Скачать презентацию XVIII век в истории русской музыки Основные линии Скачать презентацию XVIII век в истории русской музыки Основные линии

XVIII век.ppt

  • Количество слайдов: 21

XVIII век в истории русской музыки Основные линии развития, события, имена, жанры XVIII век в истории русской музыки Основные линии развития, события, имена, жанры

XVIII век ► подъем национальной культуры и просветительства, ► формирование национальных школ в русском XVIII век ► подъем национальной культуры и просветительства, ► формирование национальных школ в русском искусстве. ► развитие концертной жизни, ► развитие литературы ► роль музыки - часть повседневной жизни, ► ведущие жанровые сферы - оперная и хоровая музыка

XVIII век ► Начало века – под знаменем реформ Петра Первого ( «окно в XVIII век ► Начало века – под знаменем реформ Петра Первого ( «окно в Европу» ) ►В музыке утверждается новый стиль – близкий европейскому классицизму ► Положение музыки и музыканта

Конец XVII века и первые десятилетия XVIII века: ► правление Петра Первого: § «инерция Конец XVII века и первые десятилетия XVIII века: ► правление Петра Первого: § «инерция движения» § дальнейшее развитие партесного концерта § развитие инструментальной музыки § Кант – ведущий жанр: ►строфическая форма, ►много куплетов. ►хоровое аккордовое трехголосие с параллельным движением двух верхних голосов Пример: кант «Радуйся, росско земле!»

30 – 50 годы ► правление Петровны Анны Иоанновны и Елизаветы § бароккко и 30 – 50 годы ► правление Петровны Анны Иоанновны и Елизаветы § бароккко и переход к классицизму. § партесный концерт сменяется более развитым многоголосием § роговая музыка, Иоганн Антон Мареш § Концертная жизнь § Развитие жанра канта – светский характер (навигацкий кант «Буря море раздымает» ) § Первая опера в России – «Цефал и Проксис» , Ф. Арайя и А. П. Сумароков

60 – 80 -е годы ► Правление Екатерины Великой § кульминация русского просвещения. § 60 – 80 -е годы ► Правление Екатерины Великой § кульминация русского просвещения. § становление санкт-петербургской композиторской школы: Пашкевич, Фомин, Хандошкин, Березовский, Бортнянский, Козловский, Дубянский. § французская оперная труппа при дворе Екатерины § комическая опера

 «Фольклорный бум» ► Народная песня = материал для творчества ► Рассматривается ► Радищев «Фольклорный бум» ► Народная песня = материал для творчества ► Рассматривается ► Радищев как литературный жанр и народная песня

Первые сборники народных песен ► В. Ф. Трутовский (ок. 1740 – 1810) «Собрание русских Первые сборники народных песен ► В. Ф. Трутовский (ок. 1740 – 1810) «Собрание русских простых песен с нотами» ► Н. А. Львов, И. Прач «Собрание народных русских песен с их голосами» - 1790 г. ► «Сборник Кирши Данилова» , 1804 г. (исторические песни и былины)

Российская песня ► одноголосная, под аккомпанемент гитары, клавесина, арфы. Похожи на арии, итальянские канцоны, Российская песня ► одноголосная, под аккомпанемент гитары, клавесина, арфы. Похожи на арии, итальянские канцоны, французские романсы, немецкие песни. Но тексты - русские! ► Теплов Григорий Николаевич (1717 – 1779) «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса» (1759) ► Примеры: § Дубянский «Стонет сизый голубочек» , § Козловский «Где, где, ах, где укрыться? »

Музыкальный театр ► 70 -е годы – русская комическая опера § Синтетическое действо – Музыкальный театр ► 70 -е годы – русская комическая опера § Синтетическое действо – музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами § Отражение крестьянской темы, бытовое содержание, счастливый финал § Музыкальная основа – русская народная песня ► Первая комическая опера – «Анюта» - 1772 г. Автор либретто – литератор Михаил Попов.

 «Мельник-колдун, обманщик и сват» 1779 г. ► А. О. Аблесимов (драматург), ► М. «Мельник-колдун, обманщик и сват» 1779 г. ► А. О. Аблесимов (драматург), ► М. М. Соколовский (музыка). ► ► ► Увертюра. Камерный ансамбль Владимирской филармонии Песня Мельника Песня Филимона Песня Анюты

В. А. Пашкевич ► Василий Алексеевич Пашкевич (ок. 1742 – 1797) – композитор, скрипач, В. А. Пашкевич ► Василий Алексеевич Пашкевич (ок. 1742 – 1797) – композитор, скрипач, певец, дирижер, актер, педагог. ► Оперы: § «Скупой» , § «Несчастье от кареты» , § «Санкт-Петербургский гостиный двор» . Сюжеты этих опер приближены к современности. Сюжеты и герои – типические для того времени.

