Язык программирования Turbo Pascal.ppt
- Количество слайдов: 29
Язык программирования Turbo Pascal
Из истории Язык программирования Паскаль Никлаусом Виртом в 1968 -1970 годах. был разработан Предложенный им язык программирования он назвал именем великого французского ученого Блеза Паскаля (1623 -1662), который создал первую в мире вычислительную технику. Позднее фирмой Borland была разработана система программирования Turbo Pascal, расширившая область применения языка и развившая сам язык программирования.
Алфавит языка в свою очередь состоит из: 1) Латинских букв; 2) Русских букв; 3) Арабских цифр: 0. . . 9 4) специальных символов: пробел +*/=><. , : ; @')(][}{#$ !”%&_(символ подчеркивания)
Заглавные и строчные латинские буквы используются при создании идентификаторов и служебных слов. Идентификаторы – это имена переменных, констант, процедур, функций, типов, меток. Составляются из букв, цифр и знаков подчеркивания в соответствии со следующими правилами: – длина идентификатора может быть произвольной, однако компилятор воспринимает только первые 63 символа; -первым символом обязательно должна быть буква или символ подчеркивания; -заглавные и строчные буквы не различаются.
Служебные слова – это конечный набор зарезервированных слов, смысл которых определен в языке (begin, end, const, var, if и т. д. ). Служебные слова нельзя использовать в качестве идентификаторов. Русские буквы могут использоваться только как комментарии. Комментарии в программе используются для пояснения программы, заключаются в фигурные скобки {…}
Типы данных в языке Паскаль. В языке Паскаль любые переменные характеризуются своим типом. Тип данных определяется зарезервировать объем памяти. для того, Типы данных простые структурированные Целый Массивы Вещественный Записи Логический Множества Символьный Файлы Строки чтобы
Логический – Boollean (1 байт) Символьный – Char (1 байт)
Арифметические выражения Запись математических выражений несколько отличается в программе. При записи арифметических выражений используют знаки арифметических операций: + - сложение >= - больше или равно - - вычитание <= - меньше или равно *- умножение / - деление < > - неравно div – деление целочисленное (14 div 3=4, 5 div 8=0) > - больше mod – получение остатка от деления целых чисел < - меньше (14 mod 3=2, 5 mod 8=5, 15 mod 3=0)
Стандартные функции ABS(x) – модуль х ( | x | ); SQR(x) – квадрат числа x (x 2) ; SQRT(x) – квадратный корень из x LN(x) – натуральный логарифм от ln x ); EXP(x) – е в степени SIN(x) – синус COS(x) – косинус х х ( ); х (ех ); (sin x); х (cos x); ARCTAN(x) – арктангенс х (arctg x). (
Возведение в степень Функции ln(x) и exp(x) могут быть использованы для возведения в степень по правилу: xn = en ln(x) Например, Х 9 = exp(9 ln(x))
Правила записи выражений 1. Все выражение должно быть записано в строку; 2. (a+1)/2 3. 2. В выражении в качестве разделителей можно использовать только круглые скобки; 4. 3. Нельзя записывать подряд два знака. 5. a+b/-c - неправильно 6. a+b/(-c) - правильно
Задания х2 -7 х+6
Ответы sqr(x) – 7*x + 6 (x*x*x – y*y)/(x + y) ((a + b)*c)/(2*d) Ln(x+7*sqrt(abs(x+a))) (abs(x)-abs(y))/(1+abs(x*y)) Ln(abs((y-sqrt(abs(x)))*(x-y/(z+x*x/4))))
Основы работы с программой Turbo Pascal состоит из: 1. Текстового редактора; 2. Компилятора; 3. Отладчика.
Окно состоит из: 1. Строки меню; 2. Строки заголовка; 3. Рабочего поля.
