ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.pptx
- Количество слайдов: 38
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. 1. Особенности современной западной философии. «Философия жизни» . 2. Иррационализм экзистенциализма и психоаналитической философии. 3. Философия науки XIX–ХХ вв. 4. Феноменология, прагматизм, персонализм. 5. Основные представители и идеи герменевтики, структурализма и постмодернизма.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» . ОСНОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ – «недоимки» классической философии: абсолютизация разумного; оторванность от жизненных проблем; игнорирование отдельного, «конкретного» человека. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ – кризис западной цивилизации: империализм, обострение классовой борьбы, первая мировая война. 3. КУЛЬТУРНЫЕ – новые направления в искусстве: модернизм (символизм, акмеизм, импрессионизм) и авангард (футуризм, сюрреализм, дадаизм). 4. НАУЧНЫЕ – кризис механической картины мира: открытие микромира, теория относительности Эйнштейна.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ «Поворот к человеку» , к проблемам его индивидуального ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ мироощущения и существования. ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ Ограничение, принижение или отрицание решающей роли разума в жизни человека и общества и познании. АНТИСЦИЕНТИЗМ Критическая (вплоть до враждебной) оценка науки и ее роли в системе культуры. ПРАГМАТИЗМ РЕЛЯТИВИЗМ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Полагание практики в качестве методологического принципа философии. Акцентирование моментов своеобразия и исторической изменчивости человекоразмерных систем (общественных, культурных, языковых), их ситуативной обусловленности, замкнутости и несоизмеримости друг с другом. Мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения постепенного развития, т. е. необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния к др. , связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 «Философия жизни» – реакция на панлогизм и трансцендентализм НКФ трактовки жизни биологическая (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр) космологическая (А. Бергсон) БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ культурно историческая (О. Шпенглер) - ЖИЗНЬ (А НЕ РАЗУМ) ЕСТЬ ОСНОВА БЫТИЯ; ИНТУИТИВИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ КАК АДЕКВАТНЫЕ СУЩНОСТИ ЖИЗНИ СПОСОБЫ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ; ЭСТЕТИЗМ: ИСКУССТВО КАК АДЕКВАТНАЯ ПОЛУЧЕННЫМ ЗНАНИЯМ ФОРМА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788– 1860) 1. КРИТИКА ПАНЛОГИЗМА ГЕГЕЛЯ. Он одним из первых переосмыслил формулу Гегеля «Все действительное — разумно, все разумное — действительно» . И помог ему в этом реальный исторический опыт, который все больше и больше свидетельствовал о том, что слепой инстинкт, воля к жизни нередко перевешивают доводы рассудка. 2. МИР ЕСТЬ НЕ САМОРАЗВИТИЕ ДУХА, А ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, он обусловлен априорными формами сознания (время, пространство, каузальность). 3. Носитель представлений – тело, а сущность тела – ВОЛЯ К ЖИЗНИ. Это – «вещь - в - себе» , способ бытия всех тел, суть мира. Этапы объективации воли: силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление; растительный мир – характеризуется наличием чувствительности, например, к холоду или свету, — неким подобием представления; животное царство уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире. На этой ступени уже более ясен характер воли и её противоречивость: каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же; человек есть высшая ступень объективации воли, осознающая свою смертность, войны, революции, бессмысленные кровопролития, ложь, обман и пр. 4. СУЩНОСТЬ ВОЛИ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ через борьбу с другими волями, конфликты, мучения и безысходные страдания. 5. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ТРАГЕДИЯ, ведь суть жизни – страдания, непрерывное движение сквозь боль и скуку. Способы достойной жизни: искусство, которое создает прочную иллюзию красоты. этический (моральный) аскетизм: самоограничение и помощь другим. философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 – 1900) ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 1. «Жизнь — это воля к власти; по природе нам свойственно желание господствовать над миром, переделывать его сообразно нашим предпочтениям, и утверждать свою силу в максимально возможной степени» . 