Скачать презентацию ЯНУШ КОРЧАК- ИДЕАЛ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ Скачать презентацию ЯНУШ КОРЧАК- ИДЕАЛ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Е. Горчакова_Януш Корчак.pptx

  • Количество слайдов: 24

ЯНУШ КОРЧАК- ИДЕАЛ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ. Презентацию подготовили студенты-бакалавры 2 курса естественно-географического ЯНУШ КОРЧАК- ИДЕАЛ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ. Презентацию подготовили студенты-бакалавры 2 курса естественно-географического факультета: Горчакова Елена, Салтыкова Татьяна

(22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) (22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка)

Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит — выдающийся польский философ, писатель, врач и Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит — выдающийся польский философ, писатель, врач и общественный деятель, педагогисследователь и практик-реформатор. ПРИМЕЧАНИЕ: Имя Януш Корчак впервые появляется в 1898 году. Двадцатилетний Хенрик Гольдшмит закончил работу на конкурc газеты «Курьер Варшавский» . Оставалось найти девиз. Взгляд его упал на книгу польского писателя, публициста, литературного критика Ю. И. Крашевского «История о Янаше Корчаке и прекрасной дочке мечника» и, недолго думая, он поставил под своей работой имя этого героя. А наборщик, набирая список премированных, ошибся на 1 букву, и получилось вместо Янаш Януш Корчак.

ХРОНИКА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯНУША КОРЧАКА 12 июля 1878 г. В Варшаве в интеллигентной ХРОНИКА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯНУША КОРЧАКА 12 июля 1878 г. В Варшаве в интеллигентной ассимилированной еврейской семье родился Генрик Гольдшмит. Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. 1896 г. Болезнь и смерть отца осложнили финансовое положение в семье, Генрих вынужден был стать репетитором, продолжая занятия в школе. В 1897 - 1903 г. Занятия на медицинском факультете Варшавского университета. 1898 г. Начало литературной деятельности. Студент Генрик Гольдшмит принимает участие в конкурсе , объявленном газетой «Курьер Варшавский» , пишет пьесу «Каким путем» . В это время появляется его псевдоним – Януш Корчак. 1899 г. (лето) Будучи студентом он ездил в Швейцарию, чтобы ознакомиться с практикой использования педагогического наследия швейцарского филантропа Песталоцци. 1899 г. (декабрь) Януш Корчак арестован за активное участие в деятельности бесплатных читален Варшавского благотворительного общества. 1900 г. Януш корчак начинает сотрудничать в сатирическом журнале «Шипы» , является одним из авторов повести «Лакей» и автором фельетонов по вопросам воспитания. 1901 г. На страницах журнала «Шипы» печатается книга «Дети улицы» . 1903 -1910 гг. Получив диплом врача, приступил к работе педиатром. В этот период был за границей: в Берлине, в Париже, в Лондоне, где посещал клиники, детские учреждения и знакомился с деятельностью благотворительных обществ.

) 1903 -1905 г Сотрудничество в прогрессивном общественно- литературном журнале «Голос» , печатает книгу ) 1903 -1905 г Сотрудничество в прогрессивном общественно- литературном журнале «Голос» , печатает книгу «Дитя гостиной» 1904 -1905 г. Януш Корчак принимает участие в русско-японской войне в качестве врача 1908 г. Становится членом правления общества «Помощь сиротам» . На страницах еженедельника «Общество» ( «Сполеченство» ) опубликованы рассказы: «Школа жизни» , «Больница» , «Новый ученик» , «Научный факультет» , «Народный дом» и др. 1910 - 1911 ( летние месяцы Корчак бесплатно работает воспитателем в летних детских колониях под Варшавой. Выходят в свет книги «Иоськи, Моськи и Сруле» и «Юзки, Яски и Франки» , в которых описывается жизнь детей и воспитательная работа в детских колониях. 1911 г. Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914– 18 гг. ) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. . 1914 -1918 г. Служба в армии в должности младшего ординатора дивизионного госпиталя. Работа над книгой «Как любить детей» . 1919 г (октябрь) Януш Корчак возвращается в Варшаву и снова начинает руководить Домом Сирот. Выходит в свет книга «Воспитательные моменты» . Начало работы в Нашем Доме – детском доме для детей польских рабочих , под Варшавой. Продолжает работать в доме сирот, а так же в эпидемиологическом госпитале, читает лекции по вопросам воспитания детей в Институте специальной педагогики , в Свободном университете и является экспертом Варшавского суда по делам несовершеннолетних правонарушителей.

