Скачать презентацию ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СТАНИСЛАВА ЛЕМА Выполнила студентка 437 Скачать презентацию ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СТАНИСЛАВА ЛЕМА Выполнила студентка 437

Комарова-434-ЛЕМ.pptx

  • Количество слайдов: 25

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СТАНИСЛАВА ЛЕМА Выполнила студентка 437 группы ФИЯ Комарова Юлия 2012 г. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СТАНИСЛАВА ЛЕМА Выполнила студентка 437 группы ФИЯ Комарова Юлия 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Биография 2. Творчество 2. 2 Эдем 2. 3 Солярис 2. 4 Возращение СОДЕРЖАНИЕ 1. Биография 2. Творчество 2. 2 Эдем 2. 3 Солярис 2. 4 Возращение со звезд 2. 5 Катар 2. 6 Сказки роботов и Кибериада 2. 7 Ийон Тихий 2. 8 Заключение 3. Послесловие 4. Список источников информации

БИОГРАФИЯ Наиболее известный в мире польский писатель Станислав Лем мог бы не родиться, если БИОГРАФИЯ Наиболее известный в мире польский писатель Станислав Лем мог бы не родиться, если бы не один еврейский парикмахер в небольшом городке на Западной Украине, который вступился за будущего отца будущего же таки писателя, когда красные проводили его под конвоем, чтобы, как офицера, расстрелять. Врача Самуила Лема парикмахер знал еще со Львова, там и родился Станислав Лем — было это далекого 12 сентября 1921 года. Свое львовское детство описал писатель в книге воспоминаний «Высокий замок» . В гимназии Лем изучал украинский язык, притом и потом владел им не плохо. «Высокий замок» является своеобразной мифологией детства: Львов навсегда остался для писателя тем «детским» польским Львовом, и то, что стало с городом во время советской власти, уже не входило в биографию Лема, является непринятым для него — это уже не его Львов. Содержание

БИОГРАФИЯ Именно поэтому писатель никогда не хотел проведать послевоенный Львов, хотя и не имел БИОГРАФИЯ Именно поэтому писатель никогда не хотел проведать послевоенный Львов, хотя и не имел антиукраинских убеждений. Подобно как Ежи Гедройц, редактор знаменитого парижского журнала «Культура» , Лем считает, что "Украину нужно поддерживать, потому что ее независимость является одним из гарантов нашей независимости". Здесь, во Львове в 1939 году Станислав закончил школу и поступил на медицинский факультет Львовского университета, в который «попал окольной дорогой, потому как сперва сдавал экзамен на политехнику, которую считал намного более интересной. Экзамен сдал успешно, будучи представителем «неправильного социального класса» (отец — зажиточный ларинголог, то есть буржуа) его не приняли. Отец использовал свои связи и с помощью профессора Парнаса, известного биохимика, Станислава пристроили изучать медицину, без малейшего энтузиазма с его стороны. Содержание

БИОГРАФИЯ Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто БИОГРАФИЯ Несмотря на еврейское происхождение, в военные годы семье удалось избежать депортации в гетто благодаря поддельным документам (все прочие родственники семьи Лема погибли) Во время немецкой оккупации Станислав Лем работал помощником механика и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья. А также участвовал в группе сопротивления нацистам. В 1944, когда Советская армия повторно пришла во Львов, Лем продолжил обучение в медицинском институте. В 1946 Львов перестал принадлежать Польше, и Станислав, в рамках акции репатриации, переехал в Краков, где так же стал изучать медицину. В 1948 окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego). Станислав Лем получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача. Лем работал младшим ассистентом проф. Мечислава Хойновского в «Науковедческом кружке» . Содержание

БИОГРАФИЯ Рассказы Лем начал писать в свободное время в целях заработка дополнительных средств к БИОГРАФИЯ Рассказы Лем начал писать в свободное время в целях заработка дополнительных средств к существованию в тяжёлое послевоенное время. Впервые его произведения были опубликованы в 1946 году. Позднее это увлечение переросло в основное занятие Лема, отодвинувшее на второй план работу в медицине. В 1948— 1950 Лем работал также младшим ассистентом в анатомическом театре при университете. С 1946 начал печататься. Первый роман Лема «Человек с Марса» (Czlowiek z Marsa) был напечатан в еженедельном журнале «Nowy Swiat Przygod» . Однажды Лем случайно встретился с «неким тучным джентльменом» , который оказался Жерзи Пански с издательства “Czytelnik”. Во время прогулки они обсуждали проблему почти полного отсутствии польской научной фантастики. Пански поинтересовался, не мог бы Лем написать книгу в этом жанре. Он сказал «да» , и через некоторое время из издательства пришло письмо с авторским предложением. Содержание

