живопись возрождения в конце тест.ppt
- Количество слайдов: 74
Живопись эпохи Возрождения
Культура Возрождения: 1. Возрождение интереса к человеку. 2. Новые представления о времени. 3. Основные идеи писателей - гуманистов. 4. Живопись
1. Возрождение интереса к человеку. В к. Средневековья воз-рос интерес к антич-ности и одновременно интерес к человеку. Такие взгляды были названы В Италии развиваются гуманизмом, а их сторонникиматематика, естествен-ные и гуманистами. гуманитарные науки. Этот период Гуманисты верили в бога, но по-лучил название эпохи прославляли сильные Возрождения. личности, языческих богов и героев. Человек объявлялся центром Церковь предавала их анафеме, она мироздания. считала что человек- просто «оболочка души» .
2. Новые представления о времени. В средние века время считали «божьим да- ром» , но постепенно оно становилось индивидуальным. «Время-деньги» -эти слова стали девизом деловых людей. У гуманистов время по-свящалось размыш-лениям.
3. Основные идеи писателей - гуманистов. Ф. Рабле Характерной чертой писателей-гуманистов ста-ло критическое отношение к церкви. Они от-рицали абсолютность религиозных истин. Критике подвергалось духовенство, дворянство и купечество. Критикуя церковь гуманисты обращались к жан-ру сатиры. Наиболее известным писателем стал Франсуа Рабле написавший роман «Гаргантюа и Пан-тагрюэль» , высмеивавший нравы той эпохи.
3. Основные идеи писателей - гуманистов. Наряду с сатирой большую известность по-лучили философские и политические произведения. В «Похвале глупости» Э. Ротердамского, наряду с сатирой на тогдашнее общество, утверждается, что человек во всем должен следовать природе. Эразм Ротердамский. Средневековая гравюра.
Эпоха Возрождения ( хронология) Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс ( «треченто» ) Вторая половина 14 -15 века – раннее Возрождение ( «кватроченто» ) Конец 15 -первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение ( «чинквеченто» ) Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.
Проторенессанс «протос» - «первый» ( конец XIII-XIV вв. ) Проторенессанс подготовил наступление Ренессанса Черты нового особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг. ). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания
…век тот грубый и неумелый возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро… Вазари
Джотто «Поцелуй Иуды»
Капелла дель Арена в Падуе
Раннее Возрождение (XV в. , кватроченто) Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446) скульптор Донателло (1386 - 1466) живописец Мазаччо (1401 - 1428)
Брунеллески - (1377 -1446) Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. 1334— 59
Донателло - (1386 - 1466). Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения
ЖИВОПИСЬ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ Флорентийская школа Умбрийская школа Ломбардская школа Падуанская школа
Флорентийская школа – одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. В XV в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили живописцы Мазаччо, Андреа дель Верроккьо, Паоло Уччелло, Гоццоли, Фра Анджелико, Доменико Гирландайо, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли Для изобразительного искусства Флорентийской школы XV в. Характерны: -увлечение проблемами перспективы, -Библейские образы преобретают черты современников -Возрождение сюжетов античной мифологии - стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность Искания мастеров XV в. завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
Мозаччо, 1401– 1428 Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428 гг. ) посвящены в основном истории апостола Петра "Изгнание из Рая" -использует светотеневую моделировку и воздушную перспективу для создания ощущения реального пространств - Фигуры людей соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, их движения естественны. -Правильные пропорции изображенных на росписях фигур свидетельствуют о знании анатомии человеческого тела.
Мазаччо - (1401 -1428). Изгнание из рая
Во фреске "Троица" (около 1426– 1427 гг. , церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) Мазаччо, впервые в настенной живописи применил принцип линейной перспективы с единой точкой схода.
Андреа Вероккьо, 1435 -1488 – особая одухотворенность и лирическая созерцательность
Фра Анджелико, около 1400– 1455 Фра Джованни да Фьезоле, прозвище – Беато Анджелико, монах-доминиканец, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. - глубокое религиозное чувство - светлый лиризм и мягкая поэтичность, - тонкая гармония чистых цветовых тонов «Благовещение»
Гоццоли 1420– 1497, Учился у Л. Гиберти и Фра Анджелико. фреска “Шествие волхвов” в капелле дворца Медичи-Риккарди во Флоренции, 1459. - сочетал поэтически-сказочную, светскую трактовку сюжетов и тонкость живого наблюдения - “ковровость” композиции, условностью пространственных решений, - декоративная красочность колорита.
