Скачать презентацию Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый Скачать презентацию Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый

Россия ранняя история.ppt

  • Количество слайдов: 54

 • Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут • Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут "отцом истории", посетил северные берега Черного моря; верным взглядом взглянул он на страну, на племена, в ней жившие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны.

 • Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, • Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но явление, замеченное Геродотом, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям

 • Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Черного • Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Черного и от Балтийского до Каспийского путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит ни в чем резких переходов.

 • Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность • Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения;

 • одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы • одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними.

 • на берегах Днепра и его притоков, на востоке и западе, селятся племена • на берегах Днепра и его притоков, на востоке и западе, селятся племена земледельческие с характером европейским; они движутся все далее и далее на Восток, но кочевники не скоро уступят им свои привольные степи.

 • Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить на счет оседлого • Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить на счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба с степными варварами.

 • Периоды этой борьбы так обозначаются в русской истории: • от половины IX • Периоды этой борьбы так обозначаются в русской истории: • от половины IX века до сороковых годов XIII нет резкого перевеса ни на стороне кочевников, ни на стороне славянских племен, объединенных под именем Руси;

 • печенеги, а за ними половцы наносят иногда сильные опустошения Приднепровью, но зато • печенеги, а за ними половцы наносят иногда сильные опустошения Приднепровью, но зато иногда и русские князья входят в глубь степей их, за Дон, и пленят их вежи.

 • От сороковых годов XIII века до исхода XIV берут перевес азиаты в • От сороковых годов XIII века до исхода XIV берут перевес азиаты в лице монголов: • с конца XIV века пересиливает Европа в лице России

 • когда государство граничит не с другим государством и не с морем, но • когда государство граничит не с другим государством и не с морем, но соприкасается с степью, широкою и вместе привольною для житья, то для людей, которые по разным причинам не хотят оставаться в обществе или принуждены оставить его, открывается путь к выходу из государства и приятная будущность - свободная, разгульная жизнь в степи.

 • Вследствие этого южные степные страны России по течению больших рек издавна населялись • Вследствие этого южные степные страны России по течению больших рек издавна населялись казацкими толпами, которые, с одной стороны, служили пограничною стражею для государства против кочевых хищников, а с другой, признавая только на словах зависимость от государства, нередко враждовали с ним, иногда были для него опаснее самих кочевых орд.

 • реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились • реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города;

 • так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то • так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особые системы областей, княжеств.

 • Так, по четырем главным речным системам Русская земля разделялась в древности на • Так, по четырем главным речным системам Русская земля разделялась в древности на четыре главные части: первую составляла озерная область Новгородская, • вторую - область Западной Двины, т. е. область Кривская, или Полоцкая,

 • третью - область Днепра, т. е. область древней собственной Руси, • четвертую • третью - область Днепра, т. е. область древней собственной Руси, • четвертую - область Верхней Волги, область Ростовская.

 • Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который • Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении оттуда на север и потом о вторичном движении на север и восток, вследствие натиска какого-то сильного врага.

 • Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению, древнее пребывание • Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению, древнее пребывание славян в придунайских странах оставило ясные следы в местных названиях; сильных врагов у славян на Дунае было много: с запада - кельты, с севера - германцы, с юга - римляне, с востока - азиатские орды;

 • только на северо-восток открыт был свободный путь, только на северовостоке славянское племя • только на северо-восток открыт был свободный путь, только на северовостоке славянское племя могло найти себе убежище

 • предки наши не знали семьи, они знали только род, который означал всю • предки наши не знали семьи, они знали только род, который означал всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных; род означал и совокупность родственников и каждого из них;

 • первоначально предки наши не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому • первоначально предки наши не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род также в смысле соотечественника, в смысле народа; для обозначения родовых линий употреблялось слово племя

 • Единство рода, связь племен поддерживались единым родоначальником, эти родоначальники носили разные названия • Единство рода, связь племен поддерживались единым родоначальником, эти родоначальники носили разные названия - старцев, владык, князей и проч. ;

 • последнее название, как видно, было особенно в употреблении у славян русских и • последнее название, как видно, было особенно в употреблении у славян русских и по словопроизводству имеет значение родовое, означает старшего в роде, родоначальника, отца семейства.