БИОГРАФИЯ Даже не зная, о чем будет книга, Станислав Лем написал название «Астронавты» и БИОГРАФИЯ Даже не зная, о чем будет книга, Станислав Лем написал название «Астронавты» и окончил роман в очень короткий строк. В 1951 году роман был напечатан, и он принес писателю широкую популярность. После него появился и «Непобедимый» и очень уважаемый в советское время «Магелланова туча» . Последнее произведение было весьма неоднозначным. Оно появилось в период распада сталинской эпохи и полной мерой реализует постулаты соцреализму, однако критики-комунисты обвиняли автора в буржуазном мировоззрении. Сам же писатель считал свои первые произведения, а особенно «Магелланову тучу» , слабыми и наивными. В 1953 Лем женился на докторе Барбаре Лесняк. «…Я познакомился с ней, кажется, в 1950 -ом, и после 2 -х или 3 -х лет осады, она приняла мое предложение. У нас тогда еще не было собственного жилья: я ютился в крошечной комнатке, стены которой были покрыты плесенью, супруга же, собираясь закончить медицинское образование, жила со своей сестрой на улице Сарего…» ( «Станислав Лем о себе» ). Содержание

БИОГРАФИЯ В те «политически неинтересные» времена Лем с женой каждый год проводили время в БИОГРАФИЯ В те «политически неинтересные» времена Лем с женой каждый год проводили время в Закопане, катаясь на лыжах. Там же писатель проводил и июнь, чтобы спастись от поллиноза, от которого тогда еще не было лекарств. Остальное время он писал новые рассказы целыми днями, оставаясь в доме Писательского Содружества, а его жена продолжала работать радиологом. Лем вместе с делегацией польских писателей посетил Восточную Германию и Советский Союз, где его просто обожали, так как его ранние произведения были очень близки к коммунистическим утопиям. Дальнейшее творчество Станислава Лема — знаменитый «Солярис» , «Звездные дневники Ийона Тихого» , «Сказки роботов» , «Кибериаду» и другие — можно скорее отнести к философии и футурологии. В 1973 Американское Сообщество Научных Фантастов (Science Fiction Writers of America) признало литературные достижения Станислава Лема, однако в рядах этого Сообщества Лем пробыл довольно не долго: за критические высказывания по поводу низкого уровня американской научной фантастики он был исключен. Содержание

БИОГРАФИЯ. После исключения Лема, Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали БИОГРАФИЯ. После исключения Лема, Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали и своей «отставки» . Станислав Лем — член Польской Ассоциации Писателей и Polish Pen-Club, почетный доктор Вроцлавского политехнического института, член PAU (Polska Akademia Umiejetnosci; 1994), лауреат многих национальных и зарубежных премий. С течением лет Станислав Лем в своем творчестве все дальше отходил от чисто художественной литературы, писал философские эссе и футурологические труды. Он получил множество польских и международных литературных наград, несколько орденов и научных степеней. В 1988 Лем вернулся в Польшу. Однако с 1989 года он не писал вообще. Объяснял он это тем, что не видит потребности создавать еще одну книгу только для того чтобы заработать больше денег, чем и занимаются остальные писатели, а особенно писатели фантасты. Содержание

