ЯПОНСКИЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН.ppt
- Количество слайдов: 65
ЯПОНСКИЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Особенности японских садов § Японские сады подразумевают только выявление того, что уже заложено в природе. Человек лишь выражает волю природы, а не изменяет и не переделывает ее. На протяжении многих столетий в Японии существовала одна главная идея - представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне его, но как бы изнутри.
Сад для чайной церемонии (роджинива) § Разделен на две части. Во внешней располагается место для ожидания церемонии (обычно скамья с навесом). Внутренний сад окружает дом для чайной церемонии. Растения в саду неброские, потому что ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития.
Японский чайный сад
Плоский сад (хиранива) § Каменистый (плоский) сад берет свое начало от открытых пространств, предназначенных для проведения различных церемоний перед дворцами и замками древней Японии. Каменистый сад создавался для созерцания и достижения состояния просветления, поэтому еще одно название для такого сада ― сад дзен. Вода в каменистых садах отсутствует, ее имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Сады дзен имитируют морское побережье, включая растения, типичные для него. Если японский сад обустраивают во внутреннем дворике, то как правило, выбирают именно этот стиль.
Каменистый сад
Японский сад камней § Самый яркий пример, имеющий мировую известность, это японский сад камней монастыря Рёандзи в Киото, выполненный в самом начале 16 века. Сама задача, стоявшая перед художником, допускала и предполагала большую степень абстрагирования и известную отвлечённость средств выражения, когда каждый предмет воздействует не только сам по себе, но становится символом чего-то более общего. Именно это и создало условия для появления "сухого сада", лаконизм которого доведён до предела - подобно скорописи и каллиграфии. § Этот удивительный сад обладает, какой-то почти гипнотической силой воздействия, хотя в нём почти ничего нет.
§ Он представляет собой сравнительно небольшую по размерам площадку ( всего 336 кв. м. ) плоскую, прямоугольной формы, засыпанную белым гравием с расставленными в группы пятнадцатью камнями. Вокруг каждой группы как обрамление посажен зелёный мох. Поверхность гравия "расчёсана" граблями на тонкие бороздки, напоминающие лёгкую рябь на воде. И это всё. § За невысокой глинобитной изгородью зелёной стеной поднимаются деревья, обрамляя, подчёркивая цветовую строгость и графичность сада. Здесь может возникнуть множество ассоциаций: с волнами моря, омывающими скалистые острова, или белой пеленой облаков, над которыми поднимаются вершины горных пиков. По существу, в задачу художника не входила определённость ассоциации, наоборот, их множественность давала простор воображению зрителя, его собственному "сотворчеству" с автором. § Изменяется освещённость камней, густота отбрасываемой тени, её величина, оттенок и фактура каждого камня. Он не одинаков при ярком полуденном солнце и вечером, в лунную ночь и в туманный пасмурный день. Красота этого японского сада каждый раз по новому открывается зрителю, неопределённая и явная, ускользающая и всегда постоянная.
Декоративные элементы японского сада
Фонари в японском саду § Каменные фонари - несомненное украшение японсого сада. Как правило, их располагают у поворота тропинки, на краю водоема или ручейка, вблизи моста или около тсукубаи. § Фонарь обычно является основным элементом в группе с небольшими камнями, иногда позади него размещают дерево. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу.
Дорожки в японском саду § В театре Кабуки движение актера в пространстве одновременно воспринимается как движение во времени – этот процесс носит название мичиюки. Дизайнеры восприняли философию театра и перенесли этот принцип на проектирование садовых дорожек в японском саду. § Дорожка должна неторопливо вести по саду, открывая, один за другим все его «слои» (чойо) и держа в своей власти тот отрезок времени, когда гость находится в саду. Для проектировщикатропинки зачастую являются чем-то более важным, чем просто элемент дизайна. Если он правильно и аккуратно проложит эти тропинки в своем саду, он сможет контролировать не только ритм передвижения гостей по саду, но то, что открывается взору посетителей. § Тропинки в японском саду – это не только элемент общего плана, но и прием, используемый проектировщиком для того, чтобы контролировать порядок «раскрытия» своего детища. Этот прием наиболее часто применялся в чайных садах Средневековья, но и сейчас дизайнеры используютего практически во всех своих работах.
