Romantic.ppt
- Количество слайдов: 62
ЖИВОПИСЬ РУССКОГО РОМАНТИЗМА “Буря — натиск” и Академия: ведущие и типичные мастера 1 -ой половины XIX столетия
Романтический портрет: “взгляд в душу” О. А. Кипренский (1782 -1836) Автопортрет 1820 Теодор Жерико (1791 -1824) Портрет Эжена Делакруа Около 1818
Военный герой наполеоновской эпохи О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет гусарского офицера Давыдова. 1809 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Портрет генерала графа Франсуа Фурнье-Сарловеза 1812 Теодор Жерико (1791 -1824) Раненый кирасир, покидающий битву 1814
Герой — “с человеческой судьбой” О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет П. А. Оленина Портрет А. Р. Томилова 1813 Теодор Жерико (1791 -1824) Портрет кирасира 1814 -15
О. А. Кипренский: ранние успехи в Италии Молодой садовник 1817 О. А. Кипренский (1782 -1836) Неаполитанские мальчики-рыбаки 1829
Таинственный мир детской психики О. А. Кипренский (1782 -1836) Девочка в маковом венке (Мариучча) 1819 Филипп Отто Рунге (1777 -1810) Портрет Луизы Пертес 1805
Портрет просвещенного вельможи О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет графа С. С. Уварова 1815 Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Портрет Александра фон Гумбольдта 1843
Образ романтического гения О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет А. С. Пушкина 1827 Томас Филиппс (1770 -1845) Портрет лорда Дж. -Г. Байрона 1824 Анн-Луи Жироде (1767 -1824) Портрет Ф. -Р. де Шатобриана 1809
Портрет дамы: между “ампиром” и романтизмом О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет Е. С. Авдулиной 1822 Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Портрет Корнелии Феттерлейн 1828 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет мадам Дювосей 1808
Портрет дамы в “романтическом стиле” О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет дамы в неаполитанском костюме (А. О. Смирновой-Россет? ) Конец 1820 -нач. 1830 -х гг. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794 -1872) Портрет Клары Бианки фон Квандт 1820
Автопортрет: “романтическая исповедь” О. А. Кипренский (1782 -1836) Автопортрет с кистями за ухом 1808 Автопортрет 1828 Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780 -1867) Автопортрет у мольберта 1804; исправлен в 1850
Война 1812 года и русское искусство ↑ М. Т. Тихонов (Тиханов? 1789 -1862) Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году 1813 Неизвестный автор ↗ “Дух неустрашимости русских” Патриотический лубок, 1813 -14 Франсиско Гойя (1746 -1828) Расстрел 3 мая 1808 года 1814
Война 1812 года: “суд Божий на ледяных полях” И. Ф. Тупылев (1758 -1821) “Отпускная аудиенция Наполеона” 1813 Неизвестный автор “Наполеон с С[атаной] после сожжения Москвы” 1813 -14
Пожар Москвы как пример “возвышенного зрелища” Жан-Батист Гремийон → (1750 -1829) Извержение Везувия 1790 -е гг. ↑ Неизвестный художник Пожар Москвы в 1812 году. Нач. 1810 -х гг. ← Джозеф Райт из Дерби (1734 -1797) Извержение Везувия со стороны Портичи. 1774 -76 “… Лицом к лицу да явится нам враждебный рок! …К сему знакомству ведет нас грозновеличественное зрелище превратности, которая все рушит, и зиждет, и рушит паки: гибели, которая иногда крадется медлительным подкопом, иногда скоропостижно нападает; — трогательные картины борющегося с судьбою человечества…” [И. Х. Ф. Шиллер] Шиллерово рассуждение о высоком; пер. с нем. А. Востоков, “СПб Вестник”, 1812
Самоанализ “молодых гениев” К. П. Брюллов (1799 -1852) Автопортрет 1823 -24 Сэмюэл Палмер (1805 -1881) Автопортрет 1824 -25
Аллегория искусства — и мотив “Vanitas” К. П. Брюллов (1799 -1852) Гений искусств 1817 -20 Питер Клаэс (1597/98 -1660) Натюрморт Vanitas с античной скульптурой Spinario 1640 -е гг.
