Живопись 19 века.pptx
- Количество слайдов: 54
Живопись 19 века
Русская художественная культура, истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Но в тоже время в искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета. Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа. Искусство 19 века, в котором заметную роль сыграли русские художники переоценить невозможно.
Орест Адамович Кипренский (1782 -1836) В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека. Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью. Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Его портреты: Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова, Портрет Голицина А. М. В 1816 году Кипренский отправился в Италию, где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С. Пушкина и др. В 1812 году Кипренскому было присвоено звание академика, Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова. Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.
«Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина» (1827)
Василий Андреевич Тропинин (1776 -1857) Сын крепостного крестьянина, его талант художника был замечен его господином А. Марковым, который определил его в 1985 году в воспитанники Академии художеств. В 1824 году за картины Кружевница, Портрет гравера Е. О. Скотникова, Старик - нищий, удостаивается звания академика. Очень много работает с натуры, развивая свое мастерство. В традициях русского сентиментализма Боровиковского, Тропинин плодотворно продолжал наследие 18 века, особенно это заметно в его ранних работах, 1818 г. Портрет сына художника А. В. Тропинина, отличающаяся легким колоритом. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, в портрете Тропинин старается передать себя как художника, творца. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, творчество которого отразилось в 20 -е 30 -е годы, принесшие ему знаменитость. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения.
«Кружевница» (1823)
«Золотошвейка» (1826)
«Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 -1847) Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К. И. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20 -е годы. Венецианов мастер пастельных , карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Художник любил простых людей, находя в этом определенную лирику. Это отразилось в его картинах показывающих нелегкий крестьянский быт. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра 1, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Картина была куплена императором за 3000 руб. Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр.
«На пашне. Весна» (1822)
Карл Павлович Брюллов (1799 -1852) Мастер исторической живописи, его картина Последний день Помпеи произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Картина сложена из контрастов света и тени, Брюллов в этой картине показал весь драматизм погибающей древней Помпеи, в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства извергающегося Везувия. Даже А. С. Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, он мастерски пишет светские портреты, применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова. В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И. П. Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А. Н. Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени.
«Последний день Помпеи» (1830 -1833)
«Итальянский полдень» (1827)
Александр Андреевич Иванов (1806 -1858) Великолепный мастер исторического жанра. Впервые получив свои уроки от отца живописца А. И. Иванова, в последствии поступил учиться в Санктпетербургскую Академию, по окончании уезжает учиться в Италию, в которой прожил до конца своих дней. На начальном этапе это картины Аполлон, Гиацинт и Кипарис 1831— 1833 г, Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 г. За свою недолгую жизнь Иванов создал множество живописных работ, для каждой картины пишет множество этюдов пейзажей, портретов. Около двух десятков лет Иванов трудится над своей главной картиной Явление Христа народу, подчеркивая свое страстное желание изобразить пришествию на землю Иисуса Христа. Вернувшись на родину в 1858 году, Иванов представил в Зимнем дворце картину Явление Христа народу и многочисленные этюды. Картина не произвела особого впечатление на посетителей выставки Зимнего дворца, а также не вызвала положительных эмоций и в Академии художеств. В прошествии нескольких трудно переживаемых им недель художник умер. Иванов необычайного ума человек, всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество великого художника оставило неизгладимый след своего мастерства для потомков.
«Явление Христа народу»
Павел Андреевич Федотов (1815 -1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Федотов, как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки. Своими картинами Федотов один из первых разрушил академический уклад, открыв новое направление в искусстве России. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. В последствии он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни: Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г. , Сватовство майора 1848 г. и также заметны более поздние его работы «Вдовушка» и «Анкор, еще анкор» . 1851— 1852 г. Федотов одинокая и трагическая фигура, проживший короткую, не легкую жизнь не зная материального благополучия и радости.
«Свежий кавалер» (1846)
«Сватовство майора» (1848 -1849)
Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Великолепный русский художник, мастер портретной живописи в которой Крамской уделял особое пристрастие в своем творчестве. Он один из основателей независимой организации художников передвижников. Одна из самых известных картин Крамского : Христос в пустыне. Очень популярны его работы: портрет Льва Толстого, Дама в лунную ночь, Неутешное горе, Полесовщик, Созерцатель. Крамской агитировал в пользу свободного художественного развития молодых художников, надеясь на преобразовательный процесс в академии, относительно его взглядов, что оставило свой след в его анти академической деятельности.
«Дама в лунную ночь»
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 -1911) Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. После обучения в гимназии в Орле юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в АХ. С 1863 по 1868 он посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании в качестве пенсионера по окончании Академии. Историческая тематика разрабатывалась в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга. Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Автор воспевает радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870 -х гг. Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880 -х и 1890 -х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.
