Скачать презентацию Юлия Косьяненко Магистратура I курс РГПУ имени А Скачать презентацию Юлия Косьяненко Магистратура I курс РГПУ имени А

Лосев о музыке.pptx

  • Количество слайдов: 16

Юлия Косьяненко Магистратура I курс РГПУ имени А. И. Герцена Институт музыки, театра и Юлия Косьяненко Магистратура I курс РГПУ имени А. И. Герцена Институт музыки, театра и хореографии Музыка как субстанция Логос музыки в феноменолого – диалектическом методе А. Ф. Лосева По работе Г. Г. Коломиец «Ценность музыки. Философский аспект» ( часть II, раздел 4)

Основные произведения А. Ф. Лосева: Античный Космос и современная наука Философия имени Античная музыкальная Основные произведения А. Ф. Лосева: Античный Космос и современная наука Философия имени Античная музыкальная эстетика Хаос и структура// Диалектические основы математики Музыка как предмет логики Диалектика мифа Страсть к диалектике (сборник) Диалектика художественной формы Философия. Мифология. Культура. Бытие. Имя. Космос (сборник) Жизнь: Повести, рассказы, письма, дневники (сборник) Миф. Число. Сущность (сборник) Словарь античной философии (статьи для энциклопедии) Алексей Фёдорович Лосев (в монашестве Андроник; 1893 – 1988) — русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943), видный деятель российской и советской культуры, тайный монах Русской Православной церкви) Античная философия истории Форма. Стиль. Выражение (сборник) Мифология греков и римлян (сборник) Эстетика Возрождения Имя (сборник) Личность и абсолют Самое само (сборник) Я сослан в XX век (повести и рассказы) Высший синтез (сборник статей 1910 -20 -х годов)

В первые годы после октябрьского переворота Лосеву запретили преподавание философии, он занимает должность профессора В первые годы после октябрьского переворота Лосеву запретили преподавание философии, он занимает должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получает разрешение на преподавание античной эстетики во 2 -м МГУ и Государственной академии художественных наук; в том же году становится научным сотрудником Государственного института музыкальной науки, работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки. Основные работы по этой теме приходятся на 1927 – 1936 годы. С 1929 по 1932 годы – ссылка по «академическому делу» - 5 лет лагерей, но, благодаря просьбам первой жены А. М. Горького Екатерины Павловны Пешковой – Лосев с женой были освобождены. А. Ф. Лосев. 20 -е годы

Его книга Его книга "Музыка как предмет логики" — выдающийся труд с истинно философским подходом к феномену музыки. Известно, что в молодые годы А. Ф. Лосев учился игре на скрипке, даже сыграл на экзамене знаменитую Чакону И. С. Баха. Соответственно, он знал профессионально и начала теории музыки. Именно такое заполнение всего пространства между чистым разумом (философией) и звучащим образом (музыкой) явилось условием творческой деятельности в философии музыки. В истории русской науки книга Лосева "Музыка как предмет логики" (1927) явилась первым фундаментальным трудом, который можно было бы считать началом этой отрасли знания.

Пифагор (578 -490 г. г. до н. э. ) Платон (428 или 427 -348 Пифагор (578 -490 г. г. до н. э. ) Платон (428 или 427 -348 или 347 до н. э. ) Взгляды Лосева базируются на его понимании математической теории музыкального лада Пифагора, платоновского взгляда на мир идей как исполнителей воли Сущего, аристотелевского понимания распространения энергии (эманации), продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума, Космоса; этические воззрения на искусство, математику и логику, на стоическую концепцию истечения творческого Логоса как «первоогня» , как первопричину существования (бытийности). Наиболее полно взгляды древнегреческих философов нашли отражение в работах Плотина - неоплатоника, мыслителя поздней античности в эпоху перехода античного политеизма к единобожию. Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э. Плотин (204 или 205 270 г. г. н. э. ) Лосев выступал не только как «философ имени» , но и как «философ числа» . В книге «Музыка как предмет логики» (1927) он, исходя из принципа единства философии, математики и музыки, отстаивает идею, что музыка основана на соотношении числа и времени. Музыка - это чистое время, которое предполагает число и его воплощение, а «без числа нет различения и расчленения, а следовательно, нет и разума» (Плотин).

Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные отличия звуков обусловлены чисто количественными различиями Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные отличия звуков обусловлены чисто количественными различиями длин струн или флейт. Так, гармонический аккорд при звучании трех струн получается в том случае, когда длины этих струн сопоставляются с соотношением чисел 3 : 4 : 6. Такое же соотношение было подмечено пифагорейцами и во многих других случаях. Например, отношение числа граней, вершин и ребер куба равно отношению чисел 6 : 8 : 12. И тогда Пифагор решил, что не только законы музыки, но и вообще все на свете можно выразить с помощью чисел. "Числа правят миром"! - провозгласил он.

