Легенды Тамбовского края.ppt
- Количество слайдов: 41
Заочное путешествие в историю Тамбовского края и нашего села.
Посвящается 375 -летию основания г. Тамбова и нашего села, 75 -летию Тамбовской области. • В этом году исполняется 375 лет со дня основания Тамбова. В это же время люди заселяли земли вокруг города-крепости, наше село образовывалось вместе с городом. Уникальные материалы о строительстве города, о прошлом Тамбовского края, нашего села нашли свое отражение в книге А. В. Сохранского «Легенды и предания Тамбовского края» . А история этой книги такова. В старом заброшенном доме на улице Энгельса были найдены тетради с рукописями легенд, сказаний, песен, былин. Автором которых является А. В. Сохранский. Легенды Сохранского не являются в полном смысле слова фольклором, скорее всего это литературные произведения, созданные на основе народных преданий. Александр Васильевич мечтал о том времени, когда краеведческая литература будет широко издаваться в нашей области. Мечта его сбылась с выходом этой книги при поддержке администрации области. Редакторами этой книги являются Чеботарев С. А. , бывший учитель нашей школы Алленов А. Н. О начале строительства города очень интересно рассказано в «Легенда о Яспере и Змее» . 375 лет назад , где теперь раскинулся город, стоял глухой дремучий лес. А в этом лесу среди зверей жил один человек, древний-древний старик-мордвин по имени Яспер. Жил он тысячи лет, был мудрым колдуном и вместе с ним жила большая мудрая змея, тысячилетняя волшебница. Та змея отличалась мудростью, как человек, видела и знала много такого, что людям было неведомо, а разговаривать могла человеческим голосом.
• Жили Яспер и змей на холме над Цной, где среди тысячилетних дубов вырыта была в земле глубокая пещера. Это место где сейчас расположен Педагогический институт, сейчас уже Университет. А рядом, где стоит Казанский монастырь, На холме, в лесу было мордовское святилище - Пичава. Тут среди древних вязов стоял деревянный идол, перед которым совершались моления. Люди из мордовских селений сходились сюда, а жрецом при этом мордовском боге был Яспер. На моленье Яспер выходил вместе со змеей, которая висела у него на шее. , казалось, что змея видит все на свете, знает все мысли и дела. Но вот наступил день, когда НА соседнем холме Урлапова, где сейчас расположен Кафедральный собор, послышался удар топора. Оказывается началось строительство города-крепости Тамбов. Яспер узнал от пришельцев, что строят они город по распоряжению самого царя. Понял Яспер закончилось его время. Удрученный тяжелыми мыслями, ушел Яспер к себе, а два воина решили проследить за старцем. Что они увидели? Вдруг открылась дверь пещеры, и яркий свет блеснул от туда. В открытую дверь воины увидели огромную палату, всю разукрашенную яркими материями и коврами, дорогая мебель, а на столах золотые и серебряные чаши и кубки, блюда и ларцы. Дальше открывалась дверь в другую палату, которая была озарена необычайным сиянием. Среди подземной комнаты стоял старик, а против него -змея, высоко подняв голову, внимательно смотрит на него. Старик что-то говорил, пел, делал какие-то знаки руками, потом взял со стола золотой кубок и плеснул из него на змею и на себя. Совершилось чудо: старик превратился в красивого молодого воина, а змея в красавицу- девушку в белой длинной одежде, расшитой золотом и драгоценными камнями, с золотым обручем в волосах. В руках у нее- длинный золотой посох, а сбоку охотничий рог, в руках у юноши- серебряное копье , сбоку висит меч в золотых ножнах. Все они скрылись в густом облаке и оно двинулось через лес, за речку на восток, идеревья как бы расступились перед ними. Ушло и скрылось облако. Теперь было кругом темно и пусто. На рассвете воины увидели. Что нет ни идола, ни пещеры; лишь кусты и деревья покрывают оба холма и склоны оврага между ними. Напрасно искали вход в пещеру, так и не нашли.
• . Юноша и девушки взялись за руки и вышли из пещеры. Медленно ступая, прошли они через лесистый овражек, отделявший один холм от другого, поднялись туда, где между деревьями стоял деревянный идол, перед которым молился обычный жрец. Воины хорошо видели, как таинственная девушка и ее спутник, подойдя к идолу, стали делать вокруг него руками какие-то знаки, что-то говорить и петь, а потом девушка подняла свой посох над головой идола, а юноша достал из маленькой сумочки, висевшей у него на поясе, небольшую золотую бутылочку и брызнул из нее несколько капель на деревянного истукана. Вдруг деревянный идол ожил. Прошла еще секунда оживший идол окутался серебристым туманом, прошла еще секунда и в голубом серебристом сиянии стоял молодой красавец, глаза его источали свет, а тело при каждом движении словно переливалось нежными таинственными огнями. В руках у него большой красивый цветок, горящий зеленоватым огнем, а на плече маленькая птичка. Нежным голосом щебетавшая что-то на своем языке. Идол, превратившийся в молодого бога, махнул своим цветком. Яспер иего подруга опустились на колени и стали ему о чем-то рассказывать. Когда они кончили, воины увидели, что молодой бог махнул своим цветком, и сверкающий серебряным светом туман постепенно затянул всю группу: и жреца, и девушку, и ожившего идола. Все они скрылись в густом облаке и оно двинулось через лес, за речку на восток, идеревья как бы расступились перед ними. Ушло и скрылось облако. Теперь было кругом темно и пусто. На рассвете воины увидели, что нет ни идола, ни пещеры; лишь кусты и деревья покрывают оба холма и склоны оврага между ними. Напрасно искали вход в пещеру, так и не нашли. На старых планах Тамбовской крепости 17 века имеется обозначение: «Ясперовы ворота» . Такое же название носила и башня, в которой эти ворота находились. Долгое время потом, даже в 19 веке, весь холм, на котором расположен пединститут, шестая школа, дом пионеров, до спуска к реке назывался Ясперовым холмом.
