L_2_Yazycheskaya_mifologia.pptx
- Количество слайдов: 22
Языческая мифология Лектор – кандидат искусствоведения Чащина С. В.
Термин «мифология» от греч. от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение. - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества.
Виды мифов • Космогонические мифы — о происхождении мира, – солярные мифы – лунарные мифы – астральные мифы • Эсхатологические мифы — о конце мира • Антропогонические мифы — о происхождении человека – культурный герой • Календарные мифы – мифы об умирающем и воскресающем звере – Умирающий и воскресающий бог • Мифы о животных • Культовые мифы
«Языческий» - этимология • Славянский термин происходит от церк. слав. ıảзы къ, то есть «народ» , «племя» , которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой / גוי и нохри /. . נכרי • Последние соответствуют в греческом переводе слову εθνοί (этнос), в Вульгате — лат. gentilis. С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.
Как в других языках называется • В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. Paganismus (от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ» ), позднее получившее значение «простолюдин» , «деревенщина» ). • Христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера» . • После крещения и на Руси язычников называли «погаными» (от лат. paganus - земледелец).
Язычество • Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий» • Язычество - обозначение нехристианских, религий в литературе христианский авторов.
Синонимы • Идолопоклонство (ст-слав. ) — религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от авраамических религий — иудаизма, христианства, ислама. • Политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» ) — «многобожие» . Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм.
Структура языческого пантеона • Пантеон (греч. Πάνθειον, - все боги) • Языческий пантеон = отражение социального устройства каждого конкретного периода. => не всегда жестко иерархизирован - ? ? ? • Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других.
Праиндоевропейцы • (в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы» ) — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев ок. 6000 лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.
Праиндоевропейская религия • • • выдающийся французский компаративист (сопоставлял языковой материал и мифы Жорж Дюмезиль различных индоевропейских народов) (1898 -1986) пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия жреческое (ср. брахманы), воинское (ср. кшатрии) и земледельческое (ср. вайшьи). Каждой касте соответствовало особое божество: у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья (Зевс — Юпитер — Один — Арамазд — Михр —Митра — Варуна), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Ваагн — Индра — Перун — Пяркунас), у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес).
Праиндоевропейская религия • Тамаз Валерианович Гамкрелидзе и • Вячеслав Всеволодович Иванов (оба р. 1929) • • в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации, который, по их мнению, отразился в: близнечном культе и в мифе об инцесте близнецов, в мифе о вражде пандавов и кауравов (основной сюжет «Махабхараты» ). Боги представляются разделёнными на две оппозиционные группы, находящиеся вместе с тем в родственных отношениях (девы и асуры в Индии, дэвы и ахуры в Иране, ваны и асы в Скандинавии, отчасти также олимпийские боги и титаны в Греции).
Наиболее общие мифологемы • мирового дерева (у индоевропейцев мировое древо связано с культом лошадей (Иггдрасиль — «скакун Одина» в Скандинавии; • ашваттха, от корня ашва ( «конь» ) — название мирового древа в Индии)
Наиболее общие мифологемы • Мифологема нечистого змея • В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов разработали так называемую «теорию основного мифа» , согласно которой основной индоевропейской мифологемой является противостояние Громовержца со Змеем. Ими восстанавливается имя основного противника бога-громовержца: славянский Велес, литовский Велняс, индийские Вала и Вритра. • С противником богов связан и ряд ассоциирующихся с водой персонажей чьи имена включают корень *dhon (от которого происходят названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай) — • у индоариев мать Вритры Дану и данавы, • у древних ирландцев племена богини Дану, • осетинский Донбеттыр.
Прародитель • Прародитель человеческого рода, имя которого обозначало «человек, мужчина» (индийский Ману, германский Манн). • Прародитель также считался первым умершим человеком, открывшим дорогу другим людям в иной мир и ставшим его хозяином. • Мотив принесения первочеловека в жертву (скандинавского Имира или ведийского Пуруши, ср. сходный сюжет в русском «Стихе о Голубиной книге» ) уходит корнями в праиндоевропейскую древность. Во многих традициях мир создается путем расчленения тела первобытного существа (камни — из костей, земля — из плоти) • Мотив инцеста божественных близнецов, от которых произошло человечество (ведийские Яма и Ями, балтийские Юмис и Юмала, ср. у русских Иван-да-марья). • Мотив брака неба и земли (Уран и Гея в Греции, Дьяус и Притхиви в Индии) распространён и за пределами индоевропейской общности.
Загробный мир • Отличительная черта индоевропейских народов — вера в … • Как правило, отделён от мира живых рекой. • Рай, как правило, помещался в далёких странах (острова блаженных), • Ад представляли как холодную полость под землей, вход в которую стережёт свирепый пёс (Кербер — Гарм).
Славянская мифология • Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
Индоевропейский пласт предполагается, что к нему относятся образы • бога грозы и боевой дружины (Перун), • бога скота и потустороннего мира (Велес), • элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и • божества Неба-Отца (Стрибог). • Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, • связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), • солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
Диверсификация • При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. • В частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась от всех прочих.
Збручский идол
Збручский идол • четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. • Каждая его сторона разделена на три уровня • На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), • а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
ДЗ • http: //www. inslav. ru/images/stories/pdf/1996_Ocher ki_istorii_kul'tury_slav'an. pdf. Читать и конспектировать очерк 3 «Религиозные верования древних славян» (с. 145 -195). • Дополнительная литература: Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н. И. Толстого). Т. 1 -4. М. , 1995, 1999, 2004, 2009, 2012. • Смотреть: 1 я часть - http: //tvkultura. ru/video/show/brand_id/20898/video _id/178926 (на лекции с 17 минуты); 2 я часть - http: //tvkultura. ru/video/show/brand_id/20898/video _id/177392
Для интересующихся музыкальной культурой • Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. // Ранние формы искусства/ - М. , 1972.