Японский дизайн.pptx
- Количество слайдов: 63
Японский дизайн Лекция 6
• Национальные особенности японского дизайна • Становление современного дизайна • Фирма Сони • Современные тенденции в развитии дизайна
Национальные особенности • Традиционализм японского мировоззрения предписывает созидание нового путем своеобразного встраивания нового в старое: «. . . не возникновение нового за счет старого, а восстановление «старого» в новом цикле, что и имеется в виду под законом традиционализма» . Традиция как бы сама себя постоянно возобновляет. «Будь то смена времен года. . . или чередование рассвета и заката, дня с ночью, японцам свойственно постоянное ощущение в этом не только бренности бытия, но и бесконечного вращения времени» .
Национальные особенности В японском дизайне оборудования жилища, мебели и бытовых вещей органично соединились традиции мастеров-ремесленников (понимание эстетических основ формообразования утилитарных изделий, внимательное отношение к материалам, прежде всего натуральным) с новейшими достижениями в науке и технике, с современным высокотехнологичным производством.
Национальные особенности В формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности.
Национальные особенности • В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктивной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой. Японский иероглиф, отвечающий нашему понятию «мебель» , в более точном смысле означает «орудие (инструмент), сопровождающее человека всю жизнь» .
Национальные особености Одна из основных традиционных особенностей японского искусства выражена в так называемом «законе о материале» . Под ним понимается умение увидеть, выявить, использовать, подчеркнуть и т. д. специфическую красоту глины, дерева, камня и других материалов, чтобы при утилитарной целесообразности объекта, где эти материалы применены, с наибольшей полнотой выявить их эстетические возможности. Поэтому очень важно знать физические свойства, особенности технологии обработки каждого вида материала.
Национальные особенности • Между тем традиции японского отношения к миру вещей близки современному художественному движению - не случайно японский классический опыт привлекал многих крупнейших архитекторов и дизайнеров, начиная с Райта и Гропиуса
Национальные особенности Традиционный японский дом - один из наиболее ярких примеров синтеза всех искусств, где каждая конструктивная деталь и каждый декоративный предмет (керамическая бутылка, свиток живописи и пр. ) задуманы и осуществлены как часть единого художественного комплекса. Они эстетически значимы только лишь в сочетании друг с другом. Традиционная архитектура, садово-парковое искусство, предметы быта и произведения искусства за века стали средством организации предметной среды, предметного окружения с учетом природных условий и культурных традиций.
Японский дом • Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах. • Своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Храмы и особенно святилища были устроены таким образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба.
сёдзи
Японский дом
Японский дом
Японский дом • Дом не имеет стен. Пейзаж является естественным продолжением интерьера. Изнутри дом делится не на комнаты, а на функциональные зоны (с помощью ширм, занавесей, за счет перепадов уровня пола). • Ширмы делают пространство квартиры легким и прозрачным; переставляя их, можно обновлять интерьер хоть каждый день. Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.
Японский дом
Японский дом • Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Стало быть, не нужно искать способа борьбы с мраком – его нужно опоэтизировать и тщательно обозначить. • Навесы и веранды – энгава – становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё. Дом погружается в утрированную и искусственно рассеянную тень.
Становление современного дизайна • Профессиональный дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период. • За несколько десятилетий японский дизайн вышел на первое место в мире. Его развитие столь же стремительно, как и общий процесс послевоенной индустриализации Японии. Много говорят о Японии как о «загадке XX века» . Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950 -х гг. Когда в 1952 г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров, в нее вошли лишь 25 специалистов, в большинстве своем занимавшихся проектированием мебели и интерьеров.
Становление современного дизайна • Промышленный подъем начала 1960 -х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными фирмами. В заботе о повышении привлекательности своей продукции они вынуждены были прибегнуть к услугам дизайнеров. Эта профессия вскоре стала остродефицитной, и число дизайнеров начало быстро расти. • Японское правительство всячески поощряет развитие дизайна в стране. За два послевоенных десятилетия Япония приобрела более полутора тысяч лицензий и патентов, немалая часть которых принадлежит сфере дизайна
Становление современного дизайна • С начала 1950 -х гг. Японская ассоциация содействия развитию экспортной торговли Джэтро регулярно посылала японских дизайнеров на учебу в высшие художественно - конструкторские учебные заведения в США и ФРГ (Чикаго, Лос-Анджелес, Ульм). Многие дизайнеры регулярно стажировались в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах, знакомясь с последними достижениями дизайна.
Современный дизайн • Промышленный дизайн в Японии появился слишком стремительно, в большом отрыве от национального ремесленного искусства, между ними почти не было связи. • В японском дизайне сразу сложилось три направления, условно называемых «национальным» , «интернациональным» и «смешанным» . • . «Национальный» стиль не избежал довольно безвкусной стилизации.
Современный дизайн • Интернациональный стиль - копирование иностранных образцов. • Создание собственной творческой концепции японского дизайна происходило на базе так называемого смешанного стиля, возникшего на основе органического сочетания особенностей японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна. Ярче всего это проявилось в проектировании интерьеров, мебели, домашнего оборудования. Освоение зарубежного опыта наиболее плодотворно велось в сферах высокоразвитых областей промышленности, прежде всего в электронике.
Современный дизайн • Современная электроника, которой так прославилась Япония, в период становления японского дизайна была совсем новой для страны областью производства, не связанной с прошлым ни функциями, ни формами. Но именно она стала самой массовой областью практики японского дизайна
Современный дизайн • Основное направление развития современного японского дизайна в новейших областях промышленности адаптация и трансформация наиболее современных форм, материалов, методов работы, созданных и найденных в других странах. Японские телевизоры и магнитофоны создавались путем изменения, усовершенствований и одновременно эстетического осмысления так называемых побочных функций, связанных с особенностями переноса, хранения, регулирования приборов и управления ими. Путем совмещения нескольких функций в одной вещи, путем выявления, уточнения, обогащения основных функций предметов, путем использования новых материалов и изменения принципов функционирования предмета. Лучших японских дизайнеров, как правило, не интересовала форма создаваемых зарубежными коллегами изделий сама по себе. Они стремились не стилизовать, а развить, творчески трансформировать ее.
СОНИ Фирма «Сони» славится гармоничным соединением в своей продукции новейших научно-технических достижений с высокопрофессиональным дизайном. Акио Морита (1921 -1999), отвечавший за коммерческую деятельность фирмы, описал историю ее создания и подъема. Он проявил себя как талантливый инженер и дизайнер.
Сони «Вечером 7 мая 1946 года около двадцати человек собрались на четвертом этаже обгорелого универмага в опустошенном войной центре Токио, - пишет в своей книге Морита, - чтобы учредить новую компанию «Токио телекоммьюни- кейшнз инжиниринг корпорейшн» , которой позднее было суждено превратиться в «Сони корпорейшн» .
Сони Основная линия деятельности фирмы было определена как новаторство в производстве новейших техноемких товаров. Толчком для резкого улучшения качества продукции послужило появление транзисторов, которые были созданы в Америке, но их промышленное освоение и массовое применение началось в Японии. У американцев была куплена лицензия, и в 1954 году был выпущен первый японский транзистор.
Сони «Миниатюризация и компактность всегда импонировали японцам, - подчеркивает Морита, - наши коробки можно вставлять друг в друга, у нас складные веера, наши картины сворачиваются в аккуратные свитки. . . И мы поставили своей целью создать радиоприемник, достаточно маленький для того, чтобы поместиться в кармане» . Первый транзисторный приемник фирма освоила в 1955 году, а первый «карманный приемник» - в 1957 году. Хотя приемник был самым маленьким в мире, но он был все же больше кармана мужской рубашки, что смущало разработчиков. Морита пишет: «Мы нашли простое решение - мы заказали рубашки для наших коммивояжеров с несколько увеличенными карманами, достаточно большими, чтобы опустить туда приемник» .
Сони Фирма смогла выпустить первый в мире переносной телевизор на транзисторах, изобрела портативный плейер с наушниками, которому придумали название «Векмен» (гуляющий человек), затем портативный стереопроигрыватель под тем же названием «Векмен» , создала совершенно «плоский» минителевизор в виде наручных часов. Потом появились проигрыватель на компактдисках и многие другие новинки.
Сони Основной принцип руководителей фирмы и дизайнеров - идти от конечной функции изделия к исходной точке составления задания на проектирование. Например, когда создавали карманный радиоприемник, думали о том, что хорошо бы обеспечить условия для одновременного прослушивания передач и свободного передвижения в пространстве; личный стереопроигрыватель с наушниками появился, чтобы позволить человеку погрузиться в выбранную им автономную звуковую среду; для «сдвига» времени, позволяющего смотреть телепередачу в удобное время, а не когда ее транслирует телецентр, был предложен видеомагнитофон. Сам Морита, развивая этот принцип, писал: «Наша стратегия состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их, какие товары им хотелось бы иметь. Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же знаем это» .
Сони О названии фирмы: «Мы испробовали не один десяток названий. Вместе с Ибукой мы рылись в словарях в поисках звучного слова и натолкнулись на латинское слово «сонус» , означающее звук. Само это слово, казалось, было наполнено звуком. . . В то время в Японии росла популярность слов и прозвищ, заимствованных из английского слэнга; некоторые люди стали называть сообразительных и оригинальных молодых парней «сонни» или «соннибой» (что означало в переводе с английского - сынок). И, конечно, и слово «санни» (солнечный), и слово «сонни» звучали оптимистично и радостно, также как их латинский корень.
Современные тенденции • Не японцы выдумали шариковые ручки, но они, издавна привыкшие писать и рисовать тушью, заменили химические чернила на тушь: так появились фломастеры. • Белые нейлоновые рубашки давно выпускались в большинстве стран мира. Но именно японцы в процессе изготовления самого материала стали подсинивать его. И японские нейлоновые рубашки белоснежны до синевы и не требуют никаких дополнительных операций при стирке. • Японские дизайнеры в новейших областях промышленности целенаправленно приближают технические завоевания современности к человеку, легко и гибко приспосабливая их к бытовым процессам. В этом по-своему сказывается традиционное для японской культуры внимание ко всем деталям и мелочам предметной среды.
Современные тенденции • Л. А. Жадова выделила два основных направления стилеобразования в японском дизайне: Первое - графическое (ящичное), когда форма строится на линейно-ритмической композиции общей формы и ее элементов. Четкая система вертикалей и горизонталей дополняется комбинаторно-складируемыми элементами. Так решалась форма портативных магнитофонов и карманных радиоприемников. Второе - «скульптурное» , основывающееся на пластической разработке формы. Еще в начале 1960 -х годов на фирме «Сони» был создан портативный телевизор, упругая бочкообразная форма которого была весьма выразительна.
Современные тенденции • Гармоничная производная от прямой • линии - базис знаменитой кривой линии японского искусства, кривой японских • крыш, керамических сосудов, гребней, кривой, о красоте которой лучше • всего сказали сами японцы: «Это одна из типичных линий бамбука, прогнувшегося • под тяжестью снега»
Кендзи Экуан • Кендзи Экуан (род. в 1929) - крупный японский деятель дизайна, чье имя широко известно во всем мире: президент Ассоциации японских дизайнеров, президент ИКСИДа (1976 -1977), В честь любимого профессора Койке они назвали свое бюро «Группа Койке» - GK ( «ГК» ). Кендзи Экуан говорил, что «творческая мысль японских дизайнеров развивается в сфере трех важнейших жизненных проблем: недостаток территории, перенаселенность и традиции духовной культуры» .
Кэндзи Экуан Первый проектный принцип - «меньшим - большее» . Применительно к дизайну это означает: минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие технические и эстетические качества изделия, что и составит его особую «силу» . Второй принцип - многофункциональность, которую он обозначает как «простота сложного» (или «сложная простота» ). Большинство вещей в японском быте такими и являются - конструктивно простые, они отвечают широкой гамме функций.
К. Экуан Традиционным заказчиком GK и на первом этапе, и многие годы спустя была фирма «Ямаха» , для которой лично Экуаном и сотрудниками его фирмы выполнено немало разработок, в том числе мотоциклов, мотороллеров, мотосаней.
Ямаха В концепции фирмы «Ямаха» была поставлена задача в первую очередь добиться минимальных размеров и веса мотороллера, имея в виду не просто физическое уменьшение его габаритов, но создание образа машины, дающего ощущение полного слияния с ней водителя, абсолютной легкости и послушности в управлении.
Хонда • Для японских мотороллеров тех лет характерно использование технических • новшеств в сочетании с оригинальными пластическими и цветовыми решениями. • Фирма «Хонда» в 1986 году выпустила мотороллеры «Спейси 125» и • «Спейси 250» (название образовано от английского «Space» в значении «пространство » , «космос» ). Форма мотороллеров различных моделей рассматриваемых фирм могла быть обтекаемой, скульптурной или сухой, почти «рубленой » , но и в том, и в другом случае мотороллеры напоминали технику из фантастических • фильмов, имея «инопланетный» образ. В «космическом» стиле • решались и приборные панели со световыми индикаторами, аналоговыми и цифровыми приборами.
Хонда Спейси 125
Автомобильный дизайн • Официальной датой создания компании Nissan Motor Co. , Ltd. является 26 декабря 1933 года, А в 1934 году было завершено строительство первого завода Nissan Yokohama Plant. • Первый пассажирский автомобиль Datsun сошёл с конвейера завода Yokohama в апреле 1935 года. В то время Nissan перешла на использование комплектующих только японского производства и установила прессы для производства панелей кузова, тем самым, положив конец ручной обработке металлических листов. Эти изменения в одночасье позволили компании Nissan и японской автомобильной индустрии шагнуть далеко вперёд.
Первая корпоративная символика: круг красного цвета символизировал восходящее Солнце, голубой цвет — небо. Слоган того времени — «Искренность приносит успех» .
Первый крупногабаритный пассажирский автомобиль компании Nissan — модель Type 70. , 1939
Nissan Silvia Q's признан самым красивым автомобилем 1998 года и выиграл гран-при «Автомобиль года в Японии» в 1988 -1989 годах.
Дизайн дома и интерьеров • Так называемое «смешанное направление» в проектировании японских интерьеров и мебели основано на переплетении в жизни современной Японии новых, интернациональных, и старых, традиционных, форм быта. В простейшей форме это выражается в том, что в японских жилищах появляется гостиная, оборудованная на западный манер. Еще более массово включение в интерьер самой современной электроники. Это вторжение в традиционный быт вызвало в современной японской архитектуре встречный процесс включения старого в новый быт, например традиционных японских чайных в современные общественные и жилые интерьеры.
«Японский стиль» • Он отличается безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. • У японцев особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели. Поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В Стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты.
«Японский стиль»
Низкие сиденья
«Японский стиль»
Макио Хасуике • Одним из наиболее известных дизайнеров - Макио Хасуике (Makio Hasuike). Он открыл свою компанию в 1968 году и был удостоен награды "Compasso d'Oro". Некоторые продукты, разработанные Хасуике, на данный момент являются частью постоянных коллекций Музея современного искусства в Нью. Йорке, Миланской триеннале и Музея индустрии в Эссене. • Макио Хасуике родился в 1938 году в Токио (Япония). Свое профессиональное образование он получил в Токийском университете искусств. После его окончания в 1962 -ом, Макио начал сотрудничать с такими компаниями как “Hitachi”, “Honda” и “Yashica”. Однако одним из первых и наиболее важным стал заказ от компании “Seiko”, которая поручила молодому специалисту разработать дизайн двадцати сувенирных часов, посвященных Олимпийским играм в Токио 1964 года.
Хасуике • При создании новых продуктов дизайнер учитывает культурные традиции своего народа и страны. Например, при создании линии ножей “WMF”, дизайнер руководствовался традициями якудза. У них существует определенные правила, по которым провинившимся отрубается мизинец. Оказывается, без него мужчина не может крепко держать нож. В результате, дизайнер укоротил рукоятку для того, чтобы ее было удобно держать и четырьмя пальцами. • С 1995 года Макио Хасуике преподает на факультете индустриального дизайна в Милане и является членом Комитета мастеров стратегического дизайна “Politecnico di Milano”.
Диван Stratos, Макио Хасуике
Система для хранения мороженого, Мацуо Хасуике
Архитектура: японской архитектурной студии Shuhei Endo удалось соединить передовые конструкторские технологии с традициями японской культуры, построив экологический центр по изучению окружающей среды в японской префектуры Хего.
Тадао Андо. Церковь света, 1989
Макото Таниджири, фирменный магазин Diesel
Независимые дизайнеры Среди этой категории дизайнеров выделяется Сори Янаги. Его творчество примечательно смелым использованием традиций многовекового ремесла в современных промышленных изделиях. Надо отметить удивительную свободу японских дизайнеров в проектировании мебели, в частности, всевозможных сидений. Табурет-стул «Бабочка» Янаги из двух свободно изогнутых деревянных листов поражает сочетанием функциональности, технологичности и образности. На Миланской триеналле 1958 года Янаги получил за это изделие Золотую медаль. Успешно проектируя бытовые вещи различных назначений, он стал победителем Всеяпонского конкурса промышленных дизайнеров.
Сори Янаги
Табурет «Бабочка»
Графический дизайн • Национальная черта - стремление к сдержанности, лаконичности формы, без многочисленных излишних в смысловом и композиционном отношении элементов - отличает этикетки и упаковку для внутреннего рынка. В то же время нет педантичной сухости, упрощенчества. Оригинальность, функциональность и эстетичность органично сочетаются, например, в творчестве Сокаты Цукасы.
Ташиноми (бары, где можно только стоять) - вывеска
Юми Катсура
Иси Мияки
Джотаро Саито