Наиболее яркое выражение сути разделения и слияния монад и их воплощение от идеи через Наиболее яркое выражение сути разделения и слияния монад и их воплощение от идеи через число (суть деление и слияние) к появлению предмета (субстанции) с его уникальными свойствами (феномена) находим у последователей и единомышленников Лосева: Асафьева и Холопова: «Духовная субстанция первичная по отношению к звуковому материалу, в котором она лишь проявляется, живет и объективируется, но не вызывается им» (Ю. Н. Холопов). Это значит, что не от звуковой природы, а благодаря духовному началу осуществляется направление эволюции музыки «как нарастание сложности и дифференцированности духовных актов» . Одним из первичных разделений (новой субстанции)в музыке Лосев считает ритм), а затем появление других структур: тона, тембра, высоты звука, его наполненности, темпа, метра , гармонии и т. п. В логике музыкальной формы он вводит понятие музыкальной формы и выделяет четыре смысловых слоя, создающих бесконечное множество соединений (музыкальных композиций):

Смысловые слои и музыкальные формы (по Лосеву): Смысловые слои Внешний, качественно-вещный Внутренний, становление цельного Смысловые слои и музыкальные формы (по Лосеву): Смысловые слои Внешний, качественно-вещный Внутренний, становление цельного смысла тембр темп Цельный, являющийся фигурным числом со своим смысловым наполнением: тон мелодия гармония Фигурный до материальносмыслового наполнения: ритм метр

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) Ощущение присутствия высшей «предустановленной гармонии» в музыке Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) Ощущение присутствия высшей «предустановленной гармонии» в музыке вело к поиску музыкальных законов в Новое время. В романтическую эпоху музыка воспринималась как главное воплощение духа и духовности. Согласно эстетике Г. В. Ф. Гегеля, музыка более всех искусств отдалена от вещественного, материального мира, поскольку «чувство слуха более идеально, чем чувство зрения. Поэтому, слушая музыку, мы не имеем перед глазами созерцательного предмета, а как бы следим Фридрих Вильгельм за движением самой души» . Ф. В. Шеллинг представлял Йозеф фон Шеллинг философию искусств как отображение Универсума, а музыка среди искусств заняла особое место, поскольку в (1775 – 1854) ней виделся, с одной стороны, прототип ритма Вселенной, с другой стороны, музыка обнаруживала свое присутствие и в пластике, и в живописи, и в архитектуре как застывшей музыке. Определяя сущность музыки как миф и число, точнее, становление числа во времени, Лосев тем самым онтологически определял ценностный статус музыки в Первопринципе, который в представлении разных философских систем выступает как Абсолют, Бог, Единое. Соответственно, исток музыки видится в идеальной сфере. Музыкальное субстанциональное бытие Лосев связывал с религиозной сущностью, обнаруживая религиозную ценность музыки как высшую.

По А. Шопенгауэру, музыка выражает образ глубочайшей сущности мира. Если такие виды искусства, как По А. Шопенгауэру, музыка выражает образ глубочайшей сущности мира. Если такие виды искусства, как поэзия и живопись, возвышаясь над жизнью, остаются в мире представления, то музыка стоит особняком, так как ничему не подражает и ничего не изображает. Музыка сама есть Мировая воля, она говорит нам о сущности мира и нашего существа. Артур Шопенгауэр (1778 – 1860) На взгляд Лосева, Шопенгауэр ярко сформулировал начало рассудочного мышления, как закон основания. Закон основания и открывает двери в тайны чистого бытия музыки. Лосев указывая на «Закон основания» (Логос), дал его модификацию применительно к музыке по следующим пунктам:

1) ratio essendi – закон основания бытия; мыслится математически (музыкальное пространство, музыкальное время); 2) 1) ratio essendi – закон основания бытия; мыслится математически (музыкальное пространство, музыкальное время); 2) ratio fiendi – закон становления; функционирование физической материи по принципу «причина-действие» (музыкальное действование); 3) ratio agendi – закон действия, основанный на противопоставлении субъектобъектных отношений, вмешательство субъекта, причинность (музыкальная воля и субъективное бытие); 4) ratio cognoscendi – закон познания; понятие, суждение. У Лосева – музыкальная истинность, субъект музыкального суждения, единство бытия и не-бытия в музыке, обоснованность. Резюмируя выводы Шопенгауэра, Лосев выделяет главное свойство музыкальной мысли - принцип нераздельной слитности взаимопроникнутых частей музыкального бытия.