Паоло Уччелло (1397 -1475). Изучал строение растений и животных, законы построения пространства по правилам математической перспективы. Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450 -х годов), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. -динамичные композиционные построения, - «нет ничего сладостней перспективы» --нарядный колорит, поэтическая сказочность
Сандро Боттичелли Сандро. Настоящее имя – Алессандро Филипепи. Итальянский живописец, выдающийся художник Раннего возрождения. Писал картины на религиозные, мифологические темы. Его знаменитые «Весна» , «Рождение Венеры» и другие поэтичны, отличаются оригинальностью композиции, тонким колоритом.
Сандро Боттичелли (1447 -1510) На какой картине какого знаменитого флорентинца красота рождается в союзе стихий – воды, земли, воздуха и огнясвета? Алессандро ди Мариано Филипепи, Рождение Венеры, 1483
На какой картине танец Аглаи, Ефросиньи и Талии прославляет наступающее новое время года? "Весна", около 1477– 1478 гг.
Какую из этих работ Боттичелли можно увидеть в Москве?
«Благовещение»
«Покинутая»
«Мадонна во славе В старинном городе чужом и странно близком Успокоение мечтой пленило ум. Не думая о временном и низком, По узким улицам плетешься наобум. . . В картинных галереях - в вялом теле Проснулись все мелодии чудес И у мадонн чужого Боттичелли, Не веря, служишь столько тихих месс. . . Саша Черный
По канонам красоты эпохи Возрождения у женщин должны быть белыми – кожа, руки, зубы; чёрными – глаза, брови, ресницы; розовыми… А что должно быть розовым? Губы, щёки и ногти.
Умбрийская школа – живописная школа Италии XIII–начала XVI вв. с центром в городе Перуджа. Со 2 -й половины XV в. В творчестве мастеров этой школы возобладали принципы культуры Раннего Возрождения (работы Перуджино, Пьеро дела Франческа, Пинтуриккьо, раннего Рафаэля). Для Умбрийской школы характерны: - тонкий лиризм, плавность и музыкальность линий, -ощущение поэтической гармонии человека и природы, -мягкость колористических решений.
Пьеро дела Франческа, 1420 -1492 Мастер умбрийской школы, -величавость образов, - обобщённые объёмы фигур на фоне спокойных ясных ландшафтов, -впечатления просветленной торжественности, гармоничной картины мироздания. Герцогиня Урбинская Герцог Монтефельтро
Ломбардская школа – художественная школа, сложившаяся в Ломбардии, исторической области Северной Италии. Живопись Ломбардской школы отмечена хрупким изяществом форм и поэтичностью Пизанелло Антонио (1395 -1455), мастер ломбардской школы живописи Один из основоположников ренессансного портрета в Италии. Пизанелло был также одним из крупнейших медальеров Возрождения Принцесса из дома д'Эсте, 1443, -величественность, гордость, достоинство -изящество, хрупкий облик - символ дома на рукаве - Разнообразный фон усиливает нарядность парадного портрета
Перуджино Пьетро, 1452 -1523 Мастер умбрийской школы , - плавность композиционных ритмов, -лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые ландшафты Умбрии. - гармоничность, мягкая грациозность, лирически-проникновенный тип Мадонны “Мадонна с младенцем”
Пинтуриккьо 1454 -1513, мастер умбрийской школы - тщательность письма, -тонкая поэтичность “Портрет мальчика”,
Падуанская школа – живописная школа, сложившаяся в городе Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. В XIV в. в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи. К середине XV в. здесь сформировалась самостоятельная школа, черты которой - позднеготические мотивы - поиски ясной пластической формы; А. Мантенья, мастер Падуанской школы,
Галерея Уффици в Италии
Высокое Возрождение (1490 -е до 1530 гг. , чинквеченто) Среди художников чинквеченто (XVI век) Средней и Северной Италии отчетливо возвышаются три вершины: Леонардо да Винчи - (1452 -1519) Рафаэль (Рафаэло Санти) - (1483 -1520) Микеланджело Буонаротти - (1475 -1564)
Леонардо да Винчи. Автопортрет
Леонардо да Винчи (1452 - 1519) "Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа" Джорджо Вазари.