“Романтически-смятенная душа” К. П. Брюллов (1799 -1852) Портрет А. П. Брюллова (брата) 1822 -23 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет скульптора Поля Лемуэна 1819
Италия — земля “dolce far niente”(I) К. П. Брюллов (1799 -1852) Итальянский полдень 1827 Карл-Густав Плагман (1805 -1868) Итальянская девушка, продающая виноград. 1831 -33
Мотив “экзотической обнаженной фигуры” К. П. Брюллов (1799 -1852) Вирсавия 1828 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Интерьер гарема (малая купальщица) 1828
Парадный портрет в “стиле ампир” К. П. Брюллов (1799 -1852) Портрет великой княгини Елены Павловны 1830 Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Амалия Августа, принцесса Баварская, королева Саксонии. 1823
Романтизм в конном портрете К. П. Брюллов (1799 -1852) Всадница (Джованнина Паччини и ее сестра Амацилия) 1832 Тетхарт Филипп Кристиан Хааг (1737 -1812) Портрет Вильгельмины Прусской 1789
Древний город, открытый археологами ↑ Улица Strada dei Sepolcri в Помпеях Фотография, 1970 -е гг. К. П. Брюллов (1799 -1852)↗ Набросок к “Последнему дню Помпеи” Итальянский карандаш, 1828 -30 Эскиз к “Последнему дню Помпеи” → 1830 -32
“Пейзаж со световыми эффектами” + Божья кара К. П. Брюллов (1799 -1852) ↑ Последний день Помпеи (эскиз) 1828 -30 Джон Мартин (1789 -1853) Разрушение Помпеи и Геркуланума ↗ 1821 -22 Томас Коул (1801 -1848) Судьба империи: разрушение → 1836
Путешествие в Помпеи как в “Огненный мир” ←“Разрушение града нечестивого” Масонская аллегория Начало XIXвека ↑ К. П. Брюллов (1799 -1852) Последний день Помпеи 1830 -33 Джон Мартин → (1789 -1853) Седьмая казнь египетская 1823 “… Весьма низко над горизонтом вдали зияет страшно Огненный Мир, извергающий далеко вокруг с треском и громом молниеносное пламя в непрестанную Ночь. В самой середине сего округа выказывается темнокрасная полоса наподобие раскаленного железа, заключающая в себе большой город, который представляется точно в таком виде, как бы разрушен был пожаром” И. Г. Юнг-Штиллинг (1740 -1817) “Приключения по смерти” (русский перевод 1805)
К. П. Брюллов и “стиль трубадур” К. П. Брюллов (1799 -1852) Смерть Инессы де Кастро 1834 Поль Деларош (1797 -1859) Казнь леди Джейн Грей Картина 1834 г. ↗ и репродукция в русской “Художественной Газете” № 12, 1838 →
Брюллов и “способ изображения страстей” К. П. Брюллов Голова убийцы (фрагмент) “Свирепство” гравюра из пособия Шарль Лебрен (1619 -1690) “Способ самому собою научиться “Гнев” гравюра из “Пособия по рисовать”, Москва, 1774 изображению страстей” изд. 1727 “Ужас” гравюра из пособия Шарль Лебрен (1619 -1690) “Способ самому собою научиться “Ужас” гравюра из “Пособия по рисовать”, Москва, 1774 изображению страстей” изд. 1693
Поэт — “любимый герой” романтической живописи К. П. Брюллов (1799 -1852) Портрет Н. В. Кукольника 1836 Мориц Даниэль Оппенгейм (1800 -1882) Портрет Генриха Гейне 1831 Луи Буланже (1806 -1861) Портрет Виктора Гюго Около 1830 -33
Распятие как романтический мотив ←Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Каспар Давид Распятие Фридрих (1774 -1840) 1853 -56 Распятие в горах ↓ 1808 ↑ К. П. Брюллов (1799 -1852) Распятие 1836 -38 “ … Только над расселиной, близ царства земных мертвецов, стояло на огромной льдине существо, покрытое непроницаемым покровом, — и когда белый призрак пронесся мимо него, покров спал сам собою — и предстал им умерший Спаситель, без воскресения, в ранах, принятых им на кресте, из которых точилась кровь…” Жан-Поль (Иоганн-Пауль Рихтер; 1763 -1825) “Уничтожение (видение)”; рус. перевод: “Московский Телеграф”, 1829
Романтическая “феерия света” К. П. Брюллов (1799 -1852) Воскресение. 1840 -е гг. (эскиз образа для храма Христа Спасителя) Дж. М. У. Тернер (1775 -1851) Ангел, стоящий на солнце 1846
Попытка К. П. Брюллова “превзойти свою Помпею” К. П. Брюллов (1799 -1852) Осада Пскова войсками Батория (неоконченная картина) 1839 -1843 Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Вступление крестоносцев в Константинополь 12 апреля 1204 года 1840
Автопортреты “разочарованных гениев” К. П. Брюллов (1799 -1852) Автопортрет 1848 Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Автопортрет Около 1837
Портрет как “ролевая игра” Ф. И. Яненко (1762 -1809) Автопортрет в шлеме и латах 1792 Томас Филлипс (1770 -1845) Портрет лорда Байрона в восточном костюме 1813; повторение 1835
Экзотический “человек Востока” Г. Г. Гагарин (1810 -1893) Портрет юноши-турка 1830 -е гг. Анн-Луи Жироде (1767 -1824) Портрет молодого бедуина 1810 -е гг.