2. «Христианская мораль, отождествляющая праведность с кротостью и рабской покорностью, как ничто другое, повинна в создании культурного климата, подавляющего порыв к превосходству и самореализации» . - это рабская мораль; - это стадная мораль; - это отчуждающая мораль; «ПАДАЮЩЕГО ПОДТОЛКНИ!» - это лицемерная мораль; - это бессильная мораль. 3. «БОГ УМЕР. БОГ МЕРТВ. И МЫ УБИЛИ ЕГО» . 4. "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек — это то, что должно преодолеть. . . Сверхчеловек — соль земли. <. . . > Взгляните на добрых и праведных. Кого ненавидят они больше всего на свете? Человека, который рушит их скрижали, сокрушителя, нарушителя закона; но он — творец» . 5. «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. . . В человеке важно то, что он МОСТ, а не ЦЕЛЬ: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель» . 6. Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. "ВСЁ, ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ ДЕЛАЕТ НАС СИЛЬНЕЕ"
КОСМОЛОГИЯ ЖИЗНИ АНРИ БЕРГСОНА (1859 -1941) Бог жизненный порыв (он вне материи и духа, они есть продукты его распада) ПОРАЖЕНИЕ борьба с материей победа привитие жизни к материи инстинкт: дорациональная способность сохранения жизни интеллект: рациональная деятельность, направленная на вещи интуиция: сверхрациональная деятельность. Направленная на творчество, она есть воссоздание реальности; направленная на сознание она открывает его субстанциональную основу – длительность как субъективное переживание времени. Жизнь сознания тем самым противопоставляется «механическому» времени материи.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР 1880 - 1936 1918 г. 1. Основа бытия – воля к жизни, способ проявления жизни – историческое чередование культурных форм. 2. Критика основных постулатов западной исторической науки – европоцентризма, панлогизма, историзма, «линейной» направленности. 3. Учение о восьми равноценных по уровню достигнутой зрелости культурах: египетской, индийской, вавилонской, китайской, «апполоновской» (греко-римской), «фаустовской» (западноевропейской), майя, магической (арабовизантийской) и назревающей русско-сибирской. 4. Движение истории – это развитие культурноисторических форм, средний срок жизни которых примерно 1200 -1500 лет. 5. Смерть культуры – это цивилизация: мировые города, городская масса, деньги, захватнические войны.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. ИРРАЦИОНАЛИЗМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИОЗНЫЙ АТЕИСТИЧЕСКИЙ Карл Ясперс 1883 -1969 Габриэль Николай Марсель Александрович (1889 -1973) Бердяев (1874 -1948) Мартин Хайдеггер (1889 -1960) Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования (человека)» , одно из самых модных философских течений в середине XX в. , явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, безысходности. . . Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. . . Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности» . Альбер Жан-Поль Камю (1913 Сартр -1960) (1905 -1980)
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. 1. ЧЕЛОВЕКУ РЕАЛЬНОСТЬ ОТКРЫВАЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ: СУБЪЕКТИВНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ. Наша значимость связана не с фактами объективного мира, над которым мы не властны, а с осознанием субъективного, который мы полностью контролируем. 2. ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩНОСТИ; ЛЮДИ САМИ ДЕЛАЮТ СЕБЯ ТЕМ, ЧЕМ ОНИ СТАНОВЯТСЯ. 3. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕННО СВОБОДЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРИРОДЕ И СУДЬБЕ. Каждый из нас — властелин нашего субъективного мира, он сам выбирает свою сущность. 4. ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫЙ И ЖЕСТКО УПОРЯДОЧЕННЫЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОТИВОСТОИТ ЧЕЛОВЕКУ И КАЖЕТСЯ АБСУРДНЫМ ( «АД – ЭТО ДРУГИЕ» Ж. - П. Сартр). 5. ПОЛНОСТЬЮ ПРИЗНАВАЛ АБСУРДНОСТЬ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА И ВОПРЕКИ ЭТОМУ АБСУРДУ ПОДЛИННАЯ ЛИЧНОСТЬ ДОЛЖНА БУНТОВАТЬ И САМА ТВОРИТЬ ЦЕННОСТИ.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Формы проявления и методы исследования бессознательного: 1) анализ невротических симптомов (печаль, расстройства сна, снижение аппетита, подавленность, усталость, раздражительность); 2) толкование сновидений; 3) анализ ошибочных действий (оговорок, описок, очиток, забывания имен и намерений, потери предметов и т. п. ).
МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ СНЯТИЯ КОНФЛИКТА СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫТЕСНЕНИЕ Исключение из сознания информации, порождающей страх, тревогу. Человек "забывает" об опасности (в боевых условиях, например), об обязанностях, о бесчестном поступке. ИНВЕРСИЯ Перемена импульса на противоположный, когда любовь, например, переходит в ненависть и наоборот, а смех в слезы. ПРОЕКЦИЯ Перенос своих чувств, эмоций, переживаний на другое лицо. ВЫМЕЩЕНИЕ Переориентация импульса или чувства на более доступный объект. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ Стремление "онаучить", обосновать логическими средствами свои недостатки, дурные поступки и тем самым оправдать себя перед собой.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875– 1961)
АРХЕТИ П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного и являемые в образах и мотивах сновидений, мифов, сказок и т. п. БАЗОВЫЕ СВОЙСТВА АРХЕТИПОВ • Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи. • Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения). • Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов. • Архетип должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов. • Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека. ПРИМЕРЫ АРХЕТИПОВ ПЕРСОНА это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. АНИМА И АНИМУС отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус мужские (маскулинные) характеристики в женском. ТЕНЬ это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков и в этом качестве играет большую роль в формировании депрессии и неврозов. Юнг, как психотерапевт, писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы. Но наиболее важным архетипом Юнг считал САМОСТЬ. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (и психотерапии) интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности. Также к архетипам относятся: ПОХИЩЕНИЕ ОГНЯ. ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ХАОС. АКТ ТВОРЕНИЯ. ГРЕХОПАДЕНИЕ, ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ. СОЮЗ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ. СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ. УБИЙСТВО ВОЖДЯ (ЦЕЗАРЯ, ЦАРЯ), ОТЦЕУБИЙСТВО, БРАТОУБИЙСТВО. ВОЗМЕЗДИЕ. БОГИНЯ-ДЕВА, БОГИНЯ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА. БОРЬБА БОГОВ МЕЖДУ СОБОЙ. ОЧИЩЕНИЕ, КРОВЬ, МЕСТЬ ЗА ОТЦОВ. ВОЗРОЖДЕНИЕ, ИЛИ ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ. ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. БОЖЕСТВЕННЫЙ СУД.
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ИМ, — ЭТО МЫШЛЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ЧУВСТВО И ИНТУИЦИЯ. МЫШЛЕНИЕ И ЧУВСТВО Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему либо или взывает скуку”. ОЩУЩЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. ЭРИХ ФРОММ (1900 -1980) Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура - страсти человека и тревоги его — продукт культуры» . 1. Продуктивный способ обретения человеком единства с миром – любовь и труд (биофилия). 2. Непродуктивность это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности, она выражается в четырех формах «бегства от свободы» : садизм – эксплуататорский характер; - мазохизм – рецептивный характер; деструктивизм – стяжательский характер; НЕКРОФИЛИЯ - «автоматизирующий конформизм» (реализуется в форме отказа от собственного «Я» , обезличивания, подчинения массовым стандартам) – рыночный характер. … дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ XIX–ХХ ВВ. 1. КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ Огюст КОНТ (1798 -1857) 1. Теологическая (фиктивная): объяснение посредством сверхъестественных факторов (фетишизм, политеизм, монотеизм). 2. Метафизическая (абстрактная): объяснение посредством «сущностей» или «абстракций» (философия). 3. Позитивная (реальная, научная): объяснение посредством законов, «подчинение воображения наблюдению)» . ПОЗИТИВНОЕ реальное полезное достоверное точное организующее
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3. 2. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (МАХИЗМ) - ВТОРАЯ ВОЛНА ПОЗИТИВИЗМА Ри хард Авена риус (1843 – 1896) Эрнст Мах (1838 – 1916) ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ НАУЧНОГО ОПЫТА В ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМЕ нейтральность элементов мира (против основного вопроса философии) равноправие элементов мира (против категориального аппарата философии) функционализм (против детерминизма) дискриптивизм (против научного объяснения и предсказания) принцип экономии мышления (принцип предпочтения научных концепций)
