Жанры башкирской народной песни.pptx
- Количество слайдов: 9
Жанры башкирской народной песни Выполнила ученица 6 г класса Абдрахманова Карина.
Озон кюй Долгая протяжная песня. Озон кюй является вершиной певческого искусства башкирского народа. В поэтических текстах озон кюй всесторонне отражается мир мыслей и чувств башкирского народа. Напевы протяжных песен отличаются драматизмом и психологической глубиной. Для мелодий озон кюй свойственны виртуозность импровизация. Их стилевыми особенностями являются: развернутость и большой диапазон (до двух октав и выше), широкая распевность и богатая мелодическая орнаментика. Форма напева озон кюй - мелодический период, охватывающий полу-строфу поэтического текста. Мелодический период чаще всего складывается из 2 связанных со стихотворными строками предложений, которые, в свою очередь, расчленяются на музыкальные фразы.
Кыска кюй Жанр башкирского и татарского музыкально-поэтического фольклора, быстрая короткая песня. Кыска-кюй в башкирской и татарской народной музыке является жанровой противоположностью узун-кюй. Является средством выражения оптимизма, эмоционального подъема. Отличается танцевальностью и активной ритмикой. Особенность жанра — квадратность мелодической и метроритмической структуры, периодичность и равномерное чередование ритмических долей.
Халмак кюй - Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе. Сочетает в себе особенности узун-кюй и кыскакюй (в большей степени). Напевы имеют чёткий, равномерно пульсирующий ритм и 2— 4 -дольный метр, обычно исполняются в едином темпе.
Кубаир Жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры, реже курая. Кубаиры являются важнейшей формой башкирского этнического самосознания; тексты эпических кубаиров сохраняют народную память о важнейших событиях прошлого и поворотных моментах истории народа
Баит (бәйет) — эпический и лиро-эпический жанр башкирской поэзии. Слово баит — арабского происхождения, где единицей стиха является бейет, состоящий из двух мисра. В большинстве баитов наблюдается повествование от первого лица. Баит обычно слагается из четверостиший с рифмами преимущественно легендарно-исторического и песенно-сказочного содержания.
Башкирские частушки (такмак) Такмак (башк. таҡмаҡ; тат. такмак) — жанр башкирского и татарского музыкально-поэтического фольклора. Такмак исполняется в речитативном и песенно-речитативном мелодическом стиле. Поэтические тексты такмака — четверостишия с разделяющимися на двустишия из 8— 7 слогов, реже трёхстишия. Текстам соответствуют 2 частные напевы, опирающиеся на ангемитонные звукоряды и имеющие амбитус в пределах октавы, реже — децимы.
Мунажат (мөнәжәт), у башкир лирич. жанр муз. -поэтич. твва, осн. на мелодекламации или вок. интонировании поэтич. текста. В кн. «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» С. Г. Рыбакова М. — «обращение к Богу, стихи религиозного содержания» . В др. трактовках — напевное стихотворение-обращение к Богу, тайная молитва, религ. гимн, псалом. Формирование М. связано с верованиями доисламскими и обрядами.
Спасибо за внимание!
Жанры башкирской народной песни.pptx