(XV до начала XVII вв. )
1. Основные черты философии эпохи Возрождения 2. Натурфилософские идеи 3. 3. Cоциальные утопии
Эпоха Возрождения начинается в XIV–XV вв. и завершается в XVI–XVII вв. ♦ В результате раскола христианства в 1054 г. в Западной Европе происходит утверждение власти католицизма. ♦ Ведущую роль в общественном сознании начинает играть теология как «знание» о «наисовершеннейшем» воплощении духовности – Бога. ♦ Философия начинает выступать в роли «служанки богословия» .
Основные черты: тер; арак кий х с свет ское тиче е; анис рени гум зз чной ы рово анти льтур ми ние» ой ку жде ичн озро , ант «в ие); ии адиц и назван тр в юда роти ской (отс сть п тиче енно олас равл ко-сх овья нап ианс едневек рист ы ср х р льту ку
Писатели и поэты: Данте Алигьери; Марселий из Падуи; Франческо Петрарка; Джованни Боккачо Мыслители: Никколо Макиавелли (1469 -1527), Жан Боден (1530 -1596), Томас Мор (1479 -1555), Томмазо Кампанелла (1568 -1639); Томас Мюнцер (1490 -1525). Художники: Джото, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
Антропоцентризм: центром мира провозглашался человек, которого считали частью природы, самым совершенным ее творением Гуманистическая этика возвеличивала человеческую деятельность. «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»
Философия в этот период постепенно отходит от выполнения роли служанки богословия; были отброшены церковные догмы и создано новое, рациональное, жизнеутверждающее мировоззрение Пьетро Помпонацци в трактате «О бессмертии души» утверждал, что все важнейшие проблемы должны рассматриваться в двух различных ракурсах – философском и религиозном. Мартин Лютер в «Богословских тезисах» подверг критике официальную католическую доктрину. Выдвигая тезис о «всеобщем священстве» , он по сути отрицал необходимость духовенства.
Пантеизм (все Бог): Бог является безличным началом, растворенным во всей природе, тождественным с ней или с ее субстанцией n Томас Мюнцер: - вера – это пробуждение разума человека; - не существует потустороннего ада, наказания, все нужно искать в земной жизни; - Христос был таким же человеком, как и мы. n Николай Кузанский: - учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума» ); - человеческое знание есть «знание незнания» ( «ученое незнание» ); - «Бог во всех вещах, как все они в нём»
ІІ. Натурфилософия (от лат. : natura – природа) – система умозрительных и временами фантастических представлений о природе. Представители: Н. Кузанский, Г. Галилей, Н. Коперник, Дж. Бруно, Б. Телезио и др.
Николай Кузанский: Вселенная бесконечна; Земля не является центром мира, а подобна другим планетам. Николай Коперник: гелиоцентрическая система мира. В своем труде «О вращении небесных сфер» он выдвинул и обосновал положение о том, что центром мира является не Земля, а Солнце; что Земля – одна из многих планет, которая не является неподвижной, а движется вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Джордано Бруно: - идея о бесконечности Вселенной и безграничном количестве миров, подобных нашей Солнечной системе; - материальное единство мира и объективность его законов. Галилео Галилей : идея материальной субстанции как единственного неизменного основания природы, которая имеет структуру и требует для своего описания исключительно механико -математических средств (фигуры, числа, движения). Гал и и
n Леонардо да Винчи утверждал, что все явления природы подчиняются объективному закону необходимости. n Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы Джоконды «Необходимость – наставница и любимица природы. Необходимость – тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон» .
Эразм Роттердамский в своем произведении «Похвала Глупости» внедряет идею распространения образования как средства для исправления всех социальных несовершенств. В книге «Жалоба мира» выступает за миролюбивые отношения между народами. Труды Пьера Шаррона «О мудрости» , «Краткий трактат о мудрости» посвящены анализу человеческой психики, правил познания и основных моментов права как учения о взаимоотношениях людей. Шаррон считал, что человек суетлив и слаб, он похож на животное, является его «соседом и родней» . В то же время человек существо гордое и спесивое, он может подчиняться голосу истинной морали. Основа этой морали – следование природе.
ІІІ. Социальные утопии ▪ концепции централизованного государства; ▪ теории природного права; ▪ утопические социалистические теории.
Никколо Макиавелли Политику определяет не Бог, не мораль, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология. n Мотивами политической деятельности являются интересы, потребности, стремление к обогащению. n
В эпоху Возрождения существовало три толкования права: n n n как проявления Божьего суда, и поэтому оно имело характер необходимости, абсолютности и вечности (так было в средние века); как продукта соглашения людей, который является относительным, может изменяться (этот подход встречаем уже в древние времена). право имеет человеческое происхождение, но, несмотря на это, оно необходимо, ибо его сущность вытекает из общей человеческой природы. Это так называемое «естественное» право. Этой концепции придерживался Гуго Гроций
Томас Мор: - корень зла - в частной собственности; - государство – это заговор богатеев ради притеснения простого народа. Томмазо Кампанелла в своем труде «Город Солнца» выдвинул идею равенства людей, выступал против частной собственности, против деления на богатых и бедных. Цель «Города Солнца» – земное благополучие, благосостояние его жителей ( «солярийцев) и развитие культуры.
Философская мысль эпохи Возрождения отошла от схоластики и приблизилась к познанию человека, его поступков, потребностей и устремлений.