Коменский.pptx
- Количество слайдов: 28
Ян Амос Коменский «Великая дидактика» Подготовили: Бутор Мария, Плавская Александра, Золотарёва Виктория, Напреенко Алина, Гладун Ольга
Ян Амо с Ко менский — чешский педагоггуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Родился 28 марта 1592 года в небольшом городке Нивнице в Моравии (Чехославакия) в семье члена общины так называемых «Богемских братьев» . В точности неизвестно, кто были его родители, но весьма распространено мнение, что отец был мельником и весьма уважаемым членом «Богемских братьев» . Когда Яну было 12 лет, его родители умерли. В 1604 -1605 годах Коменский посещает школу братства. А в 1608 году, после трехлетнего перерыва, поступает в латинскую школу в Прерове. После окончания школы, 30 марта 1611 года Коменский поступает в Гернборский университет. В 1613 году путешествует по Европе, а по возвращении поступает в Гейдельбергский университет.
В 1614 году Коменский был назначен в руководителем школы в Прерове. 1618 год был последним спокойным годом деятельности Я. А. Коменского, так как в этом же году началась Тридцатилетняя война, первые удары которой обрушились на Чехию. В 1621 Фульнек был разграблен и сожжен войсками католической коалиции. В огне погибли библиотека и рукописи жившего там Коменского. Сам он спасается бегством и с этого момента обречен на скитание до конца его жизни. Умер Коменский в 1670 г. в Амстердаме. Вся его жизнь, которая, по его словам, «протекала не в отчизне, а в вечном и беспокойном странствии» , является примером горячей любви к родине и преданного служения делу воспитания подрастающих поколений.
«Великая дидактика» является «Великая дидактика» гениальным произведением чешского педагога Я. А. Коменского. Она дошла до нас через столетие как незабываемая «энциклопедия методики» , переведённая на все языки мира и проделавшая целый переворот в педагогической науке и в школьном деле. Была написана на чешском языке и в 1638 г. переведена самим Коменским на латинский. Впервые это лучшая дидактическая работа великого педагога была опубликована в Амстердамском издании педагогических сочинений Коменского в 1657 году.
Предпосылки формирования мировоззрения педагога. Я. А. Коменский – сын своей эпохи. Это был период перехода от средневековья к новому времени, который сопровождался столкновениями нового против старых порядков. В его мировоззрении отразились противоречия этого переходного периода от феодализма к капитализму, борьбы сторонников Реформации и Контрреформации. Итак, мировоззрение педагога формировался под воздействием источников, которые часто противоречили другу. Он был активным деятелем религиозной организации и в то же время устремления Коменского – и научные, и практические – были направлены в реальный мир и на улучшение жизни в нем. Из сочетание всех этих факторов Коменский стремился выработать собственную философию. Общее философское видение мира у него развивалось благодаря античной философии, религии, идеям Возрождения.
Происхождения и существования природы и человека он рассматривал с религиозных позиций. Но под влиянием эпохи Возрождения Коменский произвел новый взгляд на человека. В противовес средневековому аскетизму, человек, по мнению великого педагога, последнее и самое совершенное творение Бога. Ее назначение не только подготовить себя к будущей небесной жизни, но и жить настоящей жизнью земным. На общественные взгляды Коменского влияла его участие в демократическом народном движении Чехии, что в дополнении с идеями Возрождения сформировали у него демократизм, гуманизм, народность, глубокую симпатию к простых людей. Коменский видел, чувствовал на себе и глубоко переживал несовершенство и несправедливость существующего общественного строя. Единственным целесообразным средством реформирования общества он называет образцовое воспитание молодежи. “Человек становится человеком только благодаря воспитанию“. Дело воспитания молодежи возлагает на школы.
Общепедагогические идеи Я. А. Коменского. Важнейшие педагогические идеи Коменского, особенно его дидактические взгляды основываются на принципах сенсуализма. Сенсуализм (sensus – чувство) – философское течение, Сенсуализм представители которого утверждают, что источником познания объективного мира для человека служит прежде всего чувственный опыт. Сенсуализм Коменского совпадает с позициями родоначальника этого философского направления Фрэнсиса Бэкона. Как и Бэкон великий педагог считал, что «ничего не бывает в сознании, чего раньше не было в чувствах, следовательно материал для всех размышлений разум получает только от ощущений» . В мировоззрении Коменского можно наблюдать противоречия между сенсуализмом и религиозностью, между демократизмом и просветительством. Двойственный характер мировоззрения педагога обусловил двойственность его подхода к решению основных вопросов педагогики.
Принцип природосообразности воспитания Каменского. Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве «учить всех всему» , исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании «всеобщего естественного метода» , который вытекает из «природы вещей и основывается на самой человеческой природе» .
Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. «Мы решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей» – говорил педагог.
«Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую всем нам после падения, вследствие чего называемся мы по природе «сынами гнева» , не способными собственными силами помышлять о чём-либо благом, но первое и основное наше состояние, в которое нужно ещё призвать нас, как к первоначалу» . «Под словом «природа» мы понимаем также всеобщее божие провиденье, или непрестанное воздействие божественной благости, чтобы во всём совершить всё, а именно во всяком творении то, для чего оно предназначено» . «Великая дидактика» Глава V.
