Орловская Диана Живоп..pptx
- Количество слайдов: 27
Живопись: словарь терминов Орловская Диана
Абстракциони зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации» , создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан. Малевич. Черный квадрат Тео ван Дусбург. Арифметическая композиция.
Авангардизм (от фр. avant — передовой, garde — отряд) — экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20 -е и 30 -е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60 — 70 -х годов добавляются новые разновидности абстракционизма — различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Казимир Малевич, Супрематизм Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования.
Арабеска (ит. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т. п. ), составляющих сложные переплетения.
Гиперреализм (англ. hyperrealism) — направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70 -х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально.
Гравю ра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм. «Доски» — так именуются и металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро — несколько досок для тиражирования изображения путём печати (в том числе и ручной, например, притиркой — с маленьких досок) с её рельефных поверхностей. Каждый оттиск полученный с печатной формы считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника). Иногда, такие техники печатной графики как литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле, они являются видами эстампа, но не гравюры.
Барокко - своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII века в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Название стиля происходит от итальянского слова barocco - причудливый или потешный. Искусство барокко легко отличить по его избыточному драматизму и открытому эмоциональному обращению к зрителю. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Представители: Караваджо, Рубенс, ван Дейк, Хальс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Пуссен. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта Караваджо. Призвание апостола Матфея
Леонардо да Винчи. Дама с Возрождение, Ренессанс (фр. горностаем renaissance — возрождение) — одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Охватывает XIV— XVI вв. в Италии, XV—XVI вв. в других странах Европы. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент Ботичелли. Рождение Венеры сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции. Представители: Леонардо да Винчи, Донателло, Рафаэль, Ботичелли, Тициан, Ян ван Эйк, Дюрер.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов» , взяв за основу название этой картины Клода Моне. Представители: Дега, Кайбот, Кэссет, Мане, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей. Эдгар Дега, Голубые танцовщицы
Моде рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство» ), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль» ) — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), Васнецов. Богатыри расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Представители: Герда Вегенер, Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан, Густав Климт, Жорж Леммен, Альфонс Муха, Люсьен Леви-Дюрмэ, Джованни Сегантини, Ян Тороп, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, В. М. Васнецов, В. Д. М. Врубель. Пан. Поленов.
Экспрессионизм - художественное течение 19051930 годов, сосредоточенное главным образом в Германии. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Живописи экспрессионизма свойственна страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций. Пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов, и нервный мазок наполняют экспрессионистические полотна трепещущей жизненной энергией. Представители: Бекман, Ван Гог, Кирхнер, Мунк, Нольде, Пехштейн, Руо, Сугин, Хеккель, Шиле, Шмидт. Роттлуф, Явленский. Эдвард Мунк. Крик Винсент Ван Гог. Комната в Арле.
Куби зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906— 1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г. , после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques). Представители: Пикассо, Архипенко, Брак, Грис, Леже. Пабло Пикассо, Авиньонские девицы Ж. Брак. Мастерская
Пуантилизм (от франц. pointiller - писать точками) - письмо раздельными мазками в виде точек, мелких квадратов или прямоугольников. Нанесенные таким образом на холст чистые краски оптически смешиваются в глазах зрителя и образуют красочное живописное полотно.
Жанр — в изобразительном искусстве понятие, характеризующее общность тем. Жанры живописи: 1. Архитектурная живопись; 2. Анималистическая живопись; 3. Декоративные: декорационная живопись, аллегорическая живопись, монументальная живопись и др. ; 4. Исторические: историческая живопись, батальная живопись, документальная живопись и др. ; 5. Культовые: религиозная живопись, мифологическая живопись и др. ; 6. Бытовые: бытовая живопись, натюрморт, пейзажная живопись, портретная живопись и др; 7. Абстрактная живопись, беспредметность.
Композиция (от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность. Композиционные приемы: Виды композиции: • Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина) Объёмная — (Скульптура, архитектура) Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль) • • центр (смысловой, композиционный) применение золотого сечения ритм статика динамика Типы композиции: Законы композиции: • Закон целостности — вытекает из целостности мира • Закон жизненности • Закон контрастов • Закон подчинённости 1. Членение на слои 2. Членение на планы 3. Построение пространства цветом 4. Интерьерное построение пространства 5. Пластическое построение пространства
Иллюстра ция — визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, создаваемая с целью выделить субъект, а не форму. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое книги, журнала, газеты.
Интерьер — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных форм: комнат, коридоров и т. п. Василий Поленов «Интерьер деревенской избы» Бобров Алексей Алексеевич «Интерьер»
Граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.
Кракле (от франц. craquele) - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.
Драпировка — в изобразительном искусстве термин, указывающий на расположение и общий характер складок на одеждах и тканях, вообще ткани, представляемые в картинах, статуях и рельефах.
Коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
Панно (от фр. panneau - плоскость, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п. ) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).
Пинакс (от греч. pinax картина) - древнегреческая станковая живопись на досках.
Пленэр (франц. plein air, букв. открытый воздух) - передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений. Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки - светлый колорит, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т. д.
Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный с целью собрания материала для более значительной работы или ради упражнений.
Список используемых ресурсов: ohttp: //ru. wikipedia. org/wiki/ ohttp: //bestofarts. ru/zhivopis-i-dizain-galerei/zhivopis-slovar-terminov 2. html ohttp: //www. art-spb. ru/artspb 182. html ohttp: //www. bibliotekar. ru/slovar. Zhivopis/15. htm
Орловская Диана Живоп..pptx