Лекция ИЯ 2 Др мир.pptx
- Количество слайдов: 60
ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО МИРА Татьяна Витальевна Попова (Екатеринбург, Ур. ФУ) 2011 -2012
План лекции 1. Важнейшие лингвистические традиции 2. Индийская языковедческая традиция 3. Античная (греко-римская) языковедческая традиция 4. Китайская языковедческая традиция 5. Арабская языковедческая традиция 6. *Японская языковедческая традиция
1. Важнейшие лингвистические традиции n В истории цивилизации были созданы 3 важнейшие традиции – n китайская, n индийская и n греко-латинская (средиземноморская). n Они возникают примерно в одно время. n Связаны с осмыслением письма и звуковой стороны языка.
Китайская грамматическая традиция n формируется на основе иероглифической письменности. n Поэтому впервые грамматические сочинения в Китае формулируют раздельно правила создания знаков письменной речи – иероглифов и правила чтения (произнесения) иероглифов, т. е. правила порождения письменной речи и правила порождения устной речи. n Это объясняется тем, что в основу иероглифики положено представление о целом слоге, а целый слог в китайском языке соотнесен с мельчайшим элементом смысла, поэтому иероглиф записывает слово через смысл. n Композиция знаков для записи смысла слов может не зависеть от композиции знаков для записи звучащей речи. n Однако определенная связь между записью смысла и записью звучания в китайской иероглифике все же существует.
Индийская и греко-латинская грамматические традиции n могут быть представлены в виде 2 ветвей более широкой традиции, которая строится на базе письменности, где в основании лежит звуко-буквенный алфавит. n Базу звуко-буквенного алфавита составляет представление о звуке речи вне зависимости от его смысла. n В этой традиции невозможно формировать правила порождения графических знаков в отрыве от правил порождения звуков. Именно поэтому в данной традиции соотнесение звука и графического знака таково, что звуки и графические знаки в ней рассматриваются как некая единая сущность.
Индийская традиция идет n от графического знака к звучанию. n Индийская традиция формулирует прежде всего систему графических знаков. n Эта система далее рассматривается в правилах их комбинаций, n и все это служит для того, чтобы обеспечить правильное «озвучивание» письменных (канонических) текстов.
В греко-латинской традиции античного Средиземноморья n многообразие как алфавитов, развившихся, по- видимому, из общего источника, так и культурных языков; n Проблема ставится иначе: здесь важно движение от звучания к графическому знаку, n т. е. сначала необходимо было установить, какие правила изменения и создания новых слов имеют место в плане звучания, n а затем соотнести их с правилами порождения графических знаков.
3 описанные традиции исчерпывают возможности самой проблемы формирования общих правил письменного языка. n Если слоговое письмо, то можно изложить правила построения звучащей и письменной речи раздельно, как это и сделали китайцы. n Если они соединены (звуко-буквенное письмо), то можно двигаться либо от знака к звуку (санскритская грамматика Пáнини), n либо от звука к письменному знаку (александрийская грамматика древнегреческого языка).
2. Индийская языковедческая традиция n Развитая наука о языке появилась примерно в середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии. n Самые серьезные достижения: Грамматика Панини – порождающая, нормативная, n Грамматика Вараручи – историческая, n Словарь Омаракоша (Амаракоша) – идеографический. n
Грамматика санскрита – «Аштадхьяи» ( «Восьмикнижие» ) - составлена Пáнини. n в V или IV в. до н. э. n Основана на традиции: до него было около 60 грамматистов. n в устной форме. n Устный характер грамматики обусловил ее строение. Каждая книга членится на разделы, разделы – на рифмованные правила. Всего правил около четырёх тысяч (4 000).
В Грамматике Панини n Порядок следования правил детерминирован: сначала даются (называются) явления, затем – правила их применения. n Строгое следование правилам и их порядку обеспечивало правильное построение высказываний и соответствует правильному пониманию канонических текстов.
СУТРЫ n Грамматика Панини состоит из коротких стихотворных кусочков – сутр, в которых содержится одно или несколько правил типа «возьми то-то, сделай над ним такую-то операцию и получишь то-то» . n Пример: ato heh «в повелительном наклонении после А личное окончание 2 л. ед. ч. отпадает» . n Краткость (100 с. латиницей, но самая подробная грамматика в мире) и формульность сутр. n Непонятны для непосвященных – веданги «примечания» . n Они касаются звуко-буквенной и морфологической стороны языка.