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3. НЕОПОЗИТИВИЗМ (логический позитивизм) Центр: кафедра философии индуктивных наук Венского университета. Основные представители: МОРИЦ ШЛИК, КУРТ ГЕДЕЛЬ, РУДОЛЬФ КАРНАП, ОТТО НЕЙРАТ. Также (но независимо от кружка) в рамках этого направления работал ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН. Лю двиг Витгенште йн (1889 – 1951) • Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком — это химера). • Есть только один мир — мир фактов, со бытий (со существование актов), которые ф описываются совокупностью естественных наук. • Предложение — картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений). • Смысл предложения выражает со бытие. • Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами. • Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену» . В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире, — пишет Витгенштейн, — все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности. . . » . Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины. ) • «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно» . Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать. • Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны. • Цель философии — не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3. Отто Нейрат (1882 – 1945) В 1929 на конференции в Праге Отто Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. ВЕНСКИЙ КРУЖОК» , в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. Источниками этого нового движения манифест кружка объявляет ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЭМПИРИЗМ, БРИТАНСКИЙ УТИЛИТАРИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ. «Метод логического анализа и есть то, что существенно отличает новый эмпиризм и позитивизм от старого. . . Когда кто то утверждает: «Бог существует» , «Первоосновой мира является бессознательное» , «Существует энтилехия как последний принцип живого существа» , то мы спрашиваем: «Что ты имеешь в виду под этими высказываниями? » И тогда оказывается, что существует резкая граница между двумя видами высказываний. К одному виду принадлежат высказывания, как они осуществляются в эмпирической науке; их смысл можно установить посредством логического анализа, точнее — посредством их сведения к простым высказываниям о том, что дано эмпирически. Другие высказывания, к которым относят приведенные выше, оказываются полностью бессмысленными (bedeutungsleer), если принимать их такими, как их видит метафизик. Метафизик и теолог верят, сами себя вводя в заблуждение, что своими предложениями они что -то высказывают, представляют какое - то положение дел. Анализ, однако, показывает, что эти высказывания ничего не означают, а являются выражением некоторого чувства жизни. Выражение такого рода чувства конечно же может быть важной жизненной задачей. Но адекватным выразительным средством для этого является искусство, например лирика или музыка. Если же вместо этого избирается теоретическая языковая форма, то появляется опасность симуляции теоретического содержания там, где его вообще нет. Если метафизик или теолог хочет сохранить привычную языковую экипировку, то он должен осознавать и признавать, что он осуществляет не изложение, а выражение, производит не теорию, результат познания, а поэзию или миф» . «НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. ВЕНСКИЙ КРУЖОК»
Две модели построения научного знания 1. Модель эмпирического познания Мир есть совокупность вещей. Свойства вещей эмпирически фиксируются в атомарных (протокольных) предложениях: Из атомарных предложений строятся молекулярные. Обобщения молекулярных предложений дают законы. На основе законов строятся теории. - первичны; - выражают «чистый опыт» ; - абсолютно достоверны; - нейтральны к другим суждениям ВЫВОД : наука есть обобщение опыта, она индуктивна
2. Модель теоретического познания СУЖДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЕ (основаны на аксиоматике) СИНТЕТИЧЕСКИЕ (основаны на расширении знания) ФОРМАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ S P СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ S P ( Полковник Иванов – офицер) S P (Полковник Иванов – герой) S P Эмпирически не проверяемы, принимаются по соответствию аксиоматике Подлежат эмпирической проверке, т. е. верификации! Бог – творец мира. (? ) Материя бесконечна. (? ) Дух первичен. (? ) Мир познаваем. (? ) . ВЫВОД: научное знание – верифицируемо! Оно начинается с опыта или сводится к опыту!
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3. 4. ПОСТПОЗИТИВИЗМ Критика верификационизма КАРЛ ПОППЕР (1902 - 1994) В науке нет «чистого» опыта Гадалки, маги, алхимики Ненаучное – полезно! (философия) НОВАТОРСТВО a) Изменить отношение к опыту: искать не миллион подтверждений, а одно опровержение: фальсификационизм; b) Изменить отношение к методу: не индукция (т. к. она редко полная), а метод проб и ошибок (как у природы); c) Изменить отношение к истине – это не норма, а идеал - все теории будут опровергнуты.
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: УЧЕНИЕ О ПАРАДИГМЕ Т. КУНА ПАРАДИГМА: дисциплинарная матрица в виде эффективной теории, ПАРАДИГМА применяемая в качестве образца постановки и решения научных задач. Парадигма предполагает: эффективную теорию; классиков ее применения; научное сообщество, которое им подражает. Структура парадигмы: 1. Символические обобщения (F=ma). 2. Концептуальные модели ( «Все состоит из атомов» , «Нет ничего случайного» ). 3. Ценностные установки (независимость науки от философии и религии, экспериментально-математическое естествознание). 4. Образцы решения задач. Стадии развития науки:
Имре Лакатос 1. Критика Т. Куна 2. a) Нет одной парадигмы в дисциплине; b) Парадигму не бросают, старая и новая парадигмы конкурируют. Учение о научно-исследовательских программах: совокупностях теорий, связанных генетически и методологически. Жесткое ядро НИП Защитный пояс Положительная эвристика Негативная эвристика Побеждает та НИП, в которой теоретический рост превосходит эмпирический.
