Э и П 07 - Западная и восточная культура переговоров 7.ppt
- Количество слайдов: 15
Западная и восточная культура переговоров Сравнительный аспект
Запад l l l Национальный стиль ведения переговоров является отражением национальной культуры в личностных особенностях ее представителей. Человек в западной культуре живет, чтобы работать, и увеличивая личностное благосостояние, создавать благосостояние общества. Основы западной культуры – прагматизм, рационализм, соревновательность.
Восток l l Не права человека, а его обязанности являются главным предметом обсуждения восточных культур. Основы восточной культуры – коллективизм и традиционализм. Россия: вера, приоритет общего над индивидуальным, религиозность, инициатива «сверху» , Большие идеи и Великие цели, «русское чудо» . «Конфуцианский» Восток – клановая солидарность, патриотизм, желание трудиться во имя родины.
Восток l l Мусульманский Восток – влияние религии на все формы общественной жизни и власти, правила шариата, скромное место человека в жизни, нет идеи подобия человека Богу, все создано Аллахом и определяется Аллахом. Индийская культура – внутрирелигиозный плюрализм, концепция реинкарнации, неиндивидуалистичность, забота о природе и окружающем мире.
Отличие западных и восточных стилей l 1. Религиозная этика об устройстве мироздания и устройстве социума, отношения религии и политики, отношение власти и собственности, объяснение механизмов общественного прогресса.
Запад l Запад: протестантская этика (отношение к деятельности как к «святости, возведенной в систему» , пуританская этика (мирской аскетизм, работа есть долг, спасение, призвание), протестантизм (породил субъективизм и индивидуализм, антропоцентричный принцип устройства мира), концепция «прав человека» , частная собственность, товарное производство, «прометеев человек» использует жесткие преобразовательно-модернизаторские технологии,
Восток l Восток: теоцентричный принцип строения космоса, в основе мироздания некая трансцендентная воля, задача человека – распознать эту волю и действовать в соответствии с ее принципами, концепция «обязанностей человека» , собственность опосредована причастностью к власти, но не к личности, использование «мягких» технологий.
Отличие западных и восточных стилей 2. Базовые архитипы общественного сознания. Запад: герой-завоеватель, «освобожденный от оков Прометей» . Восток: герой-освободитель, восстанавливает справедливость, мир и гармонию в обществе (православное христианство); «благородный муж» , поддерживающий порядок и гармонию в обществе (конфуцианство); танцующий Шивы, олицетворяющий тайну Вселенной, ее гармоническую динамику (индуизм); воин, призванный сражаться и умереть за веру, почву и кровь (ислам). l
Отличие западных и восточных стилей 3. Ценностные ориентации личности и общества. Запад: материальные ценности, собственность, богатство, комфорт, власть, слава, мастерство, благополучие, сила, здоровье, удовольствие, предпринимательство, права. Восток: духовные ценности, развитие в соответствии с нравственно-религиозными принципами, коллективизм, клановая солидарность, общинность, нравственность, стремление к гармонии. l
Отличие западных и восточных стилей 4. Отношение к традициям. Запад: культ инноваций, стремление к прогрессивным изменениям во всех сферах общественной жизни, ориентация на будущее, линейный тип времени. Восток: сохранение традиций, циклический тип времени, вариативность нового цикла. l
Отличие западных и восточных стилей 5. Менталитет, отношение к человеку, к истине, процесс познания мира. Запад: субъективизм и индивидуализм, повышенное чувство собственного достоинства, самоорганизация, стремление управлять другими, практицизм, эмоциональная холодность, авантюризм. Рациональный путь постижения истины. Истинно лишь то, что подвластно уму. Процесс познания – познающая активность субъекта. l
Восток l Космоцентризм и коллективизм, этикоцентризм, почитание старших, почитание традиций, подчинение индивидуальных ценностей коллективным. Мессианский человек призван создать на земле божественный порядок, образ которого носит в себе (православный Восток). Гармоничный человек воспринимает Вселенную как космос, мир должен быть лишь созерцаем и любим (конфуцианский Восток). Аскетический человек переносит бытие как заблуждение (индобуддистский Восток). Теократический человек воплощает религиозные заветы и принципы в общественной жизни (исламский Восток).
Восток l Преобладает интуитивный тип постижения истины. Истина – само бытие, само сущее, она не зависит от ума и воли индивида. Познание есть не столько исследование свойств объектов, сколько стремление к слиянию с ними, их духовное постижение на интуитивном уровне.
Отличие западных и восточных стилей 6. Социокультурная идентичноость. Запад: размывание социокультурной идентичности, «гражданин мира» . Восток: укрепление национальной социокультурной идентичности, защита культурной самобытности. l
Отличие западных и восточных стилей 7. Этос культуры. Запад: агрессивная тональность морали «успеха» , стремление к вершинам успеха, благополучия и процветания. Восток: сохранение гармонии в мире, природе и обществе, «путь служения» (православие), «путь благоговения перед жизнью» (индуизм) «путь золотой середины» (конфуцианство), «Путь воинов Аллаха» (ислам). l