История нашей любимой Ахлебиновской рощи. (Русалочья роща. ) В совсем недалеком времени по окончании учебного года все учащиеся нашей школы вместе с классным руководителем отправлялись отдохнуть в Ахлебиновскую рощу. А история ее такова. Чтобы построить город надо было вырубить лес на двух холмах между реками и болотом, чтобы проложить улицы. Огромное озеро лет сто тому назад окружало с трех сторон ту возвышенность, на которой расположена Ахлябинина роща. Невдалеке проходил старинный путь из Москвы в Астрахань- знаменитая Астраханская дорога. В 18 веке здесь появился помещик: это был один из последних воевод Тамбова. Оборотливый и предпреимчивый воевода решил прибрать к своим рукам эти берега, леса и степи и построил в лесу на берегу озера большой дом, а при нем – разные службы. Получилась загородная усадьба и одновременно большое имение господ Ахлябининых. Позднее на месте деревянного потомками воеводы был построен каменный дом с колоннами и балконом. Деревья были вырублены и заложен фруктовый сад и парк. Хозяин был настолько жесток, что крепостные не жили, а мучались. Не было дня, чтобы кого-то из дворовых не избили, не запороли до смерти розгами. Провинившихся господа забивали в колодки и бросали на долгое время в погреб. Неподалеку от той ямы находился большой пень, а в нем две дыры пробиты, куда были вбиты железные клинья для прикрепления цепи с кольцами на концах. Провинившихся дворовых девушек и женщин раздевали донага и совершенно голыми ставили у пня, надевали на ногу кольцо цепи и запирали на замок. Несчастная должна была стоять без пищи целые сутки. Издевались и над мужчинами. Многие девушки не выдерживали издевательств травились, топились , уходили на дно озера. Превращались там девушки в русалок и после двенадцати часов выходили из т озера и танцевали. Хозяева были очень жестокие люди. Но среди этих жестоких людей выделялся необыкновенной добротой их сын Саша.
• У няньки, крепостной крестьянки, которая вынянчила Сашу, была дочь. Подружились они с детства и полюбили друга. Об их любви узнали родители Саши, пришли в страшный гнев. Мать стала требовать от мужа, чтобы выпороть мать и дочь на конюшне розгами. Саша был очень расстроен и сказал своим родителям, что покончит с собой, если хоть пальцем прикоснутся к ним. Мать Саши распорядилась отправить мать и дочь в самое отдаленное село, распорядилась выдать замуж девушку за самого бедного вдовца, у которого куча детей. Ахлябинины решили отправить девушку с матерью ночью со сторожем Изусимом. А сыну сказали, что его завтра же отец отвезет в Петербург и определит на военную службу. Перед отъездом девушка попросилась у сторожа проститься со своим любимым местом, а сама тем самым временем, просто утопилась. Мать со дна озера услышала голос своей дочери: «Прощай, мама! Не плачьте обо мне-здесь мне лучше будет, чем на свете среди людей: здесь никто не будет мучить меня, я буду здесь вольной свободной русалкой… Вспоминай меня, дорогая!. . Прощай и ты, Зосима! Но с тобой я еще увижусьне раз!» Без памяти упал Саша услышав рассказ сторожа о смерти любимой, и сам Ахлябинин долго сидел задумавшись, как будто что-то недоброе почувствовал для себя. Только одна мать со злобой заявила: «Туда ей и дорога, хамову отродью! Барыней захотела быть-вот и лежи теперь на дне да корми рыб и раков своими прелестями. А старуху надо поскорее отправить в деревню, чтобы своим нытьем не смущала людей, да и не докучала» . Обезумевшая от горя мать прокляла весь род. Помещица любила гулять по своей роще, устала, села отдохнуть на скамейку в отдаленном уголке, на нее набросилась змея, от укуса хозяйка мгновенно ослепла. Когда хозяйка в ужасе металась, натыкалась на деревья и кусты, а из озера вдруг донеслись смех и торжествующий, хорошо знакомый голос утопившейся девушки: «Это твоя смерть пришла в образе змеи, потому что ты была сама змеей. Ты умираешь, только смерть твоя будет долгой и страшной» . На крик прибежали дворовые, люди принесли ее в дом. Змеиный яд уже начал действовать: по телу пошли черные пятна, распухли лицо, руки, ноги, металась, извивалась от боли, дико кричала, но врачи не смогли ее спасти. Похоронили ее и замерла жизнь в барском доме.
