ВВМЛ 8(13).pptx
- Количество слайдов: 9
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛ 2. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ВОПРОС № 7
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Образность – это способность человеческой психики воспринимать мир конкретно-чувственно и эмоционально, хранить в памяти представления о мире, фантазировать, воображать, т. е. «пересоздавать» действительность в сознании. «Искусство – мышление образами» В. Г. Белинский. Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Х. о. обладает чувственной достоверностью, пространственно -временной протяжённостью, предметной законченностью и самодостаточностью. Х. о. не смешивается с реальными объектами. Х. о. - условный иллюзорный, идеальный
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ПОНЯТИЕ (ЧУВСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ И ПОНЯТИЙНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА) Художественный образ (структура х. о. ) комплекс (диалектическое единство) противоположных начал: объективного и субъективного, реального и идеального, жизнеподобного и условного, частного и общего, эмоционального и рационального, чувственного и абстрактного, сущностного и возможного, изобразительного и выразительного. Понятие – отвлечённость, абстрактность, однозначность, фиксация предметной закономерности. Художественный образ обладает свойствами понятий (мыслительных конструкций): отражает, осмысляет, обобщает действительность, раскрывает в единичном/преходящем вечное/неизменное. Однако художественный образ не только отражает и осмысляет существующую действительность, но и преобразует её, открывает новые смыслы и значения, творит новый, вымышленный мир.
ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНОГО ОБРАЗА Словесный образ менее нагляден, чем пластический, поскольку материалом для его создания является не вещественная субстанция, но система знаков (язык). Поэт/писатель воссоздаёт не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи. Словесный образ имеет временн. Ую организацию. Поскольку речевые знаки сменяются во времени (произнесения, написания, восприятия), то и образы, воплощённые в этих знаках, раскрывают не только статическое подобие вещей, но и динамику их превращения (н-р, узловым моментом сюжетного образа является перипетия).
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВЕСНОГО ОБРАЗА Словесный образ – результат ассоциативной связи двух и более значений, заключённых внутри речевого сообщения (слова, фразы и т. п. ). Способы ассоциативного соотнесения разнообразны – осуществляются как «внутри» слова (между звуковыми, морфологическими, семантическими аспектами слова), так и «посредством слова» (между представлениями, вызываемыми соотносимыми словами). Наиболее характерные виды словесных ассоциативных связей: - ассоциативная связь между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением; - между «внутренней формой слова» (этимологией) и его прямым значением; - между основным и дополнительным значениями слова; - между прямым и контекстуальным значениями слова.
ВИДЫ (КЛАССИФИКАЦИЯ) СЛОВЕСНЫХ ОБРАЗОВ ПО УРОВНЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА - фонические и ритмические образы (аллитерации, ассонансы, анафоры и т. д. ); - лексические образы (слово-образ); - предметные образы интерьер, пейзаж); (деталь, подробность, - характер (образ-персонаж); - произведение как «образ мира» ; Образы каждого последующего уровня возникают на основе образов предшествующих уровней.
ОБОБЩЁННО-СМЫСЛОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВ (ПО ОТРАЖЁННОМУ РЕАЛЬНОИСТОРИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ) Индивидуальные образы – выражают меру оригинальности, неповторимости художника. Характерные образы – раскрывают закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи эпохи. Типические образы (типичность – высшая степень характерности) – вбирая существенные особенности конкретно-исторического, социально-характерного, перерастают границы своей эпохи, обретают общечеловеческие черты, раскрывают вечные свойства человеческой натуры. Индивидуальные, характерные, типические образы являются творческим созданием одного автора в пределах одного произведения (но степень воздействия на литературный процесс м. б. различна).
ОБОБЩЁННО-СМЫСЛОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВ (ПО УСЛОВНОЙ, КУЛЬТУРНОВЫРАБОТАННОЙ ФОРМЕ) Мотив – образ, повторяющийся в нескольких произведениях одного или многих авторов (н-р, образымотивы метели и ветра у А. Блока). Топос ( «общее место» ) – образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации (н-р, топосы «мир как книга» , «мир как театр» для Европ. Культуры средних веков и Возрождения; топосы дороги и зимы для русской литературы); Архетип (неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы, универсально распространённые сюжеты) – заключает в себе наиболее устойчивые «схемы» человеческого воображения, проявляющиеся на всех стадиях развития искусства (н-р, мифы о потопе или представления о мировом древе и их отражение в литературе).
К. БАЛЬМОНТ (1867 -1942) «КАМЫШИ» (1895) Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут, о чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползёт. Трясина заманит, сожмёт, засосёт. «Кого? Для чего? – камыши говорят, Зачем огоньки между нами горят? » Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет всё ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
ВВМЛ 8(13).pptx