ЯКОВСКИЙ МА ЛАДИМИР В ИМИРОВИЧ ВЛАД Г. , ПУБЛИЦИСТ, ДРАМАТУР (1893 — 1930) – ПОЭТ
БИОГРАФИЯ • РОДИЛСЯ В ГРУЗИИ В СЕЛЕ БАГДАДИ. • ПЕРВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО БЫЛО ПОЛУЧЕНО В ГИМНАЗИИ ГОРОДА КУТАИСИ. В 1906 ГОДУ ПЕРЕЕХАЛ В МОСКВУ ВМЕСТЕ С МАТЕРЬЮ, НАЧАЛ УЧИТЬСЯ В ПЯТОЙ ГИМНАЗИИ. РЕВОЛЮЦИЯ МАЯКОВСКОГО НЕ ОСТАВИЛА В СТОРОНЕ. ОН ПРОСИЛ ОБУЧЕНИЕ, ЗАТЕМ ВСТУПИЛ В РОССИЙСКУЮ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РАБОЧУЮ ПАРТИЮ.
• ВО ВРЕМЯ ОДНОГО ИЗ АРЕСТОВ, В ТЮРЬМЕ БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ МАЯКОВСКОГО. В 1911 ГОДУ СОСТОЯЛОСЬ ПОСТУПЛЕНИЕ В МОСКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ. ЗАТЕМ ОН УВЛЕКСЯ ТВОРЧЕСТВОМ ФУТУРИСТОВ. ВПЕРВЫЕ СТИХИ МАЯКОВСКОГО БЫЛИ ОПУБЛИКОВАНЫ В 1912 ГОДУ. В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПИСАТЕЛЬ СОЗДАЛ ТРАГЕДИЮ «ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ» , КОТОРУЮ ПОСТАВИЛ САМ.
• В 1915 ГОДУ БЫЛА ОКОНЧЕНА ЗНАМЕНИТАЯ ПОЭМА МАЯКОВСКОГО «ОБЛАКО В ШТАНАХ» . ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОЭЗИЯ МАЯКОВСКОГО КРОМЕ АНТИВОЕННЫХ ТЕМАТИК СОДЕРЖИТ ТАКЖЕ САТИРИЧЕСКИЕ. В ТВОРЧЕСТВЕ МАЯКОВСКОГО ДОЛЖНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ СЦЕНАРИИ К ФИЛЬМАМ.
• 18 И 19 ГОДА 20 ОЗНАМЕНОВАНЫ ШИРОКИМ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ТЕМЫ РЕВОЛЮЦИИ. МАЯКОВСКИЙ УЧАСТВОВАЛ В ВЫПУСКЕ ПЛАКАТОВ «ОКНА САТИРЫ РОСТА» , В КОТОРЫХ СОЗДАВАЛ ПОДПИСИ И РИСУНКИ. В 1925 ГОДУ СОВЕРШИЛ ПУТЕШЕСТВИЕ В США, МЕКСИКУ И ГАВАНУ. СТИХИ МАЯКОВСКОГО ПЕЧАТАЛИСЬ ВО МНОГИХ ГАЗЕТАХ, ЖУРНАЛАХ И ИЗДАНИЯХ. В 1928 ГОДУ ВЫШЛА ИЗВЕСТНАЯ ПЬЕСА МАЯКОВСКОГО – «КЛОП» , В 1929 – «БАНЯ» .
«ОКНА САТИРЫ РОСТА»
• 14 АПРЕЛЯ 1930 ГОДА МАЯКОВСКИЙ ЗАСТРЕЛИЛСЯ.