1924 -1994 Пол Фейерабенд Эпистемологический анархизм Принцип пролиферации непарадигмальных теорий Принцип несоизмеримости теорий Принцип «децентрации» науки, т. е ее отделения от государства, как и религии
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ПРАГМАТИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ 1. Термин «феноменология» происходит от греческих слов phainómenon, которое означает «то, что является» и lógos – «изучение» . В изложении Гуссерля феноменология изучает структуры и содержание сознания. 2. Цель феноменологии объективное изучение того, что обычно считается субъективным – феноменов сознания (чувств, суждений, восприятий и пр. ). 3. Феноменология лежит в основе философии (как человеческого, ЭДМУНД ГУ ССЕРЛЬ т. е. через сознание видения мира) и именно феноменология, (1859 – 1938) через прояснение объективного механизма работы сознания, должна сделать философию строгой (общезначимой) наукой. 4. Элементы акта сознания — {Субъект (как синтез апостериорного и априорного Я)), Объект, Смыслы}. 5. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог — в априорную реальность смыслов своего сознания (феноменологическая установка) – мир есть «порождение» нашего сознания (радикальная беспредпосылочность). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции (ЭПОХЕ) – т. е. использовать «метод рефлексии» .
{ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ (КАК СИНТЕЗ АПОСТЕРИОРНОГО И АПРИОРНОГО Я)), СМЫСЛЫ} ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ РЕДУКЦИЯ РЕДУКЦИЯ (устраняет внешний мир и (устраняется апостериорное Я) (исключаются априорные) все науки, которые его категории изучают: «является не мир, но смысл мира» ) 6. ЧТО ЖЕ НАХОДИМ МЫ ВНУТРИ ПОСЛЕ СОВЕРШЕНИЯ ЭПОХЕ? ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ (направленность на что-то, поток феноменов) НОЭМА НОЭЗИС (“что” сознания: образ и смысл в их единстве) (“как” сознания, т. е. способы полагания предмета: воспоминания и мечты, предвосхищения и желания, представления и оценки). СОЗНАНИЕ – СФЕРА СВОБОДЫ, МИР – ПРОДУКТ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ, ПРИПИСЫВАЮЩЕЙ ВСЕМУ СМЫСЛЫ.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ (1) Сознание — это жизненный мир человека, его опыт, наполненный цветами, звуками, запахами. (2) Сознание интенционально (от лат. «быть на что либо направленным» ), т. е. обращено к познаваемому. (3) Чтобы не внести в него чуждые ему предпосылки, не являющиеся результатом философствования, они должны быть «заключены в скобки» . Речь идет о приеме «эпохе» (от греч. «воздержание от необоснованных суждений» ). (4) Сознание оперирует феноменами (от греч. «являющееся» ), тем, что содержит смыслы. (5) Можно сказать, что все сведено (редуцировано) к феноменам. В этом заключен смысл феноменологической редукции. (6) Чтобы обеспечить полноту сознания, необходимо варьировать феномены, или, что то же самое, переживания. (7) Чем больше вариаций, чем тщательнее синтезируется поток переживаний, тем выше шанс усмотреть идентичное, сущностное, т. е. эйдосы (от греч. «сущность» ). (8) Усмотрение сущности есть, по определению, эйдетическая интуиция. (9) Выявленные смыслы позволяют прояснить содержание всего того, что было предварительно взято в скобки, в том числе и статус объектов. (10) Согласованность человеческого опыта выступает как истина. (11) Истина для всех людей одна и та же, ибо Другой — такой же, как и Я. (12) В истинном бытии реализуется ответственность людей. (13) Философская неряшливость приводит к утрате наукой своей жизненной значимости, к забвению человека, к кризисам, в том числе к фашизму и тоталитаризму. В этом состоит кризис всех типов наук. (14) Выходом из критической ситуации является тщательная феноменологическая работа.
