Презентация АШАЛЬЧИ ОКИ.ppt
- Количество слайдов: 21
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АШАЛЬЧИ ОКИ ПОДГОТОВИЛ: СТУДЕНТ 5 КУРСА ИНСТИТУТА ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ УДГУ, член сообщества УДМУРТЛЫК БЕХТЕРЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
ВСТУПЛЕНИЕ • ВЕЧЕР ПАМЯТИ АШАЛЬЧИ ОКИ – НЕОФИЦИАЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ВПЕРВЫЕ ПРОВОДИМОЕ В СТОЛИЦЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ ДЛЯ УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ И ВОЕННЫХ ЗАСЛУГ АШАЛЬЧИ ОКИ ПЕРЕД УДМУРТИЕЙ.
ДАТЫ 2015 ГОДА • ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРОХОДИТ В РАМКАХ • -70 - ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ • В РАМКАХ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ; • -В РАМКАХ 240 -ЛЕТИЯ ПИСЬМЕННОСТИ УДМУРТСКОГО НАРОДА (ГОД ОБРЕТЕНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ – 1775 ГОД)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АШАЛЬЧИ ОКИ- ВЕЛИКАЯ ДОЧЬ УДМУРТСКОГО НАРОДА По мнению французского исследователя и переводчика Жана-Люка Моро, лирика Ашальчи Оки отличается женственностью, глубокой искренностью, человечностью, исключает риторическую легкость, а также чрезмерную декоративность и убеждение.
АШАЛЬЧИ ОКИ – ЖИЗНЕННЫЙ ЭТАП № 1 • Ашальчи Оки (Акилина Григорьевна Векшина) - родилась 4 апреля 1898 г. в д. Кузебаево ныне Граховского района Удмуртской Республики в семье крестьянина-середняка. Это общераспространенная дата рождения поэтессы. Родилась она действительно 4 апреля 1898 года, но по юлианскому стилю, что по современному григорианскому стилю равняется 16 апреля. Поэтому, по утверждению историка Краснова, день рождения Ашальчи Оки – 16 апреля 1898 года. В метрической книге было записано: "Рождение - 4 апреля, крещение 5 апреля. Имя - Акилина. Деревни Кузебаевой крестянин из вотяков Григорий Тимофеев и законная жена Дария Никифоровна, православные. "
АШАЛЬЧИ ОКИ – ЖИЗНЕННЫЙ ЭТАП № 2 • Училась в Граховской начальной и двухклассной школах, затем – в центральной вотской школе села Карлыган Марийской АССР, после окончания которой в 16 лет (1914 год) стала учительницей.
Этапы зарождения творчества Ашальчи Оки • В 1919 г. поступила на рабфак Казанского университета и вскоре стала студенткой медицинского факультета. С 1928 г. работала врачом -окулистом. Уже после репрессий именно полученные знания в области медицины откроют в Ашальчи Оки блестящего окулиста, лечащего от трахомы.
Первые статьи в газетах (ВЫЛЬ СИНЬ – 1918 год НО ГУДЫРИ) • • • Ашальчи Оки печаталась в ведущей газете на удмуртском языке – Выль Синь но Гудыри. Теперь газета называется Удмурт Дунне. 13 августа 1918 года вышла первая статья Ашальчи Оки под названием «Почему удмуртские дети не любили в прошлом учебу» . Отрицательное отношение к школьному учению она объясняла тем, что обучение на русском языке при непонимании его учащимися превращает посещение школы в постоянное унижение и пытку. В газете «Гудыри» - 30 декабря 1921 года тема вновь была поднята. В числе публикаций - перевод стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Если жизнь тебя обманет» . Она умеет от души радоваться и искренне переживать. Глубоко лиричны стихотворения «Возьдаськон» ( «Застенчивость» ), «Мон визьтэм вал азьло» ( «Я была глупа раньше» ). Некоторые ее стихи стали песнями: «Мон тодам ваисько» ( «Вспоминается мне» ), «Кык гожтэт» ( «Два письма» ), «Сюрес дурын» ( «У дороги» ) Константин Сергеевич Яковлев – главный редактор газеты Выль Синь (1918 год), репрессирован
Первые сборники стихов (1924, 1925, 1928 годы) • • • В 1924 Ашальчи Оки выпустила в хрестоматии "Шуныт зор" (Теплый дождь) детские рассказы: "Аран дырья" (В страду) и "Виль кубо" (Новая прялка), которые показали, что она является не только лириком, но и бытописателем детской жизни. 1925: На обочине. Первый сборник стихов На обочине ( «Сюрес дурын» , 1925). В стихотворениях Ашальчи Оки мы видим и любовь, и тоску по любимому человеку, объектом особого осмысления является робость и чрезмерная застенчивость девушки ( «Возьытлык» ). Также поэтесса поднимает тему поэта и поэзии ( «Тон юад мынэсьтым…» ), тему родины. Лирическая героиня Ашальчи Оки – девушка, выросшая в удмуртской деревне. Она застенчива и робка, но стремится к новой жизни и верит в светлое будущее. Внутренний мир лирического героя поэтессы целесообразно разделить на три субстанции: душа ( «лул» ) – сердце ( «сюлэм» ) – настроение ( «мылкыд» ), каждая из которых по-своему раскрывают психологию героини. Такой философский подход позволяет рассматривать стихи Ашальчи Оки как единую систему, где каждое произведение дополняет предыдущее. В 1928 году Ашальчи Оки написала последнее стихотворение Язык немеет ( «Кылы быре» ). В эти же годы она работает в жанре рассказа. Например, «Орок» , но он был опубликован только в 1957 году после сталинской эпохи в сборнике рассказов удмуртских писателей 1920 -х годов В грозу ( «Гудыръян дыръя» ).
