Жизнь и творчество Фета без картин.ppt
- Количество слайдов: 12
Жизнь и творчество А. А. Фета «Жизнь моя – самый сложный роман» . «Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им — Фет» . А. А. Фет
Краткая хроника жизни и творчества 1820 В имении Новоселки Орловской гу бернии у помещика Афанасия Неофитовича Шеншина родился сын Афанасий Афанасьевич Шеншин. 1835 Орловская духовная консистория отлучила Афанасия от рода Шеншиных как незаконнорожденного.
Краткая хроника жизни и творчества 1835– 1837 Учится в немецком пансионе Крюммера в городе Верро. 1838– 1844 Учится на словесно м отделении философского факультета Московского университета. 1840 Выходит первая книга стихов « Лирический пантеон» . 1845 Поступает на службу унтер - офицером в полк, расквартированный в Херсонской губернии. 1848 Встреча с Марией Лазич. 1850 Гибель Марии при загадочных обстоятельствах. 1853 Фет добивается перевода в Петербург в уланский полк. Сближение с кругом « Современника» . 1857 Фет женится на М. П. Боткиной. 1858 Выходит в отставку и поселяется в Москве. 1859 Разрыв с журналом « Современник» .
Краткая хроника жизни и творчества 1860 Покупает имение Степановка в Орловской губернии. 1873 Александр II разрешил Фету «принять фамилию Шеншина» 1877 Покупает имение Воробьевка в Курской губернии. 1881 Приобретает дом в центре Москвы. 1883– 1891 Выпускает сборники « Вечерние огни» . 1892 А. А. Фет умер в Москве.
Эстетические взгляды Фета «Художнику дорога только одна сторона предметов: х красота и , точно так же, как математику дороги их очертания и численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования» . «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты» .
Поэзия vs. жизнь Центральные те мы поэзии Фета – природа и любовь. И. Сухих: «Все, что попадет в поэтический мир Фета, приобретает отблеск красоты. Гармония, радость бытия – не мгновения, а устойчивое состояние фетовского ира» . м В реальности восприятие жизни Фетом часто было окрашено в мрачные тона: «. . Я могу жизнь свою сравнить только с грязной лужей, которой лучше не трогать ни описаниями, ни воспоминаниями, а то сейчас завоняет. Никогда ещё не был я убит морально до такой степени. Просто живой мертвец. Самые страдания мои похожи на удушье заживо схороненного ”.
Вдохновение vs. рациональность “Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого для нас скрыты <. . . > настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкрепляемых опытом ” «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует» . “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”. “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик”.
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.
Невыразимость Вслед за Жуковским и Тютчевым Фет уже в ранних стихах утверждает невыразимость Божьего мира и внутреннего мира человека в слове. О, если б без слова Сказаться душой было можно! ( 1844) Этот мотив сохранится и в позднем творчестве. Как беден наш язык! — Хочу и не могу, — Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. ( 1887) Не случайно в стихах Фета так много неопределённых местоимений и наречий — они выражают мечты, сны, грёзы лирического героя — самые характерные его состояния.
Я долго стоял неподвижно, В далёкие звёзды вглядясь, — Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Я думал. . . не помню, что думал; Я слушал таинственный хор, И звёзды тихонько дрожали, И звёзды люблю я с тех пор. . . Поэт словно отказывается от попытки словом выразить свои ощущения, передать другому свои чувства. Это можно сделать лишь звуком — навеять другому то, что чувствуешь сам. Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выразишь словами — Звуком на душу навей.
Тема поэта и поэзии Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!
Импрессионизм Современники называли Фета «поэтом мгновения» . И действительно, его поэзия импрессионистична, направлена на передачу сиюминутных впечатлений. Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетно впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.