ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ 1. Жизнь с точки зрения науки. 2. «Философия жизни» . 3. Проблема смысла жизни и смерти.
Анимизм – воззрение, согласно которому все имеет свою душу и все живо до тех пор, пока душа не расстанется с телом. Гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – философская идея, по которой все предметы живой и неживой Бруно природы одушевлены.
Тотемизм – это религизоно-социальная система, в основании которой лежит культ тотема, т. е. класса объектов, которому та или другая первобытная социальная группа оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами были животные.
1. Живое – это сущность, обладающая внутренним миром. 2. Живое является непрерывным. Поэтому мой внутренний мир непрерывно связан с внутренним миром всего живого. 3. В силу непрерывности даже отсутствие качества живого есть бесконечно малое его присутствие. 4. Воплощенная жизнь – это такая сущность, которая обладает собственным внутренним миром и своим физическим телом. 5. Внутренний мир воплощенной жизни усиливает ее целостность. Живое существо осуществляет перенос мироподобия на свое тело и усиливает его целостность. 6. Перенос осуществляется через пространство-время. Живая воплощенная сущность обладает собственным пространством- временем, она как бы живет в двух пространствах-временах – в общем физическом (структура телесности) и своем малом пространстве- времени (структура памяти). 7. Живая воплощенная сущность обладает самостью. 8. Живое – это особый способ бытия. 9. Живая воплощенная сущность обладает собственной причиной- следствием. 10. Внутренний мир живой воплощенной сущности и ее живое воплощение (тело) связаны между собой. Эту связь можно обозначить как психофизический код. Психофизический код изоморфен онтологическому коду, который применяется в организации Большого Мира. Поэтому любое живое тело построено в соответствии с онтологическим кодом Большого Мира.
Лейбниц
Информационное взаимодействие ( «отражение» ) Нейрофизиологические Психика процессы Активность организма Сложные схемы организованной последовательности действий Психический образ «схема мира» «схема тела» (отражение (познавательные и МИР свойств связей и эмоциональные ОРГАНИЗМ отношений процессы, память, внешнего мира) воля)
Любому биологическому организму свойственен циклический тип развития. В каждом отдельном цикле наблюдается закономерная последовательность сменяющих друга стадий от рождения до смерти. Биологический организм постоянно изменяется, подчас весьма резко, однако при этом сохраняется его самотождественность.
Согласно данным биологии первые признаки жизни на Земле появились порядка 4 млрд. лет назад, примерно 2 млрд. лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу. Ученые поставили эксперименты как в лаборатории, так и на орбитальных станциях "Салют- 7" и "Мир". В ходе экспериментов они пришли к выводу, что в космическом пространстве может протекать синтез нуклеотидов – компонентов нуклеиновых кислот. При этом невесомость, перепады температуры от -30 до +100 градусов по Цельсию, гамма- излучение и ультрафиолет на этот процесс не влияют. На найденном в Антарктиде метеорите обнаружены объекты, которые можно идентифицировать как следы жизнедеятельности микроорганизмов из космоса.
Выделение кислорода радикально изменило характер земной атмосферы, ее химический состав и жизнь довольно быстро распространилась по всей поверхности планеты, образовав биосферу. Так жизнь стала космическим фактором.
Можно выделить дескриптивный и атрибутивный подходы к определению жизни. Дескриптивный подход: исследователи ищут видимые, бросающиеся в глаза свойства живых организмов, совокупность которых и выделяет их из мира «неживой» природы. Атрибутивный подход выделяет из видимых свойств живых организмов лишь некоторых из них как коренные, т. е. атрибуты, качественно отличающие их от объектов неживой природы. С позиции естествознания существуют два основных подхода (методологии) определения жизни – субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности жизни обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают жизнь с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т. д. ).
Животные – это эукариоты, имеющие следующие признаки: гетеротрофность, способность к активному передвижению, оогамия, многотканиевое строение, наличие как минимум двух зародышевых листков, голозойное питание. В оригинальной схеме Линнея животные были отнесены к одному из трёх царств, разделённому на классы Черви, Насекомые, Рыбы, Амфибии, Птицы и Млекопитающие. С тех пор последние четыре класса были объединены в один тип — хордовые, в то время как остальные классы были отнесены к беспозвоночным. Линней В одной древней китайской энциклопедии животные подразделяются на: 1) принадлежащих Императору; 2) бальзамированных; 3) прирученных; 4) молочных поросят; 5) сирен; 6) сказочных; 7) бродячих собак; 8) включенных в настоящую классификацию; 9) буйствующих, как в безумии; 10) неисчислимых; 11) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; 12) только что разбивших кувшин; 13) издалека Борхес кажущихся мухами.