 • О городской жизни восточных славян, из слов летописца, можно заключать только то, • О городской жизни восточных славян, из слов летописца, можно заключать только то, что эти огороженные места были обиталищем одного или нескольких отдельных родов:

 • Киев, по летописцу, был жилищем рода; при описании междоусобий, предшествовавших призванию князей, • Киев, по летописцу, был жилищем рода; при описании междоусобий, предшествовавших призванию князей, летописец говорит, что встал род на род;

 • из этого ясно видно, как развито было общественное устройство, видно, что до • из этого ясно видно, как развито было общественное устройство, видно, что до призвания князей оно не переходило еще родовой грани; первым признаком общения между отдельными родами, живущими вместе, долженствовали быть общие сходки, советы, веча, но на этих сходках мы видим и после одних старцев, у которых все значение

 • Все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян, их ласковость к иностранцам, которых усердно • Все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян, их ласковость к иностранцам, которых усердно провожали из одного места в другое, и если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника;

 • о северо-западных славянах рассказывают, что у них считалось позволенным украсть для угощения. • о северо-западных славянах рассказывают, что у них считалось позволенным украсть для угощения. Гостеприимство есть черта, принадлежащая не одним славянам: у греков нарушить долг гостеприимства, значило оскорбить высшее божество Зевеса

 • Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною религиею арийских племен: она состояла • Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальною религиею арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним гениям;

 • следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у наших • следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у наших славян: знак, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей-героев, и что переселения их совершались в родовой, а не в дружинной форме.

 • Основываясь на определенных указаниях современников, мы находим у наших славян при поклонении • Основываясь на определенных указаниях современников, мы находим у наших славян при поклонении многим различным явлениям природы под разными именами божеств поклонение одному верховному божеству, к которому остальные находились в подчиненном отношении;

 • это верховное божество (по свидетельству одного из древнейших писателей о славянах, Прокопия), • это верховное божество (по свидетельству одного из древнейших писателей о славянах, Прокопия), было божеством молнии, которое наш летописец называет Перуном.

 • Явление грозы, молнии есть самое поразительное из явлений природы; немудрено, что первобытный • Явление грозы, молнии есть самое поразительное из явлений природы; немудрено, что первобытный человек дал ему первое место между всеми другими явлениями

 • свет молнии сопровождается обыкновенно живительным для природы дождем - отсюда необходимое представление, • свет молнии сопровождается обыкновенно живительным для природы дождем - отсюда необходимое представление, что Перун ниспосылает дождь жаждущей природе, которая без того погибла бы от жгучих лучей солнца:

 • таким образом, молния являлась для язычника силою производящею, с характером божества высшего, • таким образом, молния являлась для язычника силою производящею, с характером божества высшего, действующего, правящего по преимуществу

 • Перун у языческих славян носил еще другое название - Сварога. Верховное божество • Перун у языческих славян носил еще другое название - Сварога. Верховное божество Сварог-Перун порождало двоих сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. Поклонение солнцу, как видно, было сильно распространено между славянами;

 • в • в "Слове о полку Игореву" русские называются внуками Дажбога, если так, то к нему имеем право относить известные воззвания в наших песнях: Дид (дед) Ладо; последнее название, означающее свет, красоту, мир, любовь, радость, всего приличнее может относиться к солнцу, другой припев: Люль, Лель означает также деда.

 • масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны и проводы зимы празднуются у • масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны и проводы зимы празднуются у всех славянских народов почти с одинаковыми обрядами: употребляется заклинание весны с разными приветами; в Малороссии и у западных славян зима или смерть олицетворяются в образе женщины под именем Мары, Мараны, Марены, чучелу которой сжигают

 • При вере в загробную жизнь естественно было придти к тому мнению, что • При вере в загробную жизнь естественно было придти к тому мнению, что душа умершего родоначальника и по смерти блюдет за благосостоянием рода - отсюда происхождение духов-покровителей для целого рода и каждого родича - рода и рожаниц.

 • Что под именем рода разумелась душа умершего родоначальника, доказывает, во-первых, связь рода • Что под именем рода разумелась душа умершего родоначальника, доказывает, во-первых, связь рода с упырем, а, вовторых, известие, что под именем рода после разумели дух, привидение, которым стращали детей, характер же привидения обыкновенно принимают души умерших и божества, тесно с ними связанные.