• Однажды ночью Зосима сторожил усадьбу и видит, что одна из русалок выходит на берег и направляется к нему со словами: «Не бойся, Зосима, мы тебе никакого зла не сделаем. Ты знаешь я любила Сашу и эту любовь унесла с собой в озеро. Она живет во мне и теперь, хотя я теперь не живой человек, а утопленница, русалка, Только тень той девушки, какой была при жизни. И он любил меня. Готов был навсегда соеденить вместе наши жизни. Скажи ему, что ты видел меня, что я люблю его по прежнему: пусть он, если еще все любит меня, придет в полночь на то место , где мы всегда виделись с ним, я приду к нему, как и раньше. Скажи ему, казак: люблю его и тоскую по нему. » Зосима вызвал Сашу, рассказал о том о чем его просила девушка. Наступила ночь. Все в доме и усадьбе уснули. Зосима вышел на свой пост. Видит Зосима: от хоровода русалок отделилась та, которая беседовала с ним прошлой ночью. В это самое время погас свет в комнате у Саши, распахнулось окно и из него выпрыгнул Саша И быстро побежал к озеру. Так влюбленные снова встретились. «Я не расстанусь с тобой любимая! Пойдем со мной ты будешь по-прежнему жить у нас в доме, как жила раньше, мы будем мужем и женой… И мать твою сюда привезем. Отец ни в чем не будет спорить со мной» «» Ты забываешь, дорогой мой, любимый, что я теперь не обыкновенная живая девушка, а русалка. . Я не могу жить в доме с живыми людьми. Мой дом теперь это озеро, где мы, русалки, Спим весь день, укачиваемые волнами, и оживаем только в те ночи, когда полная луна своими лучами разбудит на и прогонит сон…» « Но я не могу теперь с тобой расстаться , я не могу жить без тебя. Не будет тебя со мной, не нужна и жизнь мне. » Тогда пойдем со мной в Подводное наше царство. Там мы будем вечно вместе: днем мирно спать на дне озера, а ночью играть и веселиться в лунном свете до самой зари. Русалка приэтих словах обняла юношу, прильнула к нему , окутала своим легким, как туман , прозрачным телом и, шепча слова любви, повела по песчаному берегу к озеру. В это время не спалось и старому Ахлябинину, все злодеяния проходили перед ним. Из своей комнаты он видел озеро и многие женские фигуры тех, кто бросился в озеро. А когда увидел своего сына в объятиях русалки , распахнул окно, хотел закричать, но не смог: ужас сковал его уста, звук замер в горле. . Через минуту его комната наполнилась прозрачными телами русалок, безмолвно и страшно они глядели на него своими глазами, и он от страха мертвый грохнулся об пол. С тех пор запустела усадьба. Никто не хотел ее покупать, даже заходить туда боялись. Заколотили опустевший дом, распустили крепостных в село, а Зосима так и сторожил опустевший дом. Затем устроили там кабак, игорный дом, со временем обезлюдела, опустела роща.
Легенда о Цне • • Давным - давно, это еще до татар было, где сейчас Тамбов раскинулся, лес был. На том месте, где Тамбов построен, мордвин жил по имени Урлап, потому это место получило название Урлапова городища. У него была жена и дочь. А дочку звали Цна. Хозяин был охотник, пчеловод, а жена - ведунья, то есть, колдовством занималась, зла никому не делала, а наоборот от разных болезней лечила. Дочь в красавицу - девушку превратилась, повзрослела, а отец умер. Остались мать и дочь одни. Прищло умирать время и матери, но как в народе говорят, смерть не может взять колдунью, если она свое дело не передаст кому, мать позвала свою дочку и передала ей все. Хорошая слава шла среди людей о Цне. Людей она лечила от разных болезней, много других чудес совершала. Тосковала девушка по любви и ласке. Судьба словно услышала ее печаль. Неподалеку жил молодой человек, охотник Сампор. Однажды, во время охоты отбился он от друзей и попал в лесную глухомань. Там было жилище царя зверей - огромного медведя. Не мог молодой охотник одолеть медведя , Выбил он из рук Сампора рогатину и большой ножь, подмял под себя и изломал своему врагу кости. Товарищи нашли его и привели лечиться к молодой волшебнице Цне. В сердцах Сампора и Цны загорелась страшная любовь, а когда поправился молодой охотник , стали они мужем и женой.
• • • Сделавшись женой Сампора, Цна переселилась в его дом. Покосился, сгнил домик Цны. Остались только могилки родителей. Однажды вернувшись с охоты муж рассказал Цне, Что далеко за лесом, где начинаются степи, встретил он войско со скотом, с кибитками, где находились их жены, дети. Это были татары, которые просили найти опытного человека, который их провел бы через лес к селениям русских земледельцев. Цна еще от матери слышала о татарах, которые грабят и убивают русских, мордовское население, жгут все селения, разоряют города, угоняют в плен женщин и юных девушек. Во второй раз ушел на охоту Сампор, а вернувшись, сказал жене, что хочет оказать услугу татарам за большие деньги. Цнв была категорически против этого и сказала мужу: «Если ты проведешь этих неведомых, лютых на кровь людей через лес, то они сделаются хозяевами земли нашей, и никто не сможет удержать их, если они захотят убивать людей мордовской страны и грабить русские селения. Люди, которые привыкли грабить, их никто не остановит, у них нет совести. Лес - наша единственная защита от них, и ты хочешь лишить нас этой защиты из – за богатства, которое нам совсем не нужно. » Долго уговаривала Цна своего мужа не проводить татар через болота и леса родного края, но не послушался ее муж. Долго думала Цна, что делать. , можно было силой волшебных чар погубить мужа, но этого она сделать не могла, так как сильно его любила. Пошла она на могилу матери, посоветоваться, мать ей ответила: «Зачем ты, дочка, потревожила мой покой? Я научила тебя волшебству, разве оно бессильно, что ты вызываешь меня? « Она рассказала призраку о беде. «Скажи, мать, что я должна сделать, чтобы отвести беду от родины? » того она сделать не могла, так как сильно его любила. • • • - А ты наведи слепоту на Сампора и его друзей, и они погибнут в лесных болотах, не найдут дорог. Ты знаешь как это сделать - ослепить изменников. Делай это скорее. - Нет , мать! Я не хочу губить Сампора: он любит меня и, кроме любви и ласки, я от него ничего не видела. Он в первый раз не согласился со мной, но любовь его во мне жива, лишь жажда богатства погубила его. Надо остановить и погубить ни его, а татар. Мать ответила: « Я не знаю таких, которые могут погубить целый народ. Но там в татарском стане найдутся волшебники, которые сокрушат наши чары. Остается только погубит Сампора и его товарищей» Цна ответила: « Нет, я этого сделать не могу. » И из глаз Цны закапали слезы. -- Так плачь и дальше, моя дочь, истеки потоком слез и превратись в речку: вечно живая, ты потечешь среди этих мест, где ты жила и будешь поить землю и людей нашей родины, но не будешь причастна к тому злу, которое Сампор принесет своей изменой. Возвратясь домой к жилищу Сампора, Цна заплакала зачарованными слезами. И силой волшебства женщина Цна расстаяла в слезах и превратилась в светлый источник, из которого побежал тихий ручеек, ручеек превратился в реку, которая побежала могучим потоком среди лесов и степей. Но веяло печалью и тоской от той светлой реки и невесел был шум ее волн. : рожденная слезами, она несла в своих водах неутешное горе женщины, страдавшей и за себя , и за Родину. Светлым, грустным потоком протекла она и у того места, где стоял дом Сампора, где жила она счастливой женой, разлилась ручьями на несколько рукавов, широко охватив своими водами лесные низины и луга, там. Где проходили тайные лесные дороги, по которым мог провести врагов. Так началась наша река: женщина – Цна превратилась в речку Цну.
