Скачать презентацию Живопись Ф Грека Великий русский и Скачать презентацию Живопись Ф Грека Великий русский и

Живопись Ф Грека.pptx

  • Количество слайдов: 41

Живопись Ф. Грека Великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Живопись Ф. Грека Великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

 Церковь Спаса на Ильине (1374 год) Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 Церковь Спаса на Ильине (1374 год) Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

 Какие чувства у вас вызывает этот образ? Какие изобразительные средства использует Феофан Грек? Какие чувства у вас вызывает этот образ? Какие изобразительные средства использует Феофан Грек? (Колорит, линии, мазки, характер, настроение. ) Что вы можете сказать об особенности письма Феофана Грека?

Живопись Ф. Грека Спас на Ильине улице Троица Ветхозаветная Живопись Ф. Грека Спас на Ильине улице Троица Ветхозаветная

Спас Феофана внушал всякому страх и смирение, напоминал о неотвратимости Страшного суда. Спас на Спас Феофана внушал всякому страх и смирение, напоминал о неотвратимости Страшного суда. Спас на Ильине улице Ф. Грека

Слово «исихазм» (от греч. «исихия» – «покой, безмолвие» ) Феофан был одним из византийских Слово «исихазм» (от греч. «исихия» – «покой, безмолвие» ) Феофан был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм, т. е в земной жизни видеть Божественный Свет в глубине собственного сердца. Он изображает Бога как непостигаемую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий.

Особенности письма Феофана Грека Колорит: сдержанность в красочной палитре и технике письма; тёмные, красно-коричневые Особенности письма Феофана Грека Колорит: сдержанность в красочной палитре и технике письма; тёмные, красно-коричневые тона с белыми мазками ( «пробела» или «движки» ). Линии: резкие, порывистые, стремительные. Особенности композиции и интонации: использование пробелов передают либо динамичность, либо сосредоточенность, суровость, напряжённость, страстность Бог суров, непостигаем. Святые находятся в состоянии духовного напряжения. Мир горний и мир дольний разделены.

Святой Макарий Египетский Его облик предельно упрощен и подобен некоему символу. Белые косматые пряди Святой Макарий Египетский Его облик предельно упрощен и подобен некоему символу. Белые косматые пряди волос и бороды почти полностью скрывают похожее на маску лицо.

 Мир земной и небесный жили для него не в гармонии, а в противоборстве, Мир земной и небесный жили для него не в гармонии, а в противоборстве, а образы святых аскетов остаются недосягаемым идеалом для многих.

Успение Богоматери Успение Богоматери

Успение Богоматери Свеча – символ угасающей жизни Позади Богоматери – Христос с душой усопшей Успение Богоматери Свеча – символ угасающей жизни Позади Богоматери – Христос с душой усопшей в образе младенца Вокруг ученики Христа - апостолы Над головой Христа огненно – красный ангел-херувим

Сравните иконы Богоматерь Донская Феофана Грека Владимировская икона Божией Матери Сравните иконы Богоматерь Донская Феофана Грека Владимировская икона Божией Матери

Феофан Грек. Архангел Гавриил Каждый персонаж Феофана - незабываемый человеческий образ. Через движения, позу, Феофан Грек. Архангел Гавриил Каждый персонаж Феофана - незабываемый человеческий образ. Через движения, позу, жест иконописец умеет сделать зримым «внутреннего» человека

Преображение Грек мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в Преображение Грек мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем.

Преображение На иконах Преображения изображены сразу три разновременные события: вот Христос с учениками поднимается Преображение На иконах Преображения изображены сразу три разновременные события: вот Христос с учениками поднимается на гору Фавор; вот ученики падают, ослепленные сиянием Фаворского света, бьющего от преображенной фигуры Христа; вот они уже спускаются с горы. Все эти события приобрели статус вечности, и их можно видеть одновременно.

Для произведений Грека характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приемов письма, смелая Для произведений Грека характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика и оригинальность приемов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерством пластической лепки и четким конструктивным рисунком. Творчество и личность художника были высоко оценены в Древней Руси, где его называли «философом» .