Начало врачебной деятельности Ашальчи Оки и уход из литературы – переломный этап деятельности Ашальчи Оки • • • Не многие знают, что Ашальчи Оки должны были зачислить на филологический факультет, но студентка перевелась на медицинский. Удмуртскому народу больше нужны врачи, а не поэты, - объяснила она своё решение в деканате. Данное убеждение и предопределило её дальнейшую деятельность. В 1928 году Векшина Акилина Григорьевна получила диплом врача-окулиста и была направлена в село Юкаменское, затем с 1932 года Ашальчи Оки стала главным врачом трахоматозного диспансера в селе Алнаши. Работы - непочатый край. Вокруг свирепствовала трахома. Удмурты слепли, но лечиться боялись. Лина Григорьевна в помощь основной работе решила написать научно-популярную книжку на удмуртском языке, где бы объяснялась важность лечения. Книга получила название «Мар тодиз тракома сярысь Карпа агай» ( «Что узнал о трахоме дядя Карп» ). В 1939 году Лине Григорьевне удалось побывать на курсах по глаукоме и пересадки роговицы в Одесском офтальмологическом институте академика Владимира Петровича Филатова. Там, глядя на виртуозные операции академика, на его умелые руки, Векшина словно сама чувствовала, как трахома переходит на роговицу. Таким образом, со второй половины 1920 -х г. Ашальчи Оки отходит от поэзии. В удмуртской критике было общепринятое мнение, что главной причиной этого является травля её наставника Кузебая Герда, объявленного националистом. Но нельзя забывать и другое: в 1925 году вышло партийное постановление о «партийности литературы» и, видимо, оно повлияло на Ашальчи Оки (вспомним также судьбу Анны Ахматовой). Владимир Петрович Филатов – с 1936 по 1956 годы – директор Одесского научноисследовательского центра глазных болезней
Период репрессий Ашальчи Оки (1933, 1937 годы) • К сожалению, виток репрессий всех представителей удмуртской интеллигенции не миновал и Ашальчи Оки. В феврале 1933 года Ашальчи Оки арестовали за то, что она в молодости поддерживала связь с Кузебаем Гердом, который был обвинён якобы в создании подпольной организации «Софин» ( «Союз освобождения финских народов» ). Её освободили через три месяца, но преследования не прекратились. 1937 -й год – новый арест и снова допросы.
Ашальчи Оки и Великая Отечественная война (1941 -1945 годы) 23 июня 1941 года Акилина Григорьевна Векшина призвана на фронт и стала военным врачом 3 ранга. Она служила в хирургическом полевом подвижном госпитале № 571 сначала в составе 22 -й Уральской армии, затем 63 армии в прифронтовой полосе. С декабря 1944 года она окулист эвакогоспиталя № 1038. Акилина Григорьевна Векшина закончила войну в Польше (город Лодзь), в Алнаши вернулась в звании капитана медицинской службы с медалью «За боевые заслуги» . Ещё в годы Великой Отечественной войны в наркомат здравоохранения Удмуртии пришло письмо от раненого солдата, который писал, что если он останется жив до конца войны, то будет «счастлив поцеловать удмуртскую землю за золотые руки хирурга Векшиной»
Послевоенные годы и попытка вернуться в литературу С 1946 г. врач Алнашской районной больницы. Заслуги Ашальчи Оки в Великую Отечественную войну были отмечены. Она удостоена наград: звания "Заслуженный врач УАССР", золотых часов, почетных грамот, медалей, ордена «Знак Почета» , а также медалей «За взятие Берлина» , «За победу над Германией, «За освобождение Варшавы» . С наступлением «хрущевской оттепели» после ХХ съезда КПСС Ашальчи Оки решает вернуться в литературу – по многочисленной просьбе коллег по перу. Но вернуться было не просто. В этот период (1956 год)она снова пробует писать стихи, но сама же не считает их актуальными: «видимо, отстала от жизни» , говорит она. В 1956 году её реабилитируют по обвинению в национализме. Так же пишет она и небольшие рассказы. Но они, как и стихи, не имели большого успеха. Интересны такие её произведения последних лет как Моя бабушка ( «Мынам абие» ), Страшилище ( «Боко» ).