Почему река Цна называется Цной? • • Сампор выполнил свою измену: провел татар через лес, вывел в степь недалеко отсюда, где находится село Кузьмина Гать. Татары по его указанию намостили из хвороста, земли и пасека там, где Цна разлившись по луговым низинам, пересекла им дорогу на Русь. С той поры это место так и стали называть «Гать» , а когда здесь появилось село прибавилось «Кузьминка» . Сампор вернувшись от татар с большой наградой, не нашел дома жены, увидел светлую тихую речку и вдруг в разговоре речных волн он услышал голос жены. Цна ему говорила слова любви и упрекала его за то, что он богатство поставил выше любви к ней и к Родине. Тогда понял чего он лишился. В отчаянии бросился в волны Цны, стремясь хоть после смерти быть вместе с любимой. С той поры место, где жил Сампор, и где покончил с собой, назвали его именем, так стал называться и поселок, который там появился, а затем превратившийся в большое село.
Княжеская могила. • Вблизи Тамбова, за речкой Студенкой, есть несколько пещер, где добывали камень – известняк. Здесь по грудой камней в пещере заживо похоронен изменник – князь, владевший этим краем и изменивший своему народу в то страшное время, когда Батый привел татар на Русь. Ужаснулись люди, когда узнали о предательстве князя, увидев его связанного веревками, затем замурованного заживо в пещере. Он был проклят своим народом и родной матерью. И с той поры из под камней каждую ночь слышится лязг костей, отчаянье, стоны. Так рассказывает легенда о страшном наказании, постигшем предателя.
Монголо-татарское иго на Тамбовской земле (Легенда об Экстали) • • Трагическая история русской женщины, превратившейся из пленницы в любимую жену Хана Батыя – мать наследника власти и царства, а потом погибшей вместе с сыном из-за великой любви к родной русской земле, сказание о ней идет по всей Тамбовщине. Александра Петровна Петроважительница с. Эксталь , рассказала эту легенду. Батый покорял все народы и страны, а когда дошел до Руси, встретил сопротивление нашего русского народа. Татары по приказу Батыя жгли, резали, рубили людей русских, не щадили никого. Шли татары со своими стадами, кибитками, женами и детьми. Из всех жен самой красивой и главной была Эксталь. От нее у Батыя было два сына и девочка. Старший из детей мальчик-9 лет, красивый, умный, был так любим отцом, что он его назначил своим наследником. Мать его - Эксталь была родом русская. Давным-давно, в первый свой поход, маленькая девочка вместе с матерью были захвачены в плен. Подрастала Эксталь и превратилась из девочки в красавицу -_девушку. За красоту дивную, за ум ясный и дивные повадки девичьи приглянулась она хану. Взял ее замуж и сильно полюбил, милей всех она ему стала. Со временем стала забывать Эксталь свое имя, что ее звали не Эксталь, а Аксюта. Только молитвы шептала она русские про себя в трудные минуты. Так в воспоминаниях и душевных муках доехала Эксталь до своей Тамбовской области. Теперь снова она почувствовала себя простой русской девушкой, ей очень хотелось помочь своему народу, как это сделать она не знала. Однажды она в ночной тишине услышала тихую русскую песню, которую ей когда-то пела мать. Эксталь увидела, что молодая девушка сидела у костра, привязанная веревкой к татарской телеге. Эксталь тут же приказала освободить девушку и увела ее к себе. Ночью они долго разговаривали, плакали, вспоминали свою счастливую жизнь в своих селениях и решили , что нет другого выхода, как только просить хана прекратить поход на Русь.
• • Утром ханша дала девушке ханский ярлык, который ей открыл свободную дорогу и волю. А Эксталь, как только наступило утро и Батый позавтракал, кумыса напился, велела сказать ему, что она хочет видеть его. Хан сейчас и же бросил все дела, и просил передать жене, что он ее ждет. Пришла Эксталь к мужу, поклонилась ему в ноги, не поднимая на него глаз до тех пор, пока муж не посадил ее рядом с собой. Жена Хана сказала следующее: «Великий царь выслушай меня без гнева и не откажи в просьбе рабе своей. Ты знаешь, я ведь русская родом, и мне тяжело и больно видеть, как гибнет и заливается кровью родной край, как сабли твоих воинов режут и рубят моих братьев и сестер. А еще мне тяжелее мне от мысли, что причиной всего является мой муж, отец моих детей, в которых есть русская кровь. Пощади Русь. Зачем тебе ити бедные деревни, тебе повелителю множества больших и богатых стран, обильных золотом, тканями и скотом? Пощади Русь! Пощади страну отцов моих! Вели повернуть боевых коней обратно, на восток, в свои степи!» Грозный хан стал сдаваться и готов был уже повернуть назад, но решил пригласить своего начальника и посоветоваться с ним. Все войско прокричало боевой клич. Подвели хану боевого коня, он сел на него и поехал в голову своего войска, на свое обычное место, где была вся его свита. Когда он обернулся, чтобы дать знак двигаться вперед на свой кровавый путь, вдруг почувствовал, что кто-то подбежал и схватил за повод коня. Посмотрел хан и удивился - это была его жена держит за повод коня, и лицо ее все в слезах, а с другой стороны его сын тоже тянется своими ручонками к конским поводьям.
