Владимир Высоцкий - такой разный и везде свой.ppt
- Количество слайдов: 79
Я стою, как перед вечною загадкою, Перед великою да сказочной страною… Такой разный и везде свой
Высоцкий Владимир Семенович – русский поэт, бард, актер.
Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 г.
Высоцкий в детские годы
Мать - Нина Максимовна Высоцкая, 1912 г. рождения, переводчик с немецкого языка. Отец - Семен Владимирович Высоцкий, 1915 г. рождения, кадровый военный, активный участник Великой Отечественной войны.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, вместе с матерью, Ниной Максимовной Высоцкой, эвакуируется в г. Бузулук Оренбургской области.
В 1943 г. возвращается в Москву на 1 -ую Мещанскую улицу, 126 (сейчас - проспект Мира, 76). Лето 1943 г. Детский сад фабрики "Свобода".
В возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером , который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира, и его новой женой Евгенией Степановной Лихалатовой - Высоцкой попал в послевоенную оккупированную Германию в г. Эберсвальде. Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.
Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после возвращения из Германии в 1949 году в центре Москвы - в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50 -х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность - на "оттепель", а зрелость - на унылый "застой".
В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.
Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. Однако он не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания средней школы N 186 он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.
Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое. . . ", - сказал тогда Владимир Семенович. Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.
1956 -1960 гг. Владимир Высоцкий студент актерского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. На первом курсе он знакомится с Изой Жуковой, которая станет его первой женой. С женой Изой 1957 год
1959 г. стал творческим началом в жизни третьекурсника Высоцкого. Первая театральная актерская работа (учебная) роль Порфирия Петровича в спектакле "Преступление и наказание" по Ф. М. Достоевскому. Первый курс Школы-студии МХАТ. На репетиции. Дебют в кино: "Сверстницы" (Реж. В. Ордынский, "Мосфильм"). Роль студента Пети, эпизод.
Окончив в 1960 году школу – студию МХАТа, он стал артистом театра и кино. В 1960 -1964 годах Владимир Высоцкий работал в драматическом театре им. А. С. перерывами). Сыграл роль Лешего "Аленький цветочек" по сказке С. также еще около 10 ролей, в эпизодических. Семенович Московском Пушкина (с в спектакле Аксакова, а основном -
С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма "713 -й просит посадку" в 1961 году познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. Декабрь 1965 г. С Людмилой Абрамовой, своей второй женой. Высоцкий сыграл уже замеченную публикой роль монтажника в известной молодежной картине "Карьера Димы Горина". (Реж. Ф. Довлатян, Л. Мирский, студия им. Горького).
В 1962 г. родился сын Аркадий. Владимир Высоцкий хочет уйти из театра Пушкина, пытается устроиться в другие театры. Менее 2 -х месяцев работает в Московском театре миниатюр. Пытается поступить в театр "Современник", но безуспешно. Снимается в роли матроса Петра в фильме ""Увольнение на берег" (Реж. Ф. Миронер, "Мосфильм").
Июль 1963 г. Со старшим сыном Аркадием В 1963 году им сыграны эпизодические роли гимнаста Никулина в фильме "Штрафной удар" (Реж. В. Дорман, студия им. Горького) и солдата в фильме "Живые и мертвые" (Реж. А. Столпер, "Мосфильм"). В 1964 г. родился второй сын – Никита.
Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60 -х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.
Спустя несколько лет, в 1965 -м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".
В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете? " Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов.
Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями. . .
1964 год стал для Высоцкого важным творческим рубежом. Под руководством Ю. П. Любимова он становится одним из ведущих актеров театра, демонстрируя мощную, экспрессивную манеру игры.
1964 год - "Добрый человек из Сезуана" (Б. Брехт). Второй бог, муж, Янг Сун.
1964 год - "Добрый человек из Сезуана" (Б. Брехт). Второй бог, муж, Янг Сун.
1965 г. - создает первые песни к спектаклям Театра на Таганке и исполняет их со сцены. "Десять дней, которые потрясли мир" (По Д. Риду). Керенский, часовой, артист, солдат революции.
Играет сразу несколько ролей в спектакле "Павшие и живые" (Поэтическое представление). Кульчицкий, Чаплин, Гудзенко, Гитлер.
1966 г. "Жизнь Галилея" (Б. Брехт). Галилей.
1966 г. "Жизнь Галилея" (Б. Брехт). Галилей.
1967 год - "Послушайте" (По В. Маяковскому. Поэтическое представление).
1967 год – «Пугачев" (По С. Есенину). Хлопуша.
В 60 -х годах Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его работ такие фильмы как: "Короткие встречи" (Максим), "Интервенция", "Служили два товарища" (Бруснецов), "Хозяин тайги" (Рябой), "Опасные гастроли". Бруснецов в фильме «Служили два товарища»
«Саша-Сашенька» «Хозяин тайги»
У всех фильмов с участием Высоцкого была трудная судьба. Мелодрама "Короткие встречи", собрав 4, 4 миллионов зрителей, была остановлена в прокате, несмотря на то, что было сделано 725 копий. Вновь на экраны картина вышла лишь в 1987 году.