 «Самое же центральное свойство «Самое же центральное свойство "закона основания", царствующего в рассудочной сфере, Шопенгауэр не указывает. Чтобы понять его, надо себе точно представлять разницу между, конкретно- интуитивным эйдосом и формально-абстрактным логоcoм. Традиционная логика смешивает то и другое в неясном термине "понятие". В другом месте мы уже установили понятие эйдоса. Это – интуитивно данная и явленная смысловая сущность вещи, смысловое изваяние предмета. Что такое логос и каково его отношение к эйдосу? Логос – тоже смысл и тоже смысл сущности. Но если эйдос есть наглядное изваяние смысла, логос – метод этого изваяния и как бы отвлеченный план его. Одно дело, когда предмет стоит передо мною в своем полном явлении. Другое дело, когда я, видя этот предмет, фиксирую способ соединения между собой его отдельных частей. » А. Ф. Лосев Снятие понятий (из ранних произведений)

Следующий вывод А. Ф. Лосева гласит: «Всякое течение времени, зафиксированное не на измерительных приборах, Следующий вывод А. Ф. Лосева гласит: «Всякое течение времени, зафиксированное не на измерительных приборах, и, к примеру, в часах, уже не время, а все то же самое пространство. Что такое музыкальное произведение с точки зрения времени, в которое оно совершается? . . . Музыкальное произведение – это, прежде всего, ряд пространственных моментов, определенные части, фразы, такты, звуки… Однако мы не производим такие механические разделения в реальном, живом опыте слушания музыки. Музыка всегда воспринимается как нечто единое…» Музыкальное бытие – взаимопроникнутость последовательных частей, моментов или «взаимопроникновенная текучесть» . Третий вывод Лосева: «…чисто музыкальное бытие есть всеобще-нераздельное и слитновзаимопроникновенное самопротивоборство – это одновременное присутствие субъектного и объектного бытия, то есть, самим бытием во всей живности его проявлений…» Как указывал Лосев: «Музыкальное бытие именно потому так интимно переживается человеком, что он находит наиболее интимное касание бытию, ему чуждому» .

Основные выводы: 1) Музыка (музыкальное бытие) – есть субстанция, 2) Выражающая саму себя, значит, Основные выводы: 1) Музыка (музыкальное бытие) – есть субстанция, 2) Выражающая саму себя, значит, самодостаточна, 3) Текучие моменты музыки – выразители субстанции, 4) Музыка есть в своей сущности – идеальное единство. В других своих работах он говорит о сверхсубстанции, как мы понимаем Лосева, о Боге, об «истине музыки в Едином» .

Кристоф Виллибальд Глюк Антонио Вивальди Георг Фридрих Гендель Иммануил Кант (1724 – 1804) Вольфганг Кристоф Виллибальд Глюк Антонио Вивальди Георг Фридрих Гендель Иммануил Кант (1724 – 1804) Вольфганг Амадей Моцарт Йозеф Гайдн Людвиг ван Бетховен Иоганн Себастьян Бах Вера в Абсолют, недостижимый для смертного – одна из идей XVIII и начала XIX веков, нашла отражение в трудах Иммануила Канта. Лосев приходит к выводу, что эту непостижимую задачу в этот период берет на себя …музыка. Эти ценностные доминанты легко обнаружить в духовных произведениях Баха, Вивальди, Глюка, Гайдна, Генделя, Моцарта, Бетховена

Алексей Федорович полагал, что сильное переживание от музыки – музыкальный восторг – высокая ценность, Алексей Федорович полагал, что сильное переживание от музыки – музыкальный восторг – высокая ценность, но еще выше для него молитвенный восторг. Музыкальное и религиозное сближает ценностное эстетическое переживание: ощущение прекрасного и возвышенного. Музыкантами, исполнителями, критиками не раз высказывалась мысль о религиозной (Божественной) сущности музыки (Асафьев, Свиридов, Губайдулина, Борис Владимирович Спиваков, Холопов). Асафьев (1884 – 1949) «Ощущая нашим слуховым сознанием каждое движение музыкальной мысли, мы овладеваем музыкой самóй и становимся причастными продолжающемуся процессу великого Творения, начавшемуся еще гласом «Et fiat lux!» — да будет Свет! — и идущему теперь в высших сферах духовного бытия» . София Асгатовна Губайдулина Владимир Теодорович Спиваков Холопов Юрий Николаевич (1932 – 2003) Ю. Н. Холопов О сущности музыки «До Лосева с античности музыка подразумевалась как субстанция, что связывалось с космологией. Лосев впервые внятно произнес: музыка – субстанция, связывая ее с религиозной сущностью, тем самым обнаруживая ее религиозную ценность как высшую… научно, логическими рассуждениями утвердил представление о двух диалектически связанных ипостасях – субстанции и искусства» . Г. Г. Коломиец Ценность музыки. Философский аспект Свиридов Георгий Васильевич (1915 – 1998)