Семиотическая природа жизни Три представления ДНК: а и б – классические изображения двуспиральной ДНК; в – ДНК как двухцепочечная структура с неопределенными физическими параметрами, но с цепями, комплементарными другу; А, С, G, Т- мономерные звенья полимерной молекулы ДНК; C-G, Т- А -комплементарные пары оснований, связывающие две цепи.
Современной наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности.
Наш астрономический адрес:
Существует прочная связь земных явлений с ритмами Вселенной, прежде всего, «активностью Солнца» . Не Земля, а космическое пространство становится нашей родиной, и мы начинаем ощущать во всем ее подлинном величии значительность земного бытия и перемещения отдаленных небесных тел, и Чижевский движения их посланников – радиации.
Этнология – это естественная наука Солнце посылает импульсы, они приводят к пассионарному толчку, который формирует этнос. Гумилев
Всякая индивидуальная жизнь конечна. Для биологии это имеет глубокий смысл: во-первых, она дает начала новым жизням, во-вторых, она уступает им дорогу. Бесконечная жизнь отдельного организма закрывает возможность для порождения и отбора новых форм. Любой организм – это не более чем эксперимент, который проводит сама жизнь. «Если справедливо, что в незапамятные времена и непредставимым образом из неживой материи однажды появилась жизнь, то, согласно нашему предположению, тогда же должен был возникнуть инстинкт, направленный на то, чтобы ее уничтожить и снова восстановить неорганическое состояние» . Зигмунд Фрейд «Жизнь оказывается смертоносной в том же самом движении, которое обрекает ее на смерть. Она убивает потому, что она живет. Жизнь неотделима от убийства, природа – от зла, а желание – от противоестественного» . Мишель Фуко
Кювье Ламарк Жоффруа де Сент-Илер
Дарвин Геккель Основной биогенетический закон: «Онтогенез (развитие особи) есть краткое и быстрое повторение филогенеза (развития вида)»
Существование живых существ в процессе естественного дрейфа (как онтогенетического, так и филогенетического) связано отнюдь не борьбой за существование (в индивидуалистическом понимании), а с сохранением адаптации, с Эволюция происходит в процессе взаимодействием особи с структурного дрейфа при окружающей средой непрекращающемся филогенетическом отборе. В таком процессе нет прогресса или оптимизации в использовании окружающей среды, но только сохранение адаптации и аутопоэза. Это процесс, в котором организм и окружающая среда остаются в постоянном структурном сопряжении
Жить – значит учиться. Эволюция есть процесс, в ходе которого приобретаются знания. Наши предустановленные формы созерцания и категории приспосабливаются к внешнему миру по точно тем же законам, по каким копыто лошади приспосабливается к степному грунту, плавник рыбы к воде. Конрад Лоренц Табу касаются всех членов абсолютный запрет на родовой общины – как слабых, кровосмесительство; так и сильных; абсолютный запрет на принципиально несводимы к убийство инстинкту самосохранения; соплеменника; имеют характер требование обязательств, нарушение поддержания жизни которых влечет за собой (прокормления) любого неотвратимую кару. из соплеменников.
Генная инженерия – это совокупность приемов, позволяющих путем операций in vitro перенести генетический материал из одного организма в другой так, чтобы обеспечить наследование этих генов в новом для них организме. Перенос генов методами генной инженерии дает возможность преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим.
Современный томат обладает значительно бóльшим количеством копий хромосом, нежели его американские предки-ягоды с естественным набором. Сегодня если бы мы употребляли в пищу «предков» тех видов животных и растений, которые едим в наше время, для выживания нашим организмам потребовалось бы серьезное генетическое «переоснащение» . Нам пришлось бы просто дополнить свою «программу» фенотипами ранних гоминид для того, чтобы обеспечить усвоение этой органики.
Рокман А. Ферма (из коллекции Second Nature)
«Самоискусство – полуживой художник» Ученые культивировали корковые нейроны эмбриона крысы (wetware) на мультиэлектродной матрице. Нервная активность этих нейронов через специальную программу TCP/IP (software) сообщалась механической руке (hardware), которая в итоге рисовала картины.
Еще в детстве, 11 месяцев от роду, Оскар Писториус потерял обе ноги ниже колена. Но сегодня это один из лучших бегунов в мире – благодаря совершенным протезам. В Питсбургском университете смогли подключить механический манипулятор к самой обыкновенной обезьяне. В её мозг вживили электроды и теперь, когда она думает о еде, импульсы передаются в компьютер, дешифруются и механическая рука ведет себе соответственно желанию обезьяны.