ТВОРЧЕСТВО • РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО МАЯКОВСКОГО БЫЛО ЭКСПРЕССИВНО И МЕТАФОРИЧНО ( «ПОЙДУ РЫДАТЬ, ЧТО ПЕРЕКРЁСТКОМ РАСПЯТЫ ГОРОДОВЫЕ» , «А ВЫ МОГЛИ БЫ? » ), СОЧЕТАЛО ЭНЕРГИЮ МИТИНГА И ДЕМОНСТРАЦИИ С ЛИРИЧНЕЙШЕЙ КАМЕРНОСТЬЮ ( «СКРИПКА ИЗДЁРГАЛАСЬ УПРАШИВАЯ» ), НИЦШЕАНСКОЕ БОГОБОРЧЕСТВО И ТЩАТЕЛЬНО ЗАМАСКИРОВАННОЕ В ДУШЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО ( «Я, ВОСПЕВАЮЩИЙ МАШИНУ И АНГЛИЮ / МОЖЕТ БЫТЬ ПРОСТО / В САМОМ ОБЫКНОВЕННОМ ЕВАНГЕЛИИ / ТРИНАДЦАТЫЙ АПОСТОЛ» ).
• ПО ПРИЗНАНИЮ ПОЭТА, ВСЁ НАЧАЛОСЬ СО СТРОКИ АНДРЕЯ БЕЛОГО «В НЕБЕСА ЗАПУСТИЛ АНАНАСОМ» . ДАВИД БУРЛЮК ПОЗНАКОМИЛ МОЛОДОГО ПОЭТА С ПОЭЗИЕЙ РЕМБО, БОДЛЕРА, ВЕРЛЕНА, ВЕРХАРНА, НО РЕШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОКАЗАЛ СВОБОДНЫЙ СТИХ УИТМЕНА. МАЯКОВСКИЙ НЕ ПРИЗНАВАЛ ТРАДИЦИОННЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ, ОН ПРИДУМЫВАЛ ДЛЯ СВОИХ СТИХОВ РИТМ; ПОЛИМЕТРИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ СТИЛЕМ И ЕДИНОЙ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, КОТОРАЯ ЗАДАЁТСЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДАЧЕЙ СТИХА: СПЕРВА РАЗДЕЛЕНИЕМ СТИХА НА НЕСКОЛЬКО СТРОК, ЗАПИСЫВАЕМЫХ В СТОЛБИК, А С 1923 ГОДА ЗНАМЕНИТОЙ «ЛЕСЕНКОЙ» , КОТОРАЯ СТАЛА «ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ» МАЯКОВСКОГО. ЛЕСЕНКА ПОМОГАЛА МАЯКОВСКОМУ ЗАСТАВИТЬ ЧИТАТЬ ЕГО СТИХИ С ПРАВИЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, ТАК КАК ЗАПЯТЫХ ИНОГДА БЫЛО НЕДОСТАТОЧНО.
• ПОСЛЕ 1917 ГОДА МАЯКОВСКИЙ СТАЛ МНОГО ПИСАТЬ, ЗА ПЯТЬ ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТ ИМ НАПИСАН ОДИН ТОМ СТИХОВ И ПРОЗЫ, ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТ — ОДИННАДЦАТЬ ТОМОВ. НАПРИМЕР, В 1928 ГОДУ ОН НАПИСАЛ 125 СТИХОТВОРЕНИЙ И ПЬЕСУ. МНОГО ВРЕМЕНИ ОН ПРОВОДИЛ В РАЗЪЕЗДАХ ПО СОЮЗУ И ЗА РУБЕЖОМ. В ПОЕЗДКАХ ПОРОЮ ПРОВОДИЛ ПО 2 -3 ВЫСТУПЛЕНИЯ В ДЕНЬ (НЕ СЧИТАЯ УЧАСТИЯ В ДИСПУТАХ, СОБРАНИЯХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ И Т. Д. )
