577632.ppt
- Количество слайдов: 48
Жизнь и быт коренных народов Хабаровского края. Хабаровский краевой компонент Государственного Образовательного Стандарта Составила : Каракозова Татьяна Алексеевна Учитель технологии МОУ СОШ № 42 г. Комсомольск -на -Амуре
Современный Комсомольск. Он родом из двадцатого столетия, Из тех неоднозначных трудных лет, Когда хотелось на просторах этих Построить город, лучший на земле. Кухтина А.
К 80 -летию г. Комсомольска-на Амуре 12 июня 1932 года был заложен первый камень судостроительного завода. Этот день стали считать днем рождения города.
История города. Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов - форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.
История города. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К нанайскому стойбищу Дзёмги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.
История города. Село Пермское основано весной 1860 года группой солдат по приказу губернатора Приамурья П. Казакевича. Солдаты приготовили срубы для будущего села. В августе прибыли крестьяне - переселенцы из Пермской губернии, большими семьями, со своим скрабом, с лошадьми и коровами. Они поселились недалеко от нанайского селения Мылки. Переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. Село постепенно развивалось и к 1932 году насчитывало 49 дворов и более 300 жителей.
История города. До появления русских поселенцев на территории края проживали нанайцы — народ тунгусо- манчжурской языковой группы (ороки, орочи, ульчи, удегейцы, нанайцы).
История города. Слово «нанай» переводится как «на» -земля, «най» - человек, т. е. человек земли. Самоназвание нанай, нани — здешний человек. Старое название - гольды.
Жилище нанайцев Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Определяющим при размещении построек был свободный выход к реке
Жилище нанайцев Наиболее древней формой жилищ были землянка «серома» и полуземлянка «хурбу» Современный посёлок рядом с Комсомольском называется Хурба.
Жилище нанайцев Нанйцы вели осёдлый образ жизни Зимний дом населяли 23 семьи. Зимник - дом из жердей с плетенкой из прутьев, обмазанных глиной. Крыша покрыта снопами сухой травы, пол глинобитный.
Жилище нанайцев Главной конструкцией дома, которая определяла его размеры, являлась отопительная система «накан» (отопительная лежанка) , на ней люди спали, кушали, работали.
Жилище нанайцев Очаг — голден делали из каменных плит, поставленных на торец, или из больших валунов. От очага вдоль стен шли нары шириной до 2 метров, обмазанные глиной. Дым проходил внутри нар и согревал их.
Жилище нанайцев Рядом с жилищем ставились хозяйственные постройки: сараи и амбары. Их строили на высоких столбах, до 3 -4 метров, с целью предохранения запасов от зверей и плохих климатических
Жилище нанайцев Для освещения помещения служил жирник — каменная чаша с двумя отростками в центре, в которые вставляли фитиль. Для горения наливался рыбий жир.
Жилище нанайцев Летом в тайге и на рыбалках строили шалаши различных форм.
Питание нанайцев Важнейшую роль в питании нанайцев играла рыба. Во время массового хода кеты её заготавливали в огромных количествах. Разделанную рыбу вялили, получая разнообразные виды юколы. Зимой
Питание нанайцев Самым любимым блюдом была тала из свежей сырой рыбы, нарезанной тонкими ленточками, с добавлением соли, черемши, дикого лука и перца.
Питание нанайцев Мясная пища имела более широкое распространение на притоках Амура. Охотились нанайцы как на пушных зверей, так и ради мяса. Добывали лосей, оленей, изюбров, косуль, кабанов, медведей и др. Копытных добывали с помощью ловчих ям и засек, самострелами, медведей - петлями из толстой лосиной шкуры, а также копьём. Мясо диких животных также замораживали или вялили.
Питание нанайцев Важное значение в питании имели продукты собирательства: голубика, клюква, смородина. Заготавливали ягоды, травы, корни и другие дикие растения в тайге. Черемша или дикий лук выручала зимой, она содержит в себе витамин С. Из ягод черёмухи пекли лепешки. Съедобные травы и корни употребляли с рыбными супами и мясной пищей.
Питание нанайцев Рецепт нанайской кухни. Суп из крапивы на рыбном бульоне. Рыбу очистить, промыть, отделить мясо от костей: кости с перцем и луком поставить варить для бульона. Мякоть рыбы нарезать небольшими кусками и опустить в бульон. Варить 25 -30 минут. Крапиву перебрать, промыть, мелко нарезать и опустить в бульон с рыбой за 5 минут до окончания варки. На 500 гр. Рыбы -100 гр крапивы, 1 луковица, несколько горошин черного перца, 1, 5 литра воды.
Одежда нанайцев До прихода русских нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон крапивы или конопли. Одежда делилась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, погребальную. свадебную.
Одежда нанайцев Традиционное занятие нанайцев это охота и рыбалка. Отправляясь на охоту, надевали специальную промысловую одежду. Сшитая из рыбьей кожи и шкур животных, она хорошо впитывает посторонние запахи, которые могут отпугнуть животных. Чтобы избавиться от запахов, её натирали хвоей пихты или топили в реке на сутки.