1920 г. Выходит l том книги Януша Корчака «Как любить детей» - «Ребенок в 1920 г. Выходит l том книги Януша Корчака «Как любить детей» - «Ребенок в семье» 1921 г Выходит ll том книги « Как любить детей» - «Интернат» , «Летние колонии» , «Дом Сирот» . 1924 -1939 гг. Сотрудничество в журнале « Специальная педагогика» . 1925 г. Опубликована книга «Когда я снова стану маленьким» . Корчак создает журнал для детей – еженедельник «Малое обозрение» ( «Малы Пшёгленд» ) и становится ее редактором. 1928 г Вышла в свет книга Я. Корчака « Король Матиуш Первый» . Это поэтическая картина разумного устройства мира. Герой книги , король Мутиуш, жаждит справедливости, честности. Он презирает ложь и лицемерие, стремится перестроить мир согласно самым высоким принципам. 1929 г. Опубликована брошюра « Право детей на уважение» . 1930 г. Издана книга «Правила жизни» . Педагогика для детей и для взрослых. Опубликована пьеса «Сенат безумцев» (поставлена в Варшаве в театре «Атенеум » в 1931 г. ). В ней Корчак рисует картину современного мира и предупреждает об опасностях , которые несет с собой фашизм. 1934 г. Издана книга «Король Матиуш на необитаемом острове» . Вышла в свет книга « Кайтусь - волшебник» . Это рассказ о мальчике , который на некоторое время получил волшебную власть и использует её для установления в мире справедливости. 1935 г. Начало деятельности на радио. Корчак выступает с коротенькими рассказами для детей ( «Беседы Старого Доктора» ). Корчак вынужден оставить работу в Нашем Доме и на радио. 1937 г. Опубликован рассказ о жизни Луи Пастера «Упрямый мальчик» .

1939 г. Издана «Шуточная педагогика» . 1940 г. (октябрь) – 1942 г. (август) Жизнь 1939 г. Издана «Шуточная педагогика» . 1940 г. (октябрь) – 1942 г. (август) Жизнь и работа в Варшавском гетто в Доме Сирот. «Предложение» и «Дневник» - последние работы Януша Корчака. Опубликованы впервые в 1958 г. 1942 г (5 августа) Януш Корчак вмесите с детьми и персоналом Дома Сирот был вывезен из Варшавы и погиб в лагере смерти Треблинке. Примечание: Ознакомившись с жизнью и деятельностью Януша Корчака мы испытали чувство восхищения и преклонения перед личностью этого Человека , педагога- гуманиста. Нас восхитила его целеустремленность, жизненная стойкость, сила воли, преданность высоким идеалам , безграничная любовь к детям. Поскольку мы пока еще студенты , то нас удивило как Януш Корчак , еще , будучи школьником и студентом, был активен в разных видах деятельности: учится в школе и репетиторствует, в студенческие годы пишет пьесу, повести, фельетоны(что явилось началом его литературной деятельности), увлекается педагогической наукой(ездит в Швейцарию для изучения педагогического наследия Песталоцци), активно участвует в благотворительной деятельности, что могло бы послужить хорошим примером и для современных студентов.

ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯНУША КОРЧАКА 1. Педагогические идеи Корчака есть поиск скрытых связей между ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯНУША КОРЧАКА 1. Педагогические идеи Корчака есть поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой будущего страны. Там, где заботятся о воспитании, не стоит заботиться о будущем. Но если эта забота ослабнет или заменится лицемерием, тогда горе обществу : его падение близко. 2. Важен процесс постепенного познания ребенка и развития его врожденных способностей. 3. Жизнь сложна, поэтому следует подумать о том , как вводить ребенка в жизнь, постепенно заставляя его понимать , что не все в мире справедливо, разумно. 4. Для человек вообще и для учителя, прежде всего важна самоотверженность, инициатива, мужество в преодолении трудностей на пути к цели. 5. Природа для человека – источник духовного становления личности, средство воспитания бережного отношения к жизни. 6. Труд детей – значимый воспитательный фактор. 7. Самоуправление в детском коллективе – важнейшее условие воспитания человека-гражданина. 8. Жизнь ребенка в семье- это подготовка к общественной. В семье проявляется душа ребенка. Семья формирует человека. Семья – это путь от детства к зрелости, от личной жизни к гражданской.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО ЯНУША КОРЧАКА – ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ, УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА , ТРЕПЕТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО ЯНУША КОРЧАКА – ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ, УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА , ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕГО СЕРДЦУ. Ребёнок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых. Облачённые в пурпурную мантию лет, как часто мы навязываем бессмысленные, не критичные не выполнимые предписания! Ребёнок – иностранец, он не понимает языка, не знает направление улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам, трудно – попросит указания и советы. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнания! Уважайте его труд познания! Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слёзы ребёнка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными. Слёзы упрямства и капризы – это слёзы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно воспитывают и принуждают. Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью? Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на подробное рассматривание картинки, и всё это любовно. Он прав. Мы наивно боимся смерти, не сознавая, что жизнь – это хоровод умирающих и вновь рождающихся мгновений. Год – это лишь попытка понять вечность по-будничному. Играю ли я или говорю с ребёнком – переплелись две одинаковые зрелые минуты моей и его жизни; сержусь ли, мы опять вместе – только моя злая мстительная минута насилует его важную и зрелую минуту жизни.

 Ребёнок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту. И не видим, когда Ребёнок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту. И не видим, когда он спокоен, серьёзен, сосредоточен. Громко говорят о себе плохие поступки и плохие дети, заглушая шёпот добра, но добра в тысячу раз больше, чем зла. Для ребёнка пример не только дом, но и коридор, двор, улица. Ребёнок говорит языком окружающих, повторяет их жесты, подражает их поступкам. Мы не знаем чистого ребёнка – каждый в той или иной степени загрязнён. Но он умеет быстро высвобождаться и очищаться. Сколько чудес в росте растения и человека – в сердце, в мозгу, в дыхании! Так же силён и стоек дух ребёнка. Существует моральная устойчивость и чуткая совесть. Не правда, что дети легко заражаются. А какова роль наших воспитателей? Страж стен и мебели, тишины во дворе, чистоты ушей и пола; пастух который следит, чтобы скот не лез в потраву, не мешал работе и весёлому отдыху взрослых; ларёк со страхами и предостережениями, лоток с моральным барахлом, продажа на вынос знания, которые лишают смелости, запутывает и усыпляет, вместо того, чтобы пробуждать оживлять и радовать.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОГЛАСНО ЯНУШУ КОРЧАКУ Из опыта организации жизни детей ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОГЛАСНО ЯНУШУ КОРЧАКУ Из опыта организации жизни детей в воспитательных учреждениях Януша Корчака в наши дни полезно принять во внимание то , что ребёнок – самостоятельная, независимая от другой воли личность. Нужно стремиться гармонично развивать личность ребенка формировать его личность в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. В ребенке должны побуждать потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует» . Что можно взять современному образованию из педагогического опыта Януша Корчака: наличие детской республики церемония торжественных заседаний детского парламента(у Корчака- Сейма) заседание детского суда чести использование зеленого цвета знамени как символа жизни и надежды для волонтерских отрядов по благоустройству окружающей нас природы дети авторы журнала награды конфетами, картинками или другим "Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств" Януш Корчак

МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЯНУША КОРЧАКА, ПРИВЛЕКШИЕ НАШЕ ВНИМАНИЕ ü «Жизнь следует измерять не прожитыми годами, МУДРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЯНУША КОРЧАКА, ПРИВЛЕКШИЕ НАШЕ ВНИМАНИЕ ü «Жизнь следует измерять не прожитыми годами, а тем, что человек сделал. » ü «Каждый миг жизни неповторим. » ü «Побеседуй с землею, и она научит тебя добру. » ü «Ребенок – это мотылек над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему нужно помочь, чтобы у него отросли крепкие, упругие крылья. » ü «Первое условие воспитания – это знание ребенка. » ü «Любовь к человеку отвергает всякое насилие над человеком. » ü «Воспитатель - Апостол…Будущее народа…Счастье будущих поколений…» «Среди детей, - писал Корчак, - столько же плохих людей, сколько и среди взрослых …Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей» . «Любящий может требовать, а нелюбящий и по головке не должен гладить. Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания, пустое общение. Оно пагубно для детей. »