Вода в японском саду § В своих садах японцы очень любят устраивать всевозможные декоративные водоемы. В большинстве случаев это пруды. Причем пруды не совсем обычные. Каждый пруд — произведение искусства. При создании подобного водоема стараются подчеркнуть красоту японской природы.
Сухой ручей в японском саду § Самым популярным и традиционным, но при этом отнюдь не обязательным элементом японского сада является вода, которая наделена энергетической силой и способствует обострению эстетического восприятия. Однако в некоторых случаях символически вода может заменяться другими материалами. § В японской культуре важна не сама вода, а ее текучесть, движение, форма, поэтому с давних времен в тех садах, где вода не могла использоваться как элемент композиции, сооружались «сухие» ручейки. Это особенный элемент, так как его аналогов нет ни в одном ландшафтном искусстве других стран.
§ Так называемые «сухие» ручейки образуются из гальки, песка и камней. Иногда в их структуре используется только один материал, а подчас и все сразу. К обустройству таких своеобразных водных потоков следует подходить очень внимательно, так как они несут большой энергетический заряд и в процессе их созерцания важно все — фактура, форма, цвет. § Конечно же, разнообразные водоемы более предпочтительны в японском саду, но если таковых нет, то «сухие» композиции из песка, гальки и камней могут стать их заменителями. Они менее долговечны, так как, например, песочные ручейки при сильном ветре теряют свою конструкцию и форму, но и в этом есть своя эстетика: тот же ветер может на верхних слоях песка образовать причудливые формы и волны. § Если взглянуть на японский сад, который украшен «сухими» ручьями, то можно сразу же увидеть прелести этого элемента композиции. Иллюзия воды вполне понятна, так как сделаны эти ручейки с большим искусством и старанием, а энергетика их передается смотрящему. Ни в коем случае не наступайте на этот «поток воды» , зачастую через него перекинут даже мостик, по которому можно перебраться. У ручья есть своя душа и характер. Он воспринимается посетителем сада как живой предмет, который может вызвать только лучшие чувства.
§ В саду может быть неограниченное количество таких ручейков различной толщины, однако не стоит делать их слишком много, поскольку сад включает в себя многие другие элементы композиции. Достаточно двух-трех потоков, которые могут соединяться друг с другом, «разливаться» и течь по любой поверхности. Ширина таких ручейков не превышает 20 см — это их оптимальная величина. § Ручейки представляют собой полоску материала, которым может быть песок или галька, сильно изогнутую и протекающую по поверхности земли. С учетом форм рельефа этот поток может менять свое направление, например течь в более низкие места; соответственно, на возвышенности этот ручеек взобраться не сможет, как, впрочем, и водный поток. Все высокие препятствия песочный ручеек преодолевать не может, поэтому огибает их.
§ Если ручеек состоит из песка, то он аккуратно расчесывается граблями для создания эффекта искусственных волн. Грабли проводят по самой поверхности песка и не затрагивают низшие слои, чтобы не прогрести землю. Песочные ручейки иногда украшаются галькой, которая вносит некоторую приземленность в живой воздушный ручеек. § Порой ручейки полностью состоят из гальки, в этом случае камешки располагаются в потоке, как бы образуя волны. Если галька очень мелкая, то по ней тоже можно провести граблями, чтобы достичь волнообразного эффекта. Сверху гальку можно посыпать золотистым или белым песком. § Как песок, так и гальку часто украшают бороздками, которые представляют собой сложные узоры, а иногда даже прорисовывают сверху иероглифы. Узоры прорисовываются короткими или длинными линиями с помощью тонкой палочки. Камни также принимают участие в символическом изображении воды, они расставляются в ручейке так, чтобы образовывали импровизированные острова в этом «водном» изобилии. По цвету камешки должны подходить к песку или гальке. Самым экзотическим ручейком считается сделанный из желтого песка с разложенными в хаотичном порядке камнями иного оттенка желтого цвета.
Классификация сухих ручьев § Японцы классифицируют подобные ручейки в зависимости от их энергетической и эстетической ценности и влияния.
«Ленивый» ручеек § достаточно широкий и не огибает низкие холмики, он состоит из плотно прилегающих друг к другу частичек песка.