Грамматики Панини вписывается в индийскую культурную традицию. n Индийская культурная языковая традиция отличается тем, что в ней ясно разделены 2 независимые линии: n n линия собственно ведической традиции, или санскрита, и линия разных отклонений от Вед. Veda – я знаю. n Каждой из них соответствует особая разновидность литературного языка – литературный пракрит. Так, для ведической традиции языком является санскрит, для буддийской – язык пали. n Классический санскрит – ведический санскрит – проклиты. Их надо беречь, значит, прежде описать.
Фонетика в Грамматике Панини n Панини чётко различает гласные и согласные (они писались в разных строках: в основной – согласные, в параллельной ей (сверху или снизу) – гласные. n Тем самым в графике отмечаются семантическая важность согласных и дополнительный характер (с точки зрения этой важности) гласных. n Вертикальное членение письменной речи по буквам – всегда слог (реальный или потенциальный). По этой причине индийскую графику называют иногда слоговым письмом. n На каждой из линий (основной и дополнительных) можно видеть свои синтагмы графем и звуков: синтагмы согласных и синтагмы гласных.
Тщательность разработки фонетики обусловлена тем, что звук и буква священного текста были священными. n Впервые подробно описана артикуляция гласных и согласных. n n n Гласные – согласные. Место образования: нёбо, мягкое нёбо, зубы, нёбные альвеолы. Артикуляторы: кончик, середина, корень языка. Способ образования: взрывные и фрикативные. САНДХИ внутреннее (отдать) и внешнее (asit raja «Жил-был раджа» ). I // e // ai: vidma (мы знаем) – veda (я знаю) – vaidyas (ученый)
В МОРФОЛОГИИ центром внимания были n не части речи (хотя и разграничиваются имя и глагол), а структура слова – корень и аффиксы (суффиксы, приставки, окончания). n Не только корни, но и аффиксы. n Учитывалось влияние соседних морфем друг на друга ( «сандхи» ). n «На входе» имеется набор исходных единиц – корней; если в определенном, жестко заданном порядке применить те или иные правила, из корней получаются слова, из слов – словосочетания и предложения. «На выходе» оказывается правильно построенный текст.
Сутра 3. 1. 77 n Tud = Sa. P – ti. P – LAP n Tud – корень со значением «бить» n Sa. P – суффикс А и суффиксы S и P n P ti – окончание Р, конкретное окончание ti n LAP – форма наст. вр. n Tud+ a + ti «Он бьет» . n Глаголы класса Tud образуют форму 3 л. Ед. ч. Praes. ind. act. При помощи суффикса – А- и личного окончания –ti.
Значение Грамматики Панини 1 1. Панини создал почти исчерпывающее описание грамматики и фонетики санскрита. 2. По точности и математической строгости его труд не имел себе равных не только в Индии, но и во всем мире по крайней мере до ХХ в. , а в некоторых отношениях не превзойден и до сих пор. 3. Дескриптивная структуралистская грамматика. 4. Сам способ описания языка через правила построения (или, как говорят в современной науке, порождения) текстов НЕ ПРИМЕНЯЛСЯ в науке о языке до самого последнего времени. Панини описывал язык как бы с точки зрения говорящего; в европейской традиции действовали совсем иначе. И лишь в середине ХХ в. этот способ снова открыли независимо от Панини. Влияние на генеративную грамматику Н. Хомского.
Значение Грамматики Панини 2 4. Индийские филологи считают, что грамматика должна обеспечить: сохранение ритуального языка в его традиционной форме; n способность образовать формы слова от других слов; n приобретение знания; n краткость описания; n ясность описания. Таким образом, индийская грамматика ставит задачу нормирования речи, образования правильной литературной речи. Столь большое различие в определении грамматики осознается лишь в наше время. В Античности под грамматикой понимали общий предмет, где филологическое знание текстов сливается с обучением правильной литературной речи. n В дальнейшем индийская традиция развивалась по нисходящей: сочиняли комментарии к Панини, затем комментарии к комментариям и т. д. n
Грамматика Вараручи n Это грамматика проклитов. n Санскрит – мать проклитов. Впервые поставлена проблема генетического происхождения языков и идеи праязыка. n Это первая историческая грамматика.
Лексикография Индии n Словари создавались раньше, чем в Европе: 2 -3 в. н. э. n Списки непонятных слов из вед. n Важность составления словарей: это модель лексической системы языка. n Словарь Омаракоша (Сокровищница Омара). Составитель – поэт Омар Сина.