Косцы (1887)
Василий Дмитриевич Поленов (1844 -1927) Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. И в «Московском дворике» , элегических по настроению картинах «Бабушкин сад» , «Заросший пруд» , «Ранний снег» , «Золотая осень» -во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота - вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе. Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.
«Заросший пруд»
Виктор Михайлович Васнецов (1848 -1926) Родился в селе Лопьял 3 мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862– 1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств и Академии художеств (1868– 1875). Был членом «Товарищества передвижников» . Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания. С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885– 1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа» , оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников» . Умер Васнецов в Москве 23 июля
«Три царевны подземного царства» (1881)
Иванович Шишкин (1832 -1898) Родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. В двенадцать лет был определён в ученики 1 -ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5 -го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852— 1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856— 1865). Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург. Все его работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь» . После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
«Сестрорецкий бор» (1896)
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 -1897) Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам» , мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. Рябуса и которое окончил в 1854 г. Летом 1854 Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» , за которые ему было присвоено звание академика. В 1857 женился на С. К. Герц. Затем, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов в 1871— 1875 г. участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873− 1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882. В конце 1870 -х Саврасов тяжело заболевает, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер в одиночестве 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.
«Грачи прилетели» (1871)
Михаил Константинович Клодт (1832 -1902) Выдающийся русский художник-пейзажист. В 1851 -1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в Сев. Франции. В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же году получил звание академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид реки Аа". С целью изучения родной природы совершал многочисленные поездки по России. Работал в 60 -е годы в традициях демократического направления русского искусства. Клодт был членом учредителем Товарищества передвижников, пребывание в котором содействовало укреплению в его искусстве демократических и реалистических тенденций, развитию интереса к темам и образам крестьянской России. Картина "На пашне" (1871), представленная на I Передвижной выставке, вызывает невольные ассоциации со знаменитым полотном А. Г. Венецианова. Однако образ природы в ней приобрёл невиданную ранее эпическую широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам. Другие работы Клодта, наряду с интересом к пространственным эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие, неповторимость красоты русского пейзажа, всегда эмоционально окрашенного присутствием человека ("Вечерний вид в Орловской губернии", 1874, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск). В 70 -х гг. 19 в. в искусстве Клодта нарастают эпические мотивы в трактовке русской природы ("Лесная даль в полдень" 1878, и др. ). В 1879 году Клодт порвал с передвижниками, не сумев до конца принять их негативное отношение к академическому художественному методу. После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасало. С 1873 г. Клодт преподавал в пейзажном классе Академии.
«Терем Царевен»
Архип Иванович Куинджи (1842 -1910) Архип Куинджи родился в Мариуполе, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. На протяжении пяти лет, с 1860 по 1865, Архип Куинджи работал ретушером в фотостудии Исаковича в Таганроге. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт. Петербург. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму» , которую выставляет на академической выставке в 1868 г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег» , за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам» , в Петербурге — «Ладожское озеро» . В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников. В 1879 г. он покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре» ; выставка эта имела огромный успех. В 1881 г. Куинджи выставил «Березовую рощу» , имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре» . После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900 -х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г. пожертвовал художественному обществу своего имени 150 000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Архип Иванович Куинджи умер 11 июля
«Ладожское озеро» (1873)
Валентин Александрович Серов (1865 -1911) Валентин Серов родился 7 (19) января 1865 года в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова (1820— 1871) и пианистки Валентины Семёновны Серовой, урождённой Бергман. Валентин Серов начал своё образование в классической гимназии, но, пройдя в ней только три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству. С 1871 года Бергман с сыном живёт в Мюнхене, а с 1874 года — в Париже. С 1878 по 1879 год в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 году. В 1880 году поступил в Императорскую Академию Художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 году и с того времени начал работать самостоятельно, всё более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений — портрет Л. А. Мамонтовой. В 1888 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой ( «Девочка с персиками» ). С 1894 года Серов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1897 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
«Девушка, освещённая солнцем»
Василий Григорьевич Перов (1834 -1882) Незаконный сын барона Г. К. Криденера. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858), малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860), большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861). Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни ( «Продавец статуэток» , «Савояр» , «Шарманщик» , «Нищие на бульваре» , «Музыканты и зеваки» , «Тряпичники» ). Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередная у фонтана» , «Монастырская трапеза» , «Проводы покойника» , «Тройка» , «Чистый понедельник» , «Приезд гувернантки в купеческий дом» , «Учитель рисования» , «Сцена у железной дороги» , «Последний кабак у заставы» , «Птицелов» , «Рыболов» , «Охотники на привале» . В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.