4. Способ устранения кризиса наук – их возращение к подлинному бытию: ПРИРОДА ↓ ДОМ ↓ РОДИНА ↓ «СРЕДА ВЕЩЕЙ» (идеализация, формализация, символизация, измерение, технизация) ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЙ Lebenswelt НЕОБХОДИМО ВИДЕТЬ ВЕЩИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЖИЗНЕННОГО МИРА
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 4. ПРАГМАТИЗМ Чарльз Пирс (1839 - 1914) Джон Дьюи (1859 - 1952) 1. В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие (богатство, слава и пр. ). 2. Основным героем философии прагматизма является делец энергичный, волевой стяжатель, проникнутый духом индивидуализма и эгоизма. А долгое и обстоятельное размышление — нужно ли оно? Ведь за это время можно упустить шанс. Важна энергия, практическая сметливость, размах и деловитость, убежденность, что с любой проблемой можно справиться. 3. Субъективный идеализм. Каждому человеку дан лишь его индивидуальный непосредственный опыт как совокупность чувственных восприятий, волевых усилий, эмоций, а также подсознательных психических актов. Этот внутренний индивидуальный опыт человека должен быть гармонизирован. Сознание человека направляется на свой внутренний мир, чтобы собственное мышление согласовать с действиями. 4. Познание рассматривается прагматистами как попытка решить определенную проблему в конкретной ситуации; человек сам себе создает объект познания. 5. Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу. Еще Ч. Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Как только истина перестает «работать» на нас, она перестает быть истиной. Прагматисты отрицают объективность истины, а, следовательно, научной теории. КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ОБЪЯВЛЯЮТ «ПОЛЬЗУ» ИЛИ «УДОБСТВО» . Идеи и теории толкуются в прагматизме как «инструменты» (поэтому Дьюи назвал прагматизм «инструментализмом» ), которые служат орудиями для успешного разрешения напряженных ситуаций. 6. Согласно прагматизму смысл жизни в том, чтобы найти себе удобное место под солнцем, а для этого хороши все средства, которые полезны, независимо от того, соответствуют они какой либо теории или нет.
ПЕРСОНАЛИЗМ 1. Персонализм с самого начала противопоставляет себя как идеализму ( «чистый» дух), так и материализму ( «чистое» тело). 2. Персонализм утверждает единство материального и духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому именно человек и является центром познания, центром всех ценностей и всей деятельности. А поскольку в каждом человеке это единство проявляется по своему, каждый человек есть личность, неповторимое создание, то и этих центров может быть столько, сколько людей на земле. 3. Основными терминами персонализма являются вовлечение и трансценденция: вовлечение человека в материальный (экстериоризация) и духовный процесс (интериоризация) настоящего мира и трансценденция, т. е. выход его из этого процесса. 4. Начало, объединяющее все личности – Бог. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божье. Человеку нужно вернуться к своим истокам — к Богу и таким образом познать самого себя и обрести мир и в своей душе, и в обществе. Задача персоналистов не в построении новой системы, а в переориентации человека, возврате его к первохристианским истокам. 5. Личность характеризуется свободой, поэтому ни о каких детерминирующих моментах общества речь идти не может: человек свободен и поэтому он не подчиняется экономическим и историческим закономерностям. Внутренней самоцелью истории человечества является развитие личностного начала. 6. Истинное познание человека, личности самого себя невозможно без общения, без коммуникации. Человек не всегда имеет возможность полного общения с другим человеком, но, даже находясь в одиночестве, человек, тем не менее, остается личностью. Это возможно постольку, поскольку с человеком всегда есть Бог. В человеке всегда есть это Божественное «Ты» , и, погружаясь в свои собственные глубины, человек всегда общается с Богом, Который никогда его не покидает, в отличие от наших земных собеседников. 7. Природа и общество не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога. Смыслом и целью персоналистской революции является установление личностной коммуникации, полнотой отношений "Я" к "Ты". Коммуникация, пережитая как личностный опыт связи "Я" и "Ты" в "Мы", предстает как высшая ценность и норма Персоналистского Универсума, общности людей, связанных братской любовно. Любовь трактуется как ответственность "Я" перед "Ты", как единственный способ решения основной культурной задачи, нравственного совершенствования личности. 8. Особая миссия возлагается на религию, которая должна выйти из теологической самоизоляции и стать ведущей конструктивной силой построения свободного сообщества свободных личностей. Именно религия, опираясь на содействие социальных институтов и структур, способна реально изменить мотивацию человеческого поведения. Без религиозного содержания общественные организации являются "ложными богами", деятельность которых лишь усиливает процессы отчуждения.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5 ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ИДЕИ ГЕРМЕНЕВТИКИ, СТРУКТУРАЛИЗМА И ПОСТМОДЕРНИЗМА ГЕРМЕНЕВТИКА – ТЕОРИЯ ПОНИМАНИЯ Гермес толковал волю богов людям филологическая экзегетика герменевтика юридическая герменевтика
