Замятин Евгений Иванович.ppt
- Количество слайдов: 42
Замятин Евгений Иванович 1884(Лебедянь) – 1937(Париж) • Родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии • 1902 г. – окончил Воронежскую гимназию • 1908 г. – окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института
Проза 1910 -х годов • • Повесть «Уездное» (1912) Повесть «На куличках» (1914) Повесть «Алатырь» (1915) Сборник повестей и рассказов (1916 г. ) 1916 г. – командировка в Англию Повесть «Островитяне» (1917) 1917 г. – возвращение в Россию
Отношение к революции • Студентом вступил в РСДРП(б) • Несколько раз высылался из столицы в Лебедянь, Кемь под надзор полиции • 1917 г. – принял революцию • 1921 г. – создал литературную группу «Серапионовы братья» • 1929 г. – не печатают в СССР, репутация «внутреннего эмигранта» • 1931 г. – уезжает из СССР после письма к Сталину
Литературно-эстетическая позиция Е. Замятина • Статья «Завтра» (1919): «Мир жив только еретиками: еретик Христос. Еретик Коперник, еретик Толстой. Наш символ веры – ересь: завтра – непременно ересь для сегодня…Мы пережили эпоху подавления масс; мы переживаем эпоху подавления личности во имя масс; завтра принесёт освобождение личности во имя человека. »
Статья «Я боюсь» (1921) • «Но не ошибка ли, что институт придворных поэтов мы сохраняем не менее заботливо, чем золочёные кресла? » • «А мы – своих «юрких авторов, знающих когда надеть красный колпак и когда скинуть» , когда петь сретение царя и когда молот и серп, - мы их преподносим народу как литературу, достойную революции» • «Наиюрчайшими оказались футуристы…»
«Я боюсь» (1921) • «Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правоверным, должен быть сегодня полезным, не может хлестать всех, как Свифт, не может улыбаться над всем, как Анатоль Франс, тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, газетная, которую читают сегодня и в которую завтра завёртывают глиняное мыло» .
«Я боюсь» (1921 г. ) • «Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима эта болезнь – я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое» .
Статья «Новая русская проза» (1923 г. ) • «Несмотря на создание специальных инкубаторов, никакой пролетарской литературы высидеть не удалось…» • «…новые маяки стоят перед новой литературой: от быта – к бытию, от физики – к философии, от анализа – к синтезу» • «и сейчас – новое, третье, синтез, где будет одновременно и микроскоп реализма, и телескопические, уводящие к бесконечности, стёкла символизма»
Своеобразие Е. Замятина • Создание антижанров: антижитие, антиутопия • Сохраняется форма пражанра. Но жанровое содержание противоположно • Утопия описывает будущее лучшее государственное устройство • Антиутопия описывает утопический мир изнутри, через чувства его единичного обитателя, претерпевающего на себе законы «лучшего» мира. Герой антиутопии вступает в конфликт с общественными установками, понимая, что необходимо возродить утраченное.
Повесть - антижитие «Уездное» • История жизни грешника • Антигерой Анфим Барыба нарушает моральные ветхозаветные заповеди • Евангельская притча о блудном сыне вывернута на изнанку: отец, узнав о предательстве друга за мундир урядника, проклинает сына
Вторая книга Моисеева Исход. Глава 20, 2 -17 • Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. • Не убий. • Не прелюбы сотвори. • Не укради. • Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна.
Гоголевские традиции в повести «Уездное» • Гоголевский мотив «омертвения» душ, загубленных душевных возможностей • Гоголевский приём портрета-маски: Барыба – лицо - «утюг» , составлен из «топорных углов» , как Собакевич, в финале напоминает «нелепую каменную курганную бабу» • «Не без его (Гоголя) влияния склонность к гротеску, синтез фантастики и реальности» (Е. И. Замятин).
Повесть «На куличках» (1914) • Полемика с повестью А. Куприна «Поединок» , продолжает тему разложения в армии • Офицер Ромашов ( «Поединок» ) гибнет на дуэли, но главный поединок выиграл: совершает личностные поступки, рост «я» . • Офицер Андрей Половец засасывается безликим гарнизонным миром. Путь героя к человеку массы, толпы
Повесть «Алатырь» (1915) • Князь-почтмейстер Вадбольский хочет обучить алатырцев искусственному языку эсперанто: «В стаде – разве поразному блеют? А мы – кто покаковскому, всяк по-своему. Отсюда и война, и всякая такая дрянь, а ежели бы как стадо… На одном на великом языке эсперанте весь мир – то настала бы жизнь прекрасная и всеобщая любовь» .