Активность мозга человека визуализируется с помощью функционального магнитно-резонансного нейрокартирования. Человек - машина Ламетри …создан специальный детектор, позволяющий расшифровывать «моторные мысли» с точностью до 85%. Для определения нужной команды детектор отслеживает движение крови вокруг мозга. Однако, во-первых, между мыслью оператора и движением робота проходит 7 секунд ожидания, а во-вторых, управлять роботом может лишь человек, лежащий в компьютерном томографе.
Если обычный (механический) протез расширяет тело, то цифровой «протез» делает человеческое тело вообще ненужным. Размах конечностей механизма составляет 2 метра, венчает всю конструкцию поворачивающийся LCD-дисплей с изображением человеческой головы. Робот Walking Head Помимо прочего, механизм оснащен и ультразвуковым датчиком, благодаря которому робот обнаруживает вокруг себя человеческое присутствие и соответствующим образом на него реагирует, а лицо на экране обладает определенным арсеналом различных выражений.
Стеларк: «Я провожу эксперименты по изменению анатомической архитектуры. …Тело становится сейчас химерической структурой, расширенной операционной системой. Это конструкт биологии, технологии и виртуальных реальностей» .
«Протезированная голова» состоит из устройства синтеза речи с исходным кодом для мимики и артикуляции в реальном времени с модифицированным, перенастроенным и персонифицированным чат-ботом Alice. У него есть база данных и стратегия ведения беседы. Оно представляет собой Протезированная голова Стеларка отснятую с 3000 углов мою голову с моей Можно сказать, что текстурой кожи. «Протезированная голова» умна настолько, насколько умен человек, Стеларк который беседует с ней
Стеларк: Что бы ты сделала, если бы у тебя были мозги. Протезированная голова: Я просто полая голова. Мозги – это для людей. Мне и без них неплохо, спасибо. Стеларк: Что бы ты сделала, если бы у тебя был разум? Протезированная голова: Проблема не в наличии разума. Проблема в правильном и действенном использовании его в конкретных ситуациях. Стеларк: Что ты знаешь? Протезированная голова: Что есть знание. Знание имеет смысл, когда ты можешь что-то сделать. Знать – значит делать. Стеларк: Кто ты? Протезированная голова: Это бессмысленный вопрос. Важно, что происходит между мной и тобой. Важно, что происходит в пространстве между нами. В среде языка, в которой мы общаемся, в культуре, которой мы обусловлены в этот момент нашей истории.
Человечеству метафизики отказано в пока еще сокровенной истинности бытия H o l z w e g e Хайдеггер
Шопенгауэр Бергсон Дильтей Ницше «Философия жизни» в своих концепциях онтологизирует эмоционально-волевые структуры человеческого бытия. Биологическим смыслам жизни философия противопоставляет нравственно-практический. Гносеологическому (познавательному) подходу противопоставлен аксиологический (ценностный) подход. Таким образом, жизнь – это и конкретная человеческая жизнь, и первооснова бытия, и специфически человеческое отношение к этой основе.
Науки о духе отличаются от естественных наук тем, что изучают действительность, порожденную самим человеком, т. е. в них дух занимается творением самого же духа. Потому различны и методы познания: природу мы объясняем, дух – понимаем. Дильтей Переживание Выражение Понимание Объективации душевной жизни Повторное переживание
Действительность – это то, что содержится в опыте самой жизни. Следовательно, действительность – это, по сути, наше переживание, вне которого действительности нет. «Жизненный опыт» – вот главный объект познания, однако его нельзя свести только к разуму, большей частью он иррационален (неразумен). «Жизненный порыв» пульсирует по расходящимся ветвям эволюции – подобно гранате, ступенчато разрывающейся сначала на части, затем – на частицы, все более и более мелкие. Жизнь – это потенциал/тенденция воздействия на неорганизованную материю, перманентно образующуюся из погаснувших «осадков» «жизненного порыва» . В ходе эволюции жизни первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором – способности проникать в сущность реальности.
Человечество – мощный геологический фактор С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию – ноосфере, которая представляет собой сферу разумной и культурной деятельности человека по искусственному изменению естественной среды обитания.