БИОГРАФИЯ Лем разочаровался не только в современной литературе, а и в будущем человечества. На БИОГРАФИЯ Лем разочаровался не только в современной литературе, а и в будущем человечества. На склоне лет в нем сложно было узнать человека, который написал жизнерадостную и оптимистичную «Магелланову тучу» . Будущее скорее вызывало у него грусть и страх, нежели желание творить, ведь в последнее время с его предсказаний исполнились только те, которые удавалось выгодно продать. Не верил он и в колонизацию космоса, видя в этом лишь вечную тягу человечества к масштабным зрелищам. Неодобрительно относился к современному телевидению и интернету. «В чем преимущество огромных возможностей обработки информации, если они все могут быть парализованы интернет-вирусами? Технология открывает новые возможности для злого умысла… Я ненавижу тех, кто создает такие вирусы как I LOVE YOU; я бы с радостью отдал их на бичевание и поставил бы на лбу клеймо… Меня бесит зло и глупость» » , — так подытожил свою позицию в последние годы жизни польский фантаст, философ, футуролог. Скончался Станислав Лем 27 марта 2006 года в Кракове в возрасте 84 лет после продолжительной болезни сердца. Был похоронен на Сальваторском кладбище. Содержание

ТВОРЧЕСТВО Популярность Станислава Лема не измеряется только количеством книг, хотя произведения, среди которых известные ТВОРЧЕСТВО Популярность Станислава Лема не измеряется только количеством книг, хотя произведения, среди которых известные во всем мире «Солярис» , «Апокрифы» , «Сумма Технологии» , «Кибериада» , «Рассказ о пилоте Пирксе» и др. , переведены на 41 язык, а общий тираж их превысил 27 млн. Для многих людей Станислав Лем стал авторитетом, не только давая возможность своим воображением путешествовать по фантастическим мирам, но и помогая своими размышлениями понять современный мир и самих себя. Он не просто создавал мир фантастики. До последнего дня внимательно следил за достижениями науки, осмысливал их и описывал в своих рассказах и эссеистике. Огромная заинтересованность наукой позволила Станиславу Лему предвидеть целый ряд научных открытий. Творчество Лема не сводится только к научной фантастике, хотя этот жанр является у писателя доминантным. Не менее интересным и плодотворным жанром в творчестве Лема является фантастически-научный — сюда входят «Сказки роботов» , «Кибериада» и цикл произведений, где главным героем выступает «Капитан дальнего галактического корабля Ийон Тихий» . Кроме этого, Лем является автором книг, жанр которых определяется на гране между философской эссеистикой и художественной литературой, а также — в раннем творчестве — современного реалистичного романа. Содержание

ЭДЕМ Роман «Эдем» , рядом с «Солярисом» и рассказами о пилоте Пирксе, является одним ЭДЕМ Роман «Эдем» , рядом с «Солярисом» и рассказами о пилоте Пирксе, является одним из модельных произведений научной фантастики, которой, что в целом характерно для Лема, вступает в полемику с традициями жанра. Писатель обращается для популярного в научной фантастике мотива контакта с иными разумными существами, мотиву космического путешествия, других планет, но его ироничная дистанцированность от описываемого и проявляется в постоянных "напоминаниях" читателю тех способов представления инопланетных миров в произведениях других авторов. Герои «Эдема» отлично знают популярные произведения научной фантастики и, сравнивая их с собственным опытом напланете Эдем, часто смеются над ними. Ограниченный опыт человека и та разница в восприятии одной и той же внеземной реалии разными людьми создает в «Эдеме» еще один проблемный круг: а вообще, способен ли человек понять, ко всему остальному, окружающий мир , если подходит ко всему с совей меркой и пытается свести все к узкими рамках существующих понятий? Содержание

ЭДЕМ Разговоры с «дубельтами» , Розмови з ЭДЕМ Разговоры с «дубельтами» , Розмови з "дубельтами", туземными обитателями Эдема, даже с помощью специального электронного переводчика, ничего не проясняют героям-землянам, взаимопонимание двух разных типов интеллекта возможно лишь в сфере домыслов. К тому же в романе отчетливо чувствуется ирония что до упрощенных и идеализированных побед человека в межгалактическом пространстве, на чем так уперто стояла научная фантастика на первых этапах своего развития. Кроме того что «Эдем» является романом о невозможности поддержания контакта и беспомощности человека в космическом пространстве — это так же произведение о земных проблемах, показанных на примере эдемского общества с небольшим гротескным. Население Эдема страдает от тоталитарного режима планетарного масштаба, лицемерной власти, которая провозглашает теорию собственного не существования, антагонистического разделения общества, лжи, насилия и морального уродства. Уже в «Эдеме» заметны попытки Лема лишить фабульные события самостоятельной ценности, сделать их слугами философии и подчинить концептуальному авторскому замыслу. Содержание