Словарь Омаракоша n 10 000 слов. n Идеографический, а не алфавитный принцип расположения. 1 книга – небо, боги. n 2 книга – земля, растения, животные, человек, общество. n 4 книга – омонимы n 5 книга – синонимы n 6 книга – род у существительных n
Значение индийской лингвистики 1. Не интересовали проблемы философии языка. 2. Большие успехи в описании норм литературного языка: грамматика Панини. 3. Первая структурно-дескриптивная + генеративная грамматика. 4. Первый элементарный труд по истории языкознания: грамматика Вараручи. 5. Успехи идеографической лексикографии.
3. Античная (греко-римская) языковедческая традиция n Её представителями были философы n Демокрит, n Гераклит Эфесский, n Платон (427 -347 гг. до н. э. ), n Аристотель (384 - 322), n философы-стоики (Хрисипп, Кратет Малосский, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский, Аполлоний Дискол (II в. н. э. ) – греки, n а также римляне Марк Теренций Варрон (116 -27 до н. э. ) и др. n Зародилась в Греции, а не Риме.
Античность понимается неоднозначно: В западной историографии, в том числе европейской, а точнее говоря, вне востоковедения, слово античность чаще всего обозначает мир греко-латинской цивилизации. 2. Во втором, широком смысле слова под античностью понимается время становления письменностей, создания письменных памятников, определяющих основные региональные черты первых цивилизаций, время формирования отдельных видов искусств – музыки, живописи, танца, архитектуры, скульптуры и т. д. ; время образования государств и социально-классовой дифференциации обществ; время профессионального разделения труда; время создания античной философии и религии. 3. Концом античности в духовной культуре можно считать перенос античных цивилизаций на другую почву (например, распространение христианства на Северную и Восточную Европу, распространение буддизма в Китае и т. д. ), после чего начинается время средней истории культуры. Ясно, что хронологические рамки такого деления (как абсолютные, так и относительные) очень подвижны. Однако несомненно и другое: различия этих этапов в истории мировой культуры никто не отрицает. 1.
Периоды развития греческого языкознания n 1. Ранний, философский (5 -4 в. до н. э. ) n 2. Поздний, филологический, александрийский. n Возникла из необходимости толковать тексты «Илиады» и «Одиссеи» , т. е. основана не на религиозных, священных текстах (см. Индия), а на светских, художественных.
Философский период n Первый великий спор древности: о соотношении имени и вещи – спор тесеистов (тесей – по положению) и фюсеистов (фюсей – по природе). n Фюсеист Гераклит: n слова отражают при роду вещей. Символика звуков и букв (буква – свойство вещи). n В букве – тайный смысл, отражающий суть вещи. n Значит, звукоподражательная концепция языка. n Слова правильные и неправильные (не те буквы, не хватает букв, лишние буквы). n Теория исправления слов.
Геракли т Эфе сский (др. -греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544— 483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе» , состоявшая из трех частей ( «О природе» , «О государстве» , «О боге» ). Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Автор известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др. -греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει). Точная формулировка фразы «πάντα ῥεῖ καὶ κινεῖται, καὶ οὐδὲν μένει» . Потому и перевод более правильный: «Все течет и движется, и ничего не пребывает» .
Тесеисты Демокрит и Аристотель n Демокри т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, Фракия, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э. ) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Демокрит Много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. n Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой» , и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря. n Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ» ). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. n
Аристо тель (др. -греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э. , Стагир — 322 до н. э. , Халкида, остров Эвбея) — • древнегреческий философ. • Ученик Платона. • С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. • В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др. -греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). • Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Демокрит: связь вещей и имени произвольна. n 4 аргумента против фюсеистов: n 1. различные вещи могут обозначаться 1 именем, а должно быть: имя – вещь. n 2. одна вещь – разные имена. n 3. можно переименовать вещь. n 4. вещь существует, а имени нет.
Диалог Платона «Кратил» Плато н (др. -греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э. , Афины — 348 или 347 до н. э. , там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года, Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
Диалог «Кратил» n Фюсеист Кратил, тесеист Гермоген и судья Сократ. n Диалектичная позиция Сократа: n Исторически слова связаны с вещью по природе, по сути, но теперь эти связи утеряны, имя и вещь связаны общественной традицией их употребления.
Наша позиция в споре n Против фюсеистов: был бы 1 язык в мире. n Более правы, но слишком категоричны тесеисты (звукоподражание и фоносемантика существуют).
Логическое направление в грамматике – достижение греков. n Аристотель, Платон, Хрисипл. n Платон: n 3 части речи: знаменательные и не-; время. Род. , падеж. n Имя – это слово, о котором что-то говорится в предложении. n Глагол – слово, которое что-то говорит об имени. n Союз – союзы, местоимения, артикль, глагольная связка.