Еще хуже обстояло дело с эксцентрической трагикомедией режиссера Геннадия Полоки "Интервенция", которая вообще была запрещена к прокату.
Героико-приключенческий музыкальный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Опасные гастроли" подвергся в критике, но все же вышел на экраны. Картина обошла по популярности даже знаменитый фильм "Белое солнце пустыни".
В 1967 году на экраны вышел фильм С. Говорухина и Б. В. Дурова «Вертикаль» . Во время съемки фильма актерам довелось пожить в палатке под ледником, чтобы набраться альпинистского опыта и «почувствовать» горы. В это время на пике Вольная Испания погиб альпинист.
Шли дожди, гора осыпалась камнепадами, происходило нечто драматическое. Но альпинисты не стали пережидать непогоду, они упрямо штурмовали вершину. Высоцкий, вслушиваясь в разговор, пытался понять, ради чего все это…
Так родилась песня: Здесь вам не равнина, здесь климат иной – Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревет камнепад, И можно свернуть, обрыв обогнуть, Но мы выбираем трудный путь, Опасный, как военная тропа. «Здесь вам не равнина» 1966 г. Альпинисты считали его своим, а он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах.
К тому времени многие в СССР стали обзаводиться магнитофонами. Буквально в каждом доме стали появляться неофициальные записи песен Высоцкого. Высоцкий постепенно становится настоящим кумиром. Это неподцензурное творчество очень раздражало советскую власть. Высоцкого все чаще не утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и грампластинки.
В песнях, как и в фильмах Владимир Высоцкий был мужчиной. По своей природе, героическому духу, он, наверное, должен был пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней, поэтому в песнях он проживал то, что хотел прожить в жизни.
Третья жена - Марина Влади (настоящие имя и фамилия Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова, 1938 г. р. ) вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля.
"Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.
С Мариной Влади и ее сыном Пьером. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним. . . " - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого. Супруга ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого.
Он много общался с интересными людьми, впитывая в себя все, что видел и слышал. Это помогало ему в своей работе. Он так искренне изображал своих героев, выходя на сцену, что зритель проникался к нему уважением и любовью. Он везде был своим.
В 70 -е годы Высоцкий мало снимался в кино. Периодически на экранах кино можно было услышать его песни, или песни на его стихи: в драме "Сыновья уходят в бой", в приключенческом фильме "Контрабанда", в трагикомедии "Одиножды один", в героической драме "72 градуса ниже нуля" и других. Среди же ролей тех лет можно лишь отметить Фон Корена в трагической мелодраме "Плохой хороший человек" и Ганнибала в музыкальной комедии "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил" (1976).
«Плохой хороший человек»
"Сказ про то, как царь Петр Арапа женил"
В 1977 году в серии "Aктеры советского кино" вышел посвященный Высоцкому проспект, составленный И. Рубановой. Говоря о тех выразительных средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино, театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно, голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в 1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал бы потерю голоса.
В театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти - он попадает в реанимацию из -за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем. 1970 г. "Берегите ваши лица" (По А. Вознесенскому. Поэтическое представление).
В 1971 году Высоцкому доверяют сыграть роль Гамлета в спектакле "Гамлет" (У. Шекспир). С этим спектаклем он примет участие в нескольких зарубежных фестивалях.
«Гамлет»
В 1972 году состоялась первая 55 -минутная съемка В. Высоцкого на Эстонском телевидении, г. Таллинн
В 1973 году он совершает первую поездку за границу - во Францию. В свет выходит авторская пластинка "Песни Владимира Высоцкого".
Вместе с Влади он совершает круиз на теплоходе и отдыхает в Пицунде.
В 1974 году выходят в свет две авторские пластинки "Песни Владимира Высоцкого".
В этом же году Высоцкий играет роль шофера Солодова в совместном советско-югославском фильме "Единственная дорога» .
В 1975 году Владимир Высоцкий получает трехкомнатную кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. С момента выхода в свет редкостью становится первая и единственная прижизненная публикация стихотворения В. Высоцкого в литературнохудожественном сборнике (День поэзии 1975. М. , 1975).
Происходит первая поездка Театра на Таганке за границу гастроли в Болгарии, где состоялась съемка интервью с В. Высоцким на ТВ в Софии, а также запись песен в авторском исполнении на пластинку (при жизни не вышла). С Любеном Георгиевым в Болгарии
В 1976 году спектакль "Гамлет" получает первую премию на десятом Белградском интернациональном фестивале БИТЕФ в Югославии, в 1977 году получает высшую премию французкой критики, как лучший иностранный спектакль года.
