Твардовский.pptx
- Количество слайдов: 15
Жизнь и творчество А. Т. Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971 г. г. ) – великий русский поэт XX века. Лауреат пяти Твардовского литературных премий. Автор «Василия Тёркина» , «Я убит подо Ржевом» , «За далью – даль» , «По праву памяти» и других произведений, известных во всём мире. При жизни слава его вышла за пределы нашей страны. О нём написано множество работ. Общее число монографий, статей, рецензий, эссе, учебных пособий, мемуаров, перевалило уже за пятьсот. Большинство из них увидело свет при жизни поэта. Популярность его не снизилась и после смерти. Ежегодно произведения Твардовского издавались и переиздавались и в настоящее время выходят как в нашей стране, так и за её пределами, что является явным показателем их актуальности и жизненности. Литературное окружение крайне необходимо любому талантливому человеку, поэтому А. Т. Твардовский не является исключением. Он как поэт формировался в более или менее благоприятной обстановке. Литературная атмосфера вокруг него не ограничивалась рамками семьи, а простиралась шире. В русскую литературу А. Т. Твардовский вошёл как автор восьми поэм, многих превосходных стихотворений, как создатель прекрасной, взволнованной прозы, как строгий литературный критик. У тех, кто прикасался к его самобытному творчеству, не раз и не два возникал вопрос: «Как мог вдалеке от культурных центров, в «пустоши» , появиться поэт, ставший рупором эпохи, впитавший в своём творчестве думы и помыслы миллионов современников. Значит, существовала литературная среда, взрастившая его, давшая начало многочисленным родникам его творчества".
Детство А. Т. Твардовского Спасибо, моя родная, Земля, мой отчий дом, За всё, что в жизни знаю, Что в сердце ношу своём. А. Т. Твардовский. Через всю свою жизнь Твардовский пронёс благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал» , – о детстве. А было оно далеко не «золотым» . Отец поэта, Трифон Гордеевич, «по-деревенски порядочно грамотный человек и любитель книг» , привёз книгу стихотворений Некрасова с городского базара, выменяв её на картошку. По признанию Твардовского эта книга была огромным, значительным событием в его жизни, потому что её читали и перечитывали много раз зимними вечерами. От отца и матери будущий поэт воспринял любовь к народной песне, родной природе и русской литературе. Атмосфера устного народного творчества и благоговейного отношения к великим русским писателям, окружавшая Твардовского в семье, пробуждала в нём жажду знаний, развивала поэтический дар. В детстве Александр обладал редчайшей, только ему одному присущей особенностью, которую можно словесно обозначить как «переимчивость» , способность улавливать и точно воспроизводить редкое, необычное «чужое» слово. Первое своё стихотворение, посвящённое разорителям гнёзд, оценил так: «Там не было ни лада, ни ряда» . Затем во время учёбы стали появляться новые стихи. С 1924 года он посылал небольшие заметки в редакции смоленских газет, потом «отважился послать и стихи» . Первое печатное стихотворение юного селькора «Новая изба» появилось летом 1925 года в газете «Смоленская деревня
Первая фотография А. Твардовского, появившаяся в смоленской газете «Юный товарищ» 27 апреля 1927 г.
Отец А. Т. Твардовского Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко. под внешней пристойностью поведения Трифона Гордеевича скрывается неровный и сложный характер Трифон Гордеевич был человеком грамотным и даже начитанным по тем временам. Зимними вечерами читал домочадцам пушкинские «Полтаву» и «Дубровского» , гоголевского «Тараса Бульбу» , знал наизусть «Бородино» и «Конька-Горбунка» . Однако к тому, что сын Саша начал сочинять стихи, отнесся с тревогой — отец знал, что писательство не сулит больших денег. Вставка рисунка
Мать А. Т. Твардовского Мария Митрофановна. Детство и юность ее прошли в семье, где экономические трудности были неведомы В 1965 году А. Т. Твардовский проводил свою мать в последний путь. В этом же году создан цикл «Памяти матери» . Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Первое и третье могли бы быть посвящены великому множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским.
В тетрадях «Из старых дневников» есть ещё одна важная запись, проливающая свет на основную причину ухода Твардовского из родимого «гнезда» . Она сделана 5 апреля 1927 года, в то же время, что и записи об отце и о невозможности учиться, если остаться жить в Загорье. Вот это место: «Проклятое одиночество. Оно заставляет меня мысленно вымерять жизнь. 25 – 30 – 38 лет – всё, ожидать нечего. Да плевать – в самом деле. Ведь больше 38 лет я не собираюсь жить – как Ширяевиц и Неверов» . «Проклятое одиночество» - это полное отсутствие литературной атмосферы, - без чего не может состояться ни один поэт. Стремление найти свою литературную среду – одна из существенных причин ухода из Загорья. На каждой странице, почти в каждой записи – повсюду размышления молодого поэта о литературе, о предстоящей встрече с Исаковским, о переписке с Д. Осиным и так далее и тому подобное. Причины неожиданного ухода Твардовского из Загорья важно установить, чтобы лучше и безошибочно определить общую направленность развития лирической темы в предвоенный период творчества поэта. На основе художественных произведений, дневниковых записей, многочисленных писем к разным адресатам можно заключить, что, несмотря на разрыв с семьёй, Твардовский продолжал любить свой «хуторской бывший край» - настолько прочные нити связали его с ним. .