«Охотники на привале» (1871)
Николай Николаевич Ге (1831 -1894) Исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К. П. Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге. В 1850 -е годы развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов. Получив высшую награду Академии, Ге с женой посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древнего Рима. Во Флоренции он неоднократно встречался с А. И. Герценом, имевшим большое значение в духовной жизни художника. Портрет Герцена был тайно привезен художником в Россию. В эти годы Ге писал и много пейзажей. По возвращении в Россию (1869) он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал (И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина; Н. А. Некрасова). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", тогда же приобретенная П. М. Третьяковым. Содержание картины, простота ее художественного решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины. В 1870 -е годы Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за кисть (1876 -1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, там прошла большая часть его последующей жизни. С 1882 года Ге сблизился с Л. Н. Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880 -1890 -х годов. К наиболее глубоким по содержанию и новаторским по форме принадлежат картины "Христос и Никодим" (около 1889), "Голгофа" (1893, не окончена). В последнее десятилетие жизни художник не оставлял работы и над портретом, в частности неоднократно обращался к образу Л. Н. Толстого.
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
Генрих Ипполитович Семирадский (1843 -1902) Родился 24 октября 1843 года в селе Новобелгород (ныне Печенеги) около Харькова в семье врача — офицера царской армии. После окончания харьковской гимназии поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, который успешно закончил в 1864 году. Семирадский с детства проявлял интерес к живописи, поэтому после окончания университета он решил продолжить обучение в Императорской Академии Художеств, которую закончил в 1870 году, получив 6 -летнюю государственную стипендию и возможность совершенствовать мастерство за границей. До 1871 года Семирадский обучался в Мюнхене у немецкого художника Карла фон Пилоти, а в 1873 переехал в Рим. В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. В том же году он женился на своей двоюродной сестре — Марии Прушиньской. Генрих Семирадский в основном работал за рубежом. В России его наиболее значимые работами были несколько религиозных картин на стенах храма Христа Спасителя в Москве, в том числе изображение Тайной вечери в запрестольной апсиде. Один из эпизодов борьбы язычества с христианством: сожжение заживо по приказанию Нерона последователей новой религии стал темой картины под названием «Светочи Нерона» . Этой работой художник завершил своё пенсионерство в 1877 году. Она была выставлена в Санкт-Петербурге и возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление её на парижской всемирной выставке 1878 г. За «Светочей Нерона» Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почётного легиона. Генрих Семирадский умер 23 августа (5 сентября) 1902 года в своем имении Стршалкове близ Радомска, похоронен в Кракове, в пантеоне на Скалке.
«Светочи христианства»
Исаак Ильич Левитан (1960 -1900) Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье. Осенью 1873 года 13 -летний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. В 1877 умирает от тифа отец Левитана. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей. В 1879 году выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице» . 18 -летнего Левитана высылают из Москвы. Весной 1885 году в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. Он познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В середине 1880 -х годов улучшилось материальное положение художника. Однако у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку шестидесяти пейзажей. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка — Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888 -1890), приезжая туда ещё дважды. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться. В 1896 году в Одессе состоялась совместная выставка картин Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова. Тогда же, в 1896 году, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца (аневризма сердца). 22 июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
«Владимирка»
Илья Ефимович Репин (1844 -1930) Родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья» . Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов. В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6 -летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествует за границей. Возвращается в Россию летом 1876 года. В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. , став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины. В 1887 году Репин развёлся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. В этот же период созданы картины: «Дуэль» , «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887). В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894— 1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898— 1899 гг. — ректор Академии. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901— 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии. Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.
«Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» (1880 -1891)
«Бурлаки на Волге»
Василий Иванович Суриков (1848 -1916) Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историкоассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876– 1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Третьяковская галерея; " Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П. П. Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и др. ). Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
Борис Михайлович Кустодиев (1878 -1927) Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине "Заседание Государственного Совета» . Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок» , «маслениц» , «деревенских праздников» ) и красочные народные типажи ( «купчихи» , «купцы» , красавицы в бане – «русские венеры» ). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова; "Русь" Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2 -м МХАТе, 1925; и др. ). Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.
«Николай II»
Михаил Васильевич Нестеров (1862 -1942) Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств (1881 – 1884). Жил преимущественно в Москве, а в 1890– 1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически бытописательны , то позднее, он усиливает в своих образах фольклорные черты, атмосферу религиозной легенды. Знаменитое "Видение отроку Варфоломею" – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументальнодекоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна» , наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. По-своему монументально-лиричны портреты художника. В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления. Самое большое полотно мастера - "На Руси" - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж. Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты допускаются лишь на «экспорт» , а единственная его постреволюционная выставка (1935) носит закрытый характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы. Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.
«Девушка у пруда» (1923)
КОНЕЦ