Почему село Эксталь называется так? • • Нахмурился хан: «Что тебе нужно, женщина? Зачем схватила за повод моего коня? » И зачем мальчик здесь? Выпустила повод ханского коня Эксталь, упала на колени на пыльной дороге и, протягивая руки к хану, снова начала молить его не терзать Русь, повернуть войско назаад. А рядом с ней протягивал свои детские ручонки сын ее и тоже молил отца пощадить землю. Смутился Батый, поглядел по сторонам: тысячи глаз смотрели с любопытством на это проишествие; в которых виднелась усмешка, в других - злоба на женщину, ставшую на пути войска. Смущение хана перешло в гнев. Он взмахнул плеткой и тронул коня вперед, крикнув: «Уберите эту безумную и строго смотрите за ней, а мальчика возьмите у нее и держите его отдельно. « Прислужники хана бросились к ней, но Эксталь, словно обезумев в отчаянии, как молния, вскочив с колен, прыгнула к ханскому коню и вновь уцепилась за поводья: «Не пущу!. . Не сметь губить мой край, мою Родину!. . Не дам Русь на смерть! Лучше убейте меня!. . » Так кричала Эксталь, а мальчик в испуге прижался к матери. Батый освирипел как волк, бил коня, но конь не слушался и не трогался с места: перед ним стояла женщина, так часто ласкавшая и кормившая его из своих рук. Конь не решался топтать ее своими копытами. Она продолжала молить хана о милостьи к своей земле и заклинать его своей любовью, сыном – наследником, предлагала взять ее жизнь, предать ее самым лютым мукам, но не губить Русь. Когда попытались оттащить Эксталь, конь вступился за нее: кусал зубами и бил копытами тех, кто хватал ее. Обозлился хан на упорное непокорство жены и ударил ее плетью и раз идва, ударил по лицу, оно окрасилось кровью, просек одежду на плечах, на груди, здесь брызнула кровь. Затрясся мальчик видя как избивают мать, схватил ручонками стремя и ногу отца, но отец отбросил его и продолжал бить плетью мать. Не стерпело сердце мальчика материнских мук, выхватил из ножен висевший у него на поясе детский кинжал и ударил им в ногу отца. Ахнули все кругом, схватили ребенка и вырвали у него кинжал. Обезумевшая мать замолкла, выпустила поводья, ее схватили и оттащили в сторону. .
• • Батый, вне себя от гнева, не обращая внимания на рану, слез с коня и, глядя на жену и сына, сказал: «Русская кровь - безумная, непокорная кровь. Нельзя терпеть больше в татарском стане тех, в ком есть хоть капля ее » . И приказал тут же, на своих глазах, заколоть и мать, и сына кинжалом, а остальных двух детей Экстали связать и бросить здесь, в пустой степи. И убили татары, и мать, и сына, заколов их кинжалами. Истекая кровью, прижимала к себе безжизненное тело сына, Эксталь и продолжала шептать едва слышным голосом мольбы о пощаде родной земли. А когда свет начал меркнуть в ее глазах, она громко вскрикнула: «Я снова русская и иду на вечный покой в родную землю. И сын мой со мной…А тех двоих не оставит Русь!» Умерла Эксталь. Тут же была выкопана могила, куда положили тела матери и сына, а над ними по татарскому обычаю, насыпали высокий курган. А когда все было кончено, татары двинулись вперед, неся смерть и муки русскому народу, и впереди них - хан Батый со своей свитой. И все стало пусто кругом. На вершине того могильного кургана, под которым лежали тела убитых матери и сына, сидели двое детей, связанных по рукам и ногам: мальчик и девочка. Тесно прижавшись друг к другу, они глядели испуганными глазами на татарское войско, уходящее в степную даль. А когда все скрылось в дали и замолкли звуки уходящей татарской музыки, из недалекого оврага, из камышей, росших по дну его, вышла девушка, взошла на могильный холм, развязала детей и обняла их. Дети, плача, прижались к ней, а потом ушли вместе со своей новой матерью, ушли жить новой, русской жизнью.
История Святого озера.