СОЛЯРИС Эта тенденция еще полнее проявляет себя в «Солярисе» — самом известном и самом СОЛЯРИС Эта тенденция еще полнее проявляет себя в «Солярисе» — самом известном и самом классическом романе польского фантаста. Плазменный мозг в виде мыслящего океана, который окутывает всю планету, является вместе с тем наиболее оригинальным образом всей научно-фантастической литературы. Темой «Соляриса» , как и «Эдема» , является попытка контакта с внеземными фор мами космического разума, последствием которой является очередной убеждение в невозможности любого диалога — не смотря на желание обоих сторон. Люди пробуют воздействовать на океан излучением Рентгена, а планета в свою очередь «одаряет» землян бессмертными неутриновыми «произведениями F» , беря их образы с самых отдаленных уголков памяти героев, которые скрывают часто не самые приятные воспоминания из прошлого. Таким образом, психическое и биологическое несоответствие человека и океана приводит к тому, что все начинания и пробы контакта становятся бесполезными из-за отсутствия какой либо общей плоскости понимания. Но в конце концов неизвестно даже, является ли этот океан мыслящим существом, как предполагают ученныесоляристы, является ли его деятельность осмысленной и какая настоящая причина возникновения тех неуничтожимых воплощений человеческих кошмаров. Содержание

СОЛЯРИС Между прочим, этот последний психоаналитический мотив «Соляриса» создает роману дополнительные плюсы в глазах СОЛЯРИС Между прочим, этот последний психоаналитический мотив «Соляриса» создает роману дополнительные плюсы в глазах ценителей «серьезной» литературы. Так как «Солярис» оказывается не только романом о невозможности взаимопонимания с инопланетным разумом и бессилие науки — это также произведение о беспомощности человека как психичного существа, обремененного биографией, фобиям и подсознательными желаниями. В этом свете дело контакта с загадочным существом уступает место внутренним проблемам человека, который даже в далеком космосе не может избавиться сокрушительного голоса своей памяти и непрестанно продолжает переживать свою чисто человеческую драму. Содержание

СОЛЯРИС То есть, как можно понять иные создания, если человек не способен постичь даже СОЛЯРИС То есть, как можно понять иные создания, если человек не способен постичь даже самого себя, найти согласие с собственной совестью, имеет ли он право отправляться в космос, не развязав своих банальных земных проблем? Следовательно, откинув экзотические декорации, может оказаться, что «Солярис» является романом о современном человеке и межличностных отношениях. Как сказал один из героев произведения, Снаут: «Мы не ищем никого, кроме людей. Нам не нужно других миров. Нам нужны зеркала. Мы не знаем, что делать с тебе другими мирами. Нам хватает одного, нашего, да и им уже давимся. » Действительно пытаемся ли мы понять другого человека, или же только заглядываем в него, как в зеркало, желая увидеть там свое отражение? Научно-фантастический жанр позволяет Лему проникнуть в тайны человеческой природы, в уголки ее подсознания еще эффективнее, чем это удается реалистично-психологичному роману. Содержание

ВОЗРАЩЕНИЕ СО ЗВЕЗД «Возращение с звезд» является одним из немногих произведений, которое показывает будущее ВОЗРАЩЕНИЕ СО ЗВЕЗД «Возращение с звезд» является одним из немногих произведений, которое показывает будущее земной цивилизации — в том ее варианте, в котором будущие земляне полностью отказываются от космических исследований и посвящают себя постройке выгодной и безопасной жизни на своей планете. Перед героями, которые после ста двадцати лет космических путешествий вернулись домой, возникает странное зрелище : материальная цивилизация выросла на Земле до абсурдного буйства роскоши, люди плавают в благосостоянии и развлечениях без малейшей работы и забот о будущем. Удалось уничтожить не только любые угрозы бездумной счастливой жизни на планете — при помощи так называемой «быстрезации» ликвидированы даже свойственные человеку агрессивные инстинкты. Но у путешественников из «прошлого» мир материальных роскошей не вызывает. Для Лема эта жизнь, совершенно лишена смысла, лишено всех своих ценностей — жизнь искалеченной бездумной личности в абсолютном комфорте и безопасности. Писатель утверждает, что человек, единственным желанием которого является желание превращения в ангела, становится существом, которое освобождается в такой способ не только от страданий и трагедий, а и от надежды и желаний достичь более сложные цели. Содержание

