Lektsia_3_Zhivopis_i_kalligrafia_Tan_24_okt(1).ppt
- Количество слайдов: 34
Живопись и каллиграфия эпохи Тан (618 -907) 唐代书画传统 panipanova@gmail. com
Бытоописательный жанр Янь Либэнь 阎立本 (? - 673) «Императорский паланкин» 步辇车 (фрагмент), 129. 6× 38. 5 см, шелк, Гугун. Сцена приема тибетского посла императором Тай-цзуном
Изображение тибетского посла и китайских слуг
Жанр «изображение придворных дам» 仕女画 Чжан Сюань 张萱 (VIII в. ), «Приготовление шелка» 捣练图 (фрагмент копии эпохи Сун), 37× 147 см, Бостон
Чжоу Фан 周昉 (VIII-нач. IX в), ученик Чжан Сюаня «Красавицы со шпильками и цветами» 簪花仕女图(фрамент), 46× 180 см, шелк, Ляонинский провинциальный музей См. свиток целиком: http: //www. yingbishufa. com/ldhh/img/zhoufang 004. jpg
Эталон женской красоты в эпоху Тан
Анималистический жанр Хань Гань 韩幹 (706 -783) «Сияние ночи» 照夜白图卷 (фрагмент), 30. 8× 33. 5 см, бумага, Метрополитен.
Хань Хуан 韩滉 (723 -787), «Пять буйволов» 五牛图,20. 8× 139. 8 см, Гугун.
Попытка представить оригинальный вид свитка Вид свитка с печатями и комментарием цинского императора Цянлуна.
Сине-зеленый пейзаж 青绿山水 Ли Чжаодао 李昭道, «Путешествие императора Минхуана в Шу» 明皇幸蜀图 (копия), 55. 9× 81 см, НДМ (Тайбэй)
«Путешествие императора Минхуана в Шу» (фрагмент) О способности художника выписывать детали: «Люди с горошинки, люшади с вершок» 豆人寸马
Монохромный пейзаж Ван Вэя 夫画道之中,水墨最为上. «Среди путей живописца тушь выше всего» [Пер. Алексеева] Ван Вэй 王维 (701? -761? ), «Просвет после снегопада в горах у реки» (фрагмент копии), 31. 33× 207. 3 см
Работы по теории живописи эпохи Тан Чжан Яньюань , «Записки о знаменитых картинах прошлого» 张彦远 «历代名画记» “古之画或能移其形似而尚其骨气, 以形似之外求其画,此难可与俗人 道也。今之画纵得形似而气韵不生, 以气韵求其画,则形似在其间矣。“ “夫象物必在于形似,形似须全其骨 气,骨气、形似皆本于立意,而归 乎用笔。故 画者多善书。 ” «В древние времена были художники, которые не стремились передать внешнее подобие, а превыше всего ставили идею. Сущность живописи следуют искать за пределами внешнего подобия – эту истину трудно было объяснить простым людям. В картинах нашего времени даже если подобие предметов передано точно, в них нет одухотворенной гармонии. Если в живописи стремиться передавать одухотворенную гармонию, правдоподобие предметов само собой будет достигнуто. » «Изображение вещей требует точной передачи форм, а форма вещи целиком зависит от ее строения. Строение же вещи и ее облик проистекают из внутренней определенности замысла и выявляются кистью. Вот почему все умелые живописцы были искусны и в каллиграфии. » [Пер. В. В. Малявина]
Каллиграфическая традиция Китая Надписи на костях и панцирях Надписи на бронзе Стили Чжуань Протоустав Полускоропись Скоропись Устав
Цзягувэнь 甲骨文 II тыс. до н. э. (Шан) Справа: «В день бин-чэнь гадали. Цзюэ задал вопрос: мы получим урожай проса? » Середина XIII в. до н. э. , правление У-дина
Цзиньвэнь 金文 - надписи на бронзе Эпоха Шан - Западная Чжоу (XI – VIII вв) Трипод Мао-гун, Западная Хань
Дачжуань 大篆 Сяочжуань 小篆 Рубеж Зап. и Вос. Чжоу Правление Цинь Шихуана Надпись на мемореальном Оттиск с бронзового сосуда камне на горе И. Ли Сы 李斯.
Лишу 隶书протоус Эпоха Цинь-Хань 曹全碑 , оттиск со стелы Цаоцюань, эпоха Вос. Хань
Синшу 行书 полускоропись Ван Сичжи 王羲之(IV в. н. э. ) 兰亭序, Предисловие к «Стихотворениям, сочиненным в Павильоне орхидей»
Цаошу 草书 скоропись Ван Сяньчжи 王献之 (VI в. ) «Сере» 中秋帖 «Середина осени»
Кайшу 楷书 устав Оуян Сюнь 欧阳询 (557~ 641) 九成宫醴泉铭 , «Девятиярусный дворец»
Кайшу 楷书 Чу Суйлян 褚遂良 (596 -659 雁塔圣教序 «Предисловие к святому учению в Пагоде гуся»
Чу Суйлян 褚遂良 (596 -659) 大字阴符经 «Канон “Юэфу цзин” , большими иероглифами»
Кайшу 楷书 Юй Шинань 虞世南 (VII в. ) 孔子庙堂碑 Стела из храма Конфуция
Цаошу 草书 Сунь Готин 孙过庭 (648 -703) 孙过庭(648 -703 书谱 «Руководство по каллиграфии»
Кайшу 楷书 Янь Цжэньцин 颜真卿 (709785) 多宝塔碑 Стела «Пагода великого сокровища»
Синшу 行书 Янь Цжэньцин, 祭侄文稿 «Черновик некролога племянника Цзи Мина»
Кайшу 楷书 Люй Гунцюань 柳公权 (778-865) 玄秘塔碑 «Стела пагоды Сокровенного»
Куан цао 狂草 Чжан Сюй 张旭 (675 -750) 古诗四贴 «Четыре древних стиха»
Куан цао 狂草 Чжан Сюй 张旭 (675 -750) 草书心经 «Сутра сердца, написанная в стиле цао»
Куан цао 狂草 Хуай Су 怀素 (725 -785) «Автобиография» 自叙贴 (фрагмент) См. свиток целиком: http: //www. npm. gov. tw/ru/Article. aspx? s. No=04001004
八 十 日 月 «Биография» 自叙贴 (фрагмент)
Список литературы • Белозерова В. Г. «Искусство китайской каллиграфии» . Изд-во РГГУ, 2007. • Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М. 1975. • Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие ‑ СПб. : Лань, ТРИАДА, 2004. • Чэнь Тинъю, Китайская каллиграфия. Пекин, 2004. • Чжан Яньюань, О живописи / В. В. Малявин. Китайское искусство. М. : Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004. • • • Ван Вэй. Стихотворения. Москва. «Художественная литература» , 1979. Видео-лекция James Cahill «Tang Dynasty Figure Painting» , «Tang Landscape Painting»
Музейные коллекции • Танская каллиграфия в Национальном дворцовом музее (Тайбэй) • Ляонинский провинциальный музей (Шэньян) • Музей Метрополитен (Нью-Йорк) • Музей Синьцзян-уйгурского автономного округа (Урумучи) • Стенопись в Чжан Хуай Тай-цзы 章怀太子墓 в Цяньлине (пров. Шэньси)
Lektsia_3_Zhivopis_i_kalligrafia_Tan_24_okt(1).ppt