• • Легенда сохранила воспоминание о том, что первоначальными поселенцами в Тамбовском Диком поле были беглые, разбойники и разные гонимые законом люди, ушедшие из Московского царства. Предания говорят, чтона месте Тамбова был разбойничий поселок и назывался он «Кудеярово городище» по имени разбойничьего атамана Кудеяра В семи километрах от города находилась военная часть, бывший Трегуляевский монастырь, основанный будто бы тремя раскаявшимися разбойничьими атаманами, гулявшими со своими шайками на проходившей мимо Астраханской торговой дороге. В Трегуляевском монастыре еще в конце 19 века показывали огромный пень того дуба, над которым трудился, срезая своим разбойничьим ножом, один из бывших атаманов, потом живший в нем в качестве монаха и замаливавший свои злодеяния. Давным давно это было, когда еще города не было, лишь шумел вековой лес, да протекал светлый ручей, а по берегам разбойничий поселок был. Жены и детишки были у разбойников. Однажды разбойники на добычу вышли, увидели , что по дороге плетется старенький человек, оказался он батюшкой, присел перекусить он, не испугался он молодцев, а рассказал о том, что идет он искать своих двух сыновей, которые вроде бы ушли в Москву и пропали без вести, дочь тоже вышла замуж и уехала. А один человек зашел к священнику в дом и передал поклон ему от сыновей и дочки и сказал о том, что они живут в стороне лесной , а ему запретил их искать. Затосковал батюшка по своим детям и решил перед смертью с ними проститься. А когда старик сказал как зовут его сыновей и дочку атаманы затылки стали почесывать, так как атаманом у них в шайке был его сын Тимофей, а Брат его Леонтий есаулом был, а муж их сестры Марьи тоже разбойником был. Сказали ему об этом разбойники и повели старика к детям. Увидел старик поселок и перекрестился, добрел до цели, нашел покой. Видит избы добротные стоят, в самый богатый дом его повели разбойники, за столом старший сын сидел, жена у печки возится, детишки играют. Пришли и остальные дети всем семейством. Угощали всем батюшку, он сам не верил, что дети в таком благополучии живут. Замечал отец, что мужчины куда-то исчезали, не их день, два, а потом понавезут всего: платьев, материй, еды, вина и пируют, а затем за огороды, пахоту принимаются. Както мужики уехали, а батюшка с женщинами разговорился и узнал. Что дети некрещеные, а в могилках лежат неотпетые. Загоревал священник, а тут как раз сыновья вернулись. А в одном тюке все принадлежности для него. Тут и часовенку ему сыновья срубили. И стал он свое священнеческое дело править , детишек всех окрестил, умерших отпел. А потом начал службу вести в часовне, все жители были довольны, что все у них стало как у людей. Однажды разбойники торговый караван захватили , а там оказались мать и дочь, которые ехали в Астрахань, где жил старухин сын. Разбойники не обидели женщин, а привели их в свой поселок переночевать и обещали им дать кучера, который их проводит до места. Страшно им было , но пришли они в разбойничий поселок и у самого атамана остались ночевать. А на следующий день праздник был большой и жена атамана пригласила их в церковь, гости согласились и пошли в часовню, увидели, что действительно служба идет и священник старенький проводит службу и решили гости со священником после службы поговорить: «Как же ты священник в среди разбойников живешь и службу божию им проводишь? Ведь они убийцы, окаянные « и рассказали батюшке всю горькую правду о его сыновьях. Старик весь затрясся, побледнел, застонал, а когда пришел в себя, слезы полились у него из глаз. Упал он перед иконами, плачет и молится, а потом сказал женщинам: «Хоть и плохую весть вы мне сказали, но спасибо за правду, без вас я, может быть и до смерти не узнал бы правды. А теперь идите и никому не говорите о нашем разговоре, а завтра чуть свет уезжайте. » Гости ушли, а священник всю ночь молился в часовне и плакал и Бога просил научить, что делать дальше. Что там было никто не знает, только утром, когда народ шел на службу, , вдруг увидели, что часовни нет, а на мете ее озеро небольшое колышется. В страхе обступили его люди и слышат со дна странные звуки, словно кто-то молится и плачет. Узнали голос старого священника и в необыкновенном страхе побежали от озера. А оно волнуется, поднимается, словно буря надвинулась. Вдруг ударил гром, молнии стали бить в дома разбойничьи. Люди поняли, что настал страшный час гнева Божия. А озеро все растет и растет, вода разливаясь и бурля, заливает деревню, под которой будто опускается земля. Прошел час , и на месте поселка колыхалось большое озеро. А со дна доносился слабый стариковский голос. Это было накануне праздника Преображения. И с той поры если на рассвете или вечерней заре глянешь в озеро то увидишь и часовеньку и людей вокруг нее и слышишь голос батюшки, а вокруг него разбойники отмаливают свои грехи. А в народе говорят, что в ночь перед Преображением часовенка с народом выходит из озера на свет Божий, а батющка благословляет живущих в городе людей. Вот такова история Святого озера.
Легенда о спасении Тамбовскими мужиками царя Ивана Грозного. • • Легенда о спасении царя Ивана Грозного тамбовскими мужиками от смерти в лесном пожаре, зажженном враждебными татарами известна по всей области. Текст легенды записан в 1917 году в селе Тулиновка со слов М. П. Широкова, столяра по профессии, уроженца и жителя этого села. Был такой случай, когда царь Иван Грозный Казань – город брал, татар смирял, чтобы они русских людей не грабили и не убивали, на русскую землю набегов не делали. Чтобы смирно сидели, хлебушек свой сеяли, а на чужое добро не зарились. Девять раз подступали русские под стены Казани и все девять приступов татары отбивали. Видит царь, что у него мало воинов остается и решил он ехать за подмогой. Об этом татары узнали и стали баломутить народ, что царь едет все селения грабить, и что выход у всех один - это поджигать деревни и самим уходить прочь и идут по следам за царем, Так лесные пожары и загнали царя на Тамбовскую землю. Царь стал у же молиться, так как пришел смертный час, все дороги перекрыты огнем, окружил и царя , и его людей. И вдруг в самый последний момент раздался звон государь догадался, что кто-то указывает путь им ко спасению. Проскочив пламя царь и его люди оказались на полянке, где находился поселок. Мужики и рассказали как они узнали обеде государя и спасали его всю дорогу, только подойти близко не могли из-за преследования татар. Решил тогда звонить, на звон-то и вышел царь , таким образом и был спасен он от смерти. Царь щедро хотел наградить мужиков, но они ничего не взяли. Тогда царь дал им свой портрет, чтобы в случае нужды, мужики прямо в Кремль к нему ехали, прямо во дворец. Портрет стал пропуском нашим мужикам. Царь дал каждому мужику по серебряному целковому со своим изображением и перстнем своим печать положил. А на месте их деревни дал приказ построить город и назвать его Тамбовом. , но обстоятельства сложились так, что только при другом царе была исполнена воля Ивана Грозного.
