ВВМЛ 6 (11).pptx
- Количество слайдов: 10
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Основные эстетические категории. Историко-литературные системы.
Творческий метод (категория эстетики; соответствует концептуальному уровню произведения ) • - «система основных принципов художественного освоения • • действительности (принцип творческого претворения, принцип эстетической оценки, принцип художественного обобщения). Принципы художественного освоения вырабатываются под влиянием той концепции мира и человека, которая складывается в общественном сознании определённой эпохи» (Н. Л. Лейдерман) - «характеристика литературы как познания (освоения) социальной жизни» (В. Е. Хализев) - «способ отражения действительности» , «принцип типизации действительности» , «принцип развития и сопоставления образов, выражающих идею произведения» , «…самый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности» , «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности» (ЛЭС) ------------------------------------------------------Принципы художественного освоения реализуются в способах построения (жанр) произведения и характере эмоциональной выразительности (стиль)
Жанр как эстетическая категория (уровень внутренней формы произведения) • Жанр – тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира ( «сокращённую Вселенную» ), является носителем определённой эстетической концепции действительности. Жанр - «формула мира» (Н. К. Гей). Каждый жанр существует в определённую эпоху в виде своих типологических разновидностей (лирико-эпический роман, романэпопея, воспитательный роман и т. д. ) • Жанровое содержание (аспекты): тематика, проблематика, эстетический пафос, масштаб охвата изображаемого мира (интенсивность – экстенсивность). • Жанровая форма (система носителей жанра): субъектная организация текста; пространственно-временная организация, основной речевой тон; ассоциативный фон (подтекстные связи между элементами текста, «сверхтекстные» связи между текстом и действительностью).
Стиль как эстетическая категория (уровень внешней формы) • Стиль - система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный, эстетический облик. Раскрывает экспрессивнооценочный смысл (эстетический пафос) произведения. • Носители стиля – эмоционально-интонационные особенности художественной речи; эмоционально-интонационные особенности ритмо-мелодической организации текста.
Литературное направление • Исторически возникающая и существующая в течение определённой эпохи система жанров и стилей, организованная познавательными принципами определённого метода. (Н. Л. Лейдерман) • Совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ; обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно -творческих установок, тематики, жанров, стилей. (ЛЭС) • Например: Литературное направление классицизм. Господствует в Европе (Франция) с 1630 -х по 1710 -е гг. , в России с 1720 -х до 1810 -х гг. Характерные жанры: высокая трагедия и сатирическая комедия, ода и сатира, баня. Основные стилевые тенденции связаны с чётко диффренцерованными стилями (высоким, средним и низким), дидактическим пафосом
Литературное течение • Каждое новое направление отталкивается от своего предшественника, но втягивает в себя его наиболее перспективные художественные открытия. Жанровостилевая система каждого нового направления богаче (сложнее) чем предшествующая. В ней появляются литературные течения. Принципы типологии течений ещё не сложились. Можно предположить, что основные течения в рамках направления представляют собой видоизменённые жанрово-стилевые системы предшествующих направлений, приспособленных к осуществлению познавательных задач нового господствующего метода. (Н. Л. Лейдерман)
Постмодернизм (фр. рostmodernisme – «после модернизма» ) • - тип культуры; эпоха в западной культуре • - творческий метод. • Основные принципы художественного освоения действительности в постмодернизме • - тотальный релятивизм; • -стремление к синтезу (форм интеллектуальной и творческой • • • деятельности, жанров, стилей и пр. ); - интертекстуальность; - травестирование традиций (ироническое переосмысление); - игра; - открытая демонстрация фиктивности, «сделанности» , художественного произведения (метапрозаизм, саморефлексия); - попытки совместить (заменить) реальное и виртуальное (художественное) в едином контексте. «Мир есть текст»
Историко-литературные системы • Характеризуют крупные фазы художественного развития. ДИАХРОННЫЕ СИСТЕМЫ: культурная эра, художественная эпоха, этап литературного развития, историко-литературный период. СИНХРОННЫЕ СИСТЕМЫ: тип культуры, литературное направление, художественное течение, идейно-эстетический поток, жанровые и стилевые тенденции
Хорхе-Луис Борхес (1899 -1986)
Сб. «Вымышленные истории» (1944) Новелла? Рассказ? Эссе? – «Вавилонская библиотека»