«Мона Лиза» Упали бесшумно шторы, Закрыли глаза портреты, Дремлет картинная галерея. Окутал туман пейзажи, И сторож угрюмый, важный, Давно уж спит за бронзовой дверью. Но она улыбкой, лаской То ли адской, то ли майской Все зовет сквозь сонные века. Закружились непонятно, Чьи-то краски, чьи-то пятна И ко мне придвинулась, слегка Джоконда Мона Лиза В ночных туманах этих Одна Джоконда на целом свете !
«Тайная вечеря»
« Мадонна Литта» 1470 -1490 «Мона Лиза» , Тайная вечеря» , 1495 -1506 1503 -1506.
Рафаэль (1483 г. -1520 г. )
Рафаэль Санти Рафаэлло Санти (Raphael, Raffaello Santi) родился 26 (28) марта 1483 в Урбино умер 6 апреля 1520 в Риме
Сикстинская Мадонна (1515 -1519)
Мадонна в кресле (Мария с младенцем и Иоанном Крестителем)
«Парнас»
«Афинская школа»
"Афинская школа" - великое произведение Рафаэля. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир 1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель 2 - Пифагор 3 - Диоген Лаэртский 4 - Микеланджело в образе Гераклита 5 - автопортрет 6 - Эпикур 7 - Александр Македонский 8 - Сократ 9 - Евклид
«Диспут»
Микеланджело Буонарроти (1475 -1564)
Давид (1501 -04)
Микеланджело Свод Сикстинской капеллы
Париж. Лувр.
Ватиканский дворец в Риме
Санкт – Петербург. Эрмитаж.
Тициан 1477— 1576 …кисть Тициана по- прежнему остается несравненной…
«Вознесение Марии»
«Святой Себастьян»
Венера Урбинская Флора Даная
Северное Возрождение. Питер Брейгель (старший). Крестьянская свадьба. Вслед за Италией Возрождение началось на севере Европы. Их Поэтому такой веры во всемогущество че-ловека у мастеров данной Наиболее показательным в этом плане было творчество объединял инте-рес к человеку. Но на Севере не было античных школы нет. В центре их внимания оказывается прос-той человек. П. Брейгеля(Старшего). На его полотнах запечатлены сцены традиций. горожанин, или крестьянин. повседневной жизни.
• 1559 год Питер рисует «Фламандские пословицы» - цикл из 7 гравюр с грехами. Обращаясь к народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и создает на основе фольклора панораму современного общества. Различные пороки - скупость, себялюбие, чревоугодие воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках в картинах Питера. одна из картин «фламандских пословиц»
• 1565 год Питер рисует картины времен года. «Охотники на снегу» или «Декабрь» , Вена, Музей истории искусств
• 1569 год Приблизительно 5 декабря Питер скончался и был похоронен в церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель в Брюсселе. «Страна лентяев» Питера Брейгеля, 1567, Мюнхен
Дюрер. Альбрехт Дюрер прославился не только как живописец, но и как непревзойденный мастер гравюры. Его полотна проникнуты тревогой, они предрекают неизбежность страшного суда. Дюрер. Адам и Ева.
Босх. Сад земных наслаждений. (центральная часть) Иероним Босх известен как автор стремивший -ся постичь мироздание, его картины сложны, загадочны и порой безобразны. Как и Дюрер, Босх предрекает катастрофу. Это достигается отсутствием композиции и соединением раз-личных объектов.
Знаю ли я итальянских мастеров Возрождения?
Знаю ли я картины итальянских мастеров?
Великие представители эпохи Возрождения Задание: определить, кто относится к эпохе Возрождения. Тициан Ван Гог Петрарка Рафаэль Дали Рембрандт Кандинский Шекспир Беллини Микеланджело Гете Гоген да Винчи Шагал Данте
Изменения в мировоззрении Средневековье В центре интересов бог Проповедь пассивности Каноничность Анонимность Цикличность восприятия Аскетизм Возрождение