Ф. Шлейермахер 1768 1834 заложил основы герменевтики как общей теории понимания (грамматическая и психологическая интерпретации) В. Дильтей 1833 -1911 герменевтика как методология наук о духе Г. Гадамер 1900 2002 понимание как интерпретация, т. е. воссоздание смысла на основе сотворчества автора и читателя М. Хайдеггер 1889 -1976 понимание как способ бытия человека, «язык – дом бытия»
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5 ПОНИМАНИЕ – РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ СМЫСЛОВ ИЗ АРТЕФАКТОВ 1. Виды: а) психологическая герменевтика б) теоретическая герменевтика 2. Стратегии: а) реконструкция смысла (экзегетика, Э. Бетти: «смысл следует не вносить, а выносить» ); б) конструирование смысла (Гадамер); в) деконструкция смысла (постмодернисты). " ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИСТИНА ГЕРМЕНЕВТИКИ ТАКОВА: ИСТИНУ НЕ МОЖЕТ ПОЗНАВАТЬ И СООБЩАТЬ КТО-ТО ОДИН. ВСЕМЕРНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ДИАЛОГ, ДАВАТЬ СКАЗАТЬ СВОЕ СЛОВО И ИНАКОМЫСЛЯЩЕМУ, УМЕТЬ УСВАИВАТЬ ПРОИЗНОСИМОЕ ИМ - ВОТ В ЧЕМ ДУША ГЕРМЕНЕВТИКИ ". (Г. ГАДАМЕР)
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5 СТРУКТУРАЛИЗМ Ф. де Соссю р (1857 — 1913 гг. ) СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА В. Я. Пропп (1895 — 1970 гг. ) ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ К. Леви Стросс (1908 — 2009 гг. ) СТРУКТУРЫ МИФОВ Теоретические труды Соссюра ознаменовали поворот лингвистики от исторического и сравнительного изучения языков в их развитии (т. е. диахронии) к анализу языковой синхронии, т. е. структуры конкретного языка в определенный момент времени. Пропп в конце 1920 х годов предложил относительно небольшой набор глубинных функций, задающих на первый взгляд бесконечное разнообразие повествовательных структур волшебных сказок, а также формальный аппарат для порождения этих поверхностных структур. Мифологическое мышление, по Леви Стросу, специфично для архаических обществ и противостоит индивидуальному как бессознательное – сознательному. Миф для него – инструмент первобытной логики, которая оперирует бинарными оппозициями типа высокий / низкий, небо / земля, правый / левый, парный / непарный, священный / профанный и т. д. Таким образом, миф для Леви Строса – это прежде всего способ реконструкции структур архаического мышления.
Жак Лакан (1901 — 1981 гг. ) Структуры бессознательного Лакан интерпретировал язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как язык» . Феномен вытеснения Лакан описывает в терминах классической риторики текста, а именно как процесс метафорического замещения. Другой ключевой феномен – влечение – определяется Лаканом как метонимия беспрестанного поиска, исходный и конечный пункт которого составляет мнимая первичная утрата, на деле же – неизбежный для человека как такового «недостаток бытия» . СТРУКТУРАЛИЗМ, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика – наиболее влиятельное в 20 в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки» , на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов. Порядок применения структурного метода • Фрагмент культуры понимается как структура • Определяются его элементы и виды отношений между элементами • Фиксируются все возможные способы преобразования структур • Выводятся следствия из этих преобразований (интерпретация)
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5 ПОСТМОДЕРНИЗМ - идейное направление второй половины XX века, имеющее целью критику основ современной западной цивилизации, заложенных в эпоху Просвещения. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Р. Барт (1915 1980) Ж. Бодрийяр (1929 2007) Ж. Делез (1925 1995) Ж. Деррида (1930 2004) § Критика концепции «человека разумного» . § Критика прогресса как универсального мерила успеха. § Критика метанарраций. § Неразличение нормы и патологии. § Разработка метода деконструкции. § Создание концепции симулякров.
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.pptx