КАТАР Другую, хотя по сути своей очень подобную версию будущего, демонстрирует нам роман «Катар» КАТАР Другую, хотя по сути своей очень подобную версию будущего, демонстрирует нам роман «Катар» . Произведений является предупреждением перед цивилизацией, которая при помощи разнообразных «улучшений» , которые внедрялись в повседневную человеческую жизнь, настолько усложнила мир, что решающим фактором во всем становится только слепой случай. В романе представлена в целом реальна ситуация, когда употребление большого количества химических препаратов с лечебной, косметической или гигиенической целью приводит к летальным последствиям. Сам по себе каждый из этих препаратов является безопасным и полезным, но в «лотерейно утрированном мире » они могут сложиться в композиции, которые могут представлять смертельную угрозу Содержание

СКАЗКИ РОБОТОВ И КИБЕРИАДА Интересно, что сам Лем более ценит произведения, написанные в жанре СКАЗКИ РОБОТОВ И КИБЕРИАДА Интересно, что сам Лем более ценит произведения, написанные в жанре фантастично-научного гротеска, хотя причисление их к научной фантастике считает недоразумением. Наилучшим своим произведением писатель считает «Кибериаду» — цикл рассказов, своеобразны «вступлением» для которого стали также «Сказки роботов» . Лем, в свойственной для него аллегоричной форме, показывает мир, с первого взгляда, вполне не человеческий — мир умных машин, а человек тут появляется только как негативный герой фантастических рассказов. Но не случайно эти сказки написаны для взрослых «роботов» : не смотря на все отвращение роботов к людям, их машинный мир упорядочен в человеческий способ. Роботы так давно завладели этим миром, что многие из молодого поколения уже не верят, что человечество вообще когда-нибудь существовало — оно стало темой мифов, сказок и легенд. Содержание

СКАЗКИ РОБОТОВ И КИБЕРИАДА Особенностью «Кибериады» является также остроумие и юмор, которые выражаются, в СКАЗКИ РОБОТОВ И КИБЕРИАДА Особенностью «Кибериады» является также остроумие и юмор, которые выражаются, в частности, в совмещении гетерогенных элементов, что традиционно и логично является несовместимым. Этот прием, который известный польский поет Станислав Бараньчак назвал «анархичной контаминацией» , касается как узнаваемых для читателя жанровых особенностей, так и языка произведения и способа построения художественного мира. Комический эффект возникает в встрече в одном произведении жанров сказки и научной фантастики, эпосу, героическикомической поэмы и философской повести. Рассказ исполнен научными неологизмами, особенно с частицами «кибер» и «электро-» (электрицарь, кибертоника), на уровне стилистики и фразеологии остроумным кажется использование слов из машинного мира в типичных для сказок речевых формулах. В этом аспекте «Кибериада» просто граничит с поэзией, из-за этого даже наигениальнейшие примеры не выдерживают, к сожалению, большой части содержания оригинала. Содержание