Романтические итальянские “banditti” А. О. Орловский (1793 -1877) Бандиты у костра 1810 М. И. Скотти (1780 -1861) ↗ Три неаполитанца. 1838 -44 Орас Верне (1789 -1863) → Нападение бандитов на австрийский отряд. 1831
Ренессанс и “чистота религиозного чувства” А. Е. Егоров (1776 -1851) Отдых на пути в Египет 1830 -е гг. Фридрих Иоганн Овербек (1789 -1869) Мадонна с младенцем, св. Анной и св. Иоанном Крестителем 1818 -20 -е гг.
Италия — земля “dolce far niente”(II) П. Н. Орлов (1812 -1863) Итальянская девушка с охапкой цветов и листьев 1850 -е гг Ф. А. Моллер (1812 -1874) Поцелуй 1840
Библейская сцена “в академическом вкусе” Петер Корнелиус (1783 -1867) Брак в Кане Галилейской 1815 -22 ↓ ↑ Ф. А. Моллер (1812 -1874) Иоанн Богослов, проповедующий во время вакханалии на о. Патмос 1856
Обнаженная фигура: классика и современность (I) Г. И. Лапченко (1801 -1876) Сусанна и старцы 1831 Пьер ван Ханселар (1786 -1862) Сусанна и старцы 1820
Автопортреты молодых художников Ф. А. Бруни (1801 -1875) Автопортрет 1810 -е гг Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Автопортрет 1806
Обнаженная фигура: классика и современность (II) Ф. А. Бруни (1801 -1875) Вакханка, поящая амура 1828 Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Аспазия 1824
Романтическая “дама-воительница” Ф. А. Бруни (1801 -1875) Портрет княгини З. Н. Волконской в роли рыцаря Танкреда Около 1819 Ж. -О. -Д. Энгр (1780 -1867) Жанна д’Арк в Реймсском соборе Около 1850
Римская добродетель и европейский романтизм Ф. А. Бруни (1801 -1875) Смерть Камиллы, сестры Горация 1824 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Клятва Горациев. 1784 Анн-Луи Жироде (1767 -1824) Смерть Камиллы, сестры Горация. 1785
“Патетический пафос” романтизма Ф. А. Бруни (1801 -1875) Медный змий. 1836 -41 “Среди многих сюжетов, мной избранных, — дождь змей, наказание, которое спустилось по Высшей воле на иудейский народ … Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она [картина] внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания” Ф. А. Бруни — о замысле своей картины (1836) Вильгельм фон Каульбах (1804 -1874) Разрушение Иерусалима 1846 Абель де Пуйоль (1787 -1861) ← Иксион 1824
“Академическиромантическая” трактовка Страстей Христовых Ф. А. Моллер (1812 -1874) Несение креста ↓ 1869 ↑ Ари Шеффер (1795 -1858) Моление о чаше 1839 ↑ Ф. А. Бруни (1801 -1875) Моление о чаше Конец 1830 -х гг.
Работы Ф. А. Бруни в Исаакиевском соборе Ф. А. Бруни (1801 -1875) ↑ Видение пророка Второе пришествие ↗ Иезекииля Иисуса Христа 1847 -54 Ф. А. Бруни (1801 -1875) → Всемирный потоп 1847
Иллюстрации Ф. А. Бруни к “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина “Гибель русского флота под Царьградом” “Смерть Игоря (убиение Игоря древлянами)” Все — офорт, 1828 -39 “Олег прибивает щит к вратам Царьграда”
Академическая программа А. А. Иванов (1806 -1858) Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора 1824 Луис Мазрельес (1748 -1810) Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора 1780 -90 -е гг.