После возвращения из Москвы в Смоленск поэт прежде всего посетит Загорье. Однако стихотворения, написанные в самом начале 1930 -х годов, свидетельствуют о том, что поэт не охладел к Загорью и не разочаровался в нём. Твардовский много работает в это время, часто встречается с разными людьми, пишет стихи. Он полон творческих замыслов и грандиозных планов. Своей «штаб-квартирой» он избрал деревню Рибшево бывшего Пречистенского, а ныне Духовщинского района. (Эту деревню Твардовский неоднократно посещал в качестве корреспондента областной газеты. ) «Рибшевский» период оказался для поэта исключительно плодотворным. Из полученных впечатлений рождались новые стихи ( «Новое озеро» , «Смоленщина» и др. ), интенсивно шёл процесс формирования прозы ( «Заметки о колхозе «Память Ленина» » , «Хозяин» , «На центральной усадьбе» , «Рассказы о колхозе «Память Ленина» » , «Праздник» , «Рассказ Дмитрия Прасолова» , «Озеро» и некоторые другие). Как бы подытоживая виденное в Рибшеве, Твардовский с большим пафосом писал о людях, о «прекрасных хлебах» , выращенных ими; всё это его чрезвычайно радовало. Произведения «рибшевского» цикла опирались на философскую, эстетическую и художественную основу, которая закладывалась ещё в Загорье. В литературной критике справедливо отмечалось, что именно в загорьевский период произошло самоопределение Твардовского как поэта. Ранние стихи его направлены на изменяющуюся действительность – «это своеобразная мозаика этюдов, подчинённых большому сюжету – движущемуся времени» . Как бы подытоживая всё это, С. Л. Страшнов пишет, что «жизнь деревни изображается Твардовским в динамике её развития. Он замечает движение во всём, куда ни кинет взгляд: в отношениях, в обрядах и строительстве» . .
Не говоря о лирическом герое Твардовского «За тысячу вёрст…» (1988), которому он передоверяет все свои самые сокровенные думы и настроения и с которым полностью сливается: Я в памяти всё Берегу, не теряя, За тысячу вёрст От родимого края. За тысячу вёрст От любимого края Я все мои думы Ему поверяю, персонажи большинства его довоенных произведений – это смоленские люди, «выдуманные» и «невыдуманные» . Твардовский постоянно упоминает названия городов, районных центров, посёлков, сёл, деревень Смоленщины. Не только знакомые места и люди находятся в поле зрения – не менее обстоятельно поэт раскрывает их обычаи, привычки, речь, воспроизводит пословицы, поговорки, прибаутки, песни. Удачно, например, использована в поэме «Страна Муравия» «Комаринская» , услышанная и «аранжированная» ещё М. И. Глинкой: Тут и соточка Лежит – не убежит. . . Эх ты, сукин сын Комаринский мужик! В художественном арсенале Твардовского множество частушек: «Милый мой, не зазнавайся: не один на свете ты» , отдельных выражений, слов, которые можно услышать только на Смоленщине: «конец» , «тверёзый» и так далее. С их помощью глубже раскрывается психология человека; в своей совокупности они создают особый местный колорит, присущий только Смоленщине. Не менее выразительна природа Смоленского края, художественно воспроизведённая в произведениях поэта, - скромная, неброская, представленная мелкими кустарниками в низинах и на болотах, невысоким небом, нежаркими летними днями и почти непроезжими весной и осенью дорогами: Ничем сторона не богата, А мне уже тем хороша, Что там на удачу когда-то Моя народилась душа, Что в дальней дали зарубежной, О многом забыв на войне, С тоской и тревогою нежной Я думал о той стороне. Где счастье великой, единой Священной, как правды закон, Где таинству речи родимой На собственный лад приобщён.