МЫ – БИОЛОГИ, ЯНУШ КОРЧАКНАШ УЧИТЕЛЬ: «Человек и природа едины. Придет время, когда он МЫ – БИОЛОГИ, ЯНУШ КОРЧАКНАШ УЧИТЕЛЬ: «Человек и природа едины. Придет время, когда он и дерево не сможет срубить – рука не поднимется. Только добрый человек может любить природу и детей. » Можно смотреть и ничего не увидеть, а можно приходить в изумление от бесконечного множества разных насекомых, которые роились под ногами. Видеть и наблюдать труднее, нежели просто смотреть. Жизнь проявлялась в бесконечном и удивительном разнообразии. »

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАСЛЕДИЯ ЯНУША КОРЧАКА Ø Ø Ø Ø Ø Прежде СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАСЛЕДИЯ ЯНУША КОРЧАКА Ø Ø Ø Ø Ø Прежде всего педагог( воспитатель) должен любить детей. К ребенку должны предъявляться реально выполнимые требования. «Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь. (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье. )» Педагог должен признавать то, что все дети разные. «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье) Общаться с ребенком следует на уровне его понимания( в соответствии с возрастом) Учитывать право ребенка на уважение. Не нужно относиться к проблемам ребенка свысока. Не в коем случае не унижай ребенка. Умей любить чужого ребенка. Занятия должны быть увлекательными, что бы разбудить в ребенке жажду к знаниям. Давать понятия о прекрасном, возвышенном.

СОВЕТЫ СОВРЕМЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ, ПОЗАИМСТВОВАННЫЕ НАМИ, БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ, ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ ЯНУША КОРЧАКА : 1. СОВЕТЫ СОВРЕМЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ, ПОЗАИМСТВОВАННЫЕ НАМИ, БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ, ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ ЯНУША КОРЧАКА : 1. Любить ребенка вообще, а не только своего собственного. 2. Наблюдать ребенка. 3. Не давить на ребенка. 4. Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком. 5. Познать себя, чтобы не воспользоваться своим преимуществом над беззащитным ребенком. 6. Уважать ребенка, его мнение 7. Обучать ребенка в соответствии с его развитием 8. С ранних лет закладывать ребенку знания о добре , красоте, чести. 9. Окружать ребенка заботой 10. Ребенок должен чувствовать свою значимость для вас.

Образ Януша Корчака сложился в нашем сознании так, что мы представляем себе, прежде всего, Образ Януша Корчака сложился в нашем сознании так, что мы представляем себе, прежде всего, образ доброго человека. Но он писал: «Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек, работников, а не проповедников: в здоровом теле здоровый дух. А здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой» . Корчак смотрит на жизнь трезво, он меньше всего идеалист или сторонник безграничного терпения. Педагогика Януша Корчака соединяет в себе бестрепетный реализм мужчины и мечтательную поэтичность ребёнка. Но в первую очередь Януш Корчак учит нас мужеству воспитывать, мужеству любить детей такими, какие они есть, чтобы от нашей любви они становились лучше, чем есть. Да, именно так надо смотреть на педагогику: науку об искусстве любви к детям. Исследуют развитие педагогической мысли. Прекрасно! Необходимо! Но развитие педагогического чувства – его кто изучает? А между тем практический воспитатель – это на три четверти чувство. Поэтому и воспитателя и в институте куда труднее учить, чем инженера или даже врача, и мы, вздыхая, говорим: «Ничего не поделаешь, педагогом надо родиться…» . Родиться–то, разумеется, надо, но пора и признать, что воспитание чувств воспитателя – первое, а не двадцать первое дело. Вся педагогическая философия Корчака в ответах на главный вопрос воспитателя: чему учить? Что дать ребенку? Какие ценности – драгоценности? Януш Корчак отвечает: дайте ему одно – стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской – общечеловеческой тоской! - по лучшей жизни. Тоска, стремление - это разные переводы одного и того же слова. Заметим, что речь идет не о личной жизни, а общей - о жизни человечества, о жизни вообще. Человек, который стремится к лучшей жизни народа - это человек.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Я. КОРЧАКА О ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГАХ. . Поскольку мы изучаем историю педагогики, то ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Я. КОРЧАКА О ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГАХ. . Поскольку мы изучаем историю педагогики, то мое внимание привлекли историко-педагогические мысли Я. Корчака о Л. Н. Толстом, С. Т. Шацком и И. Г. Песталоцци. Например такой его восторженный отзыв: «Письма Песталоцци о его пребывании в Станце – Это прекраснейшее из произведний воспитателя-практика. » А вот какой отзыв дает В. А. Сухомлинский о самом Януше Корчаке: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце» .