Хрисипл – философ-стоик n 5 частей речи: имя, нарицание, глагол, союз, артикль n Терминология: теория и названия падежей имени.
Филологический, александрийский период n Аристарх, глава Александрийской школы n Дионисий Фракийский (первый учебник для иностранцев) n Аполлоний Дискол (первый учебник синтаксиса)
Основные идеи александрийцев n Фонетика: Буква – звучание – название буквы n Гласные – согласные с опорой на голос, полугласные и немые согласные n Долгие – краткие n Аристарх, Дионисий: n n n 8 частей речи, удачные определения Грамматические категории падеж, род, число, время n Стилистика n «Поэтика» Аристотеля: 1 -ая стилистическая классификация слов n Учение Диогена Вавилонского «Лаэртий» о 5 качествах речи (чистота, ясноть, краткость, уместность, красота) n Учение о тропах и фигурах (метафора, метонимия, синекдоха. Антитеза. анафора)
Второй великий спор древности n Спор об аналогии и аномалии – что лежит в основе языка: n n n системность или бессистемность, регулярность или нерегулярность? Аналогисты: представления о языке как о системе четких правил, в идеале не знающих исключений; конструирование нормы по аналогии. Юлий Цезарь, Варрон, александрийские грамматики. Аномалисты: все в языке случайно, норма может быть выведена только из обихода, который не подчиняется никаким правилам; нужно определять не грамматические правила, а обиход; установление нормы через наблюдение за обиходом. Секст Эмпирик, стоики (пример: черепаха и ворон, у черепахи нет формы м или ж лица, а у ворона есть). Итог: в языке есть и аналогия, и аномалия.
Гай Ю лий Це зарь (лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːljʊs ˈkae sar]; 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э. — 15 марта 44 до н. э. ) — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. n Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до n n берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. он начал реформирование римского общества и государства, которое уже после его смерти привело к установлению Римской империи. стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто — Цезарь. Его убийство привело к возобновлению гражданских войн, закату Римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновлённый им Октавиан Август. Позже многие монархи хотели связать себя с легендарным Цезарем. Так произошли нем. Kaiser ( «кайзер» ), а также русское понятие «царь» , являющееся термином, родственным слову «Цезарь» .
Гай Юлий Цезарь
Секст Эмпирик (Σέξτος Εμπειρικός, начало II века) — древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Жил в Александрии и Афинах. n Его произведения «Пирроновы положения» (Πυῤῥώνειοι ὑποτύπωσεις) и «Против учёных» (Adversus Mathematicos) являются основными источниками по философии античного скептицизма. n Весь цикл «Против ученых» многие делят на две части, из которых одну называют «Против догматиков» , а другую «Против отдельных наук» . «Против логиков» именуется VII и VIII (так как в этом трактате две книги), n «Против физиков» — IX и X, n «Против этиков» — XI, n «Против грамматиков» — I, n «Против риторов» — II, n «Против геометров» — III, n «Против арифметиков» — IV, n «Против астрологов» — V, n «Против музыкантов» — VI. n
Секст Эмпирик
Языкознание Древнего Рима n Грамматика латинского языка Доната и Присциана Опора на александрийцев n 6 падежей: + ablativus (Гай Юлий Цезарь ввел, отложительный падеж) n Латинская терминология – основа терминологии западно-европейской и русской. n Их заслуга – они посредники между греками и средневековой Европой. n
Тит Лукреций Кар о происхождении языков n 2 этапа: междометный + этап общественного договора n Материалистическая теория, а не теория божественного происхождения языка Тит Лукре ций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, ок. 99— 55 до н. э. ) — римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде — философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов).
Варро н, Марк Теренций, иногда Варро (лат. Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до н. э. ) n римский учёный-энциклопедист и писатель. n По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским, чтобы отличить от Варрона Атацинского. n Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим. n был трибуном и претором, сподвижник Помпея, написал более 70 соч. в 600 книгах по всем отраслям знания и поэзии. n Главные сочинения: “De lingua latina”, “Antiquitates”, “Imagines” (собр. биографий знам. греков и римлян), “Disciplinae” (первая энциклопедия), “Satyrae Menippeae”, “De re rustica”. Сохранились “De re rustica”, 6 кн. “De lingua latina” и отрывки друг. Соч.