Эти стихи написаны уже после войны и свидетельствуют о том, что «лирика родных мест» в творчестве Твардовского не находит своего завершения в его довоенном творчестве. Особенно ярким и мощным всплеском Смоленщина проявится в произведениях военных лет. Говоря о хронотопе эпоса и лирики поэта этого периода, необходимо указать на одну очень существенную особенность, присущую только поэтам смоленской школы, которую можно определить, как крайне обострённое чувство «вины перед родиной» . «Ты прости, за что – не знаю, только ты прости меня» - в этом выражении, сконцентрировавшем в себе данное чувство, заложен глубочайший смысл. Эти слова произносит Василий Тёркин, однако за его плечами стоит сам автор. Чувство вины, не покидавшее Твардовского на протяжении всей долгой и жёстокой войны, принадлежит к разряду сложнейших социальнопсихологических и художественных явлений. Может быть, с этим чувством «виноватости» он покинул Смоленщину в 1936 году, когда его снова «позвала дорога в даль» . Теперь же, когда неожиданно началась Великая Отечественная война, это чувство ещё больше обострилось, превратилось в «боль за свою родную сторону» , которая в связи с трагически сложившимися обстоятельствами, оказалась под вражеской оккупацией в первые месяцы войны. Приступая к работе над поэмой «Дом у дороги» зимой 1941 – 1942 года, Твардовский напряжённо размышлял над трагедией своей «малой родины» . Тревога за судьбу «малой родины» , страдавшей под пятой оккупантов, заполнит страницы многих произведений поэта. Особенно большой концентрации она достигнет в стихотворении «Партизанам Смоленщины» , написанном в 1942 году: А весна деревенская Не красна, не шумна. Песня на поле женская Край пройди - не слышна… Ой, родная, смоленская Моя сторона, Ты, огнём опалённая До великой черты, Ты, за фронтом пленённая, Оскорблённая, Ты Никогда ещё ранее Даже мне не была Так больна, так мила. До рыдания… Это стихотворение, набранное как листовка, переправлялось на самолётах через линию фронта, жадно читалось, заучивалось наизусть людьми, оказавшимися за «огненной чертой» .
Тревога великого поэта и всех, кто стоял за ним, за судьбу родных и близких, оставшихся в оккупации, имела основания. За два с небольшим года своего господства фашисты нанесли огромный ущерб народному хозяйству Смоленщины. Были разрушены до основания промышленные предприятия, уничтожены колхозы и совхозы, сожжены населённые пункты, школы, больницы. После себя фашисты оставили пустыню. Общая сумма причинённого ими убытка составила 40, 5 миллиардов рублей по старому курсу. Огромное число смолян было уничтожено или угнано в Германию. Как показывает статистика, одна Смоленская область потеряла в прошлой войне больше, чем США, - свыше полумиллиона человек. Твардовский имел возможность видеть, во что превратили его родину фашисты, так как он двигался вслед за огненным валом фронта. В руинах и пепелище лежала перед ним Смоленщина, залитая кровью. «Сердце настороже, - оно избегает вбирать в себя всю силу множества ощущений и впечатлений, рвущихся к нему. Оно словно знает, что ему не справиться с ними сразу» . С огромным волнением ожидал он того дня, когда ему, наконец, удастся увидеть «древние» , по преданию «екатерининские» , дуплистые, частью усохшие либо обгорелые берёзы большака, близ которого пас когда-то коров, купался с ребятами, ходил по грибы» , но его глазам предстанет ужасная картина…
Его стихотворения военных лет собраны были в сборниках «Возмездие» , «Фронтовая хроника» , изданных в 1945 году. Произведения Твардовского, как видно из изложенного, наполнены думами о родном крае. Смоленщина занимает в них центральное место. В последнее время в научной литературе стали уделять особое внимание образам-символам в произведениях Твардовского. Явление это вполне закономерное, поскольку литературоведение, в отличие от литературной критики, имеет тенденцию к усилению теоретического начала. Однако, при этом часто забывают, что образы-символы у Твардовского заполняются общенародным содержанием, благодаря мастерскому вводу так называемого «местного материала» . Отдельные факты, детали, связанные с лирикой «родных мест» , с «малой родины» , давали всегда поэту возможность достигать широких художественных обобщений. От предельно конкретного- к общему, от малого – к великому, от образа – к символу – таков итог нерасторжимой, органической связи поэта со своим родным краем, с матерью Смоленщиной. Свой поэтический опыт опоры на «местный материал» Твардовский попытался обосновать теоретически: выдающийся поэт сочетался в нём с глубоким исследователем и литературным критиком. Так, ему обязаны своим фундаментальным обоснованием понятия «большой» и «малой» родины в художественном творчестве, «лирика родных мест» и другие. В предисловии к собранию сочинений И. С. Соколова – Микитова Твардовский отметил, что «у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной стороны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимали все малые и – в великом целом своём – для всех одна» .