Пашкевич В. А. «Несчастье от кареты» ► поставлена в 1779 г. на текст Я. Пашкевич В. А. «Несчастье от кареты» ► поставлена в 1779 г. на текст Я. Б. Княжнина ► Действующие лица: помещик Фирюлин, крепостной Лукьян, Анюта (его возлюбленная), барский шут Афанасий ► Драматургическая основа оперы – два мира: § Мир крестьян, испытывающих настоящие чувства – песенный. § Второй мир, где царствуют барство, праздность и глупость – лишен музыки.

Пашкевич В. А. «Скупой» ► либретто Княжнина, 1780 г. ► Действующие лица: § § Пашкевич В. А. «Скупой» ► либретто Княжнина, 1780 г. ► Действующие лица: § § § Скрягин – ростовщик Любима и Миловид – пара Пролаз – слуга ► Образ главного героя – Скрягина – решен как в опере-буфф ► Используются приемы из европейской оперы ► Пример - Монолог-речитатив Скрягина

Пашкевич В. А. «Санкт. Петербургский гостиный двор» ► «Как проживешь, так и прослывешь» на Пашкевич В. А. «Санкт. Петербургский гостиный двор» ► «Как проживешь, так и прослывешь» на основе комедии Матинского. ► первая в истории русской музыки опера, в которой показана жизнь купечества. ► Характеры героев раскрываются в арияхпортретах. Например, Ария Крючкодея, Ария Сквалыгина «Режь потоне ломоточки» ► иная сфера, основанная на народных песнях, включаются подлинные народные темы – хор «Во саду земзюлюшка» .

Е. И. Фомин «Ямщики на подставе» ► 1787, либретто А. Львова ► Действующие лица: Е. И. Фомин «Ямщики на подставе» ► 1787, либретто А. Львова ► Действующие лица: молодой ямщик Тимофей с женой Фадеевной, Филька Пролаза, Проезжий офицер ► Использование народных песен: § Хоровые обработки народных напевов «Высокол летает» - хор ямщиков § В увертюре - популярная песня «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»

Е. И. Фомин «Орфей» ► 1792 г, текст Княжнина по античному мифу. ► Мелодрама Е. И. Фомин «Орфей» ► 1792 г, текст Княжнина по античному мифу. ► Мелодрама – театральная пьеса с музыкой, которая перемежается с декламацией. ► 4 § § эпизода: 1. отчаяние Орфея, потерявшего супругу 2. Орфей спускается в ад 3. Счастье Орфея и Эвридики от встречи 4. проклятие Орфея богам, отнявшим у него любимую вновь. Пляска фурий, Голос Богов, Увертюра

Русский классический хоровой концерт ► два начала: § церковная певческая традиция § новое светское Русский классический хоровой концерт ► два начала: § церковная певческая традиция § новое светское мышление. черты сонатно-симфонического цикла «русская европейскость»

Периоды развития хорового концерта ► 60 -70 -е годы – апробация европейских полифонических приемов Периоды развития хорового концерта ► 60 -70 -е годы – апробация европейских полифонических приемов на русской почве ► 70 -80 -е годы – утверждение классицистских средств выразительности при отказе от сложных форм (фуги) ► 90 -е годы – проникновение интонаций романсовой лирики. Зрелые концерты Д. С. Бортнянского, С. А. Дегтярева, А. Л. Веделя, И. А. Козловского.

М. С. Березовский «Не отвержи мене во время старости» 1760 -е на текст 70 М. С. Березовский «Не отвержи мене во время старости» 1760 -е на текст 70 -го псалма из Ветхого Завета. ► Цикл из 4 частей: ► § 1 «Не отвержи мене» - о неумолимом приближении смерти, фуга § 2. «» Ибо враги мои говорят против меня» - о врагах, подстерегающих душу человека. Воплощение отчаяния человека и торжество врагов. В завершающем разделе – фугато. § 3. «Боже, не удаляйся от меня» - лирический центр – тихая молитва. Центральный эпизод – ансамбль солистов – имитационные переклички. § 4. «Да постыдятся» - финальная фуга – неотвратимость победы добра, торжество Всевышнего. ► Интонационное единство цикла: первая часть – интонационный источник

Концерты Д. С. Бортнянского ► Трехчастны: «быстро-медленно-быстро» . ► Использование жанровых основ: § псальмы Концерты Д. С. Бортнянского ► Трехчастны: «быстро-медленно-быстро» . ► Использование жанровых основ: § псальмы (Концерт № 32, 1 -я трехголосная тема), § хорала (Концерт № 32, 2 -я тема), § канта (Концерт № 35). Нередко первая часть является самой весомой, включает признаки сонатности. Фуги встречаются в финалах, строго следуют законам полифонии § концерт № 32 «Скажи мне, Господи, кончину мою» , § концерт № 35 «Господи, кто обитает в жилище твоем» ► Излюбленный жанр - Херувимская