«Горный» ручей § течет всегда сверху, причем по сильно наклоненной поверхности, он стремителен — и поэтому изображается при помощи мелкой гальки и песка, который, в свою очередь, символизирует собой его многочисленные брызги.
«Настойчивый» ручей § протекает по любой поверхности, ему подвластны холмики и ухабы, он не привык отступать перед препятствиями.
«Веселый» ручей § - это, как правило, самый тоненький ручеек, который обходит все преграды на своем пути и устремляется вниз.
§ Прекрасный эффект дают большие пятна песка, образующие своеобразное море. Для этого песок ссыпается ровным слоем в одном месте, разравнивается, после чего поверхность импровизированного моря посыпается другим песком, более темного оттенка, чем первый. Затем «сухое» море сверху прочесывается граблями, чтобы достичь эффекта волн, или на его поверхности проводятся различные волнистые линии. Такое море может быть украшено и камнями, и галькой.
Мостики в японском саду § Мостики в японском саду являются одними из самых сложных элементов – в плане эстетики и философского наполнения. Выполняются эти элементы чаще всего в виде различных фигурок и ансамблей, а основной функцией мостов является уравновешивание энергетики в неблагополучных местах сада.
§ Мостики должны быть соразмерны остальным компонентам сада, т. е. в первую очередь они должны быть небольшими. Место расположения мостика также важно: в зависимости от положения на территории сада и от окружающей обстановки мост будет выполнять разные функции. Если мост расположен на открытой местности, то посетитель здесь скорее будет обозревать окрестности и строить планы на будущее и перспективу, в случае же, если мостик находится в тени старого ветвистого дерева, то обстановка создастся более личная, способствующая мечтательности и отдыху от бренности мира. Перекидные мостики могут располагаться как над настоящими водными, так и над «сухими» потоками.
§ В основном мостики изготавливаются из дерева как наиболее лёгкого и воздушного материала, но в случае, если в Вашем саду есть каменные композиции, будет лучше сделать мостик из грубых и неотёсанных каменных плит. Деревянный же мостик придаст саду особую атмосферу, особенно, если сад имеет естественный ландшафт. Помимо естественного оформления, есть и декоративное, в частности, мосты часто окрашивают в различные цвета. Никаких особых предпочтений в этом случае нет, разве что не стоит окрашивать мост в тёмные тона. Несмотря на отсутствие чётких предписаний насчёт окраски моста, чаще всего это бывают натуральный зелёный или красный цвета. Тёмный тон – это табу, ни в коем случае нельзя придавать саду негативную окраску, т. к. это создаст отрицательное настроение и, как следствие, отрицательную энергетику.
Типы перекидных мостиков в японском саду § перекидные изогнутые мостики из камня или дерева; § имитация кораблей; § скалистые мостики (мостики, выполненные из камней в виде небольших скал); § тростниковые мостики; здесь же бамбуковые мостики - символ постоянства и долголетия; § навесные мостики.
§ Для каменного мостика можно использовать как отёсанные, так и неотёсанные плиты, только в случае, если каменная плита отёсана, мостик должен иметь строгие архитектурные формы, что придаст Вашему саду строгий и классический вид. Для создания такого мостика нужно придать каменной плите форму полукруга и укрепить по сторонам ручья с помощью каменной опоры. Места соединений следует замазать цветной глиной, т. к. стыков не должно быть видно. Перила мостика обязательно должны иметь витые подпорки, а ступени должны быть пологими. Высшим пилотажем будет, если на ступенях мостика появится мох.
§ Деревянный же мост сделать куда проще – дерево легче обрабатывать и, соответственно, легче придать ему требуемую форму полукруга. Также следует отметить, что полукруг может быть как правильной, так и неправильной формы. Часто мостики бывают неправильной формы, для чего по обе стороны ручья устанавливаются подпорки, на которых и строится мост. Тут очень важно правильно рассчитать центр тяжести и учесть его при установлении подпорок. Также в обязательном порядке подпорки ставятся в местах изломов и изгибов.