Возрастная периодизация Коменского. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по 6 лет каждый): • • детство — от рождения до 6 лет включительно, отрочество – от 6 до 12 лет, юность – от 12 до 18 лет, возмужалость – от 18 до 24 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.
Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.
«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию» . «Рано нужно раскрывать у человека способности для созерцания вещей, так как в течение всей жизни ему многое придётся познать, испытать и выполнить» . «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте» . «Великая дидактика» Глава VII
Учение о школе. Коменский разработал всеобъемлющее учение о школе. Важными компонентами этого учения являются: возрастная периодизация развития детей, система школ, содержание образования и требования к организации работы учебных заведений. Образование, по мнению Коменского, следует начинать как можно раньше и посвятить ей весь период юности – 24 года. Данный отрезок времени он разделил на четыре 6 -годовые возрастные периоды: детство (0 -6 г. ), отрочество (6 -12 г. ), юность (12 -18 г. ), возмужалость (18 -24 г. ). В основу такого деления он положил возрастные особенности детей. Каждому возрастному периоду Коменский определил соответствующую школу: материнская школа (материнское опекунство в каждой семье); школа родного языка (элементарная народная школа, создается в каждой общине, селе, поселке); латинская школа или гимназия (создается в каждом городе); академия (создается в каждом государстве или большой провинции). Первые две школы посещают все без исключения дети обоих полов; гимназию – те мальчики, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; академия готовит ученых и будущих руководителей.
Материнская школа (дошкольное воспитание детей в семье) призвана прежде всего обеспечить физическое развитие детей, а также дать начало знаний всего того, чего человек должен научиться в течение жизни. На первом месте – физическое воспитание. Но уже в этом возрасте нужно осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое и религиозное воспитание. Школа родного языка является общедоступной. Обучение в ней происходит на родном языке. Заслуга Коменского в том, что он, в отличие от тогдашних начальных школ, где срок обучения ограничивался 2 -3 годами, предложил для этой школы 6 -летний курс обучения, чем поднял значение начальной школы. Целью латинской школы Коменский ставит изучить вместе с четырьмя языками (греческий, латинский, еврейская, родная) всю энциклопедию наук с тем, чтобы дать твердую основу для получения в будущем совершенной учености в любой сфере науки. Академия завершает и дополняет все науки, а также предусматривает изучение высших предметов образования: богословия, философии, медицины, права. Академия (как и университет) имеет традиционные факультеты: богословский, юридический, медицинский.
«В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях» . «… нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни: 1. при посредстве наук и искусств развивались способности; 2. совершенствовались языки; 3. развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями; 4. Бог искренно почитался. » «Школы – мастерские гуманности» . «Правильное устройство школ в значительной степени будет зависеть от надлежащего распределения труда и покоя, или занятий, досуга и отдыха» . «Великая дидактика» Главы VIIII-XV
Общие основы обучения. «Обучение будет происходить легко, если: Обучение будет происходить легко, если 1. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности. 2. Оно будет протекать с должной подготовкой умов. 3. При обучении будут идти от более общего к более частному. 4. От более лёгкого к более трудному. 5. Никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала. 6. Во всём будут двигаться вперёд не спеша. 7. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения. 8. Всё будет передаваться через посредство внешних чувств. 9. Для непосредственной пользы. 10. Всё постоянно одним и тем же методом. » «Великая дидактика» Глава XVII
Дидактические принципы. 1. 2. 3. 4. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов: принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип постепенности и систематичности знаний; принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
v Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. v Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. v Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. v Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
Классно-урочная система обучения. Я. А. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, теоретически обосновал её и предложил правила её реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются: Ø класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; Ø урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.
Значение личности учителя. Никто до Коменского не возносил так высоко профессию учителя. Он называет её «самой почетной под солнцем» . Население, по его мнению, должно с уважением относиться к учителям. Коменский сформулировал новый взгляд на учителя: «А лучшие среди людей пусть будут учителями. . . » . «Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни» .
Основные требования к личности учителя. Во многих своих трудах Коменский сформулировал ряд требований к учителю. Учитель должен быть честным, упорным, трудолюбивым, религиозным, быть образцом добродетелей. Самая большая забота учителя – захватывать детей своим примером. Должен любить учеников и относиться к ним по-отечески. Быть для них не только руководителем, но и другом и охранником во всем добром. Коменский ставит высокие требования к образованию учителя. Для учеников он должен быть живой библиотекой. «Малознающий учитель – облако без дождя, лампа без света, без источник воды, тело без души» . Коменский ставит перед учителем триединую задачу: чтобы он умел, мог и хотел учить, то есть: 1) чтобы сам знал, почему он должен учить; 2) чтобы мог обучать других тому, что сам знает; 3) чтобы он потому, что знает и может также хотел учить других, чтобы мечтал поднять других к свету.
«Чем являются богатые без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями, чем оказываются бедные без разумения вещей, если не ослами, осуждёнными носить тяжести? » «Всем, рождённым людьми, безусловно необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами» .
«ОБРАЗОВАНИЕ НЕОБХОДИМО ВСЕМ!»
The end
Коменский.pptx