 • В значении рода божества-покровителя являются щур, дед, прадед, что ясно из употребительного • В значении рода божества-покровителя являются щур, дед, прадед, что ясно из употребительного пращур; щур предполагает форму чур, под которым именем собственно и известно божество, охраняющее род, дом

 • В непосредственной связи с верованием, что весною души умерших встают для наслаждения • В непосредственной связи с верованием, что весною души умерших встают для наслаждения новою жизнию природы, находится праздник русалок или русальная неделя.

 • Русалки вовсе не суть речные или какие бы то ни было нимфы; • Русалки вовсе не суть речные или какие бы то ни было нимфы; имя их не происходит от русла, но от русый (светлый, ясный), русалки суть не иное что как души умерших, выходящие весною насладиться оживленною природою. Народ теперь верит, что русалки суть души младенцев, умерших без крещения

 • Русалки появляются с Страстного четверга, как только покроются луга весеннею водою, распустятся • Русалки появляются с Страстного четверга, как только покроются луга весеннею водою, распустятся вербы. Если они и представляются прекрасными, то всегда, однако, носят на себе отпечаток безжизненности, бледности. Огни, выходящие из могил, суть огни русалок,

 • Русалки до Троицына дня живут в водах, на берега выходят только поиграть. • Русалки до Троицына дня живут в водах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов путь водный считался проводником в подземное царство и из него назад, поэтому и русалки являются из воды, живут сперва в реках и показываются при колодцах.

 • С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на земле, в лесах, • С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на земле, в лесах, на деревьях - любимом пребывании душ по смерти

 • Стихийные божества первоначально не имеют пола и потому после легко меняют его; • Стихийные божества первоначально не имеют пола и потому после легко меняют его; солнце могло быть легко и мужеского и женского пола, мужем и женою месяца, так было не у одних славян. Но главными исказителями первоначальной религии народа являются всегда и везде жрецы и художники;

 • вот почему у наших восточных славян, у которых не было класса жрецов • вот почему у наших восточных славян, у которых не было класса жрецов и не был распространен обычай изображать божества в кумирах, религия сохранилась в гораздо большей простоте, чем у западных славян, у которых городская жизнь и сильное чуждое влияние повели и к образованию жреческого класса, и к распространению храмов и кумиров

 • неразвитость общественного богослужения, отсутствие храмов и жрецов не должны нисколько поражать нас • неразвитость общественного богослужения, отсутствие храмов и жрецов не должны нисколько поражать нас - все это необходимо при том быте, в котором жили славяне, в каждом роде старший был вместе и жрецом, он приносил жертвы, он гадал о будущем

 • Но если не было храмов, то где же и как приносились жертвы • Но если не было храмов, то где же и как приносились жертвы старшинами родов? Природными жертвенниками, алтарями для младенчествующих народов служили горы, скалы, камни огромной величины.

 • Наша природа скупа на возвышенности и камни, зато щедра на естественные капища • Наша природа скупа на возвышенности и камни, зато щедра на естественные капища (шатры, навесы) многоветвистые деревья: под ними-то преимущественно совершались религиозные обряды, приносились жертвы;

 • дерево (по преимуществу дуб), выбранное для этого, освящалось и становилось само предметом • дерево (по преимуществу дуб), выбранное для этого, освящалось и становилось само предметом благоговейного уважения, как местопребывание богов, куда они стекались для принятия жертв

 • у восточных славян не было жреческого класса, зато были волхвы, гадатели, кудесники, • у восточных славян не было жреческого класса, зато были волхвы, гадатели, кудесники, ведуны, ведьмы. О волхвах славянских мы знаем очень мало, но нет сомнения, что они имеют тесную связь с волхвами финскими по близкому соседству и союзничеству этих двух народов,

 • тем более, что после, по принятии христианства, волхвы преимущественно являются на финском • тем более, что после, по принятии христианства, волхвы преимущественно являются на финском севере и оттуда мутят славянское народонаселение. Финское племя искони отличалось наклонностью к волшебству, искони славилось им: у финнов преимущественно было развито учение о злых божествах, о злых духах и о сообщении с ними.