2010-100618025051-phpapp01.ppt
- Количество слайдов: 27
Ярослав Перевалов Экстремальные юзабилити-методы 1
План 1. Юзабилити-проектирование: жизненный цикл 2. Экспресс-аналитика 3. Экспресс-экспертиза 4. Коридорное юзабилити-тестирование 2
Процесс юзабилити-проектирования (classic) 1 человеко-месяц 1/2 человеко-месяц 1 человеко-месяц 1/4 человеко-месяц 1 человеко-месяц 3
Почему человечки красные и бегут? Вам отвечает Стив Круг: 4
Процесс юзабилити-проектирования 5
Маркетологический анализ продукта Выполняется маркетологом, который ищет ответы на вопросы: • Каков облик будущего продукта? • Какое место займёт на рынке (в ряду конкурентов)? • Почему он будет востребован? • Каковы ключевые конкурентные преимущества продукта? Слабые и сильные стороны конкурентов/аналогов/прототипов • Почему его захотят? • Какая от него польза? • Какая от него выгода пользователям? • Какая от него выгода компании? • Сколько людей его захотят? • Сколько людей станут им пользоваться? • Какие эмоции/ощущения/переживания при использовании этого продукта будут испытывать? • Каковы ключевые потребительские свойства продукта? • Какой продукт мы будем считать успешным? • Какой продукт мы будем считать качественным? • Как это всё посчитать/измерить? • Как мы будем продвигать/производить/продавать/поддерживать/совершенствовать продукт? 6
Процесс юзабилити-проектирования 7
Что такое бизнес-требования и зачем их надо собирать и анализировать? Бизнес-требования – это описание стратегических факторов, условий, ограничений и критериев развития проекта. Выполняется бизнес-аналитиком, который формализует: • Цели и задачи компании-заказчика при реализации продукта • Бизнес-модели (механизмы реализации задач) • Модели пользователей (внутренние и/или внешние) • Архитектурная концепция • Описание основных маркетинговых характеристик продукта (рынок, преимущества, ценность, уникальность и т. п. ) • Описание ключевых критериев оценки качества и успеха продукта (не только внутренние, но и внешние, такие как потребительские свойства продукта) 8
Цели сбора и анализа бизнес-требований • Получение единой и однозначной концепции развития продукта • Ознакомление и согласование концепции со всеми ключевыми фигурами проекта (заказчики, идеологи, разработчики, бизнес-эксперты и пр. ) • Применение полученных данных в качестве основы для принятия проектных решений и учёт описанных факторов при проектировании взаимодействия. 9
Виды работ (бизнес-анализ) Работы, выполняемые в ходе сбора и анализа бизнестребований (все пункты опциональные): Сбор: • • Структурированные интервью с бизнес-экспертами Полевые исследования Маркетинговые исследования Анализ потребностей пользователей, характер их взаимодействия с продуктом Формализация: • • Описание бизнес-процессов Описание модели данных Описание моделей пользователей (цели, задачи, сценарии взаимодействия) Высокоуровневое описание архитектурных решений 10
Процесс юзабилити-проектирования 11
Полевые исследования, моделирование пользователей Изучение и формализация характера взаимодействия пользователей с продуктом. Выполняется специалистом по полевым исследованиям (экзопсихолог, инженерный психолог, психолог-этнограф и т. п. ) Методы: • Наблюдения • Интервью с пользователями и экспертами • Анкетирования, опросы • Фокус-группы • Эксперименты (моделирование ситуаций, испытания) Методологии моделирования: 1. Персоны 2. Ролевые модели (юзкейсы) 3. Базовые сценарии взаимодействия 4. Юзер-сториес 12
Экстремальная аналитка: карточка продукта Ограничения и условия применения: • В команде нет выделенного аналитика, маркетолога, полевика Принципы: • Карточка продукта заполняется на этапе анализа и сбора требований для фиксации бизнес-требований к проекту • Все требования и описания карточки должны быть согласованы с ключевыми идеологами продукта (маркетинг / менеджмент / разработка). • Рекомендуется любую проектировочную деятельность начинать с заполнения такой карточки. • Карточка фактически является элементом ТЗ на проектирование интерфейса. • Без систематизации и утверждения концептуальных и стратегических положений, изложенных в карточке, бессмысленно что-либо проектировать. Подробности тут: http: //usability. ru/Articles/Cheap-BA. html 13
Карточка продукта: копилка исходных знаний • • • Общее короткое описание проекта Цели проекта Бизнес-модель (зачем продукт нужен компании) Описание целевой аудитории сервиса и контекста использования продукта Модели пользователей (цели, мотивация, задачи, сценарии…) Основные, стратегические направления развития продукта KPI – критерии успешности и качества продукта Конкуренты (сильные и слабые стороны) Сильные стороны, конкурентные преимущества нового продукта Дополнительные требования к продукту Текущие интерфейсные решения, их недостатки 14
