Сартр.Экзистенциализм.pptx
- Количество слайдов: 25
ЖАН ПОЛЬ САРТР «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ-ЭТО ГУМАНИЗМ»
Биография • Жан Поль Шарль Эмар Сартрфранцузский философ, представитель атеистического экзистенциализма. Педагог, эссеист, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе( 1964 гг). Отказался от нее. • Родился в Париже 21 июня 1905 года. Был единственным ребенком в семье. По материнской линиидвоюродный племянник Альберта Швейцера.
• Получил образование в лицеях Ла Рошели, окончил Высшую нормальную школу с диссертацией по философии, стажировался во Французском университете в Берлине. Преподавал философию в различных лицеях Франции. • В студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей спутницей его жизни. Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти основал журнал «Новые времена»
• 1952 г- сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира • 1953 г- избрание Сартра членом Всемирного Совета Мира • 1956 г- журнал «Новые времена» в лице Сартра поддерживает стремление к независимости французского народа • 1959 г- активная поддержка кубинской революции • 1967 г- активное участи в Трибунале Рассела, по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме
• 1968 г- участие во «Французской революции» • Жан Поль Сартр умер в 1980 гг, в последний путь его провожали 50000 человек
Творчество • 1938 г-роман «Тошнота» : рассмотрение Евангелие с атеистических позиций • 1945 -1949 г- «Дороги свободы» • 1948 г- «Грязными руками» • 1964 г- «Слова» • 1964 г- Нобелевская премия по литературе • Предисловие к книге «Проклятие заклейменных» • Пьесы • Сборник новелл Герострат
• Литературная критика • Философские и теоретические работы • Политические работы
«Экзистенциализм- это гуманизм» • Основные идеи: • Цель написания работы- знакомство с понятием «экзистенциализм» и опровержение обвинений в адрес данного понятия. «Обобщенное» обвинение- особое внимание экзистенциалистов к дурной стороне человеческой жизни. Противоречивость и парадоксальность человеческой натуры смешивает понятие «экзистенциализм» с понятием «натурализм» , при этом относясь к первому гораздо хуже, чем ко второму • Экзистенциализм- такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность • В отсутствии «сюрреализма» и иного авангардного учения люди пытаются найти нечто скандальное в экзистенциализме, строгом учении, которому чуждо само понятие «скандал»
• Существуют 2 разновидности экзистенциалистов: христианские экзистенциалисты (Ясперс и Габриэль Марсель) и экзистенциалисты- атеисты(Хайдеггер, французские экзистенциалисты и сам Сартр) • Обе разновидности определяет принятое ими убеждение, что существование предшествует сущности (Доказательство Сартра- «нож и ремесленник» ) • Бог- ремесленник Высшего порядка
• Человек обладает некой «человеческой природой» . Эта человеческая природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей. Каждый человек лишь часть общего понятия «человек» (Пример Канта- житель лесов и буржуа)
• Атеистический экзистенциализм является более последовательным. Он учит, что, даже если Бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде чем его можно определить каким понятием; этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность • Сначала человек существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяемтся
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА • Первый принцип экзистенциализма: человек есть лишь то, что сам из себя делает- это и называется субъективностью, за которую упрекают экзистенциалистов • «Человек станет таким, каким проект его бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей проявляется уже после того, как они что-то из себя сделали…это всего лишь проявление более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей…»
• Если существование предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Человек отвечает не только за свою индивидуальность, но еще и за всех людейистинное понятие «субъективизма» • Двоякое понимание субъективизма • Глубокий смысл экзистенциализма- человек не может выйти за пределы человеческой субъективности=> каждый из нас выбирает себя, но тем самым, выбирая себя, мы выбираем всех людей
• То, что мы выбираем- всегда благо. Ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех • Я ответственен за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю. Выбирая себя, я выбираю человека вообще
«Тревога» , «Заброшенность» , «Отчаяние» ТРЕВОГА • Тревога- это человек. Тревога есть, даже если ее скрывают. «Каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы все человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу»
«Заброшенность»
• Заброшенность- говоря о ней, экзистенциалисты имеют в виду, что Бога нет, а «если Бога нет, то все дозволено» , а потому человек заброшен, т. к. Ему не на что опереться ни в себе, ни вовне, ведь отсутствие Бога элементарно означает исчезновение всякой возможности найти какиелибо ценности в умопостигаемом мире- исходный пункт экзистенциализма • Человек также осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает
Отчаяние
• Отчаяние- мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможными наше действие
• Квиетизм- позиция людей, которые говорят: другие могут делать то, чего не могу делать я. Учение, излагаемое Сартром, прямо противоположно квиетизму, ибо оно утверждает, что реальность- в действии • Экзистенциалист, описывая труса, полагает, что этот трус ответственен за собственную трусость. Не бывает трусливого темперамента
• Всякий материализм ведет к рассмотрению людей, в том числе и себя самого, как предметов, то есть как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют стол, стул или камень
• Моральный выбор можно сравнить с созданием произведения искусства • Необходимо судить, какой выбор основан на заблуждении, а какой на истине
• Гуманизм имеет два совершенно различных смысла: • 1) Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность (Кокто) • 2) Человек находится постоянно вне самого себя
• Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует- просто суть дела не в том, существует ли Бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от самого себя, даже достоверное доказательство существования Бога.
Сартр.Экзистенциализм.pptx