 арестованных отправлена из Компьеня в женский концлагерь Равенсбрюк. В 1944 году 28 января Софья Борисовна Пиленко получила открытку от дочери из Равенсбрюка, в которой м. Мария писала: “Я сильна и крепка”. 6 февраля в концлагере Дора погиб сын м. Марии Юрий Скобцов. 16 апреля – празднование православной Пасхи. Мать Мария украсила окна своего барака художественными вырезками из бумаги (все виды праздников, в т. ч. религиозных, в лагере были запрещены). Она посещала чужие бараки, утешала женщин, вела беседы и рассказывала многим из советских заключенных о жизни во Франции. Часто читала им Евангелие и толковала его. Эта драгоценная книга была у нее украдена, когда м. Марию перевели в карантинный блок. 1945 год, 10 января – мать Марию, ослабевшую и больную, переводят в Югентлагерь. 31 марта узница под номером 19263 казнена в газовой камере Равенсбрюк.
От хвороста тянет дымок, Огонь показался у ног И громче напев погребальный. И мгла не мертва, не пуста, И в ней начертанье креста — Конец мой, конец огнепальный! - 1938 г. , Мать Мария Существует несколько версий ее гибели. По одной из версий, она болела дизентерией, ее долгое время прятали, но в конце марта все-таки обнаружили. Она не могла стоять на ногах, так она ослабла. На следующий день ее отправили в газовую камеру. По другой, 31 марта 1945 года мать Мария пошла в газовую камеру вместо одной из отобранных фашистами девушек.
Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, Думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту Что же? Разве я обижу вас? О, нет! Ведь я не насильник, Не обманщик и не гордец, Хотя много знаю, Слишком много думаю с детства И слишком занят собой. Ведь я - сочинитель, Человек, называющий все по имени, Отнимающий аромат у живого цветка. Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах, Все же, я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. И потому я хотел бы, Чтобы вы влюбились в простого человека, Который любит землю и небо Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе. Право, я буду рад за вас, Так как - только влюбленный Имеет право на звание человека. - А. Блок
О поведении матери Марии в заключении сохранилось множество свидетельств соузниц, среди которых наиболее яркое принадлежит племяннице Шарля де Голля, Женевьеве де Голль-Антоньоз: «На своем тюфяке она устраивала настоящие кружки, где рассказывала о русской революции, о коммунизме, о своем политическом и социальном опыте и иногда, более глубоко – о своем религиозном опыте. Мать Мария читала отрывки из Евангелия и Посланий по ‘Настольной книге христианина’, которая уцелела у одной из соузниц во время обыска. Она толковала прочитанное в нескольких словах. Подле нее мы молились и порой пели тихим голосом. Мать Мария часто посещала блок русских девушек «солдаток» , которые принимали ее с любовью. Она с восхищением рассказывала нам о их мужестве. Быть может, в этих юных лицах она находила лицо своей дочери Гаяны, которая вышла замуж за советского студента и умерла в России» .
Одаренная исключительной жизнестойкостью и непоколебимой верой, Мать Мария обладала многими качествами, помогающими выжить даже в ужасных условиях концлагеря. «Всякий в блоке ее хорошо знал, — вспоминает одна из ее приятельниц Жаклин Пейри, — она хорошо ладила и с молодежью и с пожилыми, с людьми разных политических взлядов и с людьми совершенно различных верований. Она нам расказывала про свой общественный опыт во Франции. Мы ее расспрашивали об истории России, о ее будущем… Эти дискуссии являлись для нас выходом из нашего ада. Они помогали нам восстанавливать утраченные душевные силы, они вновь зажигали в нас пламя мысли, едва тлевшее под тяжким гнетом ужаса»
Гестаповец Гофман, который её арестовывал, по воспоминаниям матери, сказал: «Вы больше не увидите свою дочь. Вы плохо её воспитали. Она помогает нашим врагам. Она помогает евреям» . Мать ответила: «Она христианка, для неё нет ни эллина, ни иудея. Она помогает всем! И если бы Вы были в беде, то она помогла бы и Вам!» А мать Мария усмехнулась и сказала: «Пожалуй, помогла бы» . И немец едва не ударил её по лицу — потому что он понял, что этим «пожалуй, помогла бы» она его сокрушила.
«Мать Мария» — российский фильм 1982 года. Повествует о яркой и трагической судьбе русской поэтессы Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, в 1920 г. эмигрировавшей во Францию и ставшей монахиней с именем Мария. В основанном ею приюте нашли поддержку многие обездоленные русские эмигранты. Во время Второй мировой войны стала одной из героинь французcкого cопротивления.
«Ангелы трубящие»
«София Премудрость Божия построила себе храм»
Библейский праведник Иов
Ангел с кадилом
Троица
Платок вышитый в лагере "Высадка Союзников, 1944
Жизни великих людей.pptx