Творческая манера Феофана Грека 1 Для его фресковых росписей характерна «скоропись» , (Не проработанность Творческая манера Феофана Грека 1 Для его фресковых росписей характерна «скоропись» , (Не проработанность мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя)

2. Острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие 2. Острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет

3. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др. ) 3. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др. )

Живопись А. Рублева наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной Живопись А. Рублева наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века

 Родился он в Московском княжестве, происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Родился он в Московском княжестве, происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно

 В 1408 – Андрей Рублев взялся за роспись Успенского собора Успенский собор во В 1408 – Андрей Рублев взялся за роспись Успенского собора Успенский собор во Владимире

 «Страшный суд» «Страшный суд»

 Впереди разноликой толпы праведников шествует апостол Петр. Его курчавая борода, стриженная «под горшок» Впереди разноликой толпы праведников шествует апостол Петр. Его курчавая борода, стриженная «под горшок» , добродушные круглые глаза передают образ простого крестьянина Шествие праведных в рай

Спас Лик хранит уверенность и покой. Особенно поражают глаза. Спас Лик хранит уверенность и покой. Особенно поражают глаза.

 «Троица» Наивысшее творческое достижение Рублева икона «Троица» . Идея: Единство и гармония человека «Троица» Наивысшее творческое достижение Рублева икона «Троица» . Идея: Единство и гармония человека и мира возможны лишь на основе жертвенной любви, которую явил людям Иисус Христос.

Особенности письма Андрея Рублева Колорит: спокойные тёплые тона, «дымом писаные» краски – голубая, оттенки Особенности письма Андрея Рублева Колорит: спокойные тёплые тона, «дымом писаные» краски – голубая, оттенки зелёной, белая, багряная, золотистая ( «рублёвские» краски); золотой сияющий фон (свет). Линии: округлые, мягкие, спокойные. Особенности композиции и интонации: ритмичность, круг как организующее композиционное начало, плавное еле заметное движение неподвижных фигур. Спокойные просветлённые лики выражают любовь, милость, утешение или глубокое раздумье, сострадание. Мир горний и мир дольный связаны, соединены.

Дионисии (около 1440 – 1505) Дионисии (около 1440 – 1505)

 Каков фон иконы? Что иконописец изобразил черным цветом? А Крест – разъединяет или Каков фон иконы? Что иконописец изобразил черным цветом? А Крест – разъединяет или соединяет? Что он соединяет? Рассмотрите фигуру Иисуса Христа. Чего вы не видите на ней? Что вы можете сказать о позе? Какой цвет всепобеждающий? Как вы думаете – почему? Как вы думаете, какую идею выразил Дионисий в своей иконе?

Распятие Для Дионисия важно было показать всеобщее единство, где все живут по законам небесного Распятие Для Дионисия важно было показать всеобщее единство, где все живут по законам небесного равенства. Иконы Андрея Рублёва полны трепетного ожидания чуда, а у Дионисия чудо уже свершилось.

 Дионисий стал последним художником Божественного Света и зачинателем новой эстетической традиции. Но скоро, Дионисий стал последним художником Божественного Света и зачинателем новой эстетической традиции. Но скоро, уже через 100 лет, найденное им гармоничное равновесие сурового аскетизма и земных благ будет нарушено в пользу второго. Красота, по Дионисию, – гармония того и другого

Особенности письма Дионисия Колорит: прозрачная нежность полутонов, напоминающая акварель; лёгкие, радостные бирюзовые и светло-зелёные, Особенности письма Дионисия Колорит: прозрачная нежность полутонов, напоминающая акварель; лёгкие, радостные бирюзовые и светло-зелёные, сиреневые и светлокоричневые, розовые и палевые цвета, сияющий белый и вишнёвый, тёмно-коричневый. Лазурный фон. Линии: овальные, мягкие. Особенности композиции и интонации: торжественно-праздничная нарядность; преувеличенная удлинённость пропорций, замедленность и мягкость движений, невесомость; отсутствие внимательное отношение к изображению человеческого лица (лика). Мир горний и мир дольный гармоничны.