Схема работы 1. Запуск; 2. Вводим текст программы; 3. Alt+F 9 – компилируем; 4. Ctrl+F 9 – компиляция и запуск на выполнение; 5. Enter; 6. Если нужно вводим значения переменных – Enter; 7. Alt+F 5 –просмотр результатов. 8. F 2 – сохранение (файлы имеют расширение. pas) 9. Alt+Х – выход из программы
Cтруктура Pascal-программы. Program <имя программы>; Label <описание меток>; Const <список постоянных значений>; Раздел описа. Type <описание сложных типов данных>; ний Var <список имен переменных> : <имя типа>; данных begin <Раздел операторов> end.
Общий вид Var <список имен переменных> : <имя типа>; Имя типа здесь - это имя какого-либо стандартного или описанного в данной программе типа данных. Раздел операторов содержит список выполняемых операторов программы. Обязательным является наличие служебного слова Begin в начале и служебного слова End в конце раздела. Операторы begin и end образуют операторные скобки.
Последовательность составной операторных скобок образуют begin end end. Операторы, разделы и описания заканчиваются точкой с запятой. разделов Весь текст программы должен завершаться точкой.
Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начинается с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркивания. Пример описания Var: Например, в программе используются две целочисленные переменные и одна вещественная. Var a, b: integer; x: real;
Операторы в языке Паскаль - это синтаксические конструкции, которые предназначены для записи алгоритмических действий по преобразованию данных. Оператор присваивания является простейшим и наиболее часто употребляемым оператором языка. Общий вид: переменная: =арифметическое выражение; например: a: =3; b: =x+7;
Оператор ввода данных. Общий вид: Read (список имен вводимых переменных); Оператор read (читать) останавливает работу программы и ждет, пока пользователь наберет на клавиатуре число и нажмет Enter. Введенное число помещается в оперативную память, в отведенную ячейку. Если список ввода содержит несколько имен, то для каждого надо ввести значение. Числа вводятся через пробел. Например: Read (a, b); Readln (a, b);
Оператор вывода данных. Общий вид: Write (список выводимых величин); Служит для вывода результатов работы на экран дисплея Список вывода – перечисленные через запятую имена результатов или константы, которые заключаются в апострофы. Например: Write (‘x=‘, x); Writeln (‘x=‘, x); Перевод курсора на новую строку осуществляется оператором пустого вывода writeln;
Для вывода целых и вещественных чисел необходимо указывать форматы в операторе Write. Формат указывается через двоеточие после переменной. Для целых чисел: Write (K: M); Writeln (K: M); где K – имя выводимой переменной; М – количество отводимых позиций. Например: необходимо вывести значение целого числа N=179, оператор вывода можно представить в виде: Write (`N=`, N: 3); Здесь на изображение числа отведено 3 позиции.
Для вещественных данных: Write (K: M: N); Writeln (K: M: N); где К – выводимая переменная; М – общее количество позиций отводимых на значение переменной(включая знак числа, целую часть, точку и дробную часть); N – количество позиций после запятой. Например: Write (y: 6: 2); На изображение значения переменной y отведено 6 позиций, из них две на дробную часть.
Рассмотрим пример программы. Пусть требуется найти сумму, произведение, и разность двух данных чисел. Для каждого из чисел надо придумать имя переменной и указать её тип.
Program E 1; var a, b, x, y, z: real; begin Writeln ('введите два числа через пробел'); Readln (a, b); x: =a+b; y: =a*b; z: =a-b; Writeln ('a+b=', x: 6: 2); Writeln ('a*b=', y: 6: 2); Writeln ('a-b=', z: 6: 2); end.
Задача: Найти значение выражения Решение: Б) Переменные задаются с А) Переменные задаются в Program pr 2; тексте. При Х=1 Program pr 1; var x, y: real; Begin X: =1; Y: =(x*x+2)/2; Writeln (`y=`, y: 6: 2); End. клавиатуры. var x, y: real; Begin Writeln (`введите значение пер. Х`); Readln (x); Y: =(x*x+2)/2; Writeln (`y=`, y: 6: 2); End.
Язык программирования Turbo Pascal.ppt