• ОДНАКО ВПОСЛЕДСТВИИ В РАБОТАХ МАЯКОВСКОГО СТАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ ТРЕВОЖНЫЕ И БЕСПОКОЙНЫЕ МЫСЛИ, ОН ИЗОБЛИЧАЕТ ПОРОКИ И НЕДОСТАТКИ НОВОГО СТРОЯ (ОТ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ» , 1922, ДО ПЬЕСЫ «БАНЯ» , 1929). СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В СЕРЕДИНЕ 1920 -Х ГОДОВ ОН НАЧАЛ РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СТРОЕ, ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ЕГО ЗАГРАНИЧНЫЕ ПОЕЗДКИ ВОСПРИНИМАЮТ КАК ПОПЫТКИ УБЕЖАТЬ ОТ СЕБЯ, В ПОЭМЕ «ВО ВЕСЬ ГОЛОС» ПРИСУТСТВУЕТ СТРОЧКА «РОЯСЬ В СЕГОДНЯШНЕМ ОКАМЕНЕВШЕМ ГОВНЕ» (В ПОДКОРРЕКТИРОВАННОМ ЦЕНЗУРОЙ ВАРИАНТЕ — «ДЕРЬМЕ» ). ХОТЯ СТИХИ, ПРОНИКНУТЫЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ БОДРОСТЬЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСВЯЩЁННЫЕ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ, ПРОДОЛЖАЛ СОЗДАВАТЬ ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ. ЕЩЁ ОДНА ОСОБЕННОСТЬ ПОЭТА — СОЧЕТАНИЕ ПАФОСНОСТИ И ЛИРИЧНОСТИ С ЯДОВИТЕЙШЕЙ ЩЕДРИНСКОЙ САТИРОЙ.
• АВТОР ТОГДА НЕ РЕШИЛСЯ ВКЛЮЧИТЬ В ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ, НО В 1928 ГОДУ ОПУБЛИКОВАЛ ИХ В СОСТАВЕ КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ, ХОТЯ И С ПОЯСНЕНИЕМ: «НЕСМОТРЯ НА ВСЮ РОМАНСОВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (ПУБЛИКА ХВАТАЕТСЯ ЗА ПЛАТКИ), Я ЭТИ КРАСИВЫЕ, ПОДМОЧЕННЫЕ ДОЖДЕМ ПЁРЫШКИ ВЫРВАЛ» . СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ДАЖЕ В ПАНЕГИРИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ «ХОРОШО» МАЯКОВСКИЙ ИЗДЕВАЕТСЯ НАД ПАРАДНЫМ ОФИЦИОЗОМ: «ЖЕЗЛОМ ПРАВИТ, ЧТОБ ВПРАВО ШЁЛ. / ПОЙДУ НАПРАВО. / ОЧЕНЬ ХОРОШО» .
• В ПОЭМЕ «ВО ВЕСЬ ГОЛОС» (1930) — УТВЕРЖДЕНИЕ ИСКРЕННОСТИ СВОЕГО ПУТИ И НАДЕЖДА БЫТЬ ПОНЯТЫМ В «КОММУНИСТИЧЕСКОМ ДАЛЕКЕ» . ОДНАКО ТАИНСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ИСЧЕЗЛА ПОЭМА «ПЛОХО» . МАЯКОВСКИЙ ВСЕ СВОИ ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ХРАНИЛ. ИЗ РЕПЕРТУАРА БЫЛИ ИЗЪЯТЫ ЕГО РЕЗКО САТИРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ «КЛОП» И «БАНЯ» . ИЗ УЖЕ ОТПЕЧАТАННОГО ЖУРНАЛА ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ СВЕРХУ БЫЛИ ВЫРВАНЫ ЕГО ЮБИЛЕЙНЫЕ ПОРТРЕТЫ. КРОМЕ ТОГО, ОТ ЛУБЯНКИ ПОСТУПИЛА СТРАННАЯ ПОСЫЛКА С РЕВОЛЬВЕРОМ.
• МАЯКОВСКИЙ ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЭЗИЮ XX ВЕКА. ОСОБЕННО НА КИРСАНОВА, ВОЗНЕСЕНСКОГО, ЕВТУШЕНКО, РОЖДЕСТВЕНСКОГО, КЕДРОВА, А ТАКЖЕ ВНЁС НЕМАЛЫЙ ВКЛАД В ДЕТСКУЮ ПОЭЗИЮ.