Это общее, основополагающее понятие «большой и малой» Родины дополнялось Твардовским в его выступлениях по проблемам литературы. Он всегда считал, что для писателя, в каком бы жанре он ни выступал, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение» и поэтому всегда чрезвычайно важно бывает выделить это отдельное, личное, присущее ему как художнику. Когда Твардовский не смог найти «на местности» тот клочок земли, где когда-то стоял дом отца и находился сад, он высказал очень важное суждение о том, какое значение в его жизни имело Загорье. С ним, со своим Загорьем, он связал прежде всего ощущение «большого времени» , «предстающего точно в разрезе, со многими своими слоями» , всё лучшее, что было в нём. «Более того, – писал он, – это сам я как личность» . Поэтому так дорога была для него связь с «малой родиной» – «и даже томительна» . «Если так стёрто и уничтожено всё то, что отмечало и означало моё пребывание на земле» , – считал он, – что как-то выражало меня, то я становлюсь вдруг свободным отчего-то и не нужен» . Эти слова, обращённые к самому себе, имеют глубокий обобщающий смысл: Твардовский придавал им теоретическое значение. Правда, далее он смягчает их категоричность. «Но потом подумаешь и так, - пишет он, - именно поэтому я должен жить и делать своё дело. Никто, кроме меня, не воспроизведёт того неповторимого и сошедшего с лица земли малого мирка, который был и теперь есть для меня, когда ничего от него не осталось» .
Именно «загорьевская» земля питала своими соками огромный талант великого русского поэта, вдохновляла его на подвиг века. Поэтому она так широко отразилась в его художественном осознании не только как «лирика родных мест» , но и как важная нравственная, эстетическая и художественная категория. Обновление «большая» и «малая» родина указывает на тесную связь творчества Твардовского со «смоленской поэтической школой» , ибо он классически выразил её особенности. Если Исаковский, как зачинатель «школы» , своим песенным творчеством крепко связал себя с поэтической фольклорной стихией и поэтому его стихи более «об этом и обо всём» , стихи Рыленкова более о природе, которая воспринимается как «наша» и вместе с тем «среднерусская» , то Твардовский обнажённее и в воспроизведении людей, и природы, и языка. Всё это у него – «наше» . Поэт типизирует, более опираясь на конкретное, индивидуальное, личное, возводя его в степень общего, присущего всем и выражающего своё время. Смоленщина как сквозная тема, как мерило нравственной ценности человека, как эстетическая категория широко представлена не только в творчестве Твардовского, но и Исаковского, и Рыленкова, который прожил свою жизнь в Смоленске. На этом основании в научно - критической литературе возникла концепция «смоленской поэтической школы» . И мы, смоляне, по праву можем гордиться тем, что наши земляки внесли свой вклад в её создание, но и про них, в свою очередь, никто из нас не должен забывать.
Заключение Трудно оценить в полной мере всё созданное Твардовским – поэтом, прозаиком, литературным критиком, публицистом, редактором. Слишком много создано им за 46 лет творческой деятельности. И всё-таки, оценивая то, что вошло в его прижизненное пятитомное издание, в посмертно изданные сборники и в опубликованные книги шеститомника, можно в общих чертах подвести итог его деятельности. В Твардовском заключалось «три дара, из которых складывается истинное поэтическое дарование: дар сочувствия, дар понимания, дар выражения» – метко определил его талант В. Александров. Твардовский постоянно находился на самом переднем крае, постоянно обращался в своём творчестве к самым насущным проблемам современности, ставил их со всей остротой и принципиальностью, то есть был всегда верным и надёжным помощником партии. Вот поэтому интерес и признательность широкой читательской массы сопутствовали ему неизменно. Немного подробнее остановлюсь на смоленском периоде литературной деятельности А. Т. Твардовского, который оказался очень плодотворным, несмотря на все трудности и нравственные лишения. Библиография его произведений этого периода, составленная Р. М. Романовой, насчитывает 260 названий. Поэт пробовал свои силы в разных видах и жанрах литературы – и в эпосе (писал рассказы и очерки), и в лирике, и даже в драме. В этот период определилась сквозная, ведущая тема его творчества – бедная, разорённая бесконечными поборами, обиженная и, по сути, бесправная русская деревня стала объектом его внимания. Хотя с тех пор прошло уже много лет, но и сейчас деревня остаётся по-прежнему в очень тяжёлом положении, как и пятьдесят лет тому назад. И поэтому тревоги, беды народные, выраженные в поэзии нашего именитого земляка, остаются в силе и сегодня, а творчество А. Т. Твардовского до сих пор привлекает внимание наших современников. Однако следует отметить, что не все грани таланта А. Т. Твардовского изучены одинаково. Твардовский – прозаик пока ещё далеко не оценён по заслугам – главным образом потому, что заслонён Твардовским – поэтом. Твардовский – критик ещё ждёт своего исследователя. Александр Трифонович Твардовский сочетал в себе талант поэта, темперамент бойца, долг и совесть гражданина. Он был коммунистом и интернационалистом по своей натуре, оставаясь во всём русским национальным поэтом. И любому человеку, «решающему делать жизнь с кого» , можно смело и безошибочно указать на жизнь замечательного поэта.