XX век начинается.ppt
- Количество слайдов: 27
XX век начинается…. Литература на рубеже 19 -20 веков Не два разных периода одной исторической эпохи лежат по обе стороны рубежа, а две эпохи, мало в чем похожие друг на друга.
Десятилетия на рубеже веков были эпохой стремительного развития человеческой мысли
Технический прогресс и процессы индустриализации и урбанизации сопровождались предельным обострением социальных и межгосударственных противоречий, приводя к революционным взрывам и войнам l Революция 1905 года в России
Технический прогресс и процессы индустриализации и урбанизации сопровождались предельным обострением социальных и межгосударственных противоречий, приводя к революционным взрывам и войнам l Первая Мировая война 1914 г
Технический прогресс и процессы индустриализации и урбанизации сопровождались предельным обострением социальных и межгосударственных противоречий, приводя к революционным взрывам и войнам l Великая октябрьская революция 1917 г.
Литература как отражение времени испытывает потрясение – меняется тематика произведений, идейные позиции авторов и их героев l В людях происходит изменение сознания, появляется ощущение отчужденности от жестокого мира l Многие писатели и художники этого периода пытались “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики.
l В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в. получило распространение ДЕКАДЕНСТВО, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia – упадок) • Понятие ДЕКАДАНС объединяет художников различных направлений, течений и стилей.
МОДЕРНИЗМ (франц. moderne - новейший, современный) l общее обозначение всех авангардистских направлений Авангардизм- отказ от простого воссоздания видимой поверхности реальных объектов и желания проникнуть в суть явлений, выразить внутренний мир, характер человека. l Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новые пути художественного отражения жизни, стремились к коренному обновлению литературы l
Модернизм l экспрессионизм l импрессионизм • акмеизм • футуризм • сюрреализм l • имажинизм символизм
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) l направление в искусстве, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. К. Бальмонт
Константин Бальмонт Я кликнул в поле. Глухое поле Перекликалось со мной на воле. А в выси мчались, своей долиной. Полет гусиный и журавлиный. … Кричали птицы к своим пустыням. Прощаясь с летом, серея в синем. А я остался в осенней доле – На сжатом, смятом, бесплодном поле.
Импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делают фотографы в своих работах, они старались передать самое первое впечатление от картин действительности, искали новые мотивы в городских улочках, сельских пейзажах, привычных и всем знакомых зданиях, изображали ремесленников за работой, гуляющих людей. . .
Авангард — радикальное новаторское течение, сложившееся в русском искусстве в предвоенные 1907 -1914 годы. l Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового искусства. К. Малевич. «Черный квадрат» ; « Скачет красная конница»
Экспрессионизм ощущение несправедливости, жестокости и безрадостности действительности Беспокойное чувство экспрессионистов противопоставлялось безмятежному взгляду импрессионистов и характеризовалось упрощением рисунков до карикатуры и выбором ярких экспрессивных цветов, едких и обжигающих, что хорошо передавало ощущение скрежещущего и хохочущего мира, насмешливого и жестокого.
С помощью ярких красок и рваных искореженных форм экспрессионизм показывает жестокость мира. Френсис Бекон
СИМВОЛИЗМ (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак) l Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. Призвание поэта – интуицию. связать мир реальный с миром запредельным. l Признание, что существуют “миры иные” , что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом
“. . . Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями” l Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха: l И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, качала Два темно-алые стекла. Эбер Эрнест. Офелия
Призвание поэта-символиста – связать мир реальный с миром запредельным. l На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто. 3. Гиппиус Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной.
АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь” l Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности l Медлительнее снежный улей, Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле. Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь – трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых. О. Мандельштам
Футуризм (oт лaт. futurum - бyдyщee) Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. l Футуристы отказывались от литературных традиций. они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с “Парохода Современности”. l Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях – “Молоко кобылиц” , “Дохлая луна” и т. п. l отстаивали право поэта на создание “заумного” , не имеющего определенного значения языка, у них русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. l
«Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание» «Нами уничтожены знаки препинания» l В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например: (корни: чур. . . и чар. . . ) Мы чаруемся и чураемся. Там чаруясь, здесь чураясь, То чурахарь, то чарахарь, Здесь чуриль, там чариль. Из чурыни взор чарыни. Есть чуравель, есть чаравель. Чарари! Чурель! Чареса и чуреса. И чурайся и чаруйся.
Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм, художники пытались выразить дробящуюся множественность впечатлений современного им человека- городского жителя.
СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealisme — сверхреализм) — художественное направление, сформировавшееся к началу 1920 -х во Франции. То, что сюрреализм предложил зрителю, не может быть узнано, потому что не существует в реальности. l Появление подобных образов непредсказуемо; они — материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения l По мысли теоретиков сюрреализма, целью творчества должно быть не отражение или отображение окружающей реальности или представлений о мире, но контакт с "высшей реальностью", областью структур бессознательного. Сюрреализм верит в существование непридуманных структур, выражающих подлинную сущность бытия, и в то, что художник может быть посредником между этой высшей и обыденной реальностью. l Поскольку препятствие, стоящее между высшей реальностью и чистым сознанием, — это наши знания, приобретенные представления, правила и установки, носителями чистого видения могут быть дети, "дикари", душевнобольные. l
Сальвадор Дали. Головокружение.
Имажинизм «Образ и только образ – вот орудие производства мастера искусства. . . Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия» l Имажини зм — литературное направление в русской поэзии 20 в, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. l Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Оттого-то в сентябрьскую склень И ресницы стучат в тишине, как копыта, На сухой и холодный суглинок По щекам, зеленеющим Головой размозжась о плетень, скукой, как луг, Облилась кровью ягод рябина. И душа выкипает, словно чайник забытый С Есенин На спиртовке ровных разлук. В. Шершеневич
Якулов Г. Б. Фантазия. 1920 г
XX век начинается.ppt