ИЙОН ТИХИЙ Есть у Лема еще один любимый герой — Ийон Тихий. В фиктивном ИЙОН ТИХИЙ Есть у Лема еще один любимый герой — Ийон Тихий. В фиктивном предисловии к его «Звездным дневникам» автор устами профессора Тарантоги ставит своего героя рядом с Мюнхаузеном и Гуливером, что, с одной стороны, указывает на карнавальную, смешную традицию, а с другого — заставляет также задуматься, над сложной природой человека и парадоксами человеческой экзистенции. И тут разнообразные варианты жизни в космосе являются отражением земного положения вещей, сатирой на власть, обычаи, религию, философию современного человека — но не только лишь сатирой, а и размышлениями о сложности мира, многозначительность философских истин, парадоксальность и не сочетание разных общественно-политических и моральных доктрин. Один из наилучших рассказов цикла «Из воспоминаний Ийона Тихого» , «Конгресс футурологов» — это тонкая аллегория на управление мыслями, представление и убеждение общества при помощи средств, которые фальсифицируют реальный образ действительности. Содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Хотя большинство произведений Лема имеют пессимистичный характер, писатель твердо отметает «обвинения» и заявляет, ЗАКЛЮЧЕНИЕ Хотя большинство произведений Лема имеют пессимистичный характер, писатель твердо отметает «обвинения» и заявляет, что он оптимист. Однако от чего бы он не смог откреститься, так это от своего скептицизма — что до человеческих возможностей, верований, самого человека, который может оказаться совсем не совершенным созданием в космосе. «В биологическом смысле мы, несомненно, являемся очень уродливыми произведениями эволюции. » . Лем не верил в жизнь после смерти, не верил и в существование космитов, призраков, телепатии и парапсихичных явлений. Писатель был убежденным почитателем смертной казни, когда освобождение или побег преступника приводят к последующим убийствам. Про своих соплеменников Станислав Лем был однозначной мысли: «Люди в общем глупы» . И это не обвинение, не жалоба, а реалистичная констатация, утверждение ученного и врача — в прямом и переносном смыслах. Все человеческие беды, все мировое зло происходят от глупости. А поскольку зло всегда было сильнее, чем добро, то и глупость человеческая стала одной из наиглавнейших философских тем писателя. Содержание

ПОСЛЕСЛОВИЕ Научно-техническая революция вторгаясь во все области человеческой жизни, несет нам и множество благ, ПОСЛЕСЛОВИЕ Научно-техническая революция вторгаясь во все области человеческой жизни, несет нам и множество благ, и ставит перед нами новые непредвиденные сложные проблемы, которые предстоит решать и в национальных масштабах, и во всемирных. Но приписывать всем нам всеобщую растерянность, пугать нас засилием научного рационализма ведущего к опасности, бездушного логизирования, а может быть и эмоционального оскуднения и т. п. можно только из любви к искусству громких слов. Все это понадобилось для того, что бы со всей страстью показать важную роль искусства признанного компенсировать в нашей мыслительной жизни резко возросшее значение абстракции, сохранить человеку научному целостность своего существа, драгоценное соответствие разума и чувства. Конечно же, эта идея компенсации не возвышает, а принижает искусство, его значение в общественной жизни. Содержание

ПОСЛЕСЛОВИЕ В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция - вечные поиски, эксперименты, ПОСЛЕСЛОВИЕ В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция - вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. По меткому выражению атомная физика, новая математика, кибернетика, космогония, информатика и интернет нуждается в большей смелости фантазии и мечте. Искусству же нужны знания, глубокая мысль. Станислав Лем в отдаленной грядущей высокой цивилизации тоже предвидит неизбежность возрастания “деиндивидуализирующей роли” технологий и преобладания максимально реалистического типа человека и культуры. Мира Станислава Лема не стало. . . Но для мира каждого из нас остались его произведения, его эссе и фейлетоны, а еще «путешествия» на Солярис и другие планеты, в другой мир и возможность понять лучше современное и будущее нашей планеты и нашего мира. Содержание

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ http: //ru. wikipedia. org/wiki/Станислав Лем http: //lib. rus. ec/a/7115 http: //fantlab. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ http: //ru. wikipedia. org/wiki/Станислав Лем http: //lib. rus. ec/a/7115 http: //fantlab. ru/autor 9 http: //www. ukrlib. com. ua/referats-zl/printout. php? id=148 http: //audio-booki. ru/genres/fantastika/294 -stanislav-lem-solyaris. html http: //lib. rus. ec/b/283151 http: //www. e-reading. org. ua/book. php? book=104156 http: //reeed. ru/lib/books/astronavty_/ http: //www. epwr. ru/quotauthor/260/ http: //www. obzorvsego. ru/? p=332 http: //www. livelib. ru/book/1000423762 http: //nnm. ru/blogs/spiridonn/stanislav-lem-stanis-aw-lem-dnyu-rozhdeniya-posvyashaetsya/ http: //www. diary. ru/~navigaatorpirx/p 177642024. htm? oam http: //likuchyov. ru/book_foreign. php http: //kino-kartiny. ru/? cat=28 Содержание