Лекция 5_Жизнь и смерть.ppt
- Количество слайдов: 20
Жизнь и смерть как главная проблема биомедицинской этики Лекция 5 Вишневская Юлия Андреевна
3 круга проблем биомедицинской этики n Нормативный -проблемы моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медиков и биологов; n Ситуативный; n Деонтологический.
Домашнее задание к П 34 n Глава 2 учебного пособия «Биомедицинская этика» - прочитать; n Вопрос анкеты № 8 – ответить письменно. n Вопросы анкеты № 1 -5 – подготовить для кратких выступлений.
3 круга проблем биомедицинской этики n Нормативный -проблемы моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медиков и биологов; n Ситуативный – моральные дилеммы в конкретных ситуациях – казусы/ситуации, возникающие в процессе биомедицинских исследований и лечения больных; n Деонтологический.
Жизнь как этико-философская проблема n Тема отношения человека к Жизни и Смерти, безусловно, несет в себе общечеловеческое и общекультурное содержание, а для медика/биолога это еще и профессиональная ценность. üВ «Женевской декларации» (1948) провозглашается: «Я буду сохранять высочайшее уважение к человеческой жизни с самого момента зачатия» . üВ «Международном кодексе медицинской этики» (1949) эта же идея выражена иными словами: «Врач должен всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь» . üПозднее, в «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1966) жизнь приобрела статус общечеловеческой моральной и правовой нормы: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» .
“Этика жизни” в русской философии Для «Этики жизни» характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях: n Н. Ф. Федоров, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. А. Булгаков, С. Л. Франк основывались на идеи православия. n Живая этика Н. К. Рериха и Космическая этика К. Э. Циолковский основывались на буддистской мысли. n Натуралистическая этика русского физика Н. А. Умова основывалась на естественных науках n Этика альтруизма П. А. Кропоткина основывалась на современных знаниях о человеке, присущем ему инстинкте взаимопомощи; n Этика любви к жизни советского биолога Д. П. Филатова. Для морали будущего, по его мнению, будут характерны антиэгоистические нормы морали и поведения людей.
Принцип “благоговения перед жизнью” Благоговение перед жизнью (нем. Ehrfurcht vor dem Leben) — принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира. n Суть данного принципа — «высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой» . n Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Альберт Швейцер n Благоговение перед жизнью —- больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является её единственным принципом, так как задаёт программу жизни индивидов в форме прямых действий, не Альберт Швейцер требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций. 1875 -1965
Как видим, этика давно ставит вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова? Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью. В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек часто оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для продления своего биологического существования, почему близость смерти может растоптать достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем пограничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество. Следовательно, можно сделать вывод, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти.
Право человека на жизнь – как высшая, принадлежащая только ему ценность – распространяется на все этапы его бытия и обычно не подвергается сомнению. Но два ключевых этапа в жизни человека – ее начало и ее конец – являются предметом совершенно особого отношения. НАЧАЛО • Споры вокруг статуса зарождающейся человеческой жизни и искусственного ее прерывания ЖИЗНЬ КОНЕЦ • Возможность и необходимось реанимирования
Смерть как этико-философская проблема n Реанимационная практика привела к коренной ломке старых, установившихся понятий, к пересмотру традиционных критериев смерти, к появлению таких понятий, как клиническая смерть, смерть мозга, поставивших перед медиками и биологами новые этические, философские и правовые проблемы.
Смерть как этико-философская проблема n Что мы называем смертью? n Является ли смерть биологическим фактом или социальной дефиницией? n Проблема критерия смерти.
Клиническая смерть Вокруг понятия и сущности клинической смерти ведутся непрекращающиеся споры. n Одни ученые указывают на то, что «клиническая смерть уже не является жизнью, но еще не является смертью» (В. А. Неговский). n Другие (А. Я. Иванюшкин) считают ее «качественно особой формой жизни» , поскольку с биологической точки зрения при клинической смерти сохраняется еще достаточное количество «элементов жизни» , многие функции которых лишь приостановились. Учитывая же обратимость этого состояния, юридические и моральные нормы требуют от всех граждан, и в первую очередь медиков, отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи. Именно его обратимость, а также трагическая эмоциональность словосочетания «клиническая смерть» выражают тот этический императив, который побуждает к оказанию незамедлительной помощи умирающему.
Проблема смерти мозга n С проблемой клинической смерти тесно связана другая этическая проблема, порождаемая реаниматологией, – проблема смерти мозга, вынудившая и философов, и медиков, и юристов обратиться к вопросу о критериях смерти. n Какую степень деградации жизненного процесса следует считать объективно наступившей смертью?
Гарвардский критерий n Концепция смерти мозга предлагает считать таким критерием смерти человеческого индивида омертвление головного мозга. n Конечно, биомедицинская этика считает непреходящей ценностью не только человеческую личность, ее права и достоинство, носителем которых является мозг, но и саму жизнь - как суверенное природное бытие, автономную целостность жизни, ее индивидуальность. n Однако смерть мозга как раз и есть расщепление основания жизни, ибо именно в этом случае утрачивается ее автономность и индивидуальность, даже в биологическом смысле. Поэтому искусственная вентиляция легких, протезирующая функцию дыхания, способствует воспроизведению лишь искусственной жизни, которая никогда не станет автономно-суверенной, а обречена на прогрессирующую деградацию.
Казусом Квинлен (1975) n Американская студентка Карен Квинлен под влиянием алкоголя и диазепама потеряла сознание, была доставлена в госпиталь и подключена к аппарату «искусственные легкие–сердце» . Через некоторое время была зафиксирована гибель мозга, но аппаратура не была отключена. Спустя месяц, когда консилиум авторитетных врачей подтвердил необратимость произошедших изменений и «вегетативность существования» лишь за счет аппаратуры, родители девушки попросили отключить аппарат, чтобы дать возможность смерти довершить свое дело, а им – похоронить и оплакать свою дочь. Однако администрация госпиталя отказала им в этом, мотивируя свой отказ тем, что ни родные, ни врачи, ни сам больной не имеют права решать вопрос жизни и смерти человека. Родители подали в суд, и началось первое судебное разбирательство подобного рода в истории медицины, которое длилось больше года.
Казусом Квинлен (1975) n Но самым сенсационным было то, что когда спустя год по решению Верховного суда США аппаратура была отключена, тело Карен продолжало функционировать уже самостоятельно, но по-прежнему в «растительном» состоянии, при нулевой энцефалограмме. n Впоследствии было зафиксировано еще несколько подобных ситуаций, в том числе и благополучные роды здорового ребенка женщиной в состоянии клинической смерти.
Право человека на достойную смерть n Проблема суицида: n Хосписы и «умирание с достоинством» n Проблема эвтаназии
Лекция 5_Жизнь и смерть.ppt