Тема 4. Западноевропейская цивилизация в Средние века. Эпоха Возрождения..pptx
- Количество слайдов: 13
Западноевропейская цивилизация в Средние века. Эпоха Возрождения. ПЛАН семинарского занятия (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Особенности средневековой цивилизации Запада: церковь, государство и общество. 2. Гуманизм и эпоха Возрождения: система государственного устройства, философия гуманизма, искусство Возрождения 3. Реформация и контрреформация. Протестантизм (М. Лютер, Ж. Кальвин).
Одну из оценок «средним векам» и «средневековью» давали романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями. Историки материалистической направленности рассматривали средневековое общество как неразвившееся настоящее, как эмбриональное состояние современности. Они отыскивали в средних веках зачатки «парламентаризма» , «конституции» , «частной собственности» , «классов» и «классовых антагонизмов» . Такой модернизирующий подход лишал средневековую цивилизацию специфики, оригинальности и неповторимости и возводил, по существу, барьер непонимания той эпохи.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой сте пенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну се мью, складывания единой европейской цивилизации. Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности.
Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к оп ределенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дво рянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торгов цы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно политическую и хозяйственную роль.
Оценка социально исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации. Во первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально средневековых экономических порядков, политико юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества – с позиций буржуазного строя. Во вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа
Идеи гуманизма впервые наиболее ярко были выражены в Эпоху Возрождения, поэтому мыслителей того времени стали называть гуманистами, а период XIV—XVI вв. нередко именуют также Эпохой Гуманизма. А вообще с тех пор гуманизм существует как одно из направлений общественно политической и философской мысли. Гуманистическую направленность можно выделить в различных конкретных философских и социально политических учениях разных времен и разных авторов.
Главное в гуманизме — уважение к человеку. Для гуманиста ориентиром морального и, соответственно, правового поведения является золотое правило (не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе; поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой). Закон жизни: если хочешь жить лучше, то должен и быть лучше.
В эпоху возрождения в искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.
Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому неудивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. В других странах также имеются великие имена, однако Италия вне конкуренции. В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов: Проторенессанс: вторая половина XIII в. — XIV в. Раннее Возрождение: почти весь XV в. Высокое Возрождение: конец XV в. — первая треть XVI в. Позднее Возрождение: последние две трети XVI в.
Реформация— широкое религиозное и общественно политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои « 95 тезисов» , в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.
Причины. 1. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях про исходящих перемен. 2. Католическая церковь служила опорой феода лизма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. 3. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через свои таинства (крещение, причащение и т. д. ) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви.
Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско католической церкви. Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по её позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация» . Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.