Искусство -Жан Дезире Гюстав Курбе.pptx
- Количество слайдов: 17
Жан Дезире Гюстав Курбе
французский живописец, пейзажист, жан рист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художникаклассициста Жака-Луи Давида.
В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.
В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой» , была выставлена в Парижском салоне. С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840 -х годах он написал большое количество автопортретов.
В конце 1840 -х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.
При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретиканархизма Прудон. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны.
После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.
Творчество Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык» . Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья» , «Драка оленей» , «Волна» (все четыре — в Лувре, в. Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее),
«Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы» , «Женщина с попугаем» , «Вход в долину Пюи -Нуар» , «Ораньонская скала» , «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи ( «Порыв ветра» и др. ), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин ( «Происхождение мира» , «Спящие» и др. ); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.
«По хороны в Орна не» — крупноформатная картина, написанная в 1849— 1850 годах французским художником Гюставом Курбе ( 1819— 1877). Размер картины — 315 × 668 см. Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной — например, критик К. Виньон писал: Огромное черное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание. . . В самом деле, это удивительно безобразно. Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации. Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть черных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры черных женщин, а позади причетники и могильщики с гнусными физиономиями. . . Орнан — город, где родился Курбе. Коммуна Орнан находится на востоке Франции, в провинции Франш-Конте, недалеко от границы со Швейцарией.
«Поры в ве тра» или «Приближе ние што рма» — картина, написанная примерно в 1865 году французским художником Гюставом Курбе( 1819— 1877). Картина находится в основной экспозиции Хьюстонского музея изящных искусств, в разделе европейского искусства. Размер картины — 573⁄4 × 907⁄8 дюйма (146, 7 × 230, 8 см). Картина была передана в дар музею. Картина «Порыв ветра» — самый большой по размеру пейзаж Гюстава Курбе. В левой верхней части полотна изображены надвигающиеся тяжёлые, тёмные тучи. Ветер гнёт ветки деревьев, пытаясь с корнями вырвать дубы из каменистой почвы. Возможно, натурой для художника послужил лес Фонтенбло, расположенный к юго-востоку от Парижа. Чтобы создать эффект вибрации на переднем плане, Курбе использовал не только кисть, но и мастихин (нож-мастерок для палитры). По сравнению с камнями на переднем плане, освещённые солнцем горы на горизонте изображены в очень мягком стиле. Картина «Порыв ветра» была одним из наиболее заметных экспонатов на выставке «Курбе и современный пейзаж» , которая проходила в 2006— 2007 годах в Музее Гетти в Лос-Анджелесе (21 февраля — 14 мая 2006), Музее изящных искусств в Хьюстоне (18 июня — 20 сентября 2006) и. Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (15 октября 2006 — 7 января 2007).
Сюжет На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнаженной женщины, которая раскрыв бедра лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бедрами и грудью придает особую эротичность полотну, а торчащий сосок и покрасневшие половые губы заставляют предполагать, что женщина незадолго до этого вступала в половой контакт. Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчеркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнаженное женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бедра выражают сексуальное желание и готовность отдаться. Это центр композиции полотна, приковывающий внимание зрителя.
Символика «Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.
Искусство -Жан Дезире Гюстав Курбе.pptx