Презентация Великий инквизитор.ppt
- Количество слайдов: 7
Жанровое своеобразие «Поэмы о Великом Инквизиторе» из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Выполнила студентка 3 курса, ФФи. Ж, группы Л-091, Комякова В. 2012 г.
Поэма о Великом Инквизиторе "Знаешь, Алёша, ты не смейся, я когда-то сочинил поэму, с год назад. Если можешь потерять со мной ещё минут десять, то я б её тебе рассказал? " Из романа «Братья Карамазовы» Иван говорит: не "написал поэму" и не "я тебе её прочту", а "сочинил поэму" и "я б её тебе рассказал". Людмила Сараскина «Поэма о Великом Инквизиторе как литературно – философская импровизация на заданную тему»
Поэма о Великом Инквизиторе - Поэмафантазия Иван настойчиво противопоставляет два литературных жанра, в которых могла бы явиться на свет его поэма-фантазия. Поэма, подчёркивает Иван, никак не могла бы существовать в виде стихотворного текста. Отрицает он и такое весьма важное обстоятельство, как наличие рукописи; поэмы вообще не существует в виде текста, пусть и прозаического, пусть даже в форме набросков, черновиков, пунктов плана. Рукописи не существует; ничего нет на бумаге. Его поэме-фантазии оказывается принципиально противопоказана любая письменная фиксация. Людмила Сараскина «Поэма о Великом Инквизиторе как литературно – философская импровизация на заданную тему»
Поэма или Легенда? Вопрос, что отражено в "Поэме о Великом инквизиторе" — прошлое, будущее или настоящее — может быть решён в тесной соотнесённости с жанром сочинения. Не зря уже давно соперничают два жанровых обозначения: "Легенда о Великом инквизиторе" и "Поэма о Великом инквизиторе". Легенда как жанр опрокинута в прошлое и, как правило, не предусматривает экстраполяции в современность. Поэма как жанр имеет другой временный вектор, а поэмное событие всегда содержит выход в настоящее и будущее. Людмила Сараскина «Поэма о Великом Инквизиторе как литературно – философская импровизация на заданную тему»
Спор о современности Располагая лишь сюжетом, сочинитель-импровизатор творит на глазах слушателя. В самый острый, захватывающий момент импровизации в рассказ вклинивается слушатель. Таким образом, монолог видоизменяется и "Поэма" приобретает форму диалога двух братьев. С определенного момента она движется и развивается только в диалоге. Соавтор "Поэмы", Алеша, переводит разговор в сферу современности, Иван не заворожил его величием исторических фигур и романтикой инквизиционных декораций. Спор братьев – это спор не о прошлом: их занимает Россия, её настоящее и её будущее. Спор братьев открыт и по сей день; это те самые проклятые вопросы о типе власти, её методах и мотивах, о духовном выборе человека. Людмила Сараскина «Поэма о Великом Инквизиторе как литературно – философская импровизация на заданную тему»
Притчевое начало в Поэме «Великий инквизитор» — заново сочиненная притча. Нетрудно заметить, что она опирается на классические евангельские притчи о посещении (заимодавец и должники, хозяин виноградника и работники, жених и девы). Это подобие делает ещё более очевидным существенное отличие новой притчи: евангельские притчи этого рода финальны, они говорят о конце отсутствия Владыки, о Его явлении во всемогуществе и славе, которым невозможно более противиться, о конце «свободы» как оставленности на себя. То, что изображает «Великий инквизитор» , — никак не такой конец; это как бы пробное посещение, оставляющее посещённым свободу «делать что делаешь» , в конце концов — ещё раз судить Сына Божия. Ольга Седакова «Притча и русский роман»
Романное начало в Поэме Легенда самым тесным образом связана с общим повествованием «Братьев Карамазовых» … «Великий инквизитор» , несомненно, принадлежит смысловому полю Ивана Карамазова, которому в общем устройстве романа отведено вполне определенное место. Что касается Ивановой идеи Великого инквизитора, ей в «Братьях Карамазовых» отвечает идея старчества, идея Зосимы. Её составляют те же мотивы: спасение человека, служение немногих многим, духовная власть, послушание до полной отдачи собственной воли другому — те же опасные мотивы, без которых не может обойтись мысль о церковном христианстве и которые не стоят перед религиозностью другого, индивидуалистского типа. Ольга Седакова «Притча и русский роман»
Презентация Великий инквизитор.ppt