О царе Иване Грозном и нищей братии • • • • На Красной площади людей видимо - невидимо, Собирались тут купцы, люди торговые, Люди торговые, богатеи темные; Собирались тут люди работные, Тут и медники, оружейники и седельники, Тут и плотники, кузнецы и сапожники; Приходили сюда и нища братия_ В лохмотьях сироты боговы, Что на папертях грошики вымаливают, По дворам кусочки выпрашивают. И шумит народушка волнуется, Про царя Ивана речи гуторит, Про его труды боевые великие, Про Казань – город и царство татарское, Что на меч и копье царем
• • • А с боярами я сам управлюся: Отрублю им головы мятежные, А дома их богатые, затейные, Вам отдам нища братия бездомная, И добришко все боярское богатое. Живите в тех хоромах боярских, На морозе лютом не знобитеся, На ветру грошей на папертях не вымаливайте. Отрубили боярам мятежные буйные головы. А в хоромы боярские вошла нища братия. Поселилась там и стала житьпоживать, Ивана Грозного прославляючи.
Легенда о Петре 1 • Петр 1 был могучий царь, настоящий русский император. Телом силен, велик и жилист был, сам корабли вместе с простыми людьми строил. Боялись его потому что грозен был: за неправду, воровство или лень наказывал строго, палка в его руках по ворам ходила, кто бы то не был боярин, князь, вельможа или воевода. Приехал он как-то в Тамбов в те годы был крепостью. Крепость стала ветшать, воеводы сидели в ней нерадивые, ленивые, вороватые. Деньги, что казной отпускались на крепость воеводы себе в карман клали. Башни у крепости покосились, бревна повыпадывали. Словом крепость превратилась в гнилушку. Стрельцы, что при крепости жили и сторожевую службу несли, были недовольны. Царь Петр несколько лет назад за буйство выслал их из Москвы В Тамбов. Просились они в Москву, а царь и слушать их не хотел, вот и злобились они на царя, а пуще того стрельчихи, их жены, и мужей своих подзуживали против царя идти, чтобы снова в Москву вернуться. А возле Тамбова в нашей Покровской и Донской слободе жили казаки, Тоже к крепости приписаны были. Когда нужно военную службу несли, а так больше на полях и огородах работали: пахали сажали, косили, а жалованье им царево шло. А царя Петра знали, вместе с ним воевали против турок. Как приехал царь Петр казаки его за городом ждали, хлеб-соль поднесли, поклонились ему до земли. Стрельцы у стен построились, смотрят волками и царя привечать не хотят. Стал царь башни крепостные осматривать и ужаснулся, все сгнило. Разгневался государь, сгреб воеводу, да дубинкой его оходил, посадил всех тамбовских начальников под арест, чтоб их судить, а потом и казнить всю воровскую ораву. У воеводы тамбовского жена была баба хитрющая, пронырливая, бой-баба. Созвала она вечером всех жен стрельцов, начальников тамбовских, которых под арест упрятали.
• Решили разом начальников спасти, царя убить, стрельцов заодно в Москву вернуть. И задумали они утром со всех сторон палить в царя из разных концов, авось какая-нибудь пуля в него и попадет. Только не заметили бабы с воеводихой, что разговор их подслушала стряпуха воеводская Марковна, которая жила в нашем селе, т. е. в Покровской слободе. Она была вдовая казачка, очень бедно жила вместе со своей дочерью и двумя внучатами: мальчиком и девочкой-подростком в малюсенькой хатенке. Мужья у Марковны и ее дочери были убиты татарами, когда русские вместе с Петром Азов-крепость брали. Остались горемычные вдовы с ребятишками. От своей горемычной жизни и пошла Марковна в стряпухи к воеводе в дом. Как она услышала сговор, чуть в обморок от жалости к Петру не упала. Дождалась она, когда все разойдутся, закрылась в чуланчике, а на рассвете к себе в Покровскую слободу побежала к своим казакам. Прибежала в хату , разбудила всех своих и велела им сейчас же на село идти, казаков всех поднимать и к ней бежать в дом. Все разом поднялись , прибежали к ней в дом. Марковна им все объяснила какой сговор воеводихой и стрелецкими женами учинен, как они собираются стрельцов направить царя убить. Как услыхали казаки и решили: « Не давать царя убивать, сейчас же над ним охрану взять, от беды его упасти, а стрельцов схватить, оружие у них отобрать, а самих под караул посадить до царского суда, вместе с злодейками женами. А коли сопротивляться будут, так и прикончить их. » Казаков было много, человек за триста, а стрельцов и сотни не было. Вооружились казаки и мигом в город побежали, тихонько без шума, у дома, где квартира Петра 1 была, караульных стрельцов сняли, а сами вместо них в караул стали, чтобы Петру было безопасно. Сняли без шума все посты , стрельцов связали и в тюрьму запихнули, а затем и воеводиху и стрельчих, на которых Марковна указала, всех похватали и под замок заперли. А царь спокойно спал и не видел, что творилось. Проснулся Петр ранехонько, вышел на крыльцо и удивился: вчера стрельцы у крыльца дежурили, а теперь казаков видимоневидимо, ружья у них в руках на изготовку взяты, а иные на конях верхом дозор несут. Рассказали все казаки царю. Марковна тут подоспела, поклонилась до земли, все и выложила царю. Царь все это как услышал, с лица переменился: «Уж не чаял, я не гадал, что тут смерть ко мне шла, а, ты бабушка, отвела ее от меня. Спасибо тебе, старая! Спасибо и вам, братцы-казаки! Век не забуду вашей услуги, награжу я вас по-царски. »