Дипломная работа А. А. Иванов (1806 -1858) Беллерофонт, отправляющийся на бой против Химеры 1829 Антон Рафаэль Менгс (1728 -1779) Персей и Андромеда 1777
Разработка “главной темы” А. А. Ивановым Первоначальный эскиз. 1834 Венецианский эскиз. 1839 “Строгановский эскиз”. 1830 -е гг. “Эскиз Солдатенкова”. 1840 -е гг.
Главное произведение А. А. Иванова (завершенное) Фридрих Иоганн Овербек (1789 -1869) ↓ Въезд Христа в Иерусалим. 1824 ↑ А. А. Иванов (1806 -1858) Явление Мессии (окончательный вариант) 1837 -57 “Г-н Иванов изобразил … самую торжественную минуту в истории человечества, — вступление на поприще деятельности Искупителя мира … Одним именем Спасителя обозначается земной образ Его, и в то же мгновение душа, неосязаемо для чувства, неуловимо для исследований ума, соединяет с Ним понятие о Сыне Божием, об Искупителе рода человеческого…” Ф. В. Чижов (1811 -1877) “О работах русских художников в Риме”// Московский литературный … сборник , 1846
Новаторские этюды А. А. Иванова А. А. Иванов (1806 -1858) ↕ Этюды обнаженных мальчиков. 1840 -50 -е гг. А. А. Иванов (1806 -1858) Этюды античных масок и головы раба. 1840 -50 -е гг. ↕
“Триумф религии в искусстве” А. А. Иванов (1806 -1858) Воскресение Христово Эскиз образа для храма Христа Спасителя 1845 Фридрих Иоганн Овербек (1789 -1869) Триумф религии в искусстве 1831 -1840
“Библейские эскизы”: сюжетные параллели А. А. Иванов (1806 -1858) Хождение по водам (из “Библейских эскизов”) 1850 -е гг. Филипп Отто Рунге (1777 -1810) Хождение по водам 1806 -7
“Библейские эскизы”: различие интерпретации А. А. Иванов (1806 -1858) Христос в Гефсиманском саду (явление укрепляющего ангела) Конец 1840 -1850 -е гг. Франсиско Гойя (1746 -1828) Христос в Гефсиманском саду 1819
“Библейские эскизы”: конгениальность исполнения (I) А. А. Иванов (1806 -1858) Ангел поражает Захарию немотой (из “Библейских эскизов”) 1840 -е гг. Уильям Блейк (1757 -1827) Господь судит Адама 1795
“Библейские эскизы”: конгениальность исполнения (II) А. А. Иванов (1806 -1858) Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа (из “Библейских эскизов”) Конец 1840 -1850 -е гг. Уильям Блейк (1757 -1827) Ангелы над телом Христовым Ок. 1805
Благовестие в искусстве — искусство как благовестие А. А. Иванов (1806 -1858) Славословие пастухов Конец 1840 -1850 -е гг. Уильям Блейк (1757 -1827) Благовестие пастухам 1810 -е гг.
“Образ Божественного возмездия” А. А. Иванов (1806 -1858) Господь-каратель 1847 -48 Уильям Блейк (1757 -1827) Господь поражает мятежных ангелов Около 1805 -07
Романтическая трактовка традиционного сюжета Е. С. Сорокин (1821 -1892) Ян Усмарь останавливает быка 1849 Жан-Виктор Шнец (1787 -1870) Каин после убийства Авеля 1817
“Апокалипсис за окном” Джон Мартин (1789 -1854) Гибель Содома и Гоморры 1852 П. Ф. Плешаков (1829 -1882) Царь Иоанн IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 24 июня 1547 года 1856
“Романтические ужасы” в древнеримском цирке ↑ К. Д. Флавицкий (1830 -1866) Христианские мученики в Колизее 1862 Жан-Леон Жером (1824 -1904) → Police Verso (“большой палец вниз”) 1872
Романтический пейзаж с “питторескными” эффектами Вид Александровской колонны в грозу, накануне открытия 30 августа 1834 года В. Е. Раев (1807 -1870) Вид Александровской колонны при ночном освещении 1834
Romantic.ppt