Варрон
Этимология Варрона n Дошло 6 из 25 книг трактата о латинском языке. n Аналогия в словоизменении, а аномалия – в словообразовании. n n n Категоричен. Этимологическая теория в 5 -7 книгах. Этимология – часть грамматики, которая изучает, почему и откуда есть слова. Первичные (verba primigenia «первородные слова» ) и производные слова. Главная задача Э. – объяснить происхождение производных слов, выделив в них первичные элементы. (Словообразование? Корень? ) Первичные слова – как соответствуют вещи. Это глубинная задача Э. , редко успешно решаемая.
n Недостатки (слабые стороны) Рима: n - теоретическое ценилось более, чем опытное n - интерес вызывали 2 языка (лат. и греч. ) n - слишком сильный интерес к этимологии n Плюсы n Этимологическая теория n Теория падежа n Терминология
4. Китайская языковедческая традиция n Китайский язык генетически и типологически резко отличается от европейских. Изолирующий язык. n Иероглифическая письменность. n Многодиалектность китайского языка. n Интерес и к философско-теоретическим, и к практическим вопросам. n 4 000 лет развивается китайское языкознание. Одно из самых древних.
Основные достижения Китая n Лексикография n Словарь Эръя – литературный язык, тематический принцип расположения иероглифов n Словарь Фанъян – диалектологический словарь n Толковые словари n Словари рифм n Орфографические словари
Проблемы морфологии и фонетики в Китае n Знаменательные (полные – пустые) – служебные слова в изолирующих языках. n Фонетика Начальные (согл. ) и конечные звуки (гласн. ) – дифтонги n Тяжелые (взрывные) – легкие (щелевые) – мутные (звонкие) – чистые (глухие) – чистомутные (носовые) звуки n Интонация (тон: ма 1, 2, 3, 4 – мать, конопля, лошадь, ругать) n
Проблема происхождения языка – 2 теории 1. Природные звуки и языковые однотипны + толчок внешний для того, чтобы человек заговорил. 2. Древний монах именует вещи в соответствии с их природой. Фюсей.
5. Арабская языковедческая традиция n VII – XIII вв. n Опора на индийскую (фонетика) и греческую традиции (морфолгия и синтаксис). n Арабский язык – латынь Востока (потребность в изучении) + проблемы истолкования Корана. n Сибавейхи «Аль-Китаб» (Книга), 8 в. – систематизированная арабская грамматика n Фонетика: n n Четко различают звуки и буквы. 16 точек артикуляции звуков.
Грамматика арабов n Морфология 3 -хэлементная классификация частей речи Аристотеля (имя – глагол – частица: вещь – ее деятельность). n Подробно о грамматических категориях. n Словообразование и морфемика n 3 -хконсонантный корень+ гласные ждя передачи ГЗ (убить qtl, я убил qatala, я был убит qutila) n Внутренняя флексия n Окончания глагола – личные местоимения n
Синтаксис и лексикография n Синтаксис Традиционен, логический С. n Предложение – сочетание слов, которым выражено полное суждение. n Лексикография n 13 в. «Язык арабов» в 20 тт. Ибн-Мансура n 14 в. Аль-Фирузабади Мухаммед 60 или 100 томный словарь арабского языка. Не дошел до нас. n Аль-Асмаи, диалектологический словарь по ЛСГ n
Теоретические вопросы арабского языкознания n 3 теории о происхождении языка n Божественная теория n Соглашение нескольких мудрецов n Компромиссный вариант: бог дает первые слова + теория общественного договора n Начали изучать другие языки: n 13 -14 в. Абу-Хайян – учебники по персидскому и турецкому языкам. n Махмут аль-Кашгари. 11 в. «Диван тюркских языков» сопоставительная шрамматика тюркских языков. Самостоятельно выработал сравнительно-исторический метод (Европа – 19 в. ). Обнаружили в Стамбуле в ХХ в.
6. Японская языковедческая традиция – не древний мир n Она сложилась поздно – только в последние три века. n Своеобразие и уникальность японского языка, закрытость религии n n и культуры японцев не позволяло ей воспользоваться достижениями даже соседнего Китая. Всё это привело к созданию оригинального взгляда на грамматические категории, в частности, на части речи и спряжение глаголов. Крупнейшие ученые японской лингвистической школы: Мотоори Норинага (1730 - 1801), М. Токиэда (1900 -1967) – специалист по общему языкознанию, социолингвистике (теоретик «школы языкового существования» ), истории и стилистике языка. Основной теоретический труд – «Основы японского языкознания» (1932). В русском переводе (сокращенном) вышел в 1983 г.
Благодарю за внимание!
Лекция ИЯ 2 Др мир.pptx