• • • Подошел он к Марковне, обнял старую, поцеловал и говорит: «Поедем ко мне в Москву, заместо матери мне будешь, во дворце будешь жить, в богатстве да в почете. А вам, казаки, мои верные, всем дарю всем по сто червонцев каждому золотыми деньгами, а земли берите, кто сколько запахать может, и налогов и податей ни каких платить не будете. А какая нужда будет у кого из вас, езжайте прямо ко мне и во дворец идите смело. Прикажу тамбовских казаков пропускать без задержки. «Поклонились царю казаки, поблагодарили за награду, а Марковна царю в ноги бухнулась: «Батюшка-свет, Петр Лексеич! Спасибо тебе за милость великую, что матерью меня своей назвал, старую да убогую. Честь-то мне великая, самая большая, что под солнцем можно сыскать. А что в Москву ехать и во дворце жить-то уволь, батюшка! Куда мне? Не привычна я к богатому-то житию, к избенке да к землишке привыкла, к степи вольной да к лесу зеленому. А во дворце без дела жить, сладко питьесть не с руки мне, рабочей бабе. Не гневись, батюшка на старуху глупую!» Подивился Петр Марковне, что корысти в ней никакой нет, засмеялся и обнял ее. - Ладно!- говорит. - Как ты хочешь, так и будет, перечить тебе не могу, потому что матерью тебя назвал. Живи тут, где жила, только дом тебе другой предоставляю: бери воеводин дом со всем добром, что в нем есть, и живи в нем со всем своим семейством. А на прокорм вот и тебе сотня червонцев золотых. И каждый год приезжай ко мне. Особый пропуск тебе мной будет дан. Гостить у меня будешь. А воеводу и воеводиху присудили на виселицу вздернуть, а стрельцов со стрельчихами в Сибирь угнать на вечное поселение. Тут же Петр воеводой тамбовским казачьего голову поставил, а сам, одаривший казаков и Марковну, как обещал, собрался и уехал. Хорошо жили потом тамбовские казаки: земли сколько хочешь, податей никаких нет, деньги царевы у каждого припрятаны про запас, на нужду какую; да и к царю кое-когда наезжали с нуждишкой или просбишкой. И Марковна с дочерью и внуками в довольстве и почете жила, всего у нее было вдоволь. Только барыней она не сделалась: в работе как жила, так и продолжала жить и внуков к труду приучала. И к царю каждое лето, как было говорено, ездила гостить - почет ей там был от всего царева семейства. Рассказ-легенду о Петре 1 , о его приезде в Тамбов, О покушении на него со стороны стрельцов и о спасении его казачкой Марковной и казаками Покрово- Пригородной слободы, т. е. Нашего села, автор слышал от торговца, которого все базарники называли дяденькой, фамилия его была Мандрыкин умер в 1915 году, а два года спустя умерла и жена его. Очень отрадно, что именно жители нашего села спасли великого царя Петра 1 и такая интересная легенда о нашем селе написана Сохранским Александром Васильевичем и включена в эту уникальную книгу.
Легенда о Коменданте и Красном озере • Злой и жестокий комендант Булдаков управлял Тамбовом в 8090 гг 18 века и оставил чрезвычайно мрачную память о своей жестокости и кровожадности, жертвой которой явилась и его жена. Усадьба его долгие годы обходилась стороной, по ночам боялись проходить мимо нее, уверяя, что там появлялись призраки. Легенда эта была известна особенно жителям южной части города. На территории усадьбы коменданта сейчас находится Тамбовский кардиологический санаторий. Комендантский остров был срыт в 1970 году. Чтобы никто не мешал мучить ему людей, построил комендант за городом дом, окруженный большим садом. В саду за каменной стеной вырыл комендант подземную тюрьму, туда он спускался каждую ночь и истязал людей, люди страшно кричали, что доставляло большое удовольствие зверю-человеку. Дошло до того, что за какую-то провинность свою жену он подвесил на цепь и издевался до тех пор пока не умерла. Окровавленные и истерзанные тела слуга выбрасывал в озеро, повесив предварительно камень на шею тем несчастным, чтобы они не всплывали. Вода в том озере приобретала красный цвет. От того местные рыбаки прозвали то озеро «Красным» . Говорили, что по ночам оживают покойники, и с озера неслись вопли и проклятия замученных комендантом людей. Шли годы, состарился комендант, близко смерть, а грозные призраки являются ему. Послалд он своего слугу найти колдуна, который может старых людей в молодых превращать и смерть от них отгонять. Нашел слуга того человека, который пообещал дать ему живую и мертвую воду за что попросил пуд золота и пуд серебра. Все выполнил слуга и получи от старика две бутылочки с водой
• Слуга все принес своему хозяину исполнил, то, что ему сказал старый колдун, бросил мешок с телом в озеро, сразу же поднялась буря. Мертвые и убитые комендантом люди терзали тело страшного мертвеца. К утру буря улеглась, а на месте омута высился небольшой низкий остров. Люди зовут его проклятым. , потому что под ним лежит страшный человек. Было это в ночь на 28 июля. В народе есть поверье, что всегда в эту ночь бывают страшная буря и гроза. Молнии бьют в этот остров. В голосе бури слышится вой и хохот тех, кого замучил злой комендант. А слуга в эту ночь исчез. Мертвую и живую воду он отдал обратно старику. , тот похвалил его за сообразительность и ум: долгая жизнь нужна тем, кто живет для добра и счастья человеческого, а не злым и кровожадным тиранам. Вот почему остров называется «Проклятым» , а озеро «Красным» , улицы – «Комендантскими» .
• Тамбовская поэтесса Л. А. Перцева читает свои стихи.
Библиотекарь школы читает свои стихи, посвященные ветеранам ВОВ и православию.
Легенды Тамбовского края.ppt