Бог растворен в мире и наделяет его «радиальной энергией» , ведущей к нарастанию сложности материальных явлений. В процессе космогенеза наблюдается постоянно возрастающая концентрация психического – «радиальной энергии» , как естественной формы нисходящей на мир Тейяр де Шарден божественной благодати. Эволюция Вселенной разделяется на стадии «преджизни» , «мысли» и «сверхжизни» . На этапе «мысли» появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий «ноосферу» – сферу мысли, придающий миру личностное измерение. Возможно, именно человечество даст миру новый вид энергии, который в состоянии преодолеть материальную смерть Вселенной и возродить ее к новой жизни.
1) ценность жизни есть единственная и безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» , нужно признать это неравенство и сосредоточиться на собственной судьбе; 3) сильный человек свободен от любых обязательств, высший судья для него он сам, его мудрость и его совесть. Символика является составной частью самой психики и бессознательное вырабатывает формы и идеи символического характера. Речь идет об архетипах, которые действуют в человеке инстинктивно и передаются в культурной традиции, миграции, а также наследственно. Архетипы – это то, что выработало человечество в своей борьбе за жизнь перед лицом смерти. Карл Густав Юнг
Бессознательное
Жизнь вносит напряженность и порождает неуверенность Компенсация и сверхкомпенсация имеет три направления: к людям, от людей и против людей. Адлер Человек стремится 1) человек самоутвердиться всегда среди других людей. балансирует Это стремление между может быть просто жизнью и Хорни компенсацией, а смертью; может перерасти в 2) он является носителем сверхкомпенсацию очень многих потенций, (стремление к но из-за краткости жизни социально он не может развить в Фромм значимым ролям). полной мере даже одну.
Человек потому и не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно. Сартр будущее настоящее (Проект) Негация Для-себя-бытие В-себе-бытие
Рациовитализм ЖИЗНЬ ВРЕМЯ ИСТОРИЯ люди как существа разумные, мыслящие, стремятся к достижению определенных целей Выбор цели, ее определение – это задача разума, который таким образом становится витальным разумом Функция витального разума – самоистолкование жизни, что выражается в созидании мировоззрений, определяющих ценностные координаты человеческой деятельности. Жизнь как история с ее самоистолкованием и конструированием мировоззренческих систем – единственная реальность, в которую погружен человек.
Эмоционально-трансцендентные акты Мир, в котором мы живем, это прежде всего – наш мир. Наш мир есть тот, контекстами которого мы многократно затронуты, угнетены, взволнованы. Именно эти контексты и есть главным образом предмет нашего познания мира и знания о мире. Переживаемое и познаваемое изначально жестко соотнесены друг с другом, до того как разум научился их различать и Гартман противопоставлять. Познание имеет перед эмоционально-трансцендентными актами преимущество в объективности, содержательной оформленности, но у него есть недостаток меньшей уверенности в реальности. Именно эмоционально- трансцендентные акты дают опору познанию, обеспечивая уверенность в реальности познаваемого мира в целом.
«Доктор Смерть»
Смерть есть зло только для тех людей, кто полагают свою жизнь во времени. Для людей же понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии, совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с Богом и другими существами, нет, и не может быть смерти. Жизнь и смерть находятся рядом, они есть ни что иное, как состояния души человека, следовательно, во власти человека сделать так, чтобы смерти не было.
ЖИТЬ < БЫТЬ Федон: Сидя подле него я испытывал удивительное чувство. Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости к нему не ощущал… я видел поступки и слышал речи счастливого человека! До того бесстрашно и благородно он умирал… Это было какое-то совершенно небывалое чувство, какое-то странное смешение удовольствия и скорби…
ЖИТЬ = БЫТЬ Эпикур: Смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
ЖИТЬ > БЫТЬ Кьеркегор: Возьмите, скажем, молодую девушку, которая отчаялась в любви… Настоящее ее отчаяние не в потере возлюбленного; она отчаивается в себе самой. Попробуйте теперь сказать ей: «Ты сама себя губишь» , и вы услышите в ответ: «Увы! Горе мое состоит как раз в том, что мне это не удается» .
1. Смысл нельзя дать, его нужно найти. 2. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. 3. Смысл не только должен, но и может быть найден. В поисках смысла человека направляет его совесть. 4. Голос совести – это только подсказка, но не ответ. Совесть может и дезориентировать человека, поскольку сопряжена с Франкл «неизвестностью» и «риском» . 5. Смысл – это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Но, с другой стороны, «смысл вездесущ» . 6. Человек находит смысл тремя путями: во-первых, с помощью того, что он дает жизни; во-вторых, с помощью того, что он берет от мира; в-третьих, посредством позиции, которую он занимает по отношению к судьбе, которую он не в состоянии изменить. Соответственно этому, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. 7. В жизни не существует ситуаций, которые действительно были бы лишены смысла.