В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную роль в кино - Глеба Жеглова в сериале "Место встречи изменить нельзя". Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль. Тем не менее, этой роли могло и не быть. . .
Майским вечером 78 -го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах взяла Говорухина за руку и увела из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль".
"Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", вспоминает Говорухин. Во время съемок Станиславу Говорухину пришлось покинуть съемочную площадку из-за отъезда на фестиваль. И тогда он доверил режиссуру Высоцкому. Говорухин вспоминает: "Он давно подумывал о режиссуре. И я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.
Не смотря на ряд ярких ролей, по большому счету, талант Высоцкого-киноактера так и остался нераскрытым. Сколько ролей так и остались не сыгранными по разным причинам, но чаще всего из-за властей, который упорно пытались не допустить его на экраны.
Так сорвалась роль, которая могла стать одной из лучших в карьере актера Степан в легендарном "Андрее Рублеве" Тарковского (1965). Режиссер долго собирал скудные сведения о жизни Андрея Рублева и узнал, что он обучался иконописи в одном из древних монастырей Руси - Высоцком. И Тарковский, большой любитель мистических совпадений, решил снимать в своей картине Высоцкого. По одной из версий, Тарковскому не дали это сделать чиновники Госкино (хотя члены худсовета благосклонно отзывались о пробах актера), по другой - Высоцкий внезапно запил, и Андрей Арсентьевич, уважающий дисциплину, сказал, что никогда больше с ним работать не будет. Так или иначе, но роль Степана сыграл Н. Граббе.
Не были утверждены пробы Высоцкого в фильмах "Над Тисой" , "Аннушка". В 1964 году Шукшин планировал снимать Высоцкого в роли Пашки Колокольчикова, но в итоге отдал роль Леониду Куравлеву. В 1969 году Высоцкий, уставший от кинонеудач, сам попросился у Эльдара Рязанова в его фильм "Сирано де Бержерак". "Понимаете, Володя, - ответил Рязанов, я не хочу снимать в этой роли актера, мне бы хотелось снять поэта". "Но я же пишу. Стихи", смущенно улыбнулся Владимир Семенович. В те годы Рязанов не считал его настоящим поэтом, но из деликатности согласился посмотреть кинопробы. В итоге на роль Сирано был утвержден Евгений Евтушенко.
Пробовался Высоцкий и в фильмы "Софья Перовская" на роль Желябова, мелодраму "Дорога домой", приключенческом фильме "Дерзость". В фильме "Дерзость" Георгию Юнгваль-Хилькевичу Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать песен Владимира Семеновича на широкой пленке - бард тогда взял табуретку, поставил на нее ногу и без передыха с упоением пел. Это была первая качественная запись его песен.
Не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, Высоцкий становится настоящим кумиром, исполняя свои песни. В последние годы жизни доминирующей темой творчества Владимира Высоцкого в его песнях становится исповедь. Он всё чаще обращался не только к своим современникам, но и к потомкам.
В 1979 году Высоцкий совершает поездку с концертами в США и Канаду. В этом же году состоялась съемка интервью с В. Высоцким на ТВ в Пятигорске.
Высоцким сыграна последняя из главных ролей в театре – Свидригайлова в спектакле "Преступление и наказание" (По Ф. Достоевскому).
1980 г. –последний год жизни поэта. Состоялась единственная съемка В. Высоцкого на Центральном ТВ: песни с комментариями (при жизни поэта в эфир не вышла). Апрель. Последняя документальная киносъемка В. Высоцкого: три песни и размышления (Реж. В. Виноградов). Июнь. Спектакль "Гамлет" получает первую премию на втором Международном фестивале "Варшавские встречи" в Польше.
Сыграна последняя роль в кино - Дона Гуана в фильме "Маленькие трагедии" (Реж. М. Швейцер, "Мосфильм". По заказу ТВ).
16 июля. Последнее публичное выступление в Калининграде под Москвой. 18 июля. Спектакль "Гамлет" с участием В. Высоцкого.
Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада.
Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья "застоя", выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.
28 июля 1980 года Владимир Высоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Высоцкий сыграл 28 ролей в кино- и телефильмах, более 20 ролей в спектаклях Театра на Таганке; участвовал в 8 -ми радиоспектаклях, из которых 5 - записаны на пластинки; написал более 600 песен и стихов; объездил с концертами всю страну, а также выступал в Болгарии, Венгрии, Канаде, Франции, ФРГ, США.
Широкий творческий диапазон, погруженность в жизненную стихию, неуемная фантазия, разговорный язык насыщенный фразеологизмами и каламбурами – обеспечило творчеству Высоцкому широчайшую всенародную популярность. Очень русский, очень народный – поэт, актер на все времена.
Об авторах… Над презентацией работал ученик 8 класса муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 Г. Брянска Лакеев Павел Валерьевич