§ Ещё одним видом мостов в японских садах являются так называемые скалистые мостики: камни разного размера и формы складываются определённым образом, образуя небольшую скалу. На вершине такого мостика можно соорудить замок или проложить тропинку, которую можно оформить осокой и другими обычными японскими растениями. Через скалистый мостик в обязательном порядке должна течь вода, иначе какой же это мост? Для этого под насыпью проводят невидимый постороннему глазу трубопровод.
§ Навесные мостики также используются для украшения садов и строятся следующим образом: к столбам из бамбуковых стволов прикрепляются деревянные пластины. Перила у такого мостика жизненно необходимы, в противном случае конструкция получится чрезвычайно неустойчивой и шаткой. Такого рода мостики не следует перегружать излишними деталями и следует помнить, что простота и естественность – лучшее украшение. По сходной схеме строятся и тростниковые и бамбуковые мостики (чаще всего сооружаются именно бамбуковые мосты). Бамбуковые и навесные мостики принято располагать над различными водоёмами и водопадами, так что перила являются необходимым элементом и здесь, и должны быть изготовлены также из бамбука или тростника.
§ Последний вид мостов – мостики в виде кораблей – можно встретить в японских сада куда реже. Такие кораблики символизируют вечную молодость и устроены таким образом, что вода струится через трюм, а при создании определённого давления струя течёт сильнее и создаётся впечатление, будто кораблик плывёт. Верхом изысканности будет обустройство на кораблике скамеечек или лёгких качелей, а ещё лучше, если кораблик будет располагаться под раскидистым деревом, ветви которого будут его прикрывать, создавая таким образом уютный уголок для размышлений.
§ В качестве элемента декора мостиков также можно использовать фонарики, которые особенно хорошо будут смотреться на каменных и деревянных мостиках, а также на мостках в виде корабликов.
Растения в японском саду
§ Растения - плоть любого сада. В японском садовом искусстве есть только одно исключение – сады в стиле каресансуи, где единственным материалом служит камень в виде гравия и кусков породы разного размера. Но даже в садах камней часто присутствуют растения – мох или даже целые группы древесных и травянистых растений. § Каждый элемент в японском саду, в том числе и растение, несет определенный смысл. Так, сосна символизирует долголетие, бамбук — стойкость. Растущие вместе, они аллегорически доносят до зрителя истину: будь стойким, как бамбук (который гнется до самой земли, но не ломается), и обретешь долголетие сосны.
§ Для создания японского сада традиционно используются сливовые и вишневые деревья, вьюнки, лотосы, ирисы, азалии (всего около семи разновидностей с цветами розовых, белых и красных оттенков), керрии (из них делали живые изгороди), верески, пионы, клены японские, вечнозеленые виды дубов, камелии. Также в ландшафтный дизайн японского сада идеально вписываются сосны (в основном сосна черная) и бамбук. В качестве подбивки японские садовники используют аспидистру, аукубу, камелию, кизильник, падуб, лавр, магонию, андромеду, рододендрон, скиммию, группируя их в композиции под сенью крупных деревьев. Под хвойными часто размещают растения с красными ягодами типа кизильника или скиммии, находя в этом цветовой баланс.
§ К бамбукам относится очень большое количество разновидностей гигантских трав. В такой климатической зоне, как Япония, эти растения чувствуют себя прекрасно, чего не скажешь о средней полосе России. Некоторые из них, впрочем, могут перенести несколько зим, но с приходом особо суровой (такие зимы хоть сейчас и редкость, но и без них не обходится) — вымерзнут полностью.
§ Одним из самых морозостойких видов можно назвать синарундинарию блестящую (Sinarundinaria nitida). Считается, что она выдерживает морозы до – 30°. Однако вы должны быть готовы к тому, что за сезон растение не превратится в шестиметрового исполина. Максимальная высота, которой оно достигнет в средней полосе при благоприятных условиях, — метра полтора. § Кстати, растения с крупными глянцевыми листьями высаживали около жилища, чтобы во время дождя можно было слушать музыку его капель, стучащих по их широким листьям.