Ашальчи Оки – фотографии в зрелые годы Фото 1960 года
Завершение жизни и творчества Ашальчи Оки – 31 октября 1973 года. Память об Ашальчи Оки. • • • 31 октября 1973 года Ашальчи Оки скончалась и похоронена на Алнашском кладбище. На могиле Ашальчи Оки установлено надгробие в форме призмы, выполненной из дерева. Фигурное завершение с сухариками в карнизе увенчано шпилем с пятиконечной звездой. На лицевой стороне надгробия имеется фотография поэтессы. Могила окружена простой металлической оградой. 3 ноября 1987 года, в Алнашах открылся Мемориальный музей-усадьба Ашальчи Оки в доме, где проживала первая удмуртская поэтесса, заслуженный врач УАССР Л. Г. Векшина. Этот дом вместе с участком был подарен алнашцам сыном поэтессы В. И. Карачевым, ученым-метеорологом, проживавшим во Владивостоке. Особая роль в этом принадлежала бывшей операционной сестре районной больницы Н. М. Фадеевой, работавшей вместе с Линой Григорьевной. С 1994 года лучшим поэтессам Удмуртии присуждается Государственная Премия имени Ашальчи Оки, а в начале 2000 -ых годов выпускался журнал Ашальчи.
Семья Ашальчи Оки . Николай Григорьевич Векшин, брат Ашальчи Оки. 1917 год. Иван Карачёв (в центре) – муж Ашальчи Оки
Кузебай Герд – друг и соратник Ашальчи Оки Ещё в 1920 году в Газете Гудыри Кузебай Герд в статье «Удмуртское искусство» показал развитие искусства удмуртов по разным направлениям, и в перечне лиц, работавших для искусства, он назвал и имя поэтессы Акилины Векшиной, показывая их одаренность, а также возможные и необходимые сферы приложения женского труда; в 1925 году в Москве опубликовал первый сборник стихов Ашальчи Оки Сюрес Дурын, а в 1928 году перевел на русский язык книгу «О чём поёт вотячка» . Можно сказать, что Герд стал критиком Ашальчи Оки, и она в борьбе 1930 годов его поддерживала. Они стали друзьями, но был бы интересен их супружеский союз.
Заключение • Творчество Ашальчи Оки многогранно. Она стала первой удмуртской женщинойпоэтессой, но также известна и как врач. Память о ней жива в Алнашах и Граховском районе. Тем не менее, представляется возможным увековечить её заслуги перед Удмуртией и в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики. В мае 2015 года после празднования 70 -летия Великой Победы намечается выход с инициативой к Ижевскому отделению Удмурт Кенеш (Ижкар Кенеш) о возможном открытии памятника Ашальчи Оки. Установление иного памятного знака не представляется возможным ввиду того, что отсутствуют данные о проживании поэтессы в столице Удмуртии. В случае отказа от установки памятника поэтессе существует предложение о проведении ежегодных чтений Ашальчи Оки на базе Гимназии имени Кузебая Герда с 2016 года, и открытии муниципальной гимназии имени Ашальчи Оки. В любом случае, память о Ашальчи Оки не должна быть предана забвению в Ижевске.
Самые последние кадры 24 апреля 2011 года в отделе краеведческой и финноугорской литературы Национальной библиотеке Удмуртии, в бывшем здании Государственного архива Удмуртской Республики состоялась презентация книги «Та буртчин чуръёсыз» . Составители сборника «Эти шелковые строчки» – поэт, член Союза писателей Российской Федерации Лидия Степановна Нянькина и старший научный сотрудник Дома-музея Ашальчи Оки Мария Степановна Петрова. Издание включает стихотворения и рассказы Ашальчи Оки на удмуртском языке и в переводах на русский язык, а также воспоминания о ней родственников (в частности, ее сына Валерия Карачёва) и коллег – врачей и писателей.
Известные люди, с которыми общалась Ашальчи Оки (некоторые из них переводили её стихи) Петер Домокош Александр Наговицын (Эрик) Трофим Борисов (Трокай) Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников)
ПУМЫЗ • ТАУ КЫЛЗЫНДЭ ПОННА • (СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ)!