Живопись Украины во второй половине XVIII века
Во второй половине XVIII века живопись на Украине развивается, в основном, в трех жанрах: монументальнонастенном, станковом (иконопись) и портретном.
Наиболее известна настенная живопись Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, выполненная лаврскими мастерами во главе с Иваном и Феоктистом.
Во второй половине XVIII века высокохудожественными монументальнодекоративными произведениями явились росписи Андреевской церкви в Киеве, которые выполняли совместно украинские и русские художники во главе с Г. К. Левицким и А. П. Антроповым. Здесь были исполнены триумфальноаллегорические, парадные композиции.
На западноукраинских землях был распространен так называемый иллюзорно-пространственный метод росписей монументальных сооружений, в которых фантастические изображения продолжали реальные архитектурные детали, расширяя пространство помещения. Представителем такой живописи был С. Строинский (Львов), выполнивший росписи Бернардинского костела во Львове, Доминиканского костела в Тернополе и других.
Иконописная живопись приобретает новые черты: в канонические композиции попадают светские мотивы, вводятся исторические персонажи, реальный пейзаж. Так, на иконе Покрова (Переяславль) изображены Петр I с Екатериной, гетман Украины И. Скоропадский с казацкой старшиной.
Постепенно формируются самостоятельные жанры портретной и исторической живописи. Портрет становится одним из ведущих жанров украинского изобразительного искусства. В первой половине XVIII века преобладал парадный портрет, например, портреты Даниила Ефремовича и запорожца Григория Гамалеи.
В XVIII веке формируется оригинальный жанр станковой живописи - картины, служившей для украшения жилищ казацкой старшины, богатых горожан. Как правило, это изображение патриотических исторических сцен, ратных подвигов казаков. Их авторами являлись народные мастера, имена которых до нас не дошли. Элементы реализма проникают и в пейзажи.
Конец XVIII века в живописи связан с утверждением классицизма. Именно в этот период в искусство приходят украинцы - выпускники Петербургской академии художеств: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, деятельность которых развернется в основном в XIX веке.