Карточка продукта: плюсы и минусы Плюсы: • Важные, ключевые требования к продукту фиксируются на бумаге, согласуются с заказчиком и доводятся до всех членов команды (инструмент согласования и информирования) • Внятное ТЗ для проектировщика интерфейсов (сокращает количество циклов проектирования) • Обнажает бреши в аналитике, заставляет думать в нужных направлениях и добывать информацию • Дёшево, быстро, масштабируемо Минусы: • Требования в карточке могут быть «неправильными» : неправильно собранными или неправильно оформленными, не подкреплёнными результатами исследований • Наличие карточки может создавать иллюзию, что аналитика не нужна 15
Процесс юзабилити-проектирования 16
Юзабилити-экспертиза (эргономичекая экспертиза, ю-экспертиза, ю-аудит) – один из методов анализа и оценки пользовательского интерфейса. Выполняется экспертом. Цели ю-экспертизы: • Получение качественной оценки юзабилити-характеристик системы • Получение перечня эргономических проблем системы и рекомендаций по их устранению Работы, выполняемые в ходе ю-экспертизы: • Экспертная оценка ключевых юзабилити-характеристик продукта • Анализ существующего продукта на предмет наличия недостатков и проблем уровня: ○ ○ Пользовательского интерфейса и взаимодействия (ПИ) ○ • Информационной архитектуры (ИА) Графического оформления, дизайна и вёрстки (ДВ) Ранжирование недостатков и проблем (по важности, сложности, и т. п. ), количественный анализ замечаний. Пример: Отчёт по экспертизе МЯК образца 2008 г 17
Экспресс-экспертиза: ещё быстрее и дешевле? • Упрощённый отчёт: указываются только проблемные, сомнительные места в интерфейсе, без чёткого ранжирования и, возможно, без рекомендаций по улучшению • Исследование продукта не глубокое и не системное: экспертиза тех макетов, что есть. • Для повышения достоверности увеличивается количество экспертов • Требования к профессионализму экспертов – невысокие Условия и ограничения: • У команды нет выделенного эксперта • Есть задача получить быструю-качественную оценку интерфейсным решениям 18
Экспресс-экспертиза: пример 19
Экспресс-экспертиза: плюсы и минусы Плюсы: • Получение быстрой-дешёвой оценки • Получение свежих идей от незамутнённых экспертов Минусы: • Кредит доверия к экспертам низкий • Как сделать лучше, не совсем ясно 20
Процесс юзабилити-проектирования 21
Детальное проектирование интерфейса Выполняется проектировщиком: • • Много, очень много версий детальных прототипов • Проверка прототипов на реальных/потенциальных пользователях и экспертах. • Специфицирование утверждённых прототипов: описание поведения интерфейсных элементов, описание форматов полей и сообщений. Согласование прототипов с командой проекта (поиск компромиссов) 22
Коридорное тестирование Принципы, условия, ограничения: • • Выполняется в рамках быстрого прототипирования • Планирование: описание цели исследования, требования к респондентам, сценарии/контекст применения, задания. • Протоколы: только бумажные: утром в куплете, вечером – в газете. Команда не отвлекается на наблюдение, только на чтение кратких протоколов. • Задания: направлены на применение конкретного интерфейсного решения • • • Сессия тестирования: 10 -20 минут • 2 человеко-дня на всё Важное условие: наличие потенциальных респондентов внутри компании ~10 пользователей в эксперименте Оперативные выводы с рекомендациями по улучшению интерфейса 23
Коридорное тестирование: плюсы-минусы Плюсы: • Помогает обоснованно принимать интерфейсные решения и быстро-дёшево получать экспериментальную оценку. Минусы: • Не заменяет итоговое юзабилити-тестирование (или всё-таки заменяет? ) Примеры: • Большие карты: коридорное ю-тестирование нового интерфейса панорам улиц • Мобильные карты: коридорное юзабилити-тестирование сценариев прокладки маршрутов на Андроиде • Большие карты: исследование по сравнению наборов иконок 24
Коридорное тестирование: ещё дешевле? Литература: • Стив Круг. Не заставляйте меня думать! Глава «Юзабилити-тестирование за 10 центов в день» 25
Дополнительный хинт – Поместить юзабилити-специалиста внутрь разработки: ◦ Сокращаются итерации во взаимодействиях между проектировщиком и разработчиком ◦ Проектировщик становится членом команды ◦ Повышается доверие к решениям 26
Спасибо за внимание! Есть вопросы? Ярослав Перевалов эксперт по проектированию пользовательских интерфейсов yarik@yandex-team. ru
2010-100618025051-phpapp01.ppt