§ Помимо всего прочего, подбор ассортимента растений идет и по временам года. В каждом времени года должен быть свой акцент. Цель — на примере растений показать изменчивость природы. Весной яркими пятнами светятся азалии, рододендроны и форзиции, сакура и слива, осенью карминовой краской расцвечивается листва кленов японских. Зимой на передний план выходят вечнозеленые растения, оголяются ветви древесных растений с причудливо изгибающимися побегами, но от этого они не становятся менее интересны по фактуре и цвету коры. Вообще, красивый рисунок обнаженных ветвей очень ценится японцами, о чем свидетельствует и японская живопись, и японская поэзия. Японцы достигли большого мастерства в выращивании растений с определенной величиной и формой кроны. Взять, к примеру, садовый бонсай. Даже одно такое растение рядом с группой камней и традиционным фонариком способно придать саду японский колорит
§ Традиционно в японском саду выращивают верески. Можжевельник может выступать в качестве растенияальтернативы.
§ Клен — фаворит японского сада. Сосна горная, стриженная под бонсай, выглядит как истинная «японка» . Неприхотливый кизильник блестящий — просто находка для подмосковного садика в японском стиле. Весной яркими пятнами светятся рододендроны и форзиции. Мхи, искусственно переселенные на пни, необходимо постоянно увлажнять. В качестве аналога мхов можно использовать в саду разнообразные виды камнеломки, седумы.
§ Япония — настоящее царство хвойных растений. Растут там как знакомые нам сосны, пихты и ели, так и субтропические экзотические хвойные — криптомерия японская (Cryptomeria japonica) и сциадопитис мутовчатый (Sciadopitys verticillata). Но далеко не все эти растения способны расти в наших условиях. К тому же, например, некоторые японские виды сосен и пихт, хотя и могут расти в Подмосковье, но уступают по декоративным качествам и устойчивости своим более распространенным родственницам.
§ Хвойные породы – в большинстве случаев сосны – чаще составляют растительную основу японского сада. Из дюжины видов сосен, встречающихся в природе Японии, чаще других используется сосна Тунберга {Pinus thunbergii, или куромацу - “черная сосна”} и сосна густоцветковая {Pinus densiflora, или акамацу - “красная сосна”}. 600 -летняя сосна Тунберга, а саду золотого павильона в Киото многое поведала и испытала на своем веку. Все это время она пользуется вниманием – не только посетителей сада, но и садовников, которые формируют крону при помощи обрезки, выщипывания хвои, всевозможных подпорок и растяжек.
§ Однако некоторые японские хвойные могут заинтересовать и наших садоводов. Среди таких растений — лиственница японская, или тонкочешуйчатая (Larix leptolepis). Из Японии родом и самый устойчивый в нашей полосе вид кипарисовика — кипарисовик горохоплодный (Chamaecyparis pisifera). Возможно, всему виной чем-то схожая внешне, но куда более неприхотливая и простая в культуре туя западная.
§ Из лиственных пород деревьев, безусловно, первенство принадлежит кленам. В первую очередь – изящному и мелколистному клену дланевидному {Acer palmatum, или ямамомидзи}, его разновидностям и сортам, одного из самых любимых декоративных растений в Японии. Ярко окрашенную, ажурную листву его многочисленных сортов в Японии по красоте приравнивают к цветам. И тот, кому доводилось любоваться этим растением, не сможет с этим не согласиться. И впрямь, окраска своеобразных, изящных пальчатых листьев клена дланевидного может быть как темно-бордовой и огненно-красной, так и солнечно-желтой. Жаль, что в наших краях этот теплолюбивый клен чувствует себя плоховато, но при хорошем уходе и заботливом укрытии на зиму можно надеяться на успех. § Надо ли говорить, что сакура - культовое дерево японцев, выращивается повсеместно ради краткого, но чрезвычайно выразительного цветения.
Клен дланевидный
§ Экзотическими можно назвать также некоторые лиственные японские породы. К таковым, без сомнения, принадлежит багрянник японский (Cercidiphyllum japonicum) — сравнительно невысокое (обычно до 7 — 8 м), как правило, многоствольное дерево, напоминающее огромный куст. Основное его достоинство — листья сердцевидной формы, светлые, голубоватозеленые с красными черешками. Особенно красив багрянник весной при распускании листвы и осенью перед листопадом — в обоих случаях листья багрянника становятся ярко-розовыми или пурпурными. Цветет же до распускания листьев он совсем неприметно — мелкими цветками без лепестков.
ЯПОНСКИЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН.ppt