Одежда нанайцев Верхней плечевой одеждой служил халат. Мужские и женские халаты из рыбьих кож и ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. Летние шили одинарными или на подкладке, зимние подбивали ватой. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов по низу рукава, подола, вокруг шеи.
Одежда нанайцев Зимняя- из ценных мехов- была доступна тоько женщинам из зажиточных семей. Мужчины одевали шубы из оленьего меха. А сверху -юбку из нерпичьих шкур. Нижняя одежда мужчин и женщин состояла из коротких штанов и ноговиц из ткани на вате. Под халат женщины надевали длинные, до колен, нагрудники с вышивкой и металлическими подвесками.
Одежда нанайцев Нанайский женский свадебный халат. Изготовлен из хлопчатобумажной ткани, украшен аппликацией и вышивкой, отделан цветными полосами и кантом. Узор носит название «рыбья чешуя» .
Одежда нанайцев Невеста надевала от 1 до 9 халатов. Но верхний свадебный был самый богатый и красиво украшенный. По нему узнавали, какому роду принадлежит невеста. На спинке вышивали символическое «древо жизни» , в корнях которого вышивали тотем рода.
Одежда нанайцев У нанайцев не было ни единого предмета, используемого на охоте, рыбалке или при сборе дикоросов, не украшенного национальным орнаментом. Выполняли орнамент вышивкой, тиснением, узорчатым плетением, резьбой.
Одежда нанайцев Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.
Однжда нанайцев Зимой надевали наушники «сиаптун» а поверх — теплую меховую шапку «элдумэпсэ» , подбитую мехом соболя или белки, украшенную хвостиком пушного зверя. Чем богаче мех, тем выше статус охотника. Бордюр из красочного узора для того, чтобы негативные силы не проникали в человека.
Одежда нанайцев Мужчины носили комбинированный головной убор, состоящий из наушников, шлема - накидки и небольшой полусферической шапочки. Наушники одевали только зимой. Шлем - накидка покрывала плечи и спину охотника, защищая от снега, дождя, ветра , пыли и гнуса.
Одежда нанайцев Обувь из рыбьей кожи «собгома ота» отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали рыбью кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки.
Украшение одежды Всмотритесь в богатство узоров и швов, которыми вышит орнамент! Здесь присутствуют традиционные спиральноленточные линии, выведенные однотамбурным и двухтамбурным швом.
Украшение одежды Узор, украшающий спинку халата или ковёр, напоминает нам рыбку, зверька, ящерицу, паука; на ветках деревьев сидят птички, в вышине плывут облака, а внизу плещут волны.
Украшение одежды Нанайские узоры и орнаменты не были общими для любой вещи, предмета быта. Один орнамент был для женского халата, другой - для мужского. Головные уборы украшались третьим орнаментом, рукавицы - своим и т. п.
Украшение одежды То, что можно было вышить на обуви, не могло быть использовано для ковра, орнамент нарукавника не годился для наголенок и т. п. И все это бесчисленное разнообразие узоров создавалось богатейшим воображением мастеров.
Украшение одежды Во многих селах выезд на рыбалку или охоту становился своеобразным смотром - конкурсом, чья одежда расшита лучше.
Украшение одежды Изображение родового дерева на женском свадебном халате символизировало идею плодовитости и продолжения рода. Корни дерева символизировали прошлое рода (Нижний мир).
Украшение одежды У каждого рода было своё дерево, в ветвях которого жили души людей, спускавшиеся в виде птичек на землю, чтобы войти в чрево женщины из этого рода , это души ещё не родившихся детей.
Современные нанайские мастера. Современный дом в нанайском селе. Деревянные идолы служат защитой от злых духов.
Современные нанайские мастера. Самар Л. Ф. Комплект свадебной одежды для кукол: халат(спинка), воротник. Ткань, аппликация, вышивка. с. Кондон. Музей им. Н. И. Гродекова, Хабаровск
Современные нанайские мастера. Раиса Григорьевна Баранова. Более 30 лет проработала в школе № 14, создала там этнографический музей. Сегодня её работы хранятся в музеях нашей страны и за рубежом. Она создала национальный ансамбль «Гивана»
Современные нанайские мастера. Росугбу И. П. Дух моря. Береста, резьба.
Современные нанайские мастера. Ковёр, мозаика из меха. Вышивка по ровдуге. Надеина Д. И.
Современные нанайские мастера. Актанка (Оненко) М. Е. Орнамент, вырезывание, бумага. Сикачи -Алян.
Современные нанайские мастера. Дявгода Н. Н. с. Кольчём Художественная обработка бересты. Аппликация, резьба, тиснение, роспись
Современные нанайские мастера. Детские поделки. Аппликация, мех, ткань, вышивка.
Использованные ресурсы. http: //arcticportal. ru/index. php/ОДЕЖД А http: /www. mslib. ru/kaevedenie/istoriya -komsomolska-na-amure http//gorod-yu. livejournal. com/ http: //www. ruthenia. ru/folklore/visual/ Antropology/Html/A
577632.ppt