ОЦЕНКА СТАТЬИ И. НЕВЕРЛИ «О ЯНУШЕ КОРЧАКЕ» В своей статье «О Януше Корчаке» И. ОЦЕНКА СТАТЬИ И. НЕВЕРЛИ «О ЯНУШЕ КОРЧАКЕ» В своей статье «О Януше Корчаке» И. Неверли говорил о нем как о великом человеке своего времени. Януш Корчак преодолевал все жизненные трудности с честью и всегда добивался поставленной цели. В его жизни было много потрясений, которые обычные человек вряд ли смог бы выдержать. К цели его вела любовь к детям. Он старался окружить детей любовью и заботой и это ему прекрасно удалось. Эта любовь не позволила его бросить этих несчастных сирот в концлагере. Даже последние минуты своей жизни он был рядом со своими воспитанниками и предпочел смерть, нежели оставить их одних умирать. Он сгорел вместе с ними в тесном сарае в Треблинке. Он поистине настоящий герой своего времени, идущий в своих взглядах и принципах до конца. Мы восхищаемся им, ведь как мало сейчас таких людей!

НАШИ МЫСЛИ…. «Тащи давай, кавалер… Вспомнилось мне тут одно. Давно это было. Электричества еще НАШИ МЫСЛИ…. «Тащи давай, кавалер… Вспомнилось мне тут одно. Давно это было. Электричества еще не знали. И я возвращался домой из школы на конке. Летом конку тащила по рельсам одна лошадь, а зимой впрягали - по снегу тяжело – двух. Значит, стою я с ранцем на спине рядом с кучером, а он знай стегает кнутом, подгоняет. Лошади из сил выбиваются, тащат, да снег. Жалко их мне стало. Я и говорю: «Что вы так бьете? » Он на меня покосился с неприязнью и говорит: «А ты, кавалер, тащи давай, помогай, коли такой жалостливый. Слезай, коням будет легче» . Мне было страшно стыдно. На всю жизнь наука: не суйся, коли не знаешь, не болтай зря, раз не помогаешь, не критикуй, раз сам не умеешь лучше. Тащи давай, помогай!» Даже в юном возрасте Януш Корчак бы очень рассудительным ребенком. Ему были присущи доброта и жалость, что в наши дни редкость. Он сумел на всю жизнь вынести урок из самой простой, бытовой ситуации. И не только осознал свою ошибку, но и больше никогда ее не допускал. Он рассказал об этом детям, чтобы они правильно вели себя в подобных ситуациях. В этом уроке присутствуют и наставления будущим поколениям, которые актуальны и в настоящее время.

ВИКТОРИНА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Каково подлинное имя Януша Корчака? ВИКТОРИНА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Каково подлинное имя Януша Корчака? Причина появления псевдонима Януш Корчак? Какого цвета было знамя в приюте Я. Корчака? Что на нем было изображено? Что означает данная символика? Назовите книги Корчака о детях Какие идеи Я. Корчак воплощенные в книге «Король Матиуш Первый» вошли в жизнь его «Дома сирот» ? Почему Н. К. Крупскую заинтересовала книга Я. Корчака «Как Любить ребенка» , побудившая ее написать к ней вступительную статью? Согласны ли Вы с утверждением Януша Корчака: «Педагогическая поэма А. С. Макаренко - это сама педагогика, а не произведение о педагогике» ? Находите ли Вы что-либо общее в теории и практике Я. Корчака, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского?