«Алатырь» • Местный поэт-графоман Костя Едыткин прозревает, что Вадбольский – распространитель дьявольской идеи всеобщей унификации жизни, идеи всеобщего счастья на земле: «Всех погубил, всех опутал князь мира» . • Финал: Костю ведут в острог. «Мы» уничтожает носителя личностного сознания.
Повесть «Островитяне» • Гротескное разоблачение рационализированной западной цивилизации • «Регулярный англичанин» викарий Дьюли (с англ. «должный» ) пытается внедрить в жизнь общее часовое расписание, пишет «Завет принудительного спасения» • Английский парламент обсуждает билль «О единой форме и размере носов»
Сатирические сказки Е. Замятина «Большим детям сказки» • «Сказки про Фиту» (1917 г. ) – губернатор Фита внедряет в жизнь социально-политическую модель «казарменного рая» для народа. Всеобщая унификация губит самого Фиту. • Фита профанирует революционный лозунг: «Свобода, равенство, братство» .
«Сказки про Фиту» • Правление Фиты - насилие, где тоталитарный режим прикрывается понятиями всеобщего блага. • Равенство сведено к нивелированию и уравниванию всех и вся. • Город Фиты – это пейзаж Угрюм. Бурчеева: «пустыня, посреди стоит острог, сверху вместо неба нависла серая солдатская шинель» .
Традиции «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина • Фита – Угрюм-Бурчеев: «истребляют» соборы и учреждают «прямоезжие дороги и бараки» , осознают себя «благодетелями человечества» . • «Скончание» Фиты ( «таял как надувной американский чёрт» ) – исчезновение Угрюм-Бурчеева ( «Моментально исчез, словно растаял в воздухе» )
Роман «Мы» (1921 г. ) • 1924 г. – на английском языке в Нью. Йорке • 1952 г. – на русском языке в Нью-Йорке • 1988 г. - опубликован в СССР в журнале «Знамя»
Влияние на английскую и американскую антиутопию • Олдос Хаксли «О, дивный новый мир» • Джордж Оруэлл « 1984» • Рей Бредбери « 451 градус по Фаренгейту» и др.
Проблематика романа «Мы» • Е. Замятин (1932 г. ): «роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – всё равно какого» . • Дж. Оруэлл: «Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация» .
Жанр романа «Мы» • Роман-пародия, в гротескной форме изображающий технократическую цивилизацию. • Роман-исследование нового коммунистического мировоззрения. • Метароман, роман о создании романа • Социально-философский роман • Философско-гносеологический роман
Система персонажей романа «Мы» • Герои с унифицированным сознанием (Ю) • Герои с личностным, персонализированным сознанием (I 330) • Герои с родовым, традиционным сознанием (О - 90) • Герои с раздвоенным сознанием: Д – 503, R – 13, S - 4711
Рациональные принципы жизни Единого Государства • Тотальное насильственное огосударствление личности. Смысл жизни «номера» выполнение государственной работы. • Тотальный распорядок дня (Часовая скрижаль). • Тотальный контроль (Бюро хранителей, казни усомнившихся). • Утилитарное бездуховное существование, где нет слова «душа» , любовь – секс.
Утилитарное искусство ЕГ • Музыкальные марши пишут машины. Музыка Скрябина не нужна. • Литературу социального заказа создаёт Институт Государственных поэтов и писателей. • Поэзия – «государственная служба» , назначение – «полезность» государству.
Литература ЕГ • • «Ежедневные оды Благодетелю» Трагедия «Опоздавший на работу» «Стансы о половой гигиене» «Цветы Судебных приговоров»
Е. Замятин Лекции по технике худож. прозы • «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе – вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы. Я далёк от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определённое смысловое или цветовое значение. Но Р ясно говорит мне о чём-то громком, ярком, красном, горячем, быстром» .
Лекции по технике художественной речи • «Звуки Д и Т – о чём-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, мягком, о матери, о море. С А – связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О – высокое, глубокое, море, лоно. С И – близкое, низкое, стискивающее и т. д. »
Поэтика имён романа «Мы» • • • R - 13 O - 90 S - 4711 I - 330 Д – 503 ( «МЫ» - «Я» ) Ю
Оппозиции персонажей романа • Благодетель • Мужчина • Глава Единого Государства • Внешний облик: квадрат, чугунная рука • Палач • Любой человек – «один из…» • • I-330 Женщина Глава оппозиции Внешний облик: вертикальная линяя, хлыст • Жертва (казнена под Газовым Колоколом) • Каждый человек прежде всего «один»
Два типа сознания • Запись 22: «Мы идём – одно миллионноголовое тело. Вот я – сейчас в ногу со всеми…» . • Запись 27 (выход за Зелёную стену): «Я был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей» .
Личностные поступки главного героя романа «Мы» • • Не смеётся над музыкой Скрябина Видит сны Не доносит на I – 330 Нарушает Часовую скрижаль: не спит ночью, не марширует на прогулке • Занимается любовью не по розовому талону • Спасает – 330 в День Единогласия
Е Г – пародия Священной истории • Благодетель – пародия на Бога. Он Губитель (губит, а не дарует жизнь). • Д – 503: «Это с небес нисходил к нам он – новый Иегова на аэро, такой же мудрый и любяще-жестокий как Иегова древних» . • Второзаконие (5 -я книга пророка Моисея). Гл. 20, 16 -18. Приказ Иеговы: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души» , «дабы они не научили вас делать такие же мерзости» , «дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» .
Женские персонажи • I – 330 – пародия на дьявола. Она Искуситель (с точки зрения Благодетеля) и Спаситель • О – 90 – ученица I - 330 • Ю – доносчица, воспитатель на Детсковоспитательном заводе, внушает, что жестокость есть самая высокая любовь, ведёт контроль за перепиской
Коммунистический миф – «перевёрнутый» христианский • Христианский мир • Духовный рай , Царствие Небесное • Скрижали Моисеевы • Пасха • Ангелы – вестники воли Божией • Вера ( «сведение ума в сердце» ) • Семья, мужчина – глава. Его функции: принятие решений, ответственность, защита • Коммунистический • Материальный рай на земле • Часовая скрижаль • День Единогласия • Хранители – сыскные агенты госбезопасности • Разум • Разрушен институт семьи, уравнены отношения между мужчиной и женщиной
Д - 503 • Д – 503 о Хранителе S – 4711: «Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшего неверного шага» . • Д – 503 увидел «четырёхпалый икс» (Крест спасения), но так и не сделал шаг к Голгофе, стал предателем
Игумен Филарет «Конспект по Закону Божию» . Харбин, 1936 г. • «И как велика разница между таким христианским коммунизмом и коммунизмом советским! Один от другого отстоит, как небо от земли. …христианский коммунизм был вполне добровольным. В нём никто не говорил: «Отдай твоё, оно принадлежит нам» , а, наоборот, - христиане сами жертвовали так, что «никто из них ничего из имения своего не называл своим» . Что же касается социалистического коммунизма, то в нём общение имущества является самоцелью…И основа этого коммунизма – не свобода, как в христианском коммунизме, а насилие, не жертвенная любовь, а зависть и ненависть…»
Игумен Филарет (1936 г. ) • «В своей политической пропаганде коммунизм утверждает, что он добивается осуществления свободы, равенства (т. е. справедливости) и братства. …что же касается «братства» , то несомненно, что это слово украдено у христиан, называющих друга «братие» . А у апостола Петра сказано: «Всех почитайте, братство любите» (1 Петра, 2, 17)» .
Игумен Филарет • «Но в практической жизни коммунисты, как известно, слово «брат» сразу заменили словом «товарищ» . И это очень показательно, т. к. товарищами могут быть и соучастники в преступлениях, и члены какой-либо разбойничьей шайки. А о «братстве» , конечно, и говорить не приходиться там, где проповедуется классовая борьба, зависть и ненависть…»
Игумен Филарет (196 г. ) • «Христианство есть религия неба, коммунизм – религия земли. Христианство проповедует любовь ко всем – коммунизм проповедует классовую ненависть и борьбу… Коммунизм – религия сухого, рассудочного практицизма, преследующая цель создания земного «рая» (рая животной сытости и духовного одичания)» .
Финал метаромана «Мы» • М. А. Хатямова (Томск, 2006): «Роман героя «достраивает» и уточняет модернистский миф автора о поиске истинного Слова в эпоху тотальных разрушений. Это слово диалогическое, обращённое к Другому, несущее в себе органическую семантику природно-культурной целостности и направленное на сохранение культурной памяти. Долг художника оказывается выше человеческого долга: Д – 503, потерявший свою личность, бессознательно стремится завершить рукопись» (его ребёнка!).
Замятин Евгений Иванович.ppt