ЯНУШ КОРЧАК В НАШЕЙ ЖИЗНИ Основательно ознакомившись с жизнью и деятельностью Януша Корчака , ЯНУШ КОРЧАК В НАШЕЙ ЖИЗНИ Основательно ознакомившись с жизнью и деятельностью Януша Корчака , мы составили свое «СЛОВО» о нем. Януш Корчак — один из тех людей, узнав о которых, перестаёшь думать о человечестве, как о вирусе, поразившем Землю, подобно раку убивающему её медленно, но верно. Автор — человек, несомненно, громадного таланта, широкой души и большого сердца: Корчак посвятил свою жизнь детям — главному, по его мнению, явлению нашей жизни. Величайший гуманист и педагог в истории Польши, да и, наверное, не будет преувеличением сказать, мира. . . врач и писатель (в том числе, детский), социально активный гражданин и общественный деятель — всё это для нас, избалованных чудесами науки и техники последних лет, звучит как старообрядческая молитва поутру у гранитного камня. Но если быть объективными, то с воспитанием у нас как было плохо, так она и осталось! Дело в том, что в воспитательной программе первой половины XX-го века (и ранее) было заложено, что ребёнок — это вроде как не личность, а заготовка для будущей личности. Давая ребёнку определённое образование, знания и навыки, мы формируем его как личность, но он становится ей лишь в результате всего этого, став взрослым. Это, конечно, создавало предпосылки для отношения к детям, как абсолютно к бесправным существам, которыми можно помыкать, с которыми можно не церемониться. Ведь главное дать этому ребёнку образование, моральные ориентиры, сделать из него настоящего человека. Никто не спорит, образование очень важно, чем больше человек просвещён, чем больше он знает и умеет, тем у него больше степеней свободы, тем проще ему будет жить. Но это же ещё не всё! Знания, умение себя вести — этим человеческая личность не исчерпывается. Существует ещё область чувств, эмоции. Будь ты хоть тысячу раз просвещён, при наличии психических деформаций, полученных в детстве, ты можешь натворить таких дел, от которых у нормального здорового во всех отношениях человека волосы дыбом встанут. На мой взгляд, предупредить возникновение подобных «феноменов» достаточно нетрудно: надо всё-таки признать ребёнка личностью, как призывает это сделать Корчак. Надо признать ребёнка существом, обладающим не только обязанностями, но и правами. Надо учить ребёнка не только соблюдать правила, но и давать ему достаточную свободу для того, чтобы он рос свободным, думающим человеком. Думаю, нам ещё предстоит создать когда-то в будущем наиболее оптимальную систему педагогики, пока же, то, что мы имеем в этой области — довольно избирательно и ограничено. Уверены, многие со нами согласятся, воспитание — это самое сложное, самое накладное, самое непредсказуемое и так плохо изученное социальное явление. Именно поэтому книги, подобные произведениям Януша Корчака, так важны и нужны. Рекомендую хотя бы попробовать почитать всем родителям, настоящим и будущим, людям, чьи профессии связаны с воспитанием, образованием детей, а по большому счёту — вообще всем.

 «ВЕЛИКОМУ ПЕДАГОГУ ПОСВЯЩАЕТСЯ» (ФЕДОР КОНСТАНТИНОВ) Корчак – символ своей эпохи. Польский писатель, педагог. «ВЕЛИКОМУ ПЕДАГОГУ ПОСВЯЩАЕТСЯ» (ФЕДОР КОНСТАНТИНОВ) Корчак – символ своей эпохи. Польский писатель, педагог. В Треблинке детский страх и охи, Оставить и уйти не смог. Таких людей земля не знала Каким он был, военный врач С душой, в которой разрывало Все на куски, услышав плачь. «Дом Сирот» основал с любовью, Вводил товарищеский суд. Книги писал потом и кровью, В Варшаве вел детский приют. А книга : «Как любить ребенка» , Настольной быть должна у вас, Эта та самая пеленка, С которой легче жить подчас. И в Беларуси, и в Польше, Раз в год воздушный в небе змей. В честь тех детей, которых больше, Не встретил Януш у дверей!

ВЫВОД Педагогические труды Януша Корчакакладезь педагогической мудрости, а его личность – идеал для современных ВЫВОД Педагогические труды Януша Корчакакладезь педагогической мудрости, а его личность – идеал для современных учителей, воспитателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Кочков В. Ф Януш Корчак: Книга для учителя. – М: Просвещение 1991. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Кочков В. Ф Януш Корчак: Книга для учителя. – М: Просвещение 1991. – 190 с. v Как любить ребенка / Януш Корчак; перевод с польского. – Екатеринбург : У- Фактория ; М: Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011, - 389 с. v Корчак Януш. Книга о воспитании: перевод с польского. – М: Политиздат, 1990, - 493 с. v Корчак Януш. Избранные педагогические произведения/ под редакцией